НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ



Рыночную конъюнктуру характеризуют: спрос, предложение и равновесная цена.

Спрос количество продукта, которое желают и в состоянии купить потребители по данной цене в определенный период времени.

Ключевым фактором, влияющим на спрос, является цена. Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров падение цены ведет к росту величины спроса и, наоборот, при увеличении цены – к уменьшению величины спроса, т.е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса (рис. 3).

P   d     d   Q Рис. 3
,

где P – цена; Q – величина спроса; dd – кривая спроса.

Закон спроса имеет следующее обоснование:

1) потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, т.е. с каждой последующей единицей товара потребитель получает все меньше удовлетворения, т.е. покупатели приобретают дополнительные единицы при условии понижения цены;

2) эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода: при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая в приобретении альтернативных товаров. Эффект замещения: в случае повышения цены люди стремятся покупать более дешевые товары, отказываясь от потребления более дорогих товаров. Исключением из закона спроса являются:

d  
1. Товары Гиффена. Это товары низшей категории, которые занимают в бюджете потребителя основное место. В случае увеличения цены на данный товар потребитель отказывается от других товаров и увеличивает потребление данного товара. Поэтому кривая спроса находится в прямой зависимости от цены (рис. 4).

2. Престижные товары. В случае уменьшения цены на престижные товары ниже определенного уровня, они переходят в разряд обычных товаров и спрос на них сокращается (рис. 5).

 
 


P

       
   
 
 

 


Q

Рис. 5

Кроме цены на рыночный спрос влияют и другие неценовые факторы. Они смещают кривую спроса dd вниз или вверх. Это смещение называется изменением в спросе. К этим факторам относятся:

1) потребительские вкусы и предпоч-тения;

2) количество покупателей на рынке;

3) доход покупателя. Влияет на спрос неоднозначно. При увеличении дохода:

a) возрастает спрос на товары нормального и высшего качества (сдвиг dd вправо);

b) сокращается спрос на товары низшей категории (сдвиг dd влево);

4) цены на сопряженные товары:

a) если товары взаимозаменяемые, то увеличение цены на данный товар, приводит к увеличению спроса на другой товар;

b) если товары взаимодополняемые, то увеличение цены на данный товар приводит к уменьшению спроса на другой товар.

5) ожидания покупателей по поводу будущих цен, будущих доходов и в целом экономической конъюнктуры.

Таким образом, спрос является функцией от следующих факторов:

 

Qd = f(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),

 

где Qd – спрос; Р – цена; I – доход потребителя; Z – вкусы и предпочтения потребителя; W – ожидания потребителей по поводу будущих цен и будущего дохода; Psub – цена на товар-субститут; Рсоm – цена на товар-комплемент; N – количество покупателей; В – прочие факторы.

Эластичностьэто мера реакции спроса к изменению определяющих его факторов. Степень эластичности или неэластичности спроса измеряют при помощи коэффициента эластичности Ed. Существуют три показателя эластичности спроса: ценовая эластичность, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность.

Ценовая эластичность характеризует степень чувствительности потребителей к изменению цены на данный товар. Она определяется как процентное изменение величиныспроса к процентному изменению цены на данный товар:

 

 

.

Если:

• Ер > 1, спрос эластичный, при снижении цены на один процент спрос растет на большую величину, поэтому общая выручка возрастает;

• Ер < 1, неэластичный спрос, т.е. при снижении цены на один процент спрос растет на меньшую величину, поэтому общая выручка падает;

• Ер = 1, единичная эластичность. Цена и величина спроса изменились на одинаковый процент, поэтому общая выручка не изменилась.

• Ер = 0, абсолютно неэластичный спрос, т.е. изменение цены не вызовет изменение величины спроса;

• Ер = ∞, абсолютно эластичный спрос, т.е. бесконечно малое изменение цены вызовет бесконечное расширение величины спроса;

Различают точечную и дуговую ценовую эластичность спроса.

Точечная эластичность определяется в том случае, когда задается Функция спроса и координаты точки на кривой спроса. Она находится по формуле:

.

Дуговая эластичность показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором ее отрезке D1D2 (рис. 6). В этом случае используются координаты центральной точки на отрезке D1D2.

.

