Кафедра теории и методологии социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории и методологии социальной работы



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

_____________________________________________________

МЕДВЕДЕВА ГАЛИНА ПАВЛОВНА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЕОНТОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

направление подготовки

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) – БАКАЛАВР

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Москва 2012

Рабочая тетрадь подготовлена профессором кафедры теории и методологии социальной работы, д.ф.н. Медведевой Галиной Павловной.

 

 

рЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

Д.И.Н., ПРОФЕССОР т.е. дЕМИДОВА

к.псх.Н., доцент с.н. козЛовская

 

 

Рабочая тетрадь утверждена на заседании кафедры теории и методологии социальной работы факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол № __ от «___» _________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

 

Рабочая тетрадь является неотъемлемой составляющей учебно-методического комплекса и может быть использована как в самостоятельной работе студентов, так и в процессе практических занятий по учебной дисциплине «Деонтология социальной работы» и в ходе итогового контроля знаний по данной дисциплине. Она содержит различные задания и вопросы для контроля знаний по всему учебному курсу и может использоваться как в составе базового учебника, так и самостоятельно, при использовании в качестве базовых учебных пособий и иных изданий.

Использование рабочей тетради направлено как на развитие у студентов навыков самостоятельного изучения учебного материала, усвоение и проработку каждым студентом теоретических понятий курса, выработку навыков практического разрешения проблемных ситуаций, овладение основными способами решения деонтологических проблем, возникающих в практике социальной работы. Одновременно использование рабочей тетради способствует развитию навыков самоконтроля полученных знаний.

Самостоятельное выполнение в рабочей тетради предложенных заданий позволяет студентам: закрепить, систематизировать и углубить основные деонтологические аспекты проблем взаимодействия с клиентами и коллегами, представителями внешних организаций и т.п.: - выявить их установить пределы долженствования и ответственности, определить круг обязанностей, практически руководствоваться в деятельности деонтологтческими принципами. Студенты закрепляют навыки работы с этико-философской литературой, (поиск информации, классификация источников, обработка информации, работа с электронными источниками), осуществлять деонтологический анализ ситуации, отношений, действий, вырабатывать решения деонтологических конфликтов и т.п.

Организация самостоятельной и аудиторной работы с применением рабочей тетради способствует лучшему усвоению материала и накоплению студентами научного, учебного и методического материала, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности.

Рабочая тетрадь может быть полезна не только для студентов всех форм обучения, но и для социальных работников – практиков, желающих повысить свою квалификацию в области деонтологии социальной работы.

Главы и параграфы, представленные в рабочей тетради, полностью соответствуют по названию и содержанию главам и параграфам данного учебника. Разделы «Вопросы для самоконтроля» заполняются студентом и затем самостоятельно сверяются им с текстом соответствующих глав и параграфов учебника или конспектов лекций. «Контрольные задания» могут быть предложены преподавателем в процессе аудиторной работы на практических занятиях как формы контроля знаний или как итоговые формы контроля на зачете по дисциплине.

Порядок использования рабочей тетради:

В процессе лекционных занятий: прослушав лекцию, попробуйте самостоятельно ответить на вопросы, дать определения и т.п. и затем скорректируйте запись, сверив ее с записью в конспекте лекции.

В процессе самостоятельной работы: прочитав заданный для самостоятельного изучения параграф учебника или в процессе подготовки к соответствующему семинарскому занятию, самостоятельно ответьте на вопросы одноименного параграфа рабочей тетради и скорректируйте ответы в соответствии с материалом учебника.

В процессе выполнения контрольной работы в аудитории или дома: выполните задание и сдайте на проверку.

 

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕОНТОЛОГИИ

 

Тема 1. Проблемы долга и ответственности в исторических этических учениях

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Укажите истоки долженствования в человеческой жизнедеятельности:

Общественная мораль, собственная совесть человека, обычай.

2. Покажите особенности долженствования в рамках соблюдения обычаев:

Эта форма долженствования заключается в соблюдение традиционных форм поведения в стандартных условиях. Эта одна из наиболее древних форм долженствования, типичная для мифологического сознания.

