Дезадаптивные типы реагирования с интерпсихической направленностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дезадаптивные типы реагирования с интерпсихической направленностью



Этот блок включает типы с сенсибилизированным отношением к болезни (сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический). Больные с этими типами отношения к болезни при различных эмоционально-аффективных реакциях на болезнь также характеризуются дезадаптивным поведением, приводящим к нарушению их социального функционирования (Э.Б.Карпова).

Сенситивный. Чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Они нередко в ущерб своему здоровью стесняются обращаться к врачу. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов. Эгоцентрический. «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Разговоры окружающих быстро переводятся «на себя». Эйфорический. Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Анозогнозический. Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Эргопатический. «Уход от болезни в работу». Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Паранойяльный. Уверенность в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей.

 

Роль и задачи клинического психолога в экспертной практике.

Клин. психолог участвует во всех видах экспертиз. Задачи: 1.Оценка состояния психических процессов; 2.Анализ возможного установочного поведения; 3.Анализ личности исследуемого и его внутренняя модель болезни.

Человек невменяемый, если: хр. психическое заболевание (шизофрения, затяжной сосудистый психоз, органич. поражение головного мозга с грубыми психическими нарушениями, с бредом и галлюцинациями); слабоумие, деменция (после травм, психоорганич. синдром, интоксикации, последствия сосудистых заб.); временное психическое расстройство - острые психотические состояния (реактивный психоз, хр. возбуждение, сумеречное состояние эпилептика, алкогольный делирий, о. интоксикационный психоз); иное болезненное состояние психики (патологическое опьянение, патологический аффект, реакция короткого замыкания); оценка и доказательство физиологического аффекта- прерогатива психолога.

 

Проблема неизлечимого и умирающего больного. Этапы адаптации. Психологическая помощь умирающему больному. Принципы. Опыт А.В. Гнездилова.

Различают 5основных психологических реакций больного: шок, стадия отрицания, стадия агрессии, стадия депрессии и стадия принятия. Ф.шока. Сознание больного наполняется картиной неотвратимой гибели, и психическую боль этой стадии трудно определить в словах. «Все оборвалось, сердце остановилось, я заледенел, информация ударила, как топор по голове и т. д.». Ф.отрицания,вытеснения ситуации. Однако в пережива­ниях больного ситуация кризиса остается, хотя и вытесняется в подсознание. В фазе агрессии полученная информация признается и личность реагиру­ет поиском причины и виноватых. Фаза депрессии также должна быть пережита, чтобы дать больному но­вое качество жизни. В страданиях происходит искупление вины. С тадия примирения с судьбой. Это именно тот мо­мент качественной перестройки жизни, переоценки физических и материаль­ных истин ради истин духовных

Психологическая помощь умирающему больному. Психотерапия средой. Психотерапия средой включает в себя, прежде всего, домашнюю обстановку в хосписе, где нет жестких законов санэпидрежима, где в палатах рядом с больным могут находиться домашние животные, домашние вещи и вообще предметы, которые ему дороги, на стенах могут висеть любимые им «домашние» фотографии близких; в любой час дня и ночи сюда могут прийти родственники и остаться с больным на столько, на сколько им это необходимо. Психотерапия средой — это и эстетотерапия, и арттерапия. Терапия домашними животными - эмоциональное тепло, которое животные (собаки, кошки и др.) дают чело­веку, несоизмеримо ни с каким иным источником эмоций. Звукотерапия - голоса природы, а также имитирующие их музыкальные звуки, психотерапия посредством колокольного звона. Сказкотерапия, театротерапия, куклотерапия. Невербальная психотерапия - три вида невербальных контактов: физический, эмоциональный, интеллектуальный. Физический контакт -прикосновение к человеку в момент дачи ему информации (или же получения ее от больного) дает ощущение близости, сопереживания, очень естественного контакта. Эмоциональный контакт - именно юмор помогает нам справлять­ся с опасениями и страхами, поскольку позволяет снизить остроту пережи­ваний и увидеть вещи как бы со стороны. Интеллектуальный контакт - это, прежде всего, общение с больным на уровне представлений, понятий, мыслей. Он не существует в отрыве от других типов контактов

Психологические аспекты острой утраты. Этапы переживания, Методы психологической помощи на каждом этапе.

Синдром утраты («острое горе») - это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической. Горе - это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Хотя преобладающей эмоцией при утрате является печаль, тут также присутствуют эмоции страха, гнева, вины и стыда. Профессиональная задача психолога - помочь клиенту по-настоящему пережить утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить остроту душевных переживаний. Процесс скорби, оплакивания не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Это очень тяжелая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Психотерапевт способен доставить облегчение, однако такое вмешательство не всегда уместно. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо. Этапы психологической помощи выстраиваются в соответствии с этапами переживания горя: 1. Помощь на стадии шока. Необходимо присутствовать рядом с человеком, понесшим утрату, не оставлять его одного, заботиться о нем. Выражать свою заботу и внимание лучше через прикосновения. 2. Помощь на стадии острого горя. Следует говорить об умершем, причине смерти и чувствах в связи с происшедшим. Спрашивать об умершем, слушать воспоминания о нем, рассказы о его жизни, даже если они неоднократно повторяются. позволяют скорбящему выговориться. 3. Помощь на стадии восстановления. Надо помогать заново включиться в жизнь, планировать будущее. Поскольку человек может неоднократно возвращаться к переживаниям острого периода, необходимо давать ему возможность вновь и вновь говорить об умершем. Полезными в этот период могут быть и какие-либо просьбы о помощи со стороны друзей, близких, выполнение которых поможет пережившему утрату «встряхнуться»; иногда эффективны даже упреки

 

Диагностическое интервью.

Диагностическое интервью (от греч. diagnosis распознавание) метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником, оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его затруднений. Одной из основных целей является оценка инд.-психолог. особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам.Интервью является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей. всегда индивидуализировано. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента. Существенным считается психологическая поддержка пациента. Функции И: диагностическая и терапевтическая. должны осуществляться параллельно, поскольку только их сочетание может привести к желаемому для психолога результату выздоровлению и реабилитации пациента. \\Принципы интервью:однозначность и точность вопросов; доступность (понятный язык); проверяемость и адекватность (уточнение содержания); беспристрастность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.018 с.)