Предмет и задачи мед психологии, ее отношение к др областям психологии и медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи мед психологии, ее отношение к др областям психологии и медицины.



Предмет и задачи мед психологии, ее отношение к др областям психологии и медицины.

Кл.пс.- н., изуч.психологические особ-ти людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психич. отклонений, дифференциации психол.феноменов и психопатологич. симптомов и синдромов, психологию взаимоотн.пациента и мед.работника, психопрофилакт., психокорр. и психотерапевтич. способы помощи пациентам, а также теор. аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний (Менделевич). Предмет— психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Клин. Пси. и смежные дисц. Поведенческая мед. Знания, накопленные биомедицинскими науками и наукой о поведении и ориентированные на биопсихосоциальную модель, должны способствовать решению проблем здоровья и болезни главным образом соматических заболеваний, но также и психических расстройств; эти знания находят применение в профилактике, интервенции и реабилитации. В основу подхода положены теоретические и практические принципы поведенческой терапии. Мед.психология. под ней понимается «применение знаний и методов психологии для решения медицинских проблем»; предмет медицинской психологии — это прежде всего «эмоции и поведение в состоянии болезни и все формы предупреждения болезни и профилактики» +взаимоотношения врач-пациент. Клин. нейропсихология. Дик, Гауггель, Хеттиг и Витлиб-Ферпорт - научная прикладнуая дисциплина, кот.изуч.влияние заболеваний и поражений головного мозга, сказывающееся на эмоциях и поведении; на первом месте стоят диагностика и интервенция. Психология здоровья. В узком смысле центральное место занимают охрана здоровья и профилактика. Впоследнее время в психологии здоровья делают акцент на профилактике, ориентированной на модели здоровья, что позволит этой области в скором времени стать отдельной специальностью. Психиатрия. относится к медицине, но тесно соприкасается с клинической психологией. Предметом научных исследований как кл.псих, так и психиатрии явл.психические рас-ва, а Психиатрия как частная сфера медицины больше учитывает соматические аспекты психических расстройств; в клинической же психологии акцентируется скорее психологическая плоскость. Разделы Психология больного(обычного человека, который заболел) 2.Психология лечебного взаимодействия 3.Психология нормы и паталогии психич.деятельности 4.Психология индивидуальных различий 5.Патопсихология (уровень расстройств личности) 6.Возрастная клиническая психология 7.Семейная клиническая психология 8.Психология девиантного поведения 9.Неврозология 10.Психосоматическая медицина

Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов. Критерии нормы и патологии в психической деятельности.

Нормальный человек-это обычный, стандартный человек(95% от популяции)

Фрейд считал, что нет людей, свободных от эмоц.конфликта.

Хакер-основное мерило нормы-интегрированная личность (четкое ощущаемое Я, осознание того, где свои эмоции, а где чужие)\\\Анна Фрейд- говорила о норме человека по качеству функционирования в области труда, секса, сублимации и способности получать от этого удовольствие, а также по характеру отношения индивида к объектам и обществу. Сублимация-это индивидуальная энергия(увлечения) Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов. 1.Принцип Курта Шнайдера: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано».(основной) Существует лишь один способ доказательства (не менее объективный, чем в других науках). Это доказательства с помощью законов логики — науки о законах правильного мышления, или науки о законах, которым подчиняется правильное мышление.

2.Принцип «презумпции психической нормальности»(нужен диагноз, потом только человек признается больным) 3.Феноменологические принципы(Ф. можно обозначать любое индивидуальное целостное психич.переживание) 4.Принцип понимающий, а не объясняющий психологию 5.Принцип «эпохе», или принцип воздержания от преждевременного суждения. Критерии нормы и патологии в психической деятельности. 1.Оценивается сила их нарушения 2.Оценка длительности и частота воздействия какого-то состояния 3.Связь с ситуацией 4.Влияние на соц.адаптацию человека

Все критерии взаимосвязаны, проявление всех четырех, говорит о болезни.

Диагностические альтернативы(А) в психопатологии.