 

P d   D1 D2   d   Q Рис. 6

Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность величины спроса к изменению дохода. Она подсчитывается:

или

,

где ΔQ – изменение величины спроса; ΔI – изменение величины дохода; Q – величина спроса; I – величина дохода.

Если Ei > 0, то эти товары являются товарами нормального и высшего качества.

Если Ei < 0, то это товары низшего качества.

Перекрестная эластичность спроса, характеризует чувствительность величины спроса на один товар относительно изменения цены другого това­ра. Она определяется как:

 
 

 


 

 

или

.

 

Если:

• Ер > 0, следовательно, товары А и В взаимозаменяемые;

• Ер < 0, то А и В – товары-комплементы (взаимодополняемые).

Точечная перекрестная эластичность может быть подсчитана как:

.

Один из методов определения эластичности спроса заключается в анализе динамики общей выручки (TR):

.

 

P d         Q Рис. 7

Данный метод используется в задачах, в которых требуется по кривой спроса найти такую цену, при которой доход был бы максимальным. Задачи сводятся к нахождению точки максимума для функции TR(P) (рис. 7).

Предложение количество продукта, которое производитель желает и в состоянии поставить на рынок в данное время по данной цене. Основной фактор, влияющий на предложение – цена товара.

 

ТR TRmax     Q Рис. 8

Закон предложения: при прочих равных условиях существует прямая зависимость между ценой товара и величиной его предложения (рис. 8). Qs = f(P); где Р – цена; Qs – величина предложения; SS – кривая предложения.

Кривая предложения фирмы является кривой предельных издержек фирмы (МС), так как предложение товара всегда ограничено издержками. На предложение также влияют неценовые факторы, которые приводят к сдвигу кривой предложения ss вправо или влево. К ним относятся:

P     s       s   Q Рис. 9

1) цены на ресурсы. В случае их увеличения кривая предложения сдвигается влево;

2) налоги и дотации. Если налоги увеличиваются, то кривая предложения сдвигается влево. В случае введения дотаций кривая предложения сдвигается вправо;

3) внедрение новой технологии сдвигает кривую ss вправо;

4) ожидания продавцов по поводу будущих цен и будущего дохода;

5) количество продавцов;

6) прочие факторы.

Таким образом, предложение является функцией от следующих факторов:

Qs = f(P, Pr, K, T, N, W, B),

где Qs – предложение; Р – цена; Рг – цена ресурсов; К – характер применяемой технологии; Т – налоги и дотации; N – количество продавцов; W – ожидания продавцов; В – прочие факторы.

Эластичность предложения– степень чувствительности производителей к изменениям цены товара.

или

.

Если:

· Es > 1, то предложение эластично;

· Es < 1, то предложение неэластично;

Различают точечную и дуговую эластичность предложения.

Точечная эластичность определяется в случае, если дана функция предложения и координаты точки на кривой предложения:

.

Дуговая эластичность определяется, если даны значения двух точек на кривой предложения: .

P   d s             Q   Рис. 10

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда планы покупателей и продавцов совпадают так, что при данной цене объем спроса и объем предложения равны (рис.10).

Условие равновесия: Ре = Pd = Ps; Qe = = Qd = Qs. Поэтому в задачах при нахождении равновесного объема или равновесной цены, необходимо приравнять следующие функции: Ps(Qs) = Pd(Qd) или Qs(Ps) = Qd(Pd).

В процессе рыночного обмена и покупатель, и продавец получают выгоду, которая называется излишком покупателя и излишком продавца. Кривая спроса отражает ту максимальную цену, по которой покупатель еще готов купить данный товар. Реализация же товара идёт по равновесной цене. Разница между той ценой, по которой готов был купить товар покупатель и равновесной ценой, называется излишком покупателя(рис. 11).

                s d Q QE   Рис. 11

Кривая предложения отражает ту минимальную цену, по которой производи-тель готов был продать этот товар. Разница между равновесной ценой и ценой, по которой был продать товар производитель, называется излишком продавца(см. рис. 11). В условиях совершенного рынка сумма излишков продавцов и покупателей будет максимальна, поэтому рыночный обмен выгоден для обеих сторон. Теория спроса и предложения может быть применена при анализе результатов налогообложения, а также при анализе государственного регулирования цен.

Первоначально проанализируем пос-ледствия налогообложения. Предположим, что первоначальное равновесие характеризуется параметрами: Р1 и Q1.

P  
Избыточное налоговое бремя

 

 

Излишек продавца

 

 

Q2
Q1
Q

 

Рис. 12

Пусть государство вмешивается в рыночный механизм и облагает налогом продавца. Это приведет к сдвигу кривой предложена вверх на величину налога, она займет положение s's' (рис. 12). При этом производство товара сокращается с Q1 до Q2.

На представленном графике Р1 – цена до введения налога; Р2 – цена после введения налога; Р3 – цена после уплаты налога.

В результате налогообложения избыток покупателя и избыток продавца уменьша-ются, а государству достается величина, равная (Р2 – Р3) ∙Q2. Кроме того, возникает избыточное налоговое бремя (треугольник ABC), которое характеризует ту величину налогов, которые недополучены вследствие уменьшения производства с объема Q1до Q2.

  P2   P1 Излишек продавца P3     s     Рис. 13

Структура налогового бремени показывает распределение налога между покупателем и продавцом. Если спрос неэластичен по сравнению с предложением, то большую часть налога платит покупатель (см. рис. 12). Налог, уплаченный покупателем: (P2 – P1) ∙Q2. Налог, уплаченный продавцом: (Р1 – Р3) ∙Q2. Если предложение неэластично по сравнению со спросом, то большую часть налога платит продавец (рис. 14).

Проанализируем экономические послед-ствия государственного контроля над ценами. Государство, вмешиваясь в систему ценно-образования, может проводить два типа политики: установление "потолка" ценыи установления "пола" цены.

P       P2   P1       P3 s Q1 Q2   Рис. 14
P             PE   Pmax     Q2 QE Q1   Рис. 15

Q
"Потолок" цены установленная на законных основаниях максимальная цена на товар или услугу, выше которой не может быть цена на рынке. Как правило, она ниже цены равновесия (рис. 15). В результате такой политики возникает устойчивый дефицит товара. Величина которого равна: Q1 – Q2.

Для поддержания такой политики государство должно осуществлять расходы, необходимые для ликвидации дефицита, т.е. стимулировать производство на уровне Q1. В противном случае цена товара поднимется до равновесного значения (рис. 16). Расходы государства должны быть равны: (P1 – Pmax) – Q1. "Пол" цены установленная в рамках закона минимальная цена на товар или услугу, ниже которой не может продаваться товар (рис. 17).

P

 

 

 

 

P1

 

 

Pmax

 

Q

 

 

Рис. 16

P   d s     Pmin   PE         Рис. 17

 

Следствием такой политики будет возникновение избытка товара. Величина избытка равна: Q2 – Q1. Для поддержания такой политики государство должно осуществлять расходы, которые необходимы для того, чтобы выкупить этот излишек товара. В противном случае избыток товара приведет к падению цены до равновесного значения (рис. 18).

P

 

 

 

 

Pmin

 

 

 

Q

 

Рис. 18

 

Расходы государства: (Q2 – Q1) ∙Pmin.

 

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача 1.Спрос на товар определен следующим уравнением:

Qd = – 0,5Р + 4.

Абсолютная эластичность спроса по цене равна 3. Определите цену данного товара.

Решение

Эластичность спроса по цене . По функции спроса можно найти производную Q'd = – 0,5. Составим уравнение:

,

отсюда, Р = 6 (ден. ед.).

Задача 2.Определите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене товара В, если функция спроса на товар A: QdA = –2РА + 0,7Рв + + 3, а цена на товар А равна 2 ден. ед., а на товар В – 5 ден. ед.

Решение

Коэффициент перекрестной эластичности товара А по цене товара В:

,

Qa = –2∙2 + 0,7∙5 + 3 = 2,5;

,

.

Коэффициент перекрестной эластичности больше нуля, следовательно, можно сделать вывод о том, что товары А и В взаимозаменяемые.

Задача 3. На конкурентном рынке бензина в США можно было ежегодно продавать 100 млрд. галлонов бензина по цене 1 $ за галлон. Когда мировая цена бензина упала до 0,5 $, правительство США установило квоту на импорт бензина в размере 20 млрд. галлонов в год. Каков ежегодный дефицит бензина в США, если эластичность спроса и предложения соответственно равны 0,5 и 0,4?

P      
1$

 

 

 
 
Q


 

 

Рис. 19

Решение

Дуговая эластичность спроса по цене равна: , где ΔQd – процентное изменение величины спроса; ΔР – процентное изменение цены.

0,5$

Qd = Qd0 + ΔQd = 125 млрд. галлонов;

Дуговая эластичность предложения по цене равна: , где ΔQs – процентное изменение величины предложения; ΔР – процентное изменение цены. Следовательно,

ΔQs= ΔР∙Es= 50 %∙0,4 = 20 %

млрд. галлонов.

Кроме внутреннего предложения Qs правительство установило квоту на импорт бензина 20 млрд. в год, следовательно, общее предложение бензина на рынке США будет равно: Qs = 80 + 20 = 100 млрд. галлонов.

Таким образом, дефицит будет равен: Qd – Qs = 125 – 100 = 25 млрд. галлонов.

Задача 4. Функции спроса и предложения для некоторого товара имеют вид:

Qd = 50 – 0,3Р; Qs = –40 + 2,7Р,

где Q – количество товара в тыс. шт., Р – цена товара в $. Правительство установило фиксированную цену на данный товар, в результате чего величина спроса упала на 3 тыс. шт. товара. Определите фиксированную цену, установленную правительством, а также найдите величину правительственных расходов, необходимых для поддержания равновесия на рынке при фиксированной цене.

Решение

Так как при установлении фиксированной цены спрос понизился, следовательно, здесь имеет место факт установления "пола" цены. Для начала необходимо рассмотреть первоначальное равновесное состояние на рынке, т.е. 50 – 0,3Р = –40 + 2,7Р, отсюда, РЕ = 30 $, следовательно, QE = 41 тыс. шт.

 

PПерепроизводство         E           Рис. 20

При введении новой цены величина спроса стала равна Q1 = Qe – 3, т.е. Q1 = 38 (тыс. шт.).

Зная Q1, можно найти "пол" цены. Из функции спроса находим

, т.е. .

При введении "пола" цены предложение товара на рынке увеличится до уровня Q2, которое находим, подставив Pmin в функцию Qs(P): Q2= –40 + 2,7–40 = 68 тыс. шт.

Государство должно выкупить этот избыток товара. В противном случае цена понизится до равновесной. Таким образом, расходы государства будут равны Pmin – (Q2 – Q1), т.е. 1 200 $.

Задача 5. Функции спроса и предложения на рынке для некоторого товара имеют вид: Qd = 1800 – 4Р; Qs = –600 + 8Р. Правительство решило установить фиксированную цену на данный товар. Следствием данного шага явилось увеличение спроса на 20 %. Чему равна новая цена? Каковы будут расходы правительства, необходимые для поддержания равновесия на данном рынке?

Решение

Необходимо найти параметры первоначального равновесия на данном рынке: 1800 – 4Р = –600 + 8Р, т.е. РЕ = 200 ден. ед.; QE = 1000 ден. ед. Так как спрос увеличился на 20 %, следовательно, правительство зафиксировало цену ниже равновесной. Найдем величину спроса при новой фиксированной цене: Q1 = Qe + 0,2Qe = 1200 ед. товара. Подставляя значение Q1 в функцию спроса, можно найти фиксированную цену: Рmax = 150 ден. ед. При данной цене на рынке

 

возникает устойчивый дефицит товара. Чтобы избежать дефицита товара, правительство должно нести расходы для поддержания производства на уровне Q1. Поэтому, необходимо найти ту цену, при которой производители будут готовы выпускать необходимое количество товара Q1. Подставляя значение Q1 в функцию предложения Qs(P), получим Р1 = 225 ден. ед. Расходы государства равны: Q1∙(P1 – – Pmax), т.е. 90 000 ден. ед.

 
 
Рис. 21  

 

 


Задача 6. Функции спроса и предложения для товара имеют вид: Qd = 600 – – ЗР; Qs = –200 + 5Р. Государство вводит налог на данный товар, уплачиваемый продавцом, после чего на рынке сократилось предложение данного товара, а цена на этот товар увеличилась на 15 %. Определите:

a) размер установленного налога на единицу товара и восстановите новую функцию предложения;

b) величину налога, которая переложена продавцом на покупателя;

c) общий объем налоговых поступлений в госбюджет;

d) величину избыточного налогового бремени.

          d Q Рис. 22

Решение

Определим цену и объем выпуска до введения налога: 600 – ЗР = –200 + 5Р, следовательно, РЕ = 100 ден. ед.; Qe = 300 ед.

