Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монополистическая конкуренцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Монополистическая конкуренция отвечает следующим принципам: в отрасли действует множество фирм и имеется свободный вход в отрасль и выход из неё; все фирмы производят дифференцированную продукцию и тем самым пытаются провести свою монопольную власть на рынке. Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий вид. Её эластичность больше, чем эластичность кривой спроса в отрасли в силу наличия большего количества взаимозаменяемых товаров. В краткосрочном периоде времени фирма получает монопольную сверхприбыль (рис. 46).
Высокая сверхприбыль вызывает прилив капитала в отрасль. Рыночный спрос будет распадаться на большее количество фирм, в итоге кривая спроса фирмы начнёт смещаться вниз и влево. С другой стороны, фирма, пытаясь выстоять в конкурентной борьбе, начнёт увеличивать свои расходы на рекламу, улучшение качества продукции, что приведёт к смещению кривой средних издержек вверх. Следовательно, в долгосрочном периоде фирма достигает равновесия, когда её сверхприбыль будет равна нулю (рис. 47). Долгосрочное равновесие позволяет сде-лать вывод об эффективности монополисти-ческой конкуренции.
Во-первых, в условиях монополистичес-кой конкуренции неэффективно распределе-ны ресурсы, поскольку Р МС, что приводит к появлению чистых экономических потерь. Во-вторых, в условиях монополисти-ческой конкуренции неэффективно исполь-зуются производственные мощности, поскольку Р min долгосрочных средних издержек. Доводами в защиту монополистической конкуренции могут быть: низкий уровень монополистической власти; широкая дифференциация продукции. Олигополия: сущность, формы взаимодействия и модели конкурентного ценообразования Олигополия представляет такую рыночную структуру, при которой рынок разделён несколькими крупными продавцами. В условиях олигополии фирмы сталкиваются со следующими ограничениями: кривой спроса, кривой затрат, а также с действиями немногих конкурирующих фирм. Зависимость поведения фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Возможны следующие формы взаимодействия на олигополистическом рынке: тайный сговор о дележе рынка и повышении цен (картель; не оформленное официально тайное соглашение, джентльменское соглашение); согласование без соглашения и пр. Модель олигополии должна содержать схему ответных действий фирмы на реакцию конкурентов, вызванную изменением положения на рынке. Это предопределяет тот факт, что не существует единой модели олигополии. Наиболее известны из них: – модель Курно. – модель «ломаной кривой спроса». – теория игр и олигополия. Поясним олигополистическую взаимосвязь на примере ломаной кривой спроса. В этой модели предполагается, что каждая фирма анализирует реакцию своих конкурентов на изменение цены. Фирма исходит из того, что если она понизит свои цены, то конкуренты последуют за ней; если она повысит цены, они проигнорируют это. В результате кривая спроса фирмы приобретает ломаный вид. Следствием этого будет ломаный вид кривой предельного дохода. Поэтому если происходит изменение издержек фирмы на вертикальном участке АВ, это не вызовет изменения оптимального объема производства и цены (рис. 48). Это объясняет тот факт, что в условиях олигополистического рынка цены стабильны.
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Задача 1. Предприятие работает в условиях совершенной конкуренции. Выпуск продукции за некоторый период времени и общие издержки предприятия представлены в табл. 19. Определите опти-мальный объем выпуска для данного предприятия, если цена товара на рынке установилась на уровне 125 тыс. руб.