3. Раскройте особенности понимания долга в античный период:

Особое внимание уделялось тем областям деятельности и ситуациям, в которых присутствовала объективная необходимость предпочтения общественных интересов частным, т.е. где от выбора личностью поступков зависело не только ее собственное благополучие, но и благополучие окружающих, всего общества (сообщества). поведению Аристотель трактует как долг личности перед обществом. При этом он исходит из того, что обычай формируется как многократно апробированная, положительно зарекомендовавшая себя и поэтому ставшая социально одобряемой и привычной (обычной) форма поведения.

4. Раскройте специфику долга и ответственности в работах средневековых философов:

В рамках Средневековой философии долг и ответственность рассматривались, прежде всего, перед Богом. Все Должное от Бога. Следование долгу в этот период было прямым следствием веры в бога. Должно следовать воли Бога и его заповедям. Ответственность тоже перед Богом: Рай или Ад.

5. Раскройте основные подходы к пониманию долга в Новое время:

В Новое время основные подходы к понимаю долга заложили Кант, Бентами и Гегель, о них ниже.

6. Раскройте (по возможности подробно) место и роль долга в детерминации поведения:

Долг – сложный механизм регуляции человеческой деятельности, сложен он скрытостью мотивов поведения. Мы никогда не можем говорить точно, поступает ли человек, исходя из чувства долга или ради некой выгоды. В основе долге лежит прежде всего осознание человек необходимости того или иного поведения. Следование долг – это всегда личный выбор человека. Долг – это то, что толкает человека к деятельности, которая ему не нравится, но необходима.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Изложите основные деонтологические идеи И. Бентама:

Сам термин деонтология был введен Иеремия Бентамом. В своем учение он говорил о том, что каждый человек стремится в своей жизни получить максимум удовольствий и минимум страданий. В основание счастья лежит польза. Должное поведение по Бентами –

Это поведение, приносящее максимальную пользу максимальному числу людей.

2. Изложите основные деонтологические идеи И. Канта:

Основные мысли Иммануила Канта:

«делай высшее возможное в мире благо своей конечной целью»

«поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Кант вводит понятие максим, как личных правил поведения и Императивов, как всеобщих законов.

3. Изложите основные деонтологические идеи Г.В.Ф. Гегеля:

У Г.В.Ф. Гегеля в качестве долга для личности выступает добро в себе и для себя, поскольку человек должен иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности.

Моральный долг, по Гегелю, предполагает обязанности: "Право оставляет умонастроению полную свободу. Моральность же преимущественно касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если побудительной причиной последнего является уважение к праву"

4. Раскройте (по возможности подробно) место и роль долженствования в жизнедеятельности человека и общества

Современное общество прошло длинный путь развития от первобытности и варварства до 21 века и цивилизации, мы не верим в мифы, мало кто в Бога, законодательство хоть и прописывает модели поведения, но, к счастью, по большей мере не касается частной жизни. В таких условиях возникает необходимость регулировать частную жизни и частные контакты. Таким регулятором выступает долженствование. Долг выступает мотиватором к общественно полезной деятельности, принуждает человека поступиться своими частными интересами, для общего блага.

Литература.

Медведева Г.П. Деонтология социальной работы. – М.: «Академия», 2011,

 

 

Тема 2. Долг и ответственность в современных этических учениях

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Раскройте основные деонтологические идеи этики марксизма:

В марксистской этике вопросы долга впервые поставлены на научную основу: проблема Д. рассматривается как часть общего вопроса о происхождении и обосновании требований нравственности. Требования коммунистической нравственности исходят из того, что исторической необходимостью дальнейшего развития человечества является переход к бесклассовому об-ву. Д. каждого отдельного человека в социалистическом об-ве, основывающийся в конечном итоге на этой исторической необходимости, принимает бесконечно разнообразные формы в зависимости от социальных обстоятельств и жизненных ситуаций, в к-рые данный человек попадает. Исходя из этого же, марксизм решает и вопрос о том, кто правомочен определять содержание морального Д. Общие нравственные требования способно вырабатывать лишь об-во в целом на основе коллективного опыта масс. Задача же решения моральной проблемы применительно к той или иной конкретной ситуации в осн. возлагается на того, кто эти требования выполняет, т. е. на каждого члена об-ва

2. Раскройте основные подходы к определению долга и ответственности в этике постмодернизма. Дайте определение теории социальной работы:

