Словарь «Сурдопсихология и сурдопедагогика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Словарь «Сурдопсихология и сурдопедагогика»



Аудиометрия (от лат. audio— слышу и греч. metron— мера) -измерение остроты слуха путем определения порогов восприятия звуков разной частоты. В прошлом сила звука измерялась весьма приблизитель­но с помощью простейших механических приспособлений и изменений голо­са. В современных условиях Аудиометрия проводится с помощью специальных электроакустических приборов.

Глухие дети — дети, страдающие полным отсутствием слуха и вследствие этого неспособные к самостоятельному овладению речью.

Глухонемота — сочетание тяжелого слухового дефекта и связан­ного с ним отсутствия речи.

Дактилография — форма общения с грамотными глухими по­средством начертания пальцем контура букв (в воздухе или на какой-ли­бо поверхности). Дактилография имеет особое значение для общения со слепоглухими; в этом случае буквы воспроизводятся пальцем на ладони слепоглухого.

Дактилология, дактильная речь — своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук.

Мимико-жестовая речь — термин, традиционно принятый в отечественной сурдопедагогике для обозначения формы общения глухих посредством жестов.

«Мимический метод» — система обучения глухих на основе использования мимико-жестовой формы речи.

Оглохшие дети — дети, утратившие слух, но сохранившие речь, сформировавшуюся на основе нормального слухового восприятия.

Слабослышащие дети — дети, страдающие понижением слуха (тугоухостью), в результате чего у них возникает нарушение речи.

Сурдомутизм (от лат. surdus — глухой и mutus — немой) — утра­та речи и слуха, которая в отличие от глухонемоты имеет функциональный характер.

Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) — отрасль дефекто­логии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с нару­шениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).

Сурдопсихология (лат. surdus — глухой) — раздел специальной психологии, изучающий закономерности психического развития детей и взрослых с нарушениями слуха, а так же изучающий возможности коррекции слуха в условиях специального обучения и воспитания.

Сурдотехника (от лат. surdus — глухой) — технические средства для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи.

Тугоухость — термин, принятый в сурдопедагогике для обозначе­ния частичного нарушения слуховой функции в отличие от глухоты — полной утраты слуха; тугоухими иногда называют слабослышащих детей.

Устный метод — система воспитания и обучения глухих на ос­нове преимущественного использования устной речи.

Чистый устный метод — система воспитания и обучения глу­хих на основе исключительного использования устной речи.

Чтение с лица — зрительное восприятие речевой мимики гово­рящего человека, позволяющее понимать устную речь в условиях затруд­ненного или нарушенного слухового восприятия.

«Тифлопедагогика и тифлопсихология»

Амблиопия (от греч. amblys— тупой и ops — глаз) — ослабление зрения при отсутствии органических поражений систем глаза. Часто воз­никает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и на­рушении бинокулярного зрения. Иногда является следствием острых аф­фективных переживаний (истерическая Амблиопия).

Анофтальм (от греч. а-----приставка со значением отрицания и ophthalmos — глаз) — врожденная аномалия, заключающаяся в отсутствии глазного яблока (чаще двустороннем) и недоразвитии проводящих путей и коркового центра зрительного анализатора.

Астигматизм (от греч. а----приставка со значением отрицания и stigmus — точка) — аномалия рефракции (преломляющей способности) глаза, при которой лучи от светящихся точек наблюдаемого объекта после преломления в средах глаза не фокусируются в точечное изображение. Бывает вызвана нарушением формы роговицы — врожденным или (реже) приобретенным (вследствие воспалений и травм). При Астигматизме зри­тельное восприятие страдает нечеткостью. Коррекция Астигматизма осуществля­ется с помощью очков с цилиндрическими линзами. При снижении зрения, не поддающемся достаточной коррекции, в ряде случаев возникает не­обходимость обучения детей, страдающих Астигматизмом, в школах для слабовидя­щих.

Близорукость, миопия (от греч. myops— щурящий глаза) — нарушение зрения, вследствие которого страдающие им лица плохо видят отдаленные предметы.

Брайля шрифт — рельефно-точечный шрифт для письма и чте­ния слепых, разработанный в 1829 г. франц. слепым тифлопедагогом Л. Брайлем.

Дальнозоркость, гиперметропия — нарушение зрения, вызванное аномалиями рефракции, при которых лучи света вследствие не­достаточного преломления в средах глаза соединяются позади сетчатки.

Дальтонизм, протанопия — нарушение цветового зрения, проявляющееся в неспособности различать отдельные цвета (чаще всего красный цвет)

Косоглазие — дефект зрительного анализатора, выражающийся в отклонении зрительной оси одного глаза от совместной точки фиксации. При содружественном Косоглазии косящий глаз следует за движением другого глаза, но между их зрительными осями остается расхождение, величина которого постоянна. (У детей чаще встречается именно эта форма Косоглазия) Ча­сто на косящем глазу наблюдается снижение остроты зрения. Причины возникновения содружественного Косоглазия изучены недостаточно. Паралитическое Косоглазие возникает при параличе глазодвигательной мышцы вследствие заболевания ЦНС.

Ослепшие дети — дети, которые в результате заболевания или травмы утратили зрение полностью или сохранили лишь остаточное зре­ние с остротой до 0,4.

Слабовидящие дети — дети, страдающие значительным сни­жением остроты зрения (от 0,05 до 0,5 на лучше видящем глазу с опти­ческой коррекцией) либо нарушениями периферического зрения, приво­дящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза.

Слепые дети — дети, страдающие полным отсутствием зрения либо имеющие остаточное зрение (от светоощущения до остроты зре­ния — 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками)

Тифлографика (от греч. typhlos — слепой и graphikos — нарисо­ванный) — отрасль графики, занимающаяся построением, преобразова­нием и изготовлением учебно-наглядных пособий для обучения слепых детей рельефному рисованию, черчению и др. учебным предметам.

Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой и педагогика) -отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обуче­ния лиц с глубокими нарушениями зрения (частично и слабовидящих, ослепших, слепых от рождения).

Тифлопсихология (от греч. τυθλος — слепой) — раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его коррекции.

Тифлотехника (от греч. typhlos — слепой и техника) — отрасль приборостроения, занимающаяся конструированием и производством тифлотехнических средств (тифлоприборов), предназначенных для кор­рекции и компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения

21. Заполните таблицу «Особенности психического развития и обучения детей с сенсорными нарушениями»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.007 с.)