ТОП 10:

Психология как наука, её объект и предмет исследования.



Психология как наука, её объект и предмет исследования.

 

Слово «психология» происходит от 2-х греческих слов (душа и учение).

Психология - наука, изучающая закономерности развития психики. Эта наука тесно связана с другими, такими, как естественные науки (хим, биология, физика, мат-ка), философские науки( этика, логика), социальные науки( соц-я, история).

Предмет психологии- психические про - сы, св-ва, сост. человека, его сознание и закономерности поведения.

Объект психологии- психический мир человека.

Психика– это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном субъективном отражении объективного мира, регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий.

 

Функции психики человека:

1)Познавательная

2) Регулятивная( адаптивная)

3) коммуникативная.

 

Этапы развития сознания в филогенезе:

1)раздражимость 2) чувствительность( черви, медузы) 3) инстинкт. повед.

4)условно-рефлекторное поведение (в определенных условиях) 5) рассудочное поведение 6) Сознание.

Сознание– высшая, свойственная человеку, интегрированная форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Бессознательное совокупность психических явлений, в функционировании и влиянии

которых человек не отдает себе отчета.

или

Бессознательное – сфера психики, содержание которой не является предметом сознания, но определенным образом влияет на сознательную деятельность.

 

 

2.Задачи и характеристика основных методов психологической науки.

Задачи психологии:

1. Повышение качества труда и продукции.

2. Совершенствование управления экономикой.

3. Совершенствование сферы обслуживания.

4. Обучение и воспитание.

5. Охрана здоровья и обеспечение работоспособности.

6. Проектирование, разработка и эксплуатация техники.

 

Методы психологии:

 

1. Методы сбора информации. ( 1)опрос, интервью, анкета, тест.2) эксперимент )

2. Методы обработки данных.

3. Методы психологического воздействия

4.Метод математической статистики:

- корреляционный анализ

- кластерный анализ ( для выявления основных групп каких-то явлений)

-факторный анализ.

 

Строение анализатора

• рецепторы, или органы чувствительности, преобразующие энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

 

• проводящие нервные пути, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

• корковые проекционные зоны головного мозга.

Общие свойства ощущений

Качество: каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, а зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

Интенсивность: определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность: определяется функциональным состоянием органов чувствительности, временем действия раздражителя, его интенсивностью.

Основные закономерности ощущений

Чувствительность– способность человека иметь ощущения.

Временной порог – минимальная продолжительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения.

Латентный период– время между началом действия раздражителя и появлением ощущения.

Инерция – время исчезновения ощущения после окончания воздействия раздражителя

Виды ощущений

Пороги чувствительности

нижним абсолютным порогом ощущения – наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение;

верхний абсолютный порог ощущения – наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида;

диапазон чувствительности – интервал между нижним и верхним порогом ощущений;

дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

 

 

Виды восприятия

Критерии классификации восприятия:

ведущий анализатор в восприятии (зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия);

цель восприятия (преднамеренное и непреднамеренное восприятие);

степень организации (организованное и неорганизованное восприятие) ;

направленность восприятия (внешненаправленное – восприятия предметов и явлений внешнего мира и внутренне направленное – восприятие собственных мыслей и чувств);

форма отражения (восприятие пространства, предметов и явлений окружающего мира; восприятие человека человеком; восприятие времени; восприятие движений).

 

Свойства памяти

Объем – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти − 7 + 2 различных элементов (единиц) информации.

Быстрота запоминания– отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.

Точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

Длительность – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.

Готовность к воспроизведению – способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.


Классификации видов памяти

 

По характеру участия воли:

• непроизвольная память;

• произвольная память.

По характеру психической активности:

• двигательная память;

• эмоциональная (аффективная) память;

• образная память (зрительная , слуховая осязательная, обонятельная,

• вкусовая, эйдетическая память);

• вербально-логическая память.

По продолжительности сохранения информации:

• сенсорная память,

• кратковременная память;

• оперативная память;

• долговременная память.

Процессы памяти

Запоминаниепроцесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком. Различают непроизвольное и произвольное запоминание.

Сохранениеэто сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение это один из самых активных и творческих процессов, он заключается в восстановлении информации, извлечении ее из памяти.

Забывание– это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации.

7. Характеристика мышления и речи как психических процессов.

 

Мышление– это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Мыслительные операции

Анализ – мысленное расчленение, разложение предмета или явления на составные части. Идеальный анализ в отличие от практического позволяет разделить неделимые свойства и явления (сущность от явления, причину от следствия и т. д.), не разрушая и не нарушая эти процессы. Анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез это мысленное объединение отдельных частей, свойств, признаков в единое целое. Анализ и синтез являются основой для сравнения.

Сравнениесопоставление предметов и явлений с точки зрения их качественной близости или удаленности. В процессе сравнения выделяются свойства, качества, элементы, которые одинаковы у разных предметов и явлений. Сравнивая различные предметы, явления, устанавливаются сходство, различие, тождество, подобие и т. д., что является основой для классификации.

Классификацияэто объединениепредметов и явлений в группы на основе какого-то признака или группы признаков. Признак (сходства, различия и т. д.) является основой классификации.

Абстрагирование мысленное отделение одних свойств и признаков предмета от других их черт и от самих предметов, которым они свойственны. Абстрагируясь, выделятся общие признаки для разных предметов, на основе которых следует обобщение.

Обобщениеэто объединение предметов и явлений на основе общих

• признаков. Одной из форм мысленного обобщения являются понятия.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения понятия выводятся суждения о принадлежности единичного явления к какому-то их классу.

Мыслительный процесс

Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности, признаков, общих для всех предметов, входящих в него. Любое понятие относится к группе сходных предметов. Понятия бывают конкретные и абстрактные, единичные и общие.

Суждение отрицание или утверждение чего-либо о чем-либо. Суждения бывают утвердительные, отрицательные, истинные, ложные, предположительные.

Умозаключение это серия логически связанных высказываний, из которых выводятся новые знания. Умозаключения бывают трех видов:

• индуктивные (предполагают вывод частного суждения из общего),

• дедуктивные (вывод общего суждения из частных),

• по аналогии (основывается на схожести существенных признаков явлений, объектов, и на этом основании делается вывод о возможной схожести и по другим признакам

Виды мышления

Практическое мышление направлено на подготовку к физическому преобразованию действительности.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального физического преобразования ситуации, т. е. в процессе деятельности.

Наглядно-образное мышление опирается на образы представлений или восприятия и их возможные изменения в результате деятельности и преобразования ситуации.

Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей, правил, законов и опирается на научные понятия или ситуационные, житейские обобщения.

Словесно-логическое мышление.

Абстрактное мышление, осуществляемое с помощью логических операций с понятиями.

Творческое мышление характеризуется высокой новизной продукта, своеобразием процесса его получения,

Воссоздающее мышлениехарактеризуется меньшей продуктивностью.

Логическое мышление.

Интуитивное мышление.

Речь

Речь – это сложившаяся исторически форма общения человека с другим человеком или с самим собой, опосредованная использованием естественного языка.

Язык– это система знаков, способ передачи социального опыта. Язык существует и реализуется через речь.

Обобщенное отражение предметного содержания составляетзначение слова.

Функции речи

 

1. Семантическая (обозначающая, отражающая) функция – обозначает возможность использования речи для сознательного общения посредством обозначения своих мыслей и чувств для сообщения их другому.

2. Коммуникативная функция – обозначает возможность процесса общения между людьми, где речь выступает в качестве инструмента общения.

3. Эмоциональная (экспрессивная, выразительная) функция – способность языка передавать внутренние состояния, желания, эмоции и т. д.

4.Функция воздействия (регуляторная функция).

Виды речи

Устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов.

Внутренняя речь – это использование языка вне процесса реальной коммуникации.

Внутренняя речь – использование языка вне процесса реальной коммуникации.

 

Жестовая речь – это способ межличностного общения людей при помощи системы жестов.

 

8. Характеристика воображения как психического процесса

Воображение это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

 

Виды воображения

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Творческое,

воссоздающее ,

антиципирующее.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

преднамеренное

непреднамеренное

Формы проявления воображения

• мечты,

• грезы,

• галлюцинации,

сновидения

Функции воображения

1. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

3. Формирование внутреннего плана действий.

4. Планирование и программирование деятельности.

5. Управление психофизиологическим состоянием организма.

 

Свойства внимания

Сосредоточенность внимания – это удержание внимания на одном объекте или одних действиях при отвлечении от всего остального.

 

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточения на объекте или явлении или удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени.

 

Объем вниманияхарактеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Распределение внимания – это возможность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности.

 

Переключаемость внимания – это способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые виды деятельности, соответствующие изменившимся условиям.

Виды внимания

В зависимости от активности личности:

Непроизвольное (непреднамеренное) вниманиевозникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли.

• Интенсивность раздражителя.

• Новизна, необычность объектов.

• Резкая смена, а также динамичность объектов.

Произвольное (преднамеренное) вниманиеактивное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями.

• Целенаправленность.

• Организованность.

• Повышенная устойчивость.

Послепроизвольное вниманиевнимание, наступающее после произвольного через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате чего сосредоточенность сохраняется в течение длительного времени без напряжения и волевых усилий.

 

По характеру направленности:

Внешне направленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления.

Внутреннее направленное– внимание направлено на собственные мысли и переживания.

По происхождению:

Природное внимание – это врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания

По механизму регуляции:

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностями человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов.