Таблица 19
Решение В условиях совершенной конкуренции объем выпуска, максимизирующий прибыль фирмы будет выбран при условии Р = МС. Значит, задача сводится к нахождению предельных издержек при данных объемах выпуска. Составим табл. 20. Таблица 20
Предприятие будет выпускать 8 единиц продукции, так как при данном объёме выпуска Р = МС = 125 тыс. руб. Задача 2. В отрасли работает более 100 одинаковых фирм. Зависимость общих издержек каждой фирмы от объема производства представлена в табл. 21. Цена на товар установилась на уровне 50 ден. ед. Как Вы думаете, будут ли фирмы в краткосрочном периоде времени входить в отрасль? Выходить из нее? Определите, при какой цене товара фирмы покинут данную отрасль? Таблица 21
Решение Сначала необходимо рассчитать величину предельных и средних издержек при данных объемах выпуска (табл. 22). Таблица 22
Так как фирмы в отрасли находятся в условиях совершенной конкуренции (цена товара равна предельным издержкам производства: Р = МС), то каждая фирма будет производить по 3 единицы продукции. Однако, при цене Р = 50 ден. ед., средние издержки АС > Р. Такое положение в отрасли не будет привлекательно для новых производителей, так как эти фирмы в сложившихся условиях понесут убытки. Однако, фирмы могут продолжать дальнейшее производство в данной отрасли, так как производя товар, они будут минимизировать свои убытки. Условие закрытия предприятия: Р = min AVC, где AVC – средние переменные издержки. Сравнивая полученные в таблице результаты находим, что предприятию стоит закрыться, если цена на продукцию будет равна Р = 30 (ден. ед.), а объем выпуска Q = 1 (тыс. шт.). Т.е. при этих значениях цены и объема выпуска фирмы будут покидать данную отрасль. Задача 3. В условиях совершенной конкуренции находится фирма, которая выпускает товар по цене 10 ден. ед. Функция общих издержек фирмы имеет вид: TC = 8Q + 0,5Q2, где Q – объем выпускаемой продукции. Найдите максимизи-рующий прибыль объем выпуска. Какую прибыль получает данная фирма? Решение По условию дана функция общих издержек TC = 8Q + 0,5Q2. Общий доход TR = P∙Q = 10Q. Прибыль PF = (TR – TC) = 2Q – 0,5Q2 max. Так как требуется найти объем выпуска, максимизирующий прибыль, то производная от функции прибыли равна нулю: PF'(Q) = 0. Продифференцируем функцию прибыли по переменной Q. PF'(Q) = 2 – Q. Приравняв производную к нулю, найдем Q = 2 – максимизирующий прибыль объем выпуска. Тогда прибыль будет равна: PF = 2Q – 0,5Q2 = 2 (ден. ед.). Задача 4. Фирмы находятся в условиях совершенной конкуренции на рынке в долгосрочной перспективе. Общие издержки каждой фирмы описываются уравнением: ТС = Q3 – 12Q2 + 48Q, где Q – количество выпускаемой продукции (тыс. шт.), ТС – общие издержки (ден. ед.). Определите цену, установившуюся на рынке и объем выпуска каждой фирмы. Чему равен общий доход в отрасли, если доля общего дохода каждой фирмы составляет 5 % от общей выручки отрасли? Решение Условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде времени: P = min(AC), где Р – цена выпускаемой продукции; АС – средние издержки каждой фирмы, следовательно, задача сводится к нахождению минимального значения функции AC(Q). , т.е. АС = Q2 – 12Q + 48. AC'(Q) = 2Q – 12, приравняв производную функции и средние издержки к нулю, получим Q = 6 (тыс. шт.) – объем выпуска каждой фирмы. Так как фирмы находятся в долгосрочном периоде, то цена за единицу продукции Р = АС(6) = 12 (ден. ед.). Общий доход каждой фирмы TR = PQ, подставляя полученные значения в эту формулу, получим TR = 72 (ден.ед.). По условию задачи эта выручка составляет 5 % от общей выручки в отрасли, значит, общий доход в отрасли TRОТР. = 1440 (ден.ед.). Задача 5. В отрасли действуют 100 одинаковых фирм. Общие издержки каждой фирмы можно представить в виде функции TC = 0,2q2i + 2qi – 30, где qi – объем выпуска i-й фирмы. Определите параметры равновесия на рынке в краткосрочный период, если спрос на товар равен Qd = 1200 – 100P. Чему равен объем выпуска и размеры прибыли отдельной фирмы? Решение Для того, чтобы найти параметры равновесия на данном рынке, необходимо знать функцию предложения товара. Ее можно найти, зная функцию предложения отдельной фирмы: MC = TC'(qi), значит, необходимо найти производную от функции общих издержек, т.е. MC = 0,4qi + 2; в условиях совершенной конкуренции в краткосрочный период времени равновесие наблюдается при МС = Р, тогда qi = 2,5Р – 5. Функция рыночного предложения будет равна .Так как объемы выпусков отдельных фирм равны, то Qs = 100∙qi = 250P – 500. Условие равновесия на рынке: Qd = Qs. Приравнивая соответствующие правые части данных функций, получим Р = 4,86 (ден. ед.), Q = 714 (ед. товара). Так как все фирмы одинаковы, то объем выпуска каждой отдельной фирмы, , т.е. qi = 7,14 (тов. ед.) Задача 6. В табл. 23 приведены данные о рыночном спросе на продукцию, выпускаемую фирмой-монополистом, а также зависимость общих издержек монополиста от выпуска продукции. Какой объем производства установит монополист? При какой цене? Каковы его средние издержки? Какова будет его прибыль? Таблица 23
Решение Монополист выберет такой объем производства, при котором его прибыль будет максимальной. Условие максимизации прибыли MR = MC, следовательно, задача сводится к нахождению предельного дохода и предельных издержек фирмы (табл. 24). Таблица 24
Монополист будет выпускать 3 единицы продукции, назначив цену 14 ден. ед. Средние издержки при таком объеме выпуска равны: , значит, АС = 12 (ден. ед.). Прибыль монополиста PF = (P – AC)∙Q, т.е. РF = 6 (ден. ед.).
