Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития отрасли и вклад Зейгарник, Выготского, Лурии, Мясищева.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История психич. наруш. - с древних времен. Доисторич. общества. Сущ. свидетельства того, что культуры камен. века использ. трепанацию, примитивную форму хирургии мозга, для лечения патологического поведения. Люди примитивных общ-в также искали способ изгнать злых духов с помощью экзорцизма. Античность. Греч.е и римские врачи предложили более просвещенные объяснения психич. нарушений. Гиппократ: патологич. повед. объясн-ся дисбалансом 4 жизн. гуморов (жидкостей): черной, желтой желчи, крови и слизи. Средневековье и Возрождение. В Ср. века европейцы вернулись к демонологич. объяснениям причин патологич. поведения. Духовенство было очень влиятельно, а церковники считали, что психич. нарушения являются работой дьявола. Только к концу Ср-век. демонология снова пришла в упадок, и в начале периода, кот. наз. Возрождением (Ренессансом), методы заботы о людях с психич. нарушениями стали более человечными. Сущ. церковные богадельни, предлагающие больным гуманное лечение. К сожалению, этот просвещенный подход продлился недолго, и к середине 16 века людей с психич. нарушениями стали отправлять в спец. закрытые приюты. 19 век. Вновь совершенств-я способы морального лечения людей с психич. нарушениями. Моральное лечение началось в США, где нац. кампания, организ-я Дороти Дикс, помогла создать гос.больницы. Но моральное лечение оказалось весьма дорогостоящ., и по мере того как больницы росли, стало очень трудно продолжать использовать моральные принципы. Кроме того, выяснилось, что нек-рые психич. нарушения просто невозможно вылечить средствами морального лечения. Эта сист. отходила в сторону, и к концу XIX века госуд. больницы для душевнобольных вновь превратились в тюремные бараки, обитатели к-рых получали самый мин лечения и заботы. Конец XIX века увидел возвращение соматогенной т.з., согл к-рой патологич. повед. в большой степени имеет своей причиной физич факторы. В тот же период произошел всплеск популярности психогенной теории, получил распространение взгляд, что причины патологич повед часто носят психол х-р. Психогенный подход З. Фрейда, психоанализ, в конце концов получил шир. признание и оказал влияние на последующие поколения клиницистов. Соврем. направления. Сейч эти проблемы еще не полностью прояснились и не найден способ надежного лечения. Авторы одного недавн. обзора обнаружили, что 43% недавно опрошенных людей считают, что больные сами виноваты в своих психич. нарушениях, а 35% считают, что причина наруш. кроется в греховном повед. Но посл. 50 лет принесли серьезные измен. в поним. и леч психич. наруш. Появилось множ-во теор и метод лечения, проведено огромное кол-во исследований и, возможно, поэтому возникло больше разногласий в? о патологии повед, чем было к-л раньше. В изуч. и леч психич наруш уже пройден большой путь, но остается еще много проблем, и клиницисты — теоретики и практики — продолжают спорить и двигаться к новым открытиям. Отеч-е психологи (Леонтьев, Лурия) показали,что материальным субстратом ВПФ явл не отдельные корковые участки, а функциональная сис-ма совместно работающих корковых зон. Эти функциональные сис-мы не созревают самостоятельно при рождении реб-ка, а формир в проц его жизнед-ти. Психич проц свойства личности складываются в онтогенезе и зависят от образа жизни ребенка. Психическая болезнь протекает по биологическим закономерностям, которые не могут повторить закономерности развития. Распад не является негативом развития. Патопсихологич материал показ-ет различия в иерархии и смыслообразовании мотивов больн и здорового чел-ка. Формир-е любой формы д-ти не вытекает непосредственно из мозга, а проходит длинный и сложный путь прижизненного формир-ия. Возрастает значение патопсихологии для теоретических вопросов психологии. Всемирно известное иссл-ие А.Н. Леонтьева об опосредованном хар-ре высших форм п-ти было проведено с больным корсаковским синдромом. Л.С. Выготский рассм-ал материал патологии как один из методов иссл-ия психич д-ти.Созданные в рамках психологии методы «двойной стимуляции» (А.Н. Леонтьева), метод пиктограмм (А.Р. Лурии) получили широкое распространение в практике патопсихологии. Норма и патология, здоровье и болезнь в КП. Норма (статистич содержание) – это диапазон/уровень функционирования орг-ма или Л, который свойственен большинству людей и является типичным. Норма (оценочное содержание) – некоторый идеальный образец состояния человека. В качестве норматива идеальная норма выступает средством унификации и упрощения многообразия форм жизнед-ти орг-ма и проявлений Л, в рез-те чего одни из них признаются удовлетворительными, а другие оказыв-ся за гранью допустимого, приемлемого уровня функционирования. Проблема нормы связ с проблемой выбора нормативной группы, группы людей, чья жизнед-ть выступает в кач-ве стандарта, по кот измер уровень эфф-ти функционирования орг-ма. Функциональные нормы – оценивают состояние человека с т.з. их последствий (вредно/не вредно) либо возможности достижения определ цели. Соц нормы контролир повед ч-ка, заставляя его соотв-ть некоторому желаемому образцу. Инд-я норма предполаг сравнение состояния ч-ка не с др людьми, а с состоянием, в кот ч-к обычно пребывал раньше и которое соотв-т его личным целевым установкам, жизн ценностям, возможностям. Патология – любое отклонение от нормы. В медицине под патологией поним-ся наруш на биолог уровне функционирования орг-ма. В КП в это понятие так же включ и такие отклон от нормы, в которых нет биолог компонентов. Употребление слова «патология» акцентир внимание на том, что норм состояние, функц-е, развитие Л измен вследствие морфо-функциональных нарушений (т.