Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Психологическая помощь в клинике.

Поиск

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Может адресоваться как отдельному субъекту, так и группе, организации. Основные способы ее оказания — индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы. Возможны психопрофилактическая и психокоррекционная направленность, использование в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений.

Психол. помощь –это предоставл чел-ку информ о его психич.сост, причинах и мех-мах появл психол. феноменов или психопатологич. симптомов и синдромов, а также активное целенаправл-е психол. воздействие на индивида с целью гармонизации его псиич. жизни, адаптации к соц. окружению, купированию психо-патологич. симптоматики и реконструкции Л для формир фрустрационной толерантности, стресса и неврозоустойч-ти

Психол. консультирование. Цель – формир Л позиции, специфич. Мировоззрения и взглядов на жизнь, формир иерерхии ценностей. Содержание: провед анализа психич сост клиента с использ.разл методов психол диагностики с последующим предоставлением ему объективных научн. данных о разл. подходах к реш. Психол. проблем, вариантах их предотвращения, методах психол. защиты и компенсации и Л. росту. Техника помощи: информир-е, обуч. Навыкам саморегул, преобрет знаний о психол. защите. Наиб известные методики: рац психотерапия, логотерапия Франкла, психол. самореализации Маслоу, позитивная психотерапия Пезишкиана, когнет-я терапия Бека, рацион-эмотивн терап элиса, психотерап здравого смысла, патогенетич. психол. Мясищева

Психокоррекция. Цель –выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффект-ой для сохр. здоровья психич. д-ти, способствующей Л росту и адаптац. чел-ка в общ-ве. Базир-ся на консульт и предпол целенапр психол. воздействие на пациента с целью привед его психол сост к норме, а также для овладения им к-л д-тью. В клинике – всегда активное вмешат-во в формир адекватного психол. сост чел-ка, его активности, душевного комфорта и гармонизации его онош с соц. окружением. Наиб извест. методики: аутотренинг, поведенч терап. НЛП, транзактный анализ Берна

Психотерапия. Процесс лечебного воздействия врача психол методами на психику отдельного больного или гр. больных. Цель – купирование психопатологич. симптоматики для достиж внутр и внешн. гармонизации Л. Это активное психол. воздействие на пациента, имеющего психопатол. Симптомы и синдромы и находящегося в сост кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Наиб известные методики: психодинамич. направл (суггесивные методы (гипноз и др. формы внушения), мето свободных ассоц-й), поведенч. Направл (р-ция переноса и сопротивл-я, поведенч. психотерап). Феноменологич. Направл (гештальттерапия

Реабилитация явл системой госуд., соц-экономических, мед, профес-х, педагогич, психол и др мероприятий, направл-х на предупреждение развития патологич процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Р представл. собой сложный процесс, в результате к-рого у пострадавшего формир-ся активное отнош. к наруш. его здоровья и восстанавл-ся положительное восприят. жизни, семьи и общ-ва.

Концепция Р. вкл и профилактику, и лечение, и приспособление к жизни и труду после болезни, и личн-й подход к больному человеку. Сейч принято различать мед., проф. и соц. Р.

Р. психич больных понимается как их ресоц-я, как восстановл-е (сохранение) индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и соц статуса. Основой всех Р -х мероприятий, всех методов воздействия является апелляция к Л больного. Р, по мнению М. М. Кабанова, имеет свои осн. принципы (партнерство, разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов воздействия, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий) и этапы (восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле этого слова). Т.о., Р. представляет собой одновременно цель — восстановление или сохранение статуса Л, процесс (имеющий нейрофизиол. и психол.мех-мы) и метод подхода к больному чел-ку.

Наиболее адекватно целям Р, направленным на восстановл. личного и соц. статуса больных путем опосредования ч-з Л леч.-восстановит-х воздействий и мероприятий, служит психотерапия.В первом случае она нацелена в большей мере на причину болезненного состояния, в последнем — на соучаствующие факторы и повышение адаптивных возможностей. Однако и там и здесь решаются сходные задачи реорганизации отношений и укрепления соц. позиций Л. Целесообразность применения разл. форм психотерапии не вызывает сомнений.

Вопрос о соотношении индивидуальной и групповой психотерапии может решаться по-разному в сторону интенсивности той или другой. Индивид. работа с больным важна для выявл. его основной внутри- и межличностной проблематики, формирования мотивации к эффективному участию в гр. занятиях, коррекции р-ций на ситуации группового взаимодействия. Во всех этих случаях она служит ценным дополнением гр. психотерапии и социотерапии и необходимой предпосылкой их продуктивности.

Психогигиена. Обл. гигиены, разраб-я и осуществляющая мероприятия, направл-е на сохр. и укрепление психич. здоровья. П. в большей степени ориентирована на решение соц. и экологич. проблем, имеющих отношение к психич. здоровью. Осн. целью П. явл. сохранение психич здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изуч. факторов и условий среды, влияющих на психич развитие и психич сост-е чел-ка, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отнош к лицам, страдающим психич. заболеваниями, злоупотребление лекарственными ср-вами, напряженные усл. работы в нек-рых видах д-ти, неблагоприятные экологич-е факторы и др. П. призвана помогать чел-ку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психич. здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, к-рых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

Для решения психогигиенич. задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь,позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.

Созд-ся спец. психогигиен-е учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологич-е семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышл предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психол. и психофизиол. разгрузки, кабинеты соц.-психо помощи, телефонное консультирование и др.

Психопрофилактика. Разраб. и внедряет в практику меры по предупреждению психич. заболеваний, их хронизации; способствует реабилитации психич. больных. Понятие П. тесно связано с понятием психогигиены,разграничение их (особенно психогигиены и первичной П.) довольно условно. Главным отличием, по мнению одних, является разная направленность этих двух дисциплин: если «психогигиена главной целью имеет сохранение, укрепление и улучшение психич. здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни, то П. направлена на предупреждение психических расстройств». Др. авторы считают, что отличие психогигиены и П. — в объекте их исследования и практического применения: психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а П. «охватывает область субклинических и клинических нарушений».

Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную П. Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств, вторичная П. объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагопр. динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологич. проявлений, облегчение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Третичная П. способств. предупрежд-ю неблагопр-х соц. последствий заболев-я, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой д-ти больного.

При предупрежд-и расстройств психич. д-ти, т. е. в комплексе психопрофилактических мер, следует учитывать как факторы окружа. среды, так и этиологич. и патогенные факторы, существующие в самом чел-ке, обусловленные его конституцией и преморбидными личностными особ-ми. Здесь нужно иметь в виду 3 аспекта: а) личностный, б) х-р интерперсонального взаимодействия, в) ситуационный—в их взаимосвязи. При разработке психопрофилактич. мер должны учитываться и впоследствии при осуществлении использоваться защитные силы самого орг-ма, сохранные стор. психики, к-рые следует стимулировать, усиливая сопротивление орг-ма и Л болезни и компенсируя ее последствия.

Важную роль в развитии П. играют совершенствование стр-ры и увелич. числа практич-х психиатрич. учрежд-й, таких, как дневные стационары, ночные профилактории, леч-производств-е и трудовые мастерские, психиатрич-е отделения в соматич-х больницах, психотерапевти-е кабинеты в поликлиниках, консультации по?семьи и брака, кризисные центры, психол. служба по телефону, различные формы клубной работы с больными

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.148 (0.006 с.)