 

Виды внимания

По своей направленности на объект:

сенсорное (направлено на восприятие)

интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти),

моторное (направлено на движение).

По динамике интенсивности:

• Статическим называется такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения.

 

• Динамическое внимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно не интенсивно; человеку требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному виду действий; он медленно втягивается в работу; первые минуты проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе .

 

 

Самооценка и уверенность

Самооценка повышенная, однако, неустойчивая, может меняться под воздействием внешних факторов. Любит делиться своими успехами.

Работа

Сангвиники отличаются высокой работоспособностью и дисциплинированностью. Из них выходят ответственные сотрудники и руководители. В работу включаются легко быстро и энергично. Переключиться на новое дело для них не составляет труда. К тому же люди этого темперамента достаточно долго могут работать не утомляясь. Но им с трудом дается выполнение монотонной работы, поэтому необходима постоянная смена видов деятельности.

Общение

Самый общительный тип темперамента. Любят общение ради общения, им нравится быть в центре внимания. Хорошие собеседники. Без труда вступают в контакт с незнакомцами. Стараются всех веселить и развлекать.

Дружба и любовь

Благодаря активности и легкому характеру у сангвиников много приятелей. Однако их поверхностность мешает устанавливать прочные дружеские связи. В любви строят отношения ярко, легко, весело. Если хотите, чтобы отношения с типичным сангвиником были долгими, вы всегда должны его удивлять, с вами не должно быть скучно.

 

16 Характеристика холерического типа темперамента

( По Колмакову сильный, неуравновешенный, подвижный. + - импульсивный, настойчивый в делах, страстный, незаменим в экстремальных ситуациях;- гордый, честолюбивый, мстительный, характ.резкими перепадами настроения, излишне прямолинейный. Представитель-Петр 1).

Еще древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ ввел понятие темперамента, разделив людей на четыре группы. Он считал, что поведение человека зависит от преобладания определенной жидкости в организме: крови, флегмы, черной или желтой желчи.
Современные ученые связывают тип темперамента человека со следующими свойствами нервной системы:
1. Сила – этот параметр определяет степень устойчивости нервной системы к психическим нагрузкам.
2. Подвижность – показывает, насколько быстро происходит чередование нервных процессов.
3. Уравновешенность – это характеристика соотношения процессов возбуждения-торможения.

Сразу же отметим, что в жизни «стопроцентных», «чистых» типов темперамента практически не существует. В каждом из нас есть черты от нескольких, обычно двух темпераментов.

Холерик относится к сильному неуравновешенному типу. Это означает, что люди холерического типа темперамента могут выдерживать значительные психические нагрузки. Однако отличаются большой неустойчивостью и повышенной раздражительностью.

Движения и походка

Холерика легко узнать в толпе. Его движения напряженные и резкие. Походка быстрая, стремительная.

Самооценка и уверенность

Из всех типов темперамента имеют наивысшую самооценку. Очень уверены в себе и своих силах, порой самоуверенны. Ни в коем случае не показывают другим свои слабости.

Работа

Работоспособность холериков крайне неустойчива, зависит от внешних обстоятельств и личного интереса. В работе несдержанные, нетерпеливы, с трудом перестраиваются на новый вид деятельности. Однако, если холерик заинтересован, будет работать упорно, целеустремленно и обязательно достигнет желаемого результата. Но если разочаруется в идее, тут же ее оставит.

Общение

По природе холерики общительны, легко идут на контакт. При этом, обожают лидировать и быть везде первыми. Любят подчинять и контролировать окружающих, во всех видят соперников. Стремление к лидерству в сочетании с несдержанностью делает характер людей-холериков достаточно тяжелым в общении.

Дружба и любовь

Холерик не может похвастаться большим кругом друзей, однако к тем, кого любит, очень привязан. Дружить с холериком ничуть не легче, чем работать или просто общаться. Если ваш друг или любимый обладает холерическим темпераментом, будьте готовы к горячности и вспышкам ревности. В паре он будет доминировать. Может многократно разрывать отношения в порыве гнева.

Аппетит

Обладают хорошим аппетитом. Едят обычно много и быстро.

Сон

Сильная нервная система позволяет им быстро восстанавливаться, поэтому часто холерики мало спят. Им не составляет труда работать ночами.

 

Самооценка и уверенность

Флегматики адекватно себя оценивают, иногда склонны несколько занижать свои способности. Скромны, не любят быть на виду. Уверенны в своих силах, без самоуверенности и желания хвастаться своими успехами.

Работа

Не требуйте от флегматика способности Юлия Цезаря делать множество дел одновременно. Такие люди сначала доводят до конца одну работу и лишь потом, после длительного «включения», приступают к другой. Правда, включившись, работают с большой самоотдачей, упорно и долго. Ярко выраженным флегматикам противопоказаны те виды деятельности, где нужно постоянное переключение внимание и скорость реакции. Не подходят им также виды деятельности связанные с постоянным общением.

