ТОП 10:

Понятие об эмоционально-волевой сфере личности.



Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т.д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Одна из сфер человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращена к эмоциям и чувствам человека.

Эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему и к тому, что с ним происходит. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами человека. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые субъектом, как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и др.

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению, самому себе и окружающим.

Психические состояния– психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени. Это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы.

Воля- сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий при достижении целей.

В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается

волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, мужество, инициативность, самостоятельность, дисциплинированностью.

Структура сложного волевого действия:

1) осознание и постановка целей

2)планирование

3)исполнение.

Психические состояния:

эмоциональные(настроение, аффект, страсть - стойкое, всеохватывающее чувство, вызвано стремлением к активным действиям).

функциональные(сон-бодрствование, счастье, любовь)

Аффект - бурная, кратковременная, эмоциональная вспышка, кот. охватывают личность человека полностью. В состоянии аффекта человек не способен контролировать психологич. функции.

Страсть характериз. осознанием, продолжительностью и направленностью.

Стресс- состояние, обеспеч. нервно-психологическую активность по восстановлению равновесия с внешней средой, а также гомеостаз внутреннего орг-ма.

 

11.Основные характеристики и функции чувств

 

Эмоции и чувства признаются выполняющими функцию оценки. Способность чувств производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновении в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Чувства являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего. Отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковыми реакциями. В эволюции эти реакции развивались и закреплялись как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. Экспрессивная функция чувств не потеряла своего значения и после того, как в историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма обмена информацией - членораздельная речь. Чувственная экспрессия осталась одним из главных факторов, обеспечивающих невербальную коммуникацию.

В психологии особо выделяются две взаимодополняющие функции, выполняемые по отношению к определенным психическим процессам, в исследованиях выявлено влияние чувств на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления-торможения (П. К. Анохин) , следообразования (А. Н. Леонтьев, Я. М. Калашник, А. Р. Лурия) , подкрепления (П. В. Симонов).; другая функция- предвосхищающая.

Функции эмоций и чувств:

1) Оценивающая

2) Побуждающая

3) Направление внимания

Высшие чувства:

1) Нравственные (любовь, товарищество, совесть, ненависть, жадность)

2) Интеллектуальные (жажда знаний, радость открытий, сомнения)

3) Эстетические (чувство прекрасного, гармония)

 

 

12 Характеристика основных эмоциональных состояний личности.

Эмоцияминазываются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению, самому себе и окружающим.

В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия и т. д.

Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями.

Все эмоциональные состояния причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

Базовые эмоции: гнев, радость, удивление, призрение, печаль, страх(эмоции не существуют в чистом виде)

Свойства эмоций:

-Пристрастность (субъективность)- зависимость эмоционального реагирования человека на различные события его жизни от субъективного к ним отношения.

- Интегральность-объединение в единое целое всех функций организма.

- Пластичность - многообразие оттенков переживаний эмоций одной модальности, как количественно, так и качественно.

- Адаптация - притупление эмоциональной реакции, при долгом повторении одних и тех же воздействий.

-Суммация - соединение отдельных эмоций

- Амбивалентность-противоречивость

- Динамичность - заключается в фазовасти из протекания.

-Коммуникативность

-Заразительность

-Предвосхищение (антипатия)-прогнозирование вероятного исхода

-Мнемонистичность- запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций при повторном их воздействии.

- Генерализация – распространение эмоциональных переживаний на сходные объекты.

Настроение – это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности.

Фрустрациякак состояние возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности.

Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) лишения (лат. privation) – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;

2) потери(лат. deprivation) – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности;

3) конфликт (лат. conflict) – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

Типы реакций в ситуации фрустрации:

1) агрессия;

2) отступление и уход;

3) регрессия.

Стрессможно определить как целостную реакцию живого существа на экстремальное воздействие.

Стрессор - экстремальные воздействия, которые потенциально могут способствовать возникновению стресса.

Стадии стресса:

мобилизации – наступает после того как стимул квалифицируется как угрожающий или превышающий возможности человека;

сопротивления – повышение устойчивость организма к вредным воздействиям;

истощения - эмоциональный фон характеризуется апатией, пониженным настроением, упадком сил.

Аффект - бурная, кратковременная, эмоциональная вспышка, кот. охватывают личность человека полностью. В состоянии аффекта человек не способен контролировать психологич. функции.

 

13 Воля как психический процесс. Основные волевые качества.

Воля- сознательное регулирование личностью своих действий, поступков, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий при достижении цели . Термин «воля» отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего силы человека. Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями.Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Волевой человек подавляет одни свои мотивы и потребности ради удовлетворения других. Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при этом выполняют лобные доли мозга, в которых происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели.

Структура сложного волевого действия:

1) Осознание и постановка цели

2) Планирование

3) Исполнение

Совершая волевые поступки, человек в процессе деятельности вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие очень большое значение для жизни и труда. Одни свойства делают человека более активным, что связано с преобладанием процессов возбуждения в коре полушарий, другие качества проявляются в торможении, задержке, подавлении нежелательных психических процессов и действий. К качествам, связанным с активностью, относятся решительность, смелость, настойчивость, самостоятельность. Конечно, невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы в зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. Этим отличаются такие качества воли, как дисциплинированность и организованность. Дисциплина заключается, прежде всего, в подчинении требованиям коллектива. Организованный человек умеет заставить себя, а если надо, и других продуктивно работать.

Волевые качества: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, инициативность, дисциплинированность, мужество.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.01 с.)