1. Болезнь-личность – основополагающ. в диагностическом феноменологически ориентированном процессе. Он предопределяет подход к любому психологическому феномену: либо наблюдаемый Ф.является психопатологич.симптомом (признаком психической болезни), либо он является признаком личн.особ-тей, например, мировоззрения человека, традиционного для его этноса, культурной или религиозной группы стереотипа поведения. 2.Нозос-патос - альтернатива позволяет трактовать любой психологический феномен в с-ме координат, использующей понятия болезни (нозос) и патологии (патос). Нозос - болезненный процесс, динамическое, текущее образование(шизофрения, маниак-депрессив.психоз, инфекционные психозы); патос — патологическое состояние, стойкие изменения, отклонение р-я (рас-ва Л,психопатии).3. Реакция-состояние-развитие-одна из важных А.при анализе психологического состояния. Она позволяет ввести в этот анализ параметры стимула и реакции, внешнего и внутреннего.

Психическая реакция - кратковрем.(не > 6 мес) ответ на какую-либо ситуацию\внешнее возд. Психич. состояние - стойкий психопатол.синдром без склонности к развитию или регрессу (> 6 месяцев). Психич. развитие- патологический процесс с внутренними законом. симптомообразования. 4.Психотическое-непсихотическое. Принцип оцен. уровень психич.расстройств, глубину и выраженность психопатологич.картины заболевания.\\\ Психоз (фон Фейхтершдебен) это психич.состояние, хар-ся тяжелым нарушением психических функций, контакта с реальностью, дезорганизацией деятельности обычно до асоциального поведения и грубым нарушением критики. Иногда депрессия относится к психотич.уровню, т.к есть бредовые идеи. Под непсихотическим уровнем понимаются симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружающей действ-ти, когда больной не смешивает собственные болезненные субъективные ощущения и фантазии с объективной реальностью, а поведение находится в рамках социально принятых норм.

1.Экзогенное-эндогенное-психогенное. Принцип относится к психопатологическим феноменам, т.к отражает тип психического реагирования на уровне патологии и не может использоваться при анализе психологических феноменов. Экзогенный тип - психические реакции, состояния и развития, возникающие вследствие органических поражений головного мозга. Под органическими причинами в психиатрии принято понимать любые нефункциональные (непсихогенные) причины, непосредственно воздействующие на головной мозг человека(черепно-мозговые травмы, сосудистые и инфекционные заболевания головного мозга, опухоли, а также интоксикации).К психогенному типу - психические реакции, состояния и развития, причины которых кроются в психотравмирующем влиянии жизненных событий. Любое событие, конфликт, фрустрация или житейская ситуация могут вызывать расстройство. Под эндогенным типом - психические реакции, состояния и развития, вызванные внутренними (эндогенными), наследственно-конституциональными причинами.

2. Дефект-выздоровление-хронификация. дает возможность оценивать в зависимости от особенностей клинической картины психического заболевания состояния, возникающие после исчезновения явных психопатологических нарушений. Дефект - продолжительное и необратимое нарушение любой психической функции (например, «когнитивный дефект»), общего развития психических способностей («умственный дефект») или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность. Противоположностью дефекта выступают выздоровление т.е. полное восстановление утраченных на время психического заболевания психологический функций или хронификация психических расстройств, когда в клинической картине болезни продолжают преобладать продуктивные (позитивные) психопатологические симптомы и синдромы.

3. Адаптация – дезадаптация. Адаптация — это процесс приспособления организма или личности к изменяющимся условиям и требованиям окружающей среды.

4. Компенсация – декомпенсация. Компенсация — состояние полного или частичного возмещения (замещения) нарушенных в связи с болезнью психических функций.

5. Негативное – позитивное К позитивным - те психопатологич.проявления, которые являются болезненной «надстройкой» над здоровыми психологическими свойствами. Патологические симптомы и синдромы как бы «плюсуются», прибавляются к тому, что у человека уже существует. Негативные (дефицитарные) симптомы — это психопатологич.феномены, соответств.выпадению тех или иных психических процессов. В данном случае к здоровым проявлениям психической деятельности не добавляется ничего нового, а лишь устраняется, удаляется то, что было человеку присуще до болезни. Дополнительные признаки при диагностике: - наличие явно привлекающих характеристик -)внезапное их появление в относительно короткий период -)появление дополнительных положительных или отрицательных продуктов псих.деятельности, а также соматические явления,кот.сопровождаются разл.необычными толкованиями.

 

4. Уровни поражения психической деятельности при различных видах патологии. Психическая норма, пограничные состояния, психозы. Все психические болезни могут проявл.психотическими, невротическими и психопатическими расстройствами. Психотич.уровень психич.рас-в - такое состояние, при котором больной неадекватно оценивает себя, окр.обстановку, отношение внешних событий к нему и к его ситуации (сопровождается нарушением психических R поведения, дезорганизацией психики). Психотич.нар-е = психоз. Невротический уровень -сохранение правильных отношений к происходящим событиям, адекв.оценка собств.состояния, адекв.пов-е и наличие рас-в в сфере вегетативных, сомоторных и аффективных проявлений. Психопатический уровень - стойкая дисгармонией личности, нар-е адаптации к окружающей среде из-за чрезмерной эффективности и аффективной оценки окружающего. Может существовать у больного всю жизнь или возникать в связи с перенсенными заболеваниями и при патологических развитиях личности. Норма - оптимум функционирования и развития организма. Нормальный человек – относительно здоровый. Показатели психической нормы: 1.По своим интересам, склонностям, поведению не выделяется из общего социума.2.Вполне приспособлен, полностью адаптирован к жизни в обществе: семье, работе, других сферах общения.3.Поведение и характер в течение зрелой жизни не меняются, а развитие в детском и подростковом возрасте протекает соответственно принятым стандартам. Старится он также по известным закономерностям, и личностные черты при этом сохраняются. Пограничные состояния - обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией. Выд.пограничные состояния в узком смысле — это психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности. Пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле — это медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении), психосоматические рас-ва, хронический алкоголизм. В целом для пограничного состояния характерно наличие конкретных психосоциальных факторов, оказывающих доминирующее влияние на их формирование, и преходящее нарушение адаптивных возможностей и интегрированности личности. Нестабильность — ключевая черта. Психоз – психич.состояние, хар-ся тяжелыми нарушениями психич.ф-ий, нарушением контакта с реальной действ-ю и дезорганизацией д-ти, вплоть до асоциального поведения, нарушением критики Психозы классифицируют по этиологии и причинам на эндогенные,органические, соматогенные, психогенные, интоксикационные, абстинентные и постабстинентные. по преобладающей симптоматике на параноидальные, ипохондрические, депрессивные, маниакальные и др., включая комбинации.

 

Драматические расстройства

Делятся на:

1. Антисоциальное = «моральное безумие (19век).(Ч систематически нарушает права других, фиксируется уже в подростковом возрасте(иногда раньше), «социопаты». Не понимают, что такого они сделали, за что их наказывают, издеваются над младшими детьми, животными, портит имущество, очень импульсивны, врут, не могут систематически трудиться, учиться, часто меняют работы, не умеют распоряжаться деньгами, талант добиваться выгоды за счет других, равнодушны к страданиям других людей, рано попадают в криминальную среду). У м.встречается в 3 раза чаще, чем у ж.. Причины:1)психодинамич.напр-е(фрейдисты, неофрейдисты)

-не было родительской любви в период младенчества, не сформировано базовое доверие к миру людей; -как вариант выживания человек эмоц. отгорожен, контактирует только за счет физического насилия

-ассоциальные родители, разводы

2)бихев-ты – в социуме существует приоритет денег и власти(и в этих семьях очень большой акцент на это) 3)когн.напр-е – люди остальные не значимы, есть только мои потребности 4)биологическое направление – у таких людей проблемы с тревогой(не ориентируются в пространстве), они не чувствуют свою тревогу, а защита от неё-нападение.