Задача 7. Общий доход фирмы-монополиста описывается функцией TR = = 100Q – 2Q2, а общие издержки функцией TC = Q2 – 20Q + 1000. Определите максимизирующий прибыль объем выпуска монополиста. Какую цену установит монополист? Чему будет равна его прибыль? Если государство решит регулировать монополию, заставив выпускать продукцию по общественно оптимальной цене, то чему будут равны субсидии государства данной фирме? Решение Условие максимизации прибыли MR = MC, где MR – предельный доход; МС – предельные издержки. MR = TR'(Q); MC = TC'(Q), значит, MR = 100 – 4Q; MC = = 2Q – 20. Приравняв правые части этих уравнений, получим Q = 20(ед.) Чтобы определить цену, которую установит монополист, необходимо найти функцию спроса. Ее можно найти, поделив функцию общего дохода TR = P∙Q на Q, т.е. P = 100 – 2Q. Объем выпуска известен, следовательно, можно найти цену, которую установит монополист: Р = 60 (ден. ед.). Общественно оптимальная цена Р = МС, т.е. необходимо найти такой объем выпуска, при котором спрос совпадает с предложением: 100 – 2Q = 2Q – 20, откуда QОПТ. = 30 (ед.); РОПТ. = 40 (ден. ед.). Для того, чтобы определить прибыль или убытки монополиста, необходимо знать функцию средних издержек или . При выпуске 20 единиц продукции АС = 50 (ден. ед), прибыль PF = (P – AC)∙Q, РF = 200 (ден. ед.). Если государство будет регулировать монополию, то (ден. ед.). Субсидии = (АСОПТ. – PОПТ.)∙Q. Субсидии = 99 (ден. ед.). Задача 8. Художник заключает договор с художественным салоном о продаже своих картин. Спрос на картины составляет P = 100 – 2Q, где Р – цена, в тыс. рублей; Q – количество картин, в шт. Предельные издержки продажи одной картины равны 48 тыс. руб. В соответствии с договором художник получает 20 % общей выручки. Какую цену установит художественный салон? Какое количество картин будет продано? Согласится ли художник с данной ценой? Какую цену назначил бы художник, учитывая, что издержки по продаже несет магазин? Выгодна ли эта сделка с точки зрения общества? Сколько бы картин было продано по общественно оптимальной цене? Решение Так как салон несет издержки по продажи картин, и, в соответствии с Договором, получает лишь 80 % от общей выручки, следовательно, салон установит такую цену, при которой прибыль PF = 0,8TR – TC (TR – общий доход от продажи картин; ТС – общие издержки) будет максимальной, т.е. 0,8MR– МС = = 0 (1), где MR – предельный доход; МС – предельные издержки. Предельный доход можно найти, если нам будет известна функция общего дохода. Ее можно найти, умножив функцию спроса на Q. Общий доход TR = = PQ = 100Q – 2Q2. Предельный доход MR = TR'(Q) = 100 – 4Q. Подставляя полученное выражение и величину предельных издержек в формулу (1), найдем количество картин Q = 10 (шт.), которые продаст салон по установленной им цене Р = 80 (тыс. руб.). Художник назначил бы ту цену, при которой общая выручка от продажи картин была бы максимальной, т.е. предельный доход MR = TR'(Q) = 0. Приравнивая функцию предельных издержек к нулю, получим Q = 25 (шт.); Р = = 50 (тыс. руб.). Общество устроила бы цена, равная предельным издержкам, т.е. Р = 48 (тыс. руб.). При данной цене было бы продано 26 картин. Задача 9. Может ли монополия осуществлять эффективную ценовую дискриминацию на рынке, сегменты которого характеризуются следующими, функциями спроса: Pd1 = 120 – 4Q; Pd2 = 120 – 8Q? Решение Монополия будет осуществлять эффективную ценовую дискриминацию, если она имеет различную монопольную власть на сегментах данного рынка. Задача сводится к нахождению коэффициента Лернера на каждом сегменте. Перепишем функцию спроса как зависимость величины выпуска от цены: в первом сегменте: ; во втором сегменте: . Эластичность спроса по цене в первом сегменте рынка ; во втором сегменте . Коэффициент Лернера , тогда в первом сегменте рынка ; во втором сегменте . Так как KL1 KL2, значит, монополия может осуществлять ценовую дискриминацию.
Задача 10. Втабл. 25 представлена шкала спроса на двух сегментах рынка, монополизированного одной компанией. Предположим, АС = МС = 1 $ при любом объеме производства. Определите: a) объем выпуска, цену товара и величину прибыли фирмы при условии, что она не проводит ценовую дискриминацию; b) объем выпуска, цену товара и величину прибыли фирмы при условии осуществления ценовой дискриминации. Таблица 25
Решение Если фирма не проводит ценовую дискриминацию, то объем спроса на данном рынке: Q = Q1 + Q2, где Q1 величина спроса на I сегменте рынка; Q2 – величина спроса на II сегменте. Задача сводится к нахождению предельного дохода при разных объемах выпуска (табл. 26).
Таблица 26
Предельный доход, близкий к предельным издержкам достигается при объеме выпуска Q = 83 (шт.) по цене 3 ($) за 1ед. товара. PF = (P – AC)∙Q, значит, прибыль PF = (3 – 1)∙83 = 166 ($). Аналогично подсчитывается предельный доход в каждом сегменте рынка. В I сегменте MR = MC при объеме выпуска Q = 20 (шт.) по 5 ($), следовательно, PF1 = 80 $. Во втором сегменте MR = MC при величине спроса 55 шт. по 3 $, PF2 = = 110 $. Прибыль при проведении дискриминации PF = 190 $.
Задача 11. Торговая компания «Сатурн» продает футболки на Рижском и Черёмушкинском рынках. Эластичности спроса соответственно равны 5 и 8. Торговой компании удается успешно разделить эти рынки и препятствовать перепродаже купленных на другом рынке футболок. Какую цену должна назначить компания на футболки, если цена на Черемушкинском рынке равна 1000 рублей? Решение Зная ценовую эластичность спроса и цену футболок на Черёмушкинском рынке, можно определить, чему равны предельные издержки производства футболок из формулы, определяющей цену товара на данном сегменте рынка: P = = MC / (1 + 1/Ed), где Р – цена монополиста; МС– предельные издержки производства; Ed – коэффициент ценовой эластичности на данном сегменте рынка. Предельные издержки MC = P∙(1 + 1/Ed). Учитывая, что в примере эластичность спроса берется по абсолютной величине, то МС = 1000∙(1 – 1/8) = = 875 (руб.). Зная предельные издержки производства, можно определить цену, которая будет установлена на Рижском рынке: Р = 875 / (1 – 1/5) = 1093,75 (руб.). Задача 12. Фирма А является наиболее эффективной в отрасли по производству жести для консервных банок. Она меняет цены, а все другие фирмы следуют за ней. Спрос на жесть описывается формулой P = 400 – 2Q, где Р– цена жести, в ден. ед.; Q – ее количество, в тыс. рулонах. Остальные фирмы могут поставить на данный рынок следующее количество жести: Q = 1,5P. Какое количество жести поставит на рынок фирма А, если ее предельные издержки описываются функцией MC = 0,2Q – 20? Какую цену установит фирма А на продукцию? Сколько тыс. рулонов жести поставят на данный рынок остальные фирмы? Решение В данной задаче представлена модель олигополии с одной лидирующей фирмой на рынке. Так как цену товара назначает лидер, остальные фирмы будут вынуждены ее принять. Тогда функцию спроса на жесть можно представить в следующем виде: РЛ = 400 – 2Q., где РЛ – цена лидера. Фирма А не является единственным поставщиком жести на рынок, поэтому, РЛ = 400 – 2(QЛ + QФ), где Qф – объем выпуска фирм; QЛ – объём выпуск фирмы А. Из условия задачи QФ = = 1,5РЛ, подставляя данную функцию в преобразованную выше формулу, получим функцию спроса на продукцию фирмы А: Рл = 100 – 0,5QЛ. Фирма А назначит такую цену, при которой предельный доход будет равен предельным издержкам: MR = MC. MR = TR'(QЛ) = 100 – QЛ, где TR – общие издержки (TR = PЛ∙QЛ). Функция предельных издержек фирмы–лидера дана по условию, поэтому, приравнивая ее к функции предельного дохода, получим объем выпуска QЛ = 100 (тыс. рулонов) фирмы А. Цена жести на рынке PЛ = 50(ден. ед.); QФ = 75(тыс. рулонов) объем выпуска фирм.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ 1. 100 фирм в условиях совершенной конкуренции занимаются производством электрических лампочек. Зависимость общих издержек каждой фирмы от объема выпуска показана в табл. 27.