е. на уровне мозговых, психофизх, эндокринных и иных биолог мех-мов регуляции повед). Расстройство – отсутствие или нарушение существовавшего ранее обычного для ч-ка состояния. Расстройства могут вызываться взаимодействием ряда факторов биолог, психолог и соц уровня, причем в каждом конкретном случае тот или иной фактор может оказаться ведущим в начале, развитии или исходе нарушения. Определение психического растр-ва опирается на 3 критерия: 1) отдельные типы реакций, превышающие стст выявленную частоту их возникновения у большинства людей в определ ситуации в некоторый промежуток времени. 2) состояния, мешающие ч-ку адекватно реализовать поставленные им цели и поэтому наносящие ему ущерб. 3) типы повед, от кот страдает и получ физич ущерб сам индивид и окруж. На соц уровне функционирования ч-ка норма и патология выступ в кач-ве состояний здоровья и болезни. Общее определние здоровья включ такое состояние ч-ка, при котором: 1) сохранены структурные и функциональных х-ки орг-ма. 2) имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природ и соц среде. 3) сохр эмоц и соц благополучие. Критерии псих здоровья: 1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего Я. 2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях 3) критичность к себе и рез-там д-ти 4) соответствие псих реакций силе и частоте средовых воздействий 5) способность управлять своим повед в соотв с общеприн нормами 6) способность планировать жизнь и реализов планы 7) способность изменять повед в завис от жизнен ситуаций и обстоятельств. Болезнь – любое состояние, диагностированное профессионалом. Оценивается по объективным признакам расстройство функционирования орг-ма. Болезнь – это субъективное ощущ себя больным. Отражает скорее проблемы пациента, а не само расстройство. Конструкт болезни. Следствия болезни ( роль больного, жалобы, плохое самочувствие) Собственно болезнь (патолог измен в индивиде и дефект) Причины болезни (биолог, психологич, соц) ТЕМА 2. Методы КП. 1. Клинико-психологические методы: · Беседа (сбор психологического анамнеза) · Интервью · Изучение продуктов д-ти · Качественно-количественный анализ содержания (контентанализ) 2. Экспериментально-психолог методы: · Нестандартизированные метоы в рамках нейро псих-го и патопсихолог-го эксперимента. · Стандартизир методы: исслед И, Л, псих состояний. · Проективные методики · Психосемантические методики. Под патопсихологич экспер-м поним использ любой диагностич-й процедуры в целях моделир-я, познават процессов, мотивов и отношения личности. Осн задача патопсих-го эксп закл в обнаружении экспер-та функционир-я отдел-х психолог функций и выявл патопсихолог синдр-в. Патопсихолог синдром.- представ собой патогенетич-й, обусловлен-ю общьность симптомов, т.е. признаков психич рас-в внутр-е взаимообуслов-х и вз- связан-х. К нему относ совокуп-ть повед-х мотив-х и познават особ-й психич деят-ти больн-х. Патопсихолог синдр расмотр на 3 ур-х: 1) патопсихолог (ур-нь наруш-й морфолог стр-р, тканей мозга и биохим-х проц-в); 2) патофизиолог-й (ур-нь измен-й на физич ур-не; наруш-я гармональной регуляции); 3) Пато и нейро психолог ур-нь (наруш психич проц-в и связ-е с ним св-ва психики кот и проявл психич симптоматикой.) Кл.интервьюирование - эксперементальный метод исслед-я. Подбор необход мет-к осущ на основе анализа эфектив-ти психокорекционных и психотерапевтич-й мет-к. 3группы методов КП: 1) кл инервъюирование; 2) эксперементально-психолог; 3) оценка эфектив-ти психокоркек-го возд-я. Целью Кл интервью явл оценка индивид-но психолог особ-й испыт-го по качеству, силе и тяжести, и естеств-я оценка отнош-я испыт-го к проц-су ислед-я. Кл интервью представал собой получ-е информ-ции об индивидуально-психологич-х св-в лич-ти, психолг феноменов, психопатолог синдромов и симптомов, о внутр картине болезни и о стр-ре проблеме клиента- это способ психолог воздейст-я на чел-ка на основе личного контакта психолога и пациента. Кл интервью отлич тем, что направл не только на актив-е предьявл-е жалобы но и на выявление скрытых мотивов чел-ка и оказ-е ему помощи в осознании истинных,внутр-х оснований для измен-го психич-го сост-я. Ф-ии Кл интер-ю: диагностическая и терапевтич-я, должны осущ параллельно, след-но могут привести к выздоровлению и реабилитации пациента. Принципы Кл интер-ю: · однозначность, · точность · доступность(базир на словарном, культурном,этническом параметрах) формул-ка воп-в; · адекватность и последов-ть; · гибкость; · безпрестрастность,6.проверенность получ-й информ-ции. Структура Кл интервью. I. Установление доверительной дистанции; Ситуативная поддержка; Предоставление конфиденциальности; Определение доминирующих мотивов в проведении Кл интервью. II. Выявление жалоб. Использ пассивные и активные методы Кл интервью. Оценка ВКБ (представление пациента о болезни, отнош к ней, переживание её). Структурирование проблемы. III. Оценка желаемого рез-та интервью и терапии. Определение субъективной модели доровья и предпочтительного психического статуса. IV. Оценка антиципационных способностей пациента. Обсуждение вариантов исхода заболевания при его обнаружении. Терапия. Антиципационный тренинг.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.212.183 (0.011 с.) |