«Постмодернистское освобождение» ассоциируется с наступлением эпохи «после-долга» (apres-devoir), эпохи «минималистской» морали, когда в условиях недееспособности заповедей и абсолютных обязательств единственным предписанием, обладающим универсальной силой, становится лозунг «Никаких эксцессов!», выдвигаемый на фоне предельного индивидуализма и стремления к добропорядочной жизни, ограничиваемого лишь требованием окрашенной индифферентностью терпимости (Ж.Липовецки). Такое прославление вновь обретенной свободы (от долга) вызывает законное недоумение у тех, кто не привык принимать синдром за причину и наделять эффект объяснительной силой. Неудивительно, что попытка разобраться в существе постмодернистской этики с неизбежностью ставит исследователя в критическую позицию.Теория социальной работы - это наука о закономерностях и прин-ципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

3. Опишите место и роль долга и ответственности в этике экзистенциализма и неопрагматизма:

С. Кьеркегору (1813-1855) принадлежит сам термин "экзистенция", давший название всему направлению. Экзистенция, по Кьеркегору, это сугубо индивидуальное, неповторимое личностное бытие, заинтересованность в котором составляет основной долг человека: он должен хранить свою экзистенцию, сделав радикальный выбор в пользу этического существования (где главным является различение добра и зла и сознательное следование добру), и тем самым оценить непреходящее, абсолютное значение своей личности и индивидуального выбора, независимых от социально-культурных и исторических обстоятельств. Сартр выступает против морали долга. Долг для него - попытка ограничить или даже вовсе снять творческий элемент в индивидуальном действии. Выражение "он только выполнил свой долг" весьма показательно, оно обесценивает человеческое действие, ибо заранее его определяет. Мораль долга - порождение абстрактной, универсалистской морали, и как таковая она является консервативной и даже охранительной, всегда стремящейся к поддержанию status quo. Она направлена против человека, источника сомнения, протеста и творчества нового, она представляет собой отчуждение человеческой свободы, она, наконец, "делает человека несущественным". Поэтому в социальной жизни мы всегда находимся в ситуации отчуждения ("общество - это тотальность без меня"), "я" растворяется в безличном "on".

4. Дайте определение деонтологии как философской науки:

ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. δέον, родительный падеж δέοντος — долг, обязанность и λόγος — слово, учение) — наука или учение о должном. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом (“Деонтология, или Наука о морали”. Deontology or The Science of morality, v. 1—2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение, точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или аксилогии.

5. Определите объект и предмет деонтологии, ее цели и задачи:

Объект долг и должное поведение индивида.

6. Обоснуйте (по возможности подробно) влияние мировоззрения на долженствование личности:

Мировоззрение человека имеет огромное влияние на его долженствование. Оно определяет его мотивацию к тому или иному выбору из имеющихся альтернатив. К примеру, человек, имеющий коммунистическое мировоззрение, скорее выберет интересы общество и свой долг перед ним, а человек с мировоззрением капиталиста скорее выберет свои интересы и долг перед собой быть успешным.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. Раскройте влияние особенностей личности на ее долженствование:

Влияние личности на ее долженствование невозможно переоценить. Возьмем, к примеру, личности со слабой силой воли и сильной. Которая из них скорее выполнит свой долг? Разумеется личность с сильной волей. Это касается всего начиная с долга перед самим собой(не пить, не курить, заниматься спортом) и заканчивая долгом перед обществом, способностью на подвиг.

2.Раскройте принципы деонтологии как науки:

Принцип гуманизма, принцип справедливости деонтологии, добросовестность Принцип истинности, Принцип плюрализма

3.Обоснуйте функции деонтологии как науки:

Разработка основных понятий деонтологии и их научное обоснование.

Прогнозирование развития долженствования.

Разработка прикладных дисциплин: юридическая, медицинская и другие деонтологии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. Соотнесите содержание категории «долг» и понятия «долженствование»:

Долг в отличие от долженствования имеет внутренний характер принуждения.

2. Обоснуйте взаимосвязь должной мотивации и должного поведения:

Без мотивации нет поведения. Однако должное поведение, не всегда является должным с точки зрения мотивации, человек, может делать, то что должен, под воздействием неких внешних факторов, например страха увольнения или желая показать себя в лучшем свете.

3. Раскройте взаимосвязь внешней мотивации и самомотивации:

Различные виды мотиваций внутренняя и внешняя по разному влияют на человека. И имеют разную силу. На мой взгляд большей силой обладает самомотивация, потому что заставить человека что-либо можно но сложно. Если же человек будет самостоятельно замотивирован, то его будет сложно остановить.

4. Раскройте (по возможности подробно) смысл и содержание императивов И.Канта

У Канта категорический императив имеет следующие формулировки:

«… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и

«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми.

Литература:

Медведева Г.П. Деонтология социальной работы. – М.: «Академия», 2011,

 

 

 

 

 

Тема 4. Долженствование в общественном и индивидуальном бытии

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Обоснуйте место и роль долга и ответственности в совместной деятельности:

Долг и ответственность являются обязательными атрибутами любой совместной деятельности. Ведь если никто не будет ничего должен никому, и все будут делать, что захотят, то начнется хаос. С людьми без чувства долга и ответственности мало кто захочет вести дела.

2. Раскройте уровни структуры личности:

Различие подходов к пониманию личности затрудняет определение ее структуры. Например, А.В. Петровский выделяет три блока в структуре личности:

1) интраиндивидуальная личностная атрибуция (от лат. attributum - присовокупленное, существенный признак) - качества, присущие индивидуальному субъекту;

2) интериндивидуальная личностная атрибуция - пространство межын-дивидуальных связей (взаимоотношения, выбор, референтность и т.д.);

3) метаиндивидная личностная атрибуция - это предетавленность личности в других, что тем самым влияет на ее поведение, самоопределение и т.д.

По-Фрейду: я, Сверх-Я и оно.

3. Перечислите методологические функции долга:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 .Перечислите социальные функции долга:

А) Контроля.

Б) обеспечения общих интересов общества или класса.

В) Воспитательная, если рассматривать должное поведение, как обычное, то через научение следованию долгу можно научить правильному, общепринятому поведению.

5. Обоснуйте взаимосвязь социальных и методологических функций долга:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Обоснуйте (по возможности подробно) место и роль долга и ответственности как факторов формирования и стабильности общественных отношений:

Долг и ответственность являлись первыми гарантами исполнения обязательств в обществе. С купцом, нарушившим свое слово, никто более не торговал. Во многих культурах есть басни об честности и ответственности, к примеру басня «Мальчик и волки». Детей с детства обучали ответственности, как жизненно необходимому качеству. В современных условиях долг и ответственность играют не меньшую роль. У всех на устах фраза мы в ответе за тех кого приручили.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. Раскройте взаимосвязь нравственные качества личности и долженствования:

Должноствование играет одну из ведущих ролей в процессе формирования положительных нравственных качеств, таких как: честность, доброта…

2. Обоснуйте место и роль долженствования как условия существования человека:

Долженствование играет не последнюю роль в жизни человека. Долженствование выступает фактором, способствующим выполнению совместной деятельности. Без долженствования было бы общества, а значит и человека.

3.Обоснуйте место и роль долженствования как условия существования общества:

Как говорилось выше, долженствование гарант совместной деятельности. Долженствование заставляет людей следовать своему долгу, примеру служить в армии, добросовестно относиться к своей работе, следовать правилам поведения, принятым в обществе. Общество делает ставку на то, что человек будет подчинен долженствованию, а случае неповиновения наступают санкции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Перечислите сферы долженствования личности:

Обыденная сфера, профессиональная сфера, религиозная сфера.

2. Покажите сходство и различие долженствования в обыденной и профессиональной деятельности:

Долженствование в обыденной жизни и профессиональной деятельности по сути одно и то же явление. Однако они имеют некоторые отличия: во-первых, профессиональное долженствование- это долженствование перед большими группами людей, в том числе и перед обществом, а обыденное это долженствование перед собой и ближайшим окружением; во-вторых, профессиональное долженствование более жесткое, так в професси от человека может завесить жизнь и здоровье большего числа людей, чем в обыденной жизни

3.Перечислите функции долженствования в социальной работе:

Контроль за выполнением профессиональных функций, повышение мотивируемости соц работников.

4. Укажите роль ответственности и обязанностей в социальной работе:

Ответственность и обязанности в социальной работе выступают внешними прописанными в документах регуляторами поведения. Они помогают молодым специалистам влиться в профессию и выработать у него чувство долга.

5. Перечислите принципы деонтологии социальной работы:

Деонтология социальной работы основывается на принципах:

- личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

- компетентности специалиста;

- рационального подхода к решению поставленных задач;

- соответствия полномочий и ответственности;

- правовой регламентации деятельности;

- подотчетности;

- инициативы и творческого подхода;

- организованности и дисциплины;

- контроля и проверки выполнения;

- критического подхода к оценке деятельности, своих возможностей и клиента;

- доверие и свободы действий;

- поощрения и наказания и другие.

6. Обоснуйте (по возможности подробно) место и роль деонтологии в этике социальной работы:

Деонтология занимает одну из ведущих ролей в этике социальной работе. Это связанно с тем, что долг и должное поведение играют огромную значимость во всех профессиях системы человек – человек, а особенно в социальной работе, так как специалистам нашей сфере приходиться каждый день сталкиваться с людьми в трудной жизненной ситуации, многие из которых сами в ней виноваты, но мы должны помогать всем, кто обратился, какие бы чувства мы бы к ним не испытывали.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Раскройте роль функций деонтологической регуляции в социальной работе:

Демонологическая регуляция в социальной работе играет ведущую роль, с этим, конечно, можно поспорить, сказав, что ведущую роль имеет нормативная регуляция, однако, ни одно правило не способно заставить человека помогать вопреки самому себе, а долг может. Большинство социальных работников тратят на выполнение своих профессиональных функций куда большее время, чем прописано в их должностных обязанностей, и это не связано с их проф не пригодности или не эффективности, это говорит о том, что чувства долга перед профессией и обществом толкает их к ущемлению своих интересов во имя клиентов.

2 Раскройте сущность долга в социальной работе.:

профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.

Творческое выполнение социальным работником своих профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование;

поддержание своих профессиональных чести и достоинства;

завоевание высокого авторитета в общественном мнении, основанного на действительных достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка – долг социального работника перед самим собой

3.Раскройте роль ответственности в социальной работе:

Ответственность в социальной работе – это ответственности перед клиентами, обществом, профессией и собой. Ответственность - это неизменный атрибут социальной работы. Человек без чувства ответственности не сможет работать по нашей специальности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Обоснуйте приоритет долженствования перед обществом и государством:

Конечной целью социальной работы является новое совершенное общество именно построение этого общества и заключается долг социальной работы, а все остальное лишь средства.

2. Обоснуйте необходимость долженствования в социальной работе:

Долженствование в социальной работе необходимо в связи со спецификой самой деятельности, а именно с тем, что клиенты далеки от идеала, чаще всего неприятны социальному работнику, но помочь им надо, а потому есть механизм, который говорит: «надо значит надо». Им является долг и долженствование.

3. Раскройте содержание ответственности перед профессией:

Ответственность перед профессией заключается в качественном выполнение обязанностей, способностью отвечать за себя и своих коллег.

4. Раскройте (по возможности подробно) содержание долга перед клиентом

К социальному работнику обращаются люди, которые, как правило, уже все перепробовали и у них ничего не получилось. Социальный работник должен помочь человеку и научить его решать аналогичные проблемы. Социальный работник – последний шанс человека на нормальную жизнь, мы должны его не подвести.

Литература:

Медведева Г.П. Деонтология социальной работы. – М.: «Академия», 2011,

Тема 7. Деонтологические конфликты в социальной работе

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите социальные типы личности:

Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности в зависимости от их ценностных ориентаций:

 традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;

 у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;

 для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;

 реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

 гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.

2. Раскройте противоречия в долженствовании социального работника:

Основным противоречием в долженствование социального работника является противоречием между своими интересами и потребностями и интересами и потребностями клиента и общества.

3. Раскройте сущность деонтологического подхода к разрешению конфликтов:

Общее, в том числе в этике и профессиональной этике, а также в соответствующих им деонтологических учениях, всегда имеет приоритет перед частным, существенное – перед несущественным.

4. Перечислите субъектов деонтологических конфликтов в социальной работе:

Социальный работник, клиент, профессия, общество.

5. Назовите типичные причины деонтологических конфликтов в социальной работе:

Противоречие интересов соц работника и клиента, профессии и общества.

6. Опишите (по возможности подробно) влияние социального типа личности на долженствование:

Социальный тип личности очень сильно влияет на долженствование личности. Реалист всегда будет возлагать на себя куда большую ответственность, считая, что он должен, чем гедонисты.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Перечислите основные типы деонтологических конфликтов в социальной работе:

Временный, ситуативный характер;

Конфликт между интересами общества и профессиональной группы, клиента и профессиональной группы

2. Обоснуйте место и роль деонтологии в разрешении деонтологических конфликтов:

Деонтология помогает социальному работнику разобраться в сущности конфликта и принять правильное решение, опираясь на теоритическую часть деонтологии.

3. Раскройте взаимосвязь гражданского и профессионального долга социального работника:

Деятельность социального работника во всех ее видах и составных частях имеет социальную направленность и влечет социальные последствия, в связи с чем встает вопрос о долге и ответственности специалиста перед обществом и государством за свою деятельность. Рассматривая этот вопрос в целом, следует отметить, что само выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества. Решая ту или иную задачу, социальный работник руководствуется различными интересами — интересами клиента, личными интересами, интересами профессиональными, которые в главном совпадают с общественными. Однако деятельность социального работника столь сложна и многообразна, содержит в себе возможность возникновения такого огромного количества нестандартных, неформальных ситуаций, что социальный работник довольно часто оказывается перед проблемой выбора правильного решения.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Определите место долженствования в социальной работе:

Долженствование в социальной работе играет не последнюю роль. Долженствование побуждает соц работника к более эффективной деятельности, помогает обрести мотивацию к труду.

2. Дайте определение «перспективы развития»:

Это прогноз развития чего либо в бедующим.

3. Перечислите основные тенденции в развитии деонтологии социальной работы:

Важнейшей тенденцией представляется стремление к утверждению и реализации в практической деятельности таких ценностей, как солидарность, коллективизм, равенство индивидов при соблюдении свободы личности и социальной справедливости в отношении нее, социально-экономическое и правовое равенство граждан во всех сферах их жизнедеятельности, непосредственная реализация которых в отношении социально слабых слоев населения возложена на социальную работу. Тенденции к приобретению социальной работой статуса профессиональной социальной деятельности в масштабах социума, направленной на преобразование личности, социума в интересах личности и ее разнообразных взаимосвязей, к объективному повышению ее значимости в жизнедеятельности социума и профессионализации социальной работы вызовут естественное усиление ее направленности на служение интересам общества и отказ от корпоративности.

4. Назовите основные детерминанты развития деонтологии социальной работы:

Развитие научного и философского знания, развития социальной работы, как профессиональной деятельности, изменения в массовом сознание людей.

5. Раскройте роль традиций в социальной работе и их влияние на долженствование:

Традиции социально работы передаются на протяжение уже третьего десятилетия жизни профессии. Молодые специалисты приобщаются к ним, впитывают их, а следовательно принимают, как свои. В число традиций входит и приоритет долженствования перед обществом.

6. Раскройте (по возможности подробно) влияние философии на развитие деонтологии социальной работы:

Философия имеет влияния на развитие деонтологии социальной работы. Деонтология социальной работы впитывает в себя весь опыт деонтологии, как философской науки. В перспективе философы, работающие в области деонтологии смогут предложить новые трактовки долга должного поведения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. Раскройте взаимосвязь развития научного знания и деонтологии:

С развитием научного знания развивается и деонтология, она приобретает все более светский характер.

2. Обоснуйте место и роль практики в развитии деонтологии социальной работы:

Можно очень красиво написать на бумаге, социальный работник должен это, это и это, но без практики должного поведения деонтология была бы пуста. Большинство соц работников и слова такого «Деонтология» не знают. Что не мешает им каждый день выполнять свой долг. Деонтология должна подпитываться опыт непосредственных социальных работников, их мотивацие.

3. Раскройте взаимосвязь духовного уровня личности и долженствования:

Уровень духовного развития имеет одну из ключевых ролей в развитие его долженстовования. Высоко духовно развитому человеку не надо объяснять, что он должен делать, он воспринимает это на уровне интуиции. Духовно не развитый человек, вряд ли выполнит долг и то при наличие контроля.

4. Раскройте (по возможности подробно) перспективы развития деонтологии социальной работы

Мы шагнули в 3 десятилетие 21 века. К данному моменту деонтология прошла большой путь, можно сказать она родилась и начала развиваться. Что ждет ее дальше? Мне кажется, что в ближайшие 10 лет, должно появиться хотя бы 1-2 автора, которые будут сами писать учебники и заниматься наука, а не плагиатить ваши произведения. С уважением Котов Николай.

Литература:

Медведева Г.П. Деонтология социальной работы. – М.: «Академия», 2011.

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

_____________________________________________________

МЕДВЕДЕВА ГАЛИНА ПАВЛОВНА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЕОНТОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

направление подготовки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.168 с.)