Так как после введения налога с продаж цена увеличилась на 15 %, значит, Р'Е= =1,15РЕ, т.е. 115 ден. ед. Так как Р'Е новая равновесная цена, то, подставив ее значение в функцию спроса, можно определить новый равновесный объем выпуска: Q'E = 255 ед. Если бы правительст-во не ввело налога с продаж, то этот выпуск мог бы быть предложен по следующей цене: 255 = –200 + 5Р, т.е. Р, = 91 ден. ед.

Величина налога t может быть определена следующим образом: t = Р'Е – P1, т.е. t = 24 ден. ед.

Выразим функцию предложения через объем выпуска: 5P = Qs + 200 или P = = 0,2Qs + 40. Зная, что t = 24 , новая функция предложения может быть найдена: P' = P + 24 = (0,2Q's + 40) + 24 = 0,2Q's + 64, т.е. Q's = 5P' –320.

Налог, уплаченный покупателями, равен: (P'e – Pe)∙Q'e или 3 825 ден. ед. Налог, поступающий в бюджет, равен: (P'E – Pi)Q'E или 6 120 ден. ед.

Величина избыточного налогового бремени будет равна площади треугольника АЕЕ' (рис. 21), т.е. избыточное налоговое бремя будет равно:

1/2∙(QE – Q!E)t или 540 ден. ед.

 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

1. Эластичность спроса населения по цене на данный товар Ер = –0,4, а эластичность спроса по доходу Ei = –0,8. На сколько изменится объем спроса на данный товар, если его цена упала на 8 %, а доходы возросли на 5 %? Предполагается, что общий уровень цен постоянен.

2. Спрос населения на картофель характеризуется следующими показателями эластичности: Ер = –0,5; Ei = 0,3. В будущем году уровень цен не изменится, доходы населения возрастут на 4 %, цена картофеля увеличится на 5 %. Насколько процентов изменится объем спроса на картофель?

3. Дана функция спроса на автомобили: QdA = –3PА – 0,2PB + 904, где QdA – объем спроса на автомобили, в тыс. шт.; РА – цена автомобиля, тыс. руб. за штуку; РБ – цена бензина, тыс. руб. за 10 тонн (пусть на весь срок службы требуется 10 тонн бензина). Эластичность спроса на автомашины по цене на бензин равна ЕрБ = = –0,24. Определите цену бензина за 10 тонн, если цена автомобиля равна 260 тыс. руб.

4. В таблице представлены данные о структуре расходов семьи за два года (цены на товары А, Б, В, Г не меняются). Заполните табл. 8.

Таблица 8

Покупаемые товары Расходы на покупку, ($) Доля в бюджете семьи, (%) Эластичность спроса по доходам Тип товара
  1 год 2 год 1 год 2 год    
А        
Б        
В        
Г        
Итого    

 

5. Спрос и предложение на некоторый товар описываются уравнениями: Qd = 2 500 – 200Р; Qs = 1000 + 100Р. Q – количество товара; Р – его цена. Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара. Государство установило на данный товар фиксированную цену Р = 3 ден. ед. за одну единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.

6. Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями: Qd = = 600 – 25Р; Qs = 100 + 100Р. Найдите параметры равновесия. Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 ден. ед. Определите, что потеряют при этом покупатели, а что продавцы данного товара?

7. Существуют следующие соотношения между ценой товара А и величиной спроса на него (табл. 9).

Таблица 9

Цена товара А Цена товара А
Спрос на товар А

В каком интервале цен спрос на товар А будет эластичным? Ценовая эластичность спроса на товар Б при цене 48 ден. ед. та же, что и эластичность спроса на товар А в интервале цен между 3 и 5 ден. ед. Если в начальный момент времени предложение товара Б составляло 1000 ед. и при небольшом изменении цены эластичность не изменилась, то сколько единиц товара Б будет продано при увеличении его цены на 4 ден. ед.?



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.012 с.)