Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие об эмоционально-волевой сфере личности.
Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека. Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом, как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др. Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению, самому себе и окружающим. Психические состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени. Это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы. Воля - сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий при достижении целей. В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, мужество, инициативность, самостоятельность, дисциплинированностью.
Структура сложного волевого действия: 1) осознание и постановка целей 2)планирование 3)исполнение. Психические состояния: эмоциональные(настроение, аффект, страсть - стойкое, всеохватывающее чувство, вызвано стремлением к активным действиям). функциональные(сон-бодрствование, счастье, любовь) Аффект - бурная, кратковременная, эмоциональная вспышка, кот. охватывают личность человека полностью. В состоянии аффекта человек не способен контролировать психологич. функции. Страсть характериз. осознанием, продолжительностью и направленностью. Стресс- состояние, обеспеч. нервно-психологическую активность по восстановлению равновесия с внешней средой, а также гомеостаз внутреннего орг-ма.
11.Основные характеристики и функции чувств
Эмоции и чувства признаются выполняющими функцию оценки. Способность чувств производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновении в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Чувства являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего. Отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковыми реакциями. В эволюции эти реакции развивались и закреплялись как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. Экспрессивная функция чувств не потеряла своего значения и после того, как в историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма обмена информацией - членораздельная речь. Чувственная экспрессия осталась одним из главных факторов, обеспечивающих невербальную коммуникацию.
В психологии особо выделяются две взаимодополняющие функции, выполняемые по отношению к определенным психическим процессам, в исследованиях выявлено влияние чувств на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления-торможения (П. К. Анохин), следообразования (А. Н. Леонтьев, Я. М. Калашник, А. Р. Лурия), подкрепления (П. В. Симонов).; другая функция- предвосхищающая. Функции эмоций и чувств: 1) Оценивающая 2) Побуждающая 3) Направление внимания Высшие чувства: 1) Нравственные (любовь, товарищество, совесть, ненависть, жадность) 2) Интеллектуальные (жажда знаний, радость открытий, сомнения) 3) Эстетические (чувство прекрасного, гармония)
12 Характеристика основных эмоциональных состояний личности. Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению, самому себе и окружающим. В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия и т. д. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Все эмоциональные состояния причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния. Базовые эмоции: гнев, радость, удивление, призрение, печаль, страх(эмоции не существуют в чистом виде) Свойства эмоций: -Пристрастность (субъективность)- зависимость эмоционального реагирования человека на различные события его жизни от субъективного к ним отношения. - Интегральность-объединение в единое целое всех функций организма. - Пластичность - многообразие оттенков переживаний эмоций одной модальности, как количественно, так и качественно. - Адаптация - притупление эмоциональной реакции, при долгом повторении одних и тех же воздействий. -Суммация - соединение отдельных эмоций - Амбивалентность-противоречивость - Динамичность - заключается в фазовасти из протекания. -Коммуникативность -Заразительность -Предвосхищение (антипатия)-прогнозирование вероятного исхода -Мнемонистичность- запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций при повторном их воздействии. - Генерализация – распространение эмоциональных переживаний на сходные объекты. Настроение – это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Фрустрация как состояние возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности. Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию: 1) лишения (лат. privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;
2) потери (лат. deprivation) – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности; 3) конфликт (лат. conflict) – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений. Типы реакций в ситуации фрустрации: 1) агрессия; 2) отступление и уход; 3) регрессия. Стресс можно определить как целостную реакцию живого существа на экстремальное воздействие. Стрессор - экстремальные воздействия, которые потенциально могут способствовать возникновению стресса. Стадии стресса: • мобилизации – наступает после того как стимул квалифицируется как угрожающий или превышающий возможности человека; • сопротивления – повышение устойчивость организма к вредным воздействиям; • истощения - эмоциональный фон характеризуется апатией, пониженным настроением, упадком сил. • Аффект - бурная, кратковременная, эмоциональная вспышка, кот. охватывают личность человека полностью. В состоянии аффекта человек не способен контролировать психологич. функции.
13 Воля как психический процесс. Основные волевые качества. Воля- сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий при достижении цели. Термин «воля» отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего силы человека. Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями. Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Волевой человек подавляет одни свои мотивы и потребности ради удовлетворения других. Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления. Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при этом выполняют лобные доли мозга, в которых происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели.
Структура сложного волевого действия: 1) Осознание и постановка цели 2) Планирование 3) Исполнение Совершая волевые поступки, человек в процессе деятельности вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие очень большое значение для жизни и труда. Одни свойства делают человека более активным, что связано с преобладанием процессов возбуждения в коре полушарий, другие качества проявляются в торможении, задержке, подавлении нежелательных психических процессов и действий. К качествам, связанным с активностью, относятся решительность, смелость, настойчивость, самостоятельность. Конечно, невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы в зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. Этим отличаются такие качества воли, как дисциплинированность и организованность. Дисциплина заключается, прежде всего, в подчинении требованиям коллектива. Организованный человек умеет заставить себя, а если надо, и других продуктивно работать. Волевые качества: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, инициативность, дисциплинированность, мужество.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.22.250 (0.02 с.) |