Таблица 27
Какова цена одной лампочки? Является ли производство лампочек прибыльным делом? Какова прибыль (убытки) приходятся на одну лампочку? 2. Известно, что рынок бензина в стране X находится в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается уравнением: Qd = 200 – 10P, где Qd – количество покупаемого бензина (тыс. галлонов); Р – цена одного галлона бензина ($). Средние издержки типичной бензоколонки AC = 5 + (qi + 5). Какое число бензоколонок действует в отрасли в долгосрочной перспективе? 3. Производство столов в городе М монополизировано компанией "Иванов и сыновья". Какую цену назначает компания, если ее общие издержки по производству столов равны TC = 10Q, где Q – объем выпуска в тыс. шт., а эластичность спроса по цене на столы равна 5? 4. Исследование рынка спичек, характеризующегося дуополией, установило, что функции реагирования каждой фирмы–производителя спичек имеют следующий вид: Y1 = 100 – 2Y2; Y2 = 100 – 2Y1 где Y1 и Y2 характеризуют объемы производства соответственно первой и второй фирм. Вычислите пропорции раздела рынка между данными фирмами. 5. В отрасли действуют 10 фирм. Предельные издержки каждой фирмы описываются формулой: MC = 100 – 3Q + Q2. Спрос на продукцию отрасли равен P = 100 – Q, где Q – объем производства отрасли, в тыс. шт.; Р – цена единицы продукции, в руб. Каков должен быть объем производства каждой фирмы, чтобы отрасль в долгосрочной перспективе находилась в состоянии равновесия? 6. В отрасли действуют две фирмы, предельные издержки которых одинаковы и равны нулю. Спрос на продукцию отрасли равен P = 100 – Q, где Р – цена (руб. за шт.); Q – объем спроса (тыс. шт.). Каким образом фирмы поделят рынок между собой в условиях равновесия Курно? Какой при этом будет цена равновесия? Если фирмы объединятся в картель, какой будет объем производства продукции и по какой цене ее продадут? Если в отрасли была бы свободная конкуренция, чему была бы равна цена и какой объем производства был бы характерен для нее? 7. Компания является монополистом на рынке яблок. Она продает два вида яблок: желтые (эластичность спроса по цене равна – 10) и красные (эластичность спроса по цене равна –4). Цена желтых яблок составляет 6 $ за один килограмм. Компания эффективно проводит ценовую дискриминацию. Какова должна быть в этом случае цена красных яблок, чтобы компания получила максимальную прибыль? Тема 6. РЫНОК ТРУДА 1. Закономерности формирования спроса на экономические ресурсы: a) спрос фирмы на факторы производства. Правила использования ресурсов; b) отраслевой и рыночный спрос на ресурсы; c) факторы изменения спроса на ресурсы, эластичность спроса. 2. Предложение на рынке труда и формирование уровня заработной платы: a) индивидуальное, рыночное и отраслевое предложение труда. Эффект дохода и эффект замещения при росте заработной платы; b) конкурентное равновесие и определение ставок заработной платы. Причины дифференциации ставок. Минимальная заработная плата. 3. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции: a) монопсония и принятие решений о найме рабочей силы; b) профсоюзы и их влияние на предложение труда и ставку заработной платы; c) двухсторонняя монополия.
НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.023 с.) |