Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Степень (квалификация) – бакалаврСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Москва 2012 Рабочая тетрадь подготовлена профессором кафедры теории и методологии социальной работы, д.ф.н. Медведевой Галиной Павловной.
рЕЦЕНЗЕНТЫ:
Д.И.Н., ПРОФЕССОР т.е. дЕМИДОВА к.псх.Н., доцент с.н. козЛовская
Рабочая тетрадь утверждена на заседании кафедры теории и методологии социальной работы факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол № __ от «___» _________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Рабочая тетрадь является неотъемлемой составляющей учебно-методического комплекса и может быть использована как в самостоятельной работе студентов, так и в процессе практических занятий по учебной дисциплине «Деонтология социальной работы» и в ходе итогового контроля знаний по данной дисциплине. Она содержит различные задания и вопросы для контроля знаний по всему учебному курсу и может использоваться как в составе базового учебника, так и самостоятельно, при использовании в качестве базовых учебных пособий и иных изданий. Использование рабочей тетради направлено как на развитие у студентов навыков самостоятельного изучения учебного материала, усвоение и проработку каждым студентом теоретических понятий курса, выработку навыков практического разрешения проблемных ситуаций, овладение основными способами решения деонтологических проблем, возникающих в практике социальной работы. Одновременно использование рабочей тетради способствует развитию навыков самоконтроля полученных знаний. Самостоятельное выполнение в рабочей тетради предложенных заданий позволяет студентам: закрепить, систематизировать и углубить основные деонтологические аспекты проблем взаимодействия с клиентами и коллегами, представителями внешних организаций и т.п.: - выявить их установить пределы долженствования и ответственности, определить круг обязанностей, практически руководствоваться в деятельности деонтологтческими принципами. Студенты закрепляют навыки работы с этико-философской литературой, (поиск информации, классификация источников, обработка информации, работа с электронными источниками), осуществлять деонтологический анализ ситуации, отношений, действий, вырабатывать решения деонтологических конфликтов и т.п. Организация самостоятельной и аудиторной работы с применением рабочей тетради способствует лучшему усвоению материала и накоплению студентами научного, учебного и методического материала, необходимого для дальнейшей профессиональной деятельности. Рабочая тетрадь может быть полезна не только для студентов всех форм обучения, но и для социальных работников – практиков, желающих повысить свою квалификацию в области деонтологии социальной работы. Главы и параграфы, представленные в рабочей тетради, полностью соответствуют по названию и содержанию главам и параграфам данного учебника. Разделы «Вопросы для самоконтроля» заполняются студентом и затем самостоятельно сверяются им с текстом соответствующих глав и параграфов учебника или конспектов лекций. «Контрольные задания» могут быть предложены преподавателем в процессе аудиторной работы на практических занятиях как формы контроля знаний или как итоговые формы контроля на зачете по дисциплине. Порядок использования рабочей тетради: В процессе лекционных занятий: прослушав лекцию, попробуйте самостоятельно ответить на вопросы, дать определения и т.п. и затем скорректируйте запись, сверив ее с записью в конспекте лекции. В процессе самостоятельной работы: прочитав заданный для самостоятельного изучения параграф учебника или в процессе подготовки к соответствующему семинарскому занятию, самостоятельно ответьте на вопросы одноименного параграфа рабочей тетради и скорректируйте ответы в соответствии с материалом учебника. В процессе выполнения контрольной работы в аудитории или дома: выполните задание и сдайте на проверку.
Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕОНТОЛОГИИ
Тема 1. Проблемы долга и ответственности в исторических этических учениях
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Укажите истоки долженствования в человеческой жизнедеятельности: Общественная мораль, собственная совесть человека, обычай. 2. Покажите особенности долженствования в рамках соблюдения обычаев: Эта форма долженствования заключается в соблюдение традиционных форм поведения в стандартных условиях. Эта одна из наиболее древних форм долженствования, типичная для мифологического сознания. 3. Раскройте особенности понимания долга в античный период: Особое внимание уделялось тем областям деятельности и ситуациям, в которых присутствовала объективная необходимость предпочтения общественных интересов частным, т.е. где от выбора личностью поступков зависело не только ее собственное благополучие, но и благополучие окружающих, всего общества (сообщества). поведению Аристотель трактует как долг личности перед обществом. При этом он исходит из того, что обычай формируется как многократно апробированная, положительно зарекомендовавшая себя и поэтому ставшая социально одобряемой и привычной (обычной) форма поведения. 4. Раскройте специфику долга и ответственности в работах средневековых философов: В рамках Средневековой философии долг и ответственность рассматривались, прежде всего, перед Богом. Все Должное от Бога. Следование долгу в этот период было прямым следствием веры в бога. Должно следовать воли Бога и его заповедям. Ответственность тоже перед Богом: Рай или Ад. 5. Раскройте основные подходы к пониманию долга в Новое время: В Новое время основные подходы к понимаю долга заложили Кант, Бентами и Гегель, о них ниже. 6. Раскройте (по возможности подробно) место и роль долга в детерминации поведения: Долг – сложный механизм регуляции человеческой деятельности, сложен он скрытостью мотивов поведения. Мы никогда не можем говорить точно, поступает ли человек, исходя из чувства долга или ради некой выгоды. В основе долге лежит прежде всего осознание человек необходимости того или иного поведения. Следование долг – это всегда личный выбор человека. Долг – это то, что толкает человека к деятельности, которая ему не нравится, но необходима.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Изложите основные деонтологические идеи И. Бентама: Сам термин деонтология был введен Иеремия Бентамом. В своем учение он говорил о том, что каждый человек стремится в своей жизни получить максимум удовольствий и минимум страданий. В основание счастья лежит польза. Должное поведение по Бентами – Это поведение, приносящее максимальную пользу максимальному числу людей. 2. Изложите основные деонтологические идеи И. Канта: Основные мысли Иммануила Канта: «делай высшее возможное в мире благо своей конечной целью» «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Кант вводит понятие максим, как личных правил поведения и Императивов, как всеобщих законов. 3. Изложите основные деонтологические идеи Г.В.Ф. Гегеля: У Г.В.Ф. Гегеля в качестве долга для личности выступает добро в себе и для себя, поскольку человек должен иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности. Моральный долг, по Гегелю, предполагает обязанности: "Право оставляет умонастроению полную свободу. Моральность же преимущественно касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если побудительной причиной последнего является уважение к праву" 4. Раскройте (по возможности подробно) место и роль долженствования в жизнедеятельности человека и общества Современное общество прошло длинный путь развития от первобытности и варварства до 21 века и цивилизации, мы не верим в мифы, мало кто в Бога, законодательство хоть и прописывает модели поведения, но, к счастью, по большей мере не касается частной жизни. В таких условиях возникает необходимость регулировать частную жизни и частные контакты. Таким регулятором выступает долженствование. Долг выступает мотиватором к общественно полезной деятельности, принуждает человека поступиться своими частными интересами, для общего блага. Литература. Медведева Г.П. Деонтология социальной работы. – М.: «Академия», 2011,
Тема 2. Долг и ответственность в современных этических учениях
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Раскройте основные деонтологические идеи этики марксизма: В марксистской этике вопросы долга впервые поставлены на научную основу: проблема Д. рассматривается как часть общего вопроса о происхождении и обосновании требований нравственности. Требования коммунистической нравственности исходят из того, что исторической необходимостью дальнейшего развития человечества является переход к бесклассовому об-ву. Д. каждого отдельного человека в социалистическом об-ве, основывающийся в конечном итоге на этой исторической необходимости, принимает бесконечно разнообразные формы в зависимости от социальных обстоятельств и жизненных ситуаций, в к-рые данный человек попадает. Исходя из этого же, марксизм решает и вопрос о том, кто правомочен определять содержание морального Д. Общие нравственные требования способно вырабатывать лишь об-во в целом на основе коллективного опыта масс. Задача же решения моральной проблемы применительно к той или иной конкретной ситуации в осн. возлагается на того, кто эти требования выполняет, т. е. на каждого члена об-ва 2. Раскройте основные подходы к определению долга и ответственности в этике постмодернизма. Дайте определение теории социальной работы: «Постмодернистское освобождение» ассоциируется с наступлением эпохи «после-долга» (apres-devoir), эпохи «минималистской» морали, когда в условиях недееспособности заповедей и абсолютных обязательств единственным предписанием, обладающим универсальной силой, становится лозунг «Никаких эксцессов!», выдвигаемый на фоне предельного индивидуализма и стремления к добропорядочной жизни, ограничиваемого лишь требованием окрашенной индифферентностью терпимости (Ж.Липовецки). Такое прославление вновь обретенной свободы (от долга) вызывает законное недоумение у тех, кто не привык принимать синдром за причину и наделять эффект объяснительной силой. Неудивительно, что попытка разобраться в существе постмодернистской этики с неизбежностью ставит исследователя в критическую позицию.Теория социальной работы - это наука о закономерностях и прин-ципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе. 3. Опишите место и роль долга и ответственности в этике экзистенциализма и неопрагматизма: С. Кьеркегору (1813-1855) принадлежит сам термин "экзистенция", давший название всему направлению. Экзистенция, по Кьеркегору, это сугубо индивидуальное, неповторимое личностное бытие, заинтересованность в котором составляет основной долг человека: он должен хранить свою экзистенцию, сделав радикальный выбор в пользу этического существования (где главным является различение добра и зла и сознательное следование добру), и тем самым оценить непреходящее, абсолютное значение своей личности и индивидуального выбора, независимых от социально-культурных и исторических обстоятельств. Сартр выступает против морали долга. Долг для него - попытка ограничить или даже вовсе снять творческий элемент в индивидуальном действии. Выражение "он только выполнил свой долг" весьма показательно, оно обесценивает человеческое действие, ибо заранее его определяет. Мораль долга - порождение абстрактной, универсалистской морали, и как таковая она является консервативной и даже охранительной, всегда стремящейся к поддержанию status quo. Она направлена против человека, источника сомнения, протеста и творчества нового, она представляет собой отчуждение человеческой свободы, она, наконец, "делает человека несущественным". Поэтому в социальной жизни мы всегда находимся в ситуации отчуждения ("общество - это тотальность без меня"), "я" растворяется в безличном "on". 4. Дайте определение деонтологии как философской науки: ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. δέον, родительный падеж δέοντος — долг, обязанность и λόγος — слово, учение) — наука или учение о должном. Термин впервые употреблен Бентамом в качестве синонима научной этики в целом (“Деонтология, или Наука о морали”. Deontology or The Science of morality, v. 1—2, 1834), однако впоследствии он приобрел более узкое и специальное значение, точнее отвечающее его этимологии. В современной философии деонтология обычно трактуется как этика долга, отличная от этики добра, или аксилогии. 5. Определите объект и предмет деонтологии, ее цели и задачи: Объект долг и должное поведение индивида. 6. Обоснуйте (по возможности подробно) влияние мировоззрения на долженствование личности: Мировоззрение человека имеет огромное влияние на его долженствование. Оно определяет его мотивацию к тому или иному выбору из имеющихся альтернатив. К примеру, человек, имеющий коммунистическое мировоззрение, скорее выберет интересы общество и свой долг перед ним, а человек с мировоззрением капиталиста скорее выберет свои интересы и долг перед собой быть успешным.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Раскройте влияние особенностей личности на ее долженствование: Влияние личности на ее долженствование невозможно переоценить. Возьмем, к примеру, личности со слабой силой воли и сильной. Которая из них скорее выполнит свой долг? Разумеется личность с сильной волей. Это касается всего начиная с долга перед самим собой(не пить, не курить, заниматься спортом) и заканчивая долгом перед обществом, способностью на подвиг. 2.Раскройте принципы деонтологии как науки: Принцип гуманизма, принцип справедливости деонтологии, добросовестность Принцип истинности, Принцип плюрализма 3.Обоснуйте функции деонтологии как науки: Разработка основных понятий деонтологии и их научное обоснование. Прогнозирование развития долженствования. Разработка прикладных дисциплин: юридическая, медицинская и другие деонтологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.01 с.) |