2. Пограничное (значит.неуст-ть: скачет настроение, самооценка, поведенчески импульсивны, тревожны, раздражительны, склонны к депрессии, конфликт между эмоциями и окружающим миром, его эмоции рождаются в нем, а не из-за окружающего мира, бывают приступы гнева(аутоагрессия или физическое насилие), сами легко ранимые.Любят алкоголь, наркотики, быструю езду, безконтрольный секс.(не лечится, только поддерживающая терапия). Часто бывают суицидальные действия и мысли, говорят о том, что наносят раны из-за некой внутренней пустоты(боль дает им понять, что они есть), тем самым пытаются позвать на помощь,ч-б оценка жизни, их ожидания часто не оправдываются, поэтому они выходят из себя. До 70% женщины. Проблемы с азартными играми, расстройства влечений, трихотиломания (выдергивание волос)

Причины:1)психодин.напр-е (6 мес.-3 года. Если ребенок теряет внимание в этом возрасте, то в нем рождается хаос, чувствует себя брошенным. (особенно в 1,5-2 года). Такие дети ощущали отвержение со стороны родителей, слишком частые смены обстановки, тяжелые разводы, смерть родителя, мама была эмоц.недоступна). 2)биологическое направление – снижена выработка серотонина. 3)социокультурное направление – само общество нестабильно, а следовательно дети не получают этой стабильности.

3. Истерическое. Люди эмоциональные, требуют внимания, ведут себя всё время как будто на сцене, резкие жесты, вычурная мимика. Одобрение и позвала – смысл жизни для них. Они тщеславны, эгоцентричны, бурно реагируют на препятствия, у них отсутствует представление о себе, привлекают внимание своей слабостью, нередко подчеркнутая сексуальность.

Не с чем общаться, кроме картинки, у них все виноваты, кроме них самих. Большинство женщин. Причины: 1)психодинамическое направление – у таких детей холодные и властные родители(они не научаются чувствовать то, что происходит с ними на самом деле). 2)когнитивное направление – ребенку слишком рано приходилось соответствовать требованиям других, в итоге они не смогли стать собой, очень тонко умеют подстраиваться под других. 3)социокультурное направление – общество всегда вынуждало женщин оставаться детьми(такая лучше замуж выйдет)

4. Нарциссическое. Требуют восхищения к себе, ожидают, что другие признают их превосходство. Они высокомерны, привередливы к выбору друзей (дружат со звездами), используют других для своих целей, приписывают другим зависть к себе. Обращаются за помощью годам к 40, когда теряют что-то ценное. Чаще у мужчин, чем у женщин. Причины: 1)психодинамическое направление – холодные, отвергающие родители(убеждая себя в том, что он совершенный, желанный, он не нуждается в теплых отношениях). 2)когнитивное направление – с детьми обращались слишком хорошо, дети поверили в своё величие.

 

Диагностическое интервью.

Диагностическое интервью (от греч. diagnosis распознавание) метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником, оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его затруднений. Одной из основных целей является оценка инд.-психолог. особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам.Интервью является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей. всегда индивидуализировано. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента. Существенным считается психологическая поддержка пациента. Функции И: диагностическая и терапевтическая. должны осуществляться параллельно, поскольку только их сочетание может привести к желаемому для психолога результату выздоровлению и реабилитации пациента. \\Принципы интервью:однозначность и точность вопросов; доступность (понятный язык); проверяемость и адекватность (уточнение содержания); беспристрастность.

 

Ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь. Личностная предрасположенность. Тип «А». Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Язвенный колит. Особенности психотерапии.

Коронарный тип личностиА, предрасположенный к инфаркту миокарда, включает в себя такие свойства, как высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе. Такой человек постоянно испытывает дефицит времени для выполнения своих многочисленных планов. Его рабочий день расписан по минутам. Ишемия может возникнуть в случае появления неконтролируемой человеком ситуации, утрате им контроля и самообладания. Попадая в такие ситуации, человек вначале начинает энергично предпринимать усилия по восстановлению контроля над ситуацией, поскольку бессилие разрешить конфликт унижает, его в собственных глазах. Но если эта активность не приводит к немедленному успеху и неэффективность действий становится очевидной для индивида, он дает реакцию капитуляции и заболевает. Гипертония: считается, что наследственное, но наследуется не само заболевание, а склонность реагировать подобным образом. Как правило, в коллективе это агрессивные и подвижные дети. Конфликты в семье, много переживаний в подростковом возрасте, со временем человек становится спокойным, но рано начинаются перебои в работе сердца. Конфликт основан в желании агрессии и в запрете на эту агрессию. Например, частая смена партнеров, сожительство. Рекоменд. семейн.психотерапия, поведенческая, телесно ориентир.психотерапия. Профилактика. Самое главное понять, какие трудности, ситуации и конфликты приводят к повышению артериального давления, и научиться контролировать реакцию на свои успехи и неудачи. Нужно выявить все, что привнесено в постоянную гонку за успехом. Важно принять самого себя — со всеми чувствами и кажущимися слабостями. Язвенная болезнь, традиционно считающаяся классическим проявлением психосоматической патологии (органический психосоматоз), — это хроническое, циклически протекающее заболевание с разнообразной клинической картиной и изъязвлением слизистой оболочки желудка или двенадцатиперстной кишки. у мужчин встречается чаще. Это реакция на стресс. Основная черта этих людей – сензитивность (застревают в своих переживаниях, человек не может переварить ситуацию). Причиной может быть противоречивое воспитание. Например, будь самостоятельным, но ничего без меня не делай. Формируется зависимость (мама все решит), сложность принять решение, чувство вины по малейшему поводу. Особое отношение к еде (например, ожирение, особые ритуалы) Язвенный колит: Личностные особенности этих больных: Они описываются как внешне спокойные, ровные, хотя и зависимые. Но под маской благодушия у них скрывается огромное чувство враждебности, негодования, обиды и вины. Такие эмоции, если они держатся долго и не реализуются, приводят к гиперфункции толстого кишечника с усилением транспортной функции, кровенаполнением сосудов, набуханием слизистой оболочки. По мнению клиницистов, неспецифический язвенный колит чаще всего характерен для «обсессивно-компульсивной личности» с повышенной враждебностью и с ограниченными контактами с окружающими. страх успеха, движения вперед. Когда есть возможность улучшить свой статус у них появляется болезнь. Неуверенность, страх потерять контроль.

 

Предмет и задачи мед психологии, ее отношение к др областям психологии и медицины.

Кл.пс.- н., изуч.психологические особ-ти людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психич. отклонений, дифференциации психол.феноменов и психопатологич. симптомов и синдромов, психологию взаимоотн.пациента и мед.работника, психопрофилакт., психокорр. и психотерапевтич. способы помощи пациентам, а также теор. аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний (Менделевич). Предмет— психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Клин. Пси. и смежные дисц. Поведенческая мед. Знания, накопленные биомедицинскими науками и наукой о поведении и ориентированные на биопсихосоциальную модель, должны способствовать решению проблем здоровья и болезни главным образом соматических заболеваний, но также и психических расстройств; эти знания находят применение в профилактике, интервенции и реабилитации. В основу подхода положены теоретические и практические принципы поведенческой терапии. Мед.психология. под ней понимается «применение знаний и методов психологии для решения медицинских проблем»; предмет медицинской психологии — это прежде всего «эмоции и поведение в состоянии болезни и все формы предупреждения болезни и профилактики» +взаимоотношения врач-пациент. Клин. нейропсихология. Дик, Гауггель, Хеттиг и Витлиб-Ферпорт - научная прикладнуая дисциплина, кот.изуч.влияние заболеваний и поражений головного мозга, сказывающееся на эмоциях и поведении; на первом месте стоят диагностика и интервенция. Психология здоровья. В узком смысле центральное место занимают охрана здоровья и профилактика. Впоследнее время в психологии здоровья делают акцент на профилактике, ориентированной на модели здоровья, что позволит этой области в скором времени стать отдельной специальностью. Психиатрия. относится к медицине, но тесно соприкасается с клинической психологией. Предметом научных исследований как кл.псих, так и психиатрии явл.психические рас-ва, а Психиатрия как частная сфера медицины больше учитывает соматические аспекты психических расстройств; в клинической же психологии акцентируется скорее психологическая плоскость. Разделы Психология больного(обычного человека, который заболел) 2.Психология лечебного взаимодействия 3.Психология нормы и паталогии психич.деятельности 4.Психология индивидуальных различий 5.Патопсихология (уровень расстройств личности) 6.Возрастная клиническая психология 7.Семейная клиническая психология 8.Психология девиантного поведения 9.Неврозология 10.Психосоматическая медицина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.028 с.)