Общение

Флегматикам сложно не только переключаться с одного вида работ на другой, но, и по причине своей замкнутости, приспосабливаться к новым людям, быстро налаживать контакты. Но благодаря эмоциональной устойчивости и нелюбви к конфликтам в коллективе уживаются со всеми типами темперамента и постепенно идут вверх по карьерной лестнице.

Дружба и любовь

Предпочитает ровные и спокойные отношения. Друзьям и любимому человеку флегматика нужно уметь хорошо считывать «зашифрованные» эмоции. Флегматик влюбчив и привязан к немногочисленным друзьям, способен на сильные чувства, но, даже будучи сильно влюблен, ярко выражать свои эмоции не станет.

Аппетит

Ест медленно и неторопливо, ценит сам процесс еды.

Сон

Обычно флегматики не страдают бессонницей, их сон спокоен и продолжителен. Быстро засыпают, с трудом просыпаются.

Самооценка и уверенность

Из всех четырех типов темперамента у людей-меланхоликов самая низкая самооценка. Они неуверенны в себе, робки и стеснительны.
Меланхолик не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки, склонен к самоанализу.

Работа

Из-за слабой нервной системы меланхолики быстро утомляются, поэтому при выполнении любой работы им необходим частый отдых. Они медлительны, малейшее затруднение их отвлекает. Яркие меланхолики не бывают руководителями и категорически не подходят на работу в экстремальных условиях.
Также работоспособность меланхолика очень зависит от настроения и эмоциональной поддержки коллег.

Общение

Меланхоликам не интересны другие люди, больше их заботит собственный внутренний мир. В коллективе они необщительны, держатся в стороне, социально пассивны. В общении легко подчиняются лидеру, не любят соперничать. Любят быть опекаемыми, предпочитают оставаться в тени.
Из-за эмоциональной неустойчивости в общении с меланхоликом необходимо быть чуткими, избегать резких слов.
Из всех типов темперамента сложнее всего меланхоликам общаться с активными подвижными сангвиниками, которых меланхолик считает слишком легкомысленными.

Дружба и любовь

Меланхолики очень преданные друзья. В дружбе и любви редко лидируют, подчиняются партнеру. В любви ждут проявления активности от возлюбленного, стыдятся показывать свои чувства. Однолюбы.

Аппетит

Едят мало, аппетит снижен.

Сон

Спят мало. К вечеру клонит ко сну, чувствуют себя уставшими.

 

19 Характер, его виды и пути формирования

Характер это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру. Характер формируется на основе темперамента, имеет социально-оценочный аспект, является и предпосылкой и результатом поведения человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Характер определят стиль взаимоотношения человека с окруж.средой.

В структуре характера выделяют:

 

Ø интеллектуальные качества личности – интеллектуальные особенности человека и в первую очередь его качества ума (оригинальность, гибкость, глубина и т. д.), стиль мышления (теоретический, практический и т. д.)

Ø морально-волевые качества личности – обнаруживаются при достижении целей деятельности, это самостоятельность, целеустремленность, решительность, храбрость, смелость или же альтернативные им качества, самообладание, уверенность в себе, трудолюбие, благородство и т. д.

Ø эмоциональные качества личности – относят отзывчивость, чуткость, щедрость, доброту, уверенность в себе, уважение себя и других или наглость, грубость, безразличие и т. д.

Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней.В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

· Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

· К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

· К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

· Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

· Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

· Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

· Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

· сознание своей тождественности

· сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

· осознание своих психических свойств и качеств;

· определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

· Самопознание — получение информации о себе.

· Эмоционально-ценностное отношение к себе.

· Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

· Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

· Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

· Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

 

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.

Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

От уровня притязаний самооценка зависит, но не напрямую, а косвенно. Нельзя сказать, что высокий уровень притязаний поднимает самооценку, а низкий - опускает. Точнее говорить, что самооценка зависит от адекватности притязаний, от соответствия или несоответствия своему уровню притязаний.

 

Средства и виды общения

Специфика человеческой коммуникации:

• это интерсубъектный процесс, предполагающий активный обмен информацией

• предполагает изменение поведения партнера по общению

• предполагает принятие единой системы значений, которая обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга

• предполагает существование специфических коммуникативных барьеров

Знаковые системы коммуникации:

Вербальная коммуникация (человеческая речь как универсальная знаковая система)

Невербальная коммуникация: оптико-кинетическая знаковая система(жесты, мимика, пантомимика, св-во общей моторики частей тела.) пара- и экстро- лингвистические знаковые системы(кач-во голоса, диапазон, тональность, вставление в голос покашливания, смеха.) проксемическая знаковая система(организация пространства и времени коммуникативного процесса).

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

· Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.

· Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

· Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

· Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

· Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

· Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

· Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

· Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

· Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.034 с.)