Бюджетная и социальная политика России на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетная и социальная политика России на современном этапе.



Вопросы к экзамену

по дисциплине «Финансы»

1. Финансы как экономическая категория: понятие, функции, роль в экономике.

2. Финансовая система России: звенья, их характеристика, особенности.

3. Финансовая политика России: состав, значение и роль в экономическом развитии страны.

Налоговая политика России: ее роль и значение на современном этапе; основные ее направления.

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

-обеспечению государства финансовыми ресурсами;

-созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

-сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора “оптимального” сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

Совершенствование амортизационной политики

Меры налоговой поддержки плательщиков налога на доходы физических лиц

 

Таможенная политика России на современном этапе.

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризиса. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последнее десятилетие широко применяются наряду с таможенными пошлинами методы нетарифного ограничения импорта: квотирования, стандарты качества и экологической чистоты.

Таможенная политика - система мер применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и проходящие ими таможенные процедуры.

Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Таможенная политика РФ в свете вступления в ВТО

Более двадцати лет Россия пытается вступить во Всемирную торговую организацию. Переговоры вел сначала СССР, теперь Россия. Переговоры о присоединении России к ВТО свидетельствуют о необходимости сближения внешнеторгового законодательства с мировой торговой практикой и положениями документов ВТО, что вполне отвечает интересам российских экспортеров и импортеров. И некоторые шаги на этом пути уже сделаны. Среди них и принятие нового таможенного кодекса.

Теоретически приобретения, которые может получить Россия от присоединения к ВТО, заключаются в следующем. Это выход в унифицированное пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других документов ВТО. Россия получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами. Вступление будет способствовать внедрению во все сферы нашей экономики современных методов менеджмента, международных стандартов в широком смысле, создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития страны, формирование общероссийского рынка, привлечение иностранного предпринимательского капитала.

Присоединение России к ВТО неизбежно приведет и к некоторым потерям:

Первое - защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена в случае значительного облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг, чего добиваются партнеры России по переговорам о ее присоединении к ВТО.

Второе - снижение импортных пошлин может оказаться весьма серьