Раскройте (по возможности подробно) психологические, педагогические, медицинские и др. подходы к определению долга и ответственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте (по возможности подробно) психологические, педагогические, медицинские и др. подходы к определению долга и ответственности.



педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья.Долг мед работника – некогда. и не

под каким предлогам не участвовать в действиях, направленных против

физического и психического здоровья людей либо угрожающих их жизни.

Медицинский работник, некогда не под каким предлогом не имеет права

ускорить наступления смерти даже безнадежного больного он должен всеми

возможными способами уменьшить страдания больного и бороться за каждые

час его жизни. Назначения медика - продлевать, а не укорачивать жизнь

человека.

Литература:

Медведева Г.П. Деонтология социальной работы. – М.: «Академия», 2011.

 

 

Тема 3. Понятийно-категориальный аппарат деонтологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

Дайте определение категории «долг»

долг – это важнейшая этическая категория. Он представляет собой выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с требованиями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями.

2. Дайте определение понятия «долженствование»:

Определение воли с помощью иной воли, т.е. определение побуждаемой воли с помощью сверхэмпирических нравственных норм, с помощью категорического императива. Согласно современной этике, воля, определяемая с помощью чужой воли, не является свободной, а следовательно, и волей вообще. Несвободно осуществляемое действие не имеет этического значения.

3. Дайте определение категории «ответственность»:

Ответсвенность- соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей.

4. Дайте определение категории «обязанность»:

Обязанность – моральное требование, которое может выступать как возлагаемая на человека задача.

5. Дайте определение категории «дисциплина»:

Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиямколлектива организации.

6. Раскройте (по возможности подробно) особенности понятийно-категориального аппарата деонтологии:

Особенностью понятийно-категориального аппарата деонтологии является то, что он состоит в основном из слов часто употребляемых в обыденной речи. В связи с чем могут возникнуть непонимания смысла слов.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. Соотнесите содержание категории «долг» и понятия «долженствование»:

Долг в отличие от долженствования имеет внутренний характер принуждения.

2. Обоснуйте взаимосвязь должной мотивации и должного поведения:

Без мотивации нет поведения. Однако должное поведение, не всегда является должным с точки зрения мотивации, человек, может делать, то что должен, под воздействием неких внешних факторов, например страха увольнения или желая показать себя в лучшем свете.

3. Раскройте взаимосвязь внешней мотивации и самомотивации:

Различные виды мотиваций внутренняя и внешняя по разному влияют на человека. И имеют разную силу. На мой взгляд большей силой обладает самомотивация, потому что заставить человека что-либо можно но сложно. Если же человек будет самостоятельно замотивирован, то его будет сложно остановить.

4. Раскройте (по возможности подробно) смысл и содержание императивов И.Канта

У Канта категорический императив имеет следующие формулировки:

«… поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и

«… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Человек, по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми.

Литература:

Медведева Г.П. Деонтология социальной работы. – М.: «Академия», 2011,

 

 

 

 

 

Тема 4. Долженствование в общественном и индивидуальном бытии

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Обоснуйте место и роль долга и ответственности в совместной деятельности:

Долг и ответственность являются обязательными атрибутами любой совместной деятельности. Ведь если никто не будет ничего должен никому, и все будут делать, что захотят, то начнется хаос. С людьми без чувства долга и ответственности мало кто захочет вести дела.

2. Раскройте уровни структуры личности:

Различие подходов к пониманию личности затрудняет определение ее структуры. Например, А.В. Петровский выделяет три блока в структуре личности:

1) интраиндивидуальная личностная атрибуция (от лат. attributum - присовокупленное, существенный признак) - качества, присущие индивидуальному субъекту;

2) интериндивидуальная личностная атрибуция - пространство межын-дивидуальных связей (взаимоотношения, выбор, референтность и т.д.);

3) метаиндивидная личностная атрибуция - это предетавленность личности в других, что тем самым влияет на ее поведение, самоопределение и т.д.

По-Фрейду: я, Сверх-Я и оно.

3. Перечислите методологические функции долга:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 .Перечислите социальные функции долга:

А) Контроля.

Б) обеспечения общих интересов общества или класса.

В) Воспитательная, если рассматривать должное поведение, как обычное, то через научение следованию долгу можно научить правильному, общепринятому поведению.

5. Обоснуйте взаимосвязь социальных и методологических функций долга:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Обоснуйте (по возможности подробно) место и роль долга и ответственности как факторов формирования и стабильности общественных отношений:

Долг и ответственность являлись первыми гарантами исполнения обязательств в обществе. С купцом, нарушившим свое слово, никто более не торговал. Во многих культурах есть басни об честности и ответственности, к примеру басня «Мальчик и волки». Детей с детства обучали ответственности, как жизненно необходимому качеству. В современных условиях долг и ответственность играют не меньшую роль. У всех на устах фраза мы в ответе за тех кого приручили.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

1. Раскройте взаимосвязь нравственные качества личности и долженствования:

Должноствование играет одну из ведущих ролей в процессе формирования положительных нравственных качеств, таких как: честность, доброта…

2. Обоснуйте место и роль долженствования как условия существования человека:

Долженствование играет не последнюю роль в жизни человека. Долженствование выступает фактором, способствующим выполнению совместной деятельности. Без долженствования было бы общества, а значит и человека.

3.Обоснуйте место и роль долженствования как условия существования общества:

Как говорилось выше, долженствование гарант совместной деятельности. Долженствование заставляет людей следовать своему долгу, примеру служить в армии, добросовестно относиться к своей работе, следовать правилам поведения, принятым в обществе. Общество делает ставку на то, что человек будет подчинен долженствованию, а случае неповиновения наступают санкции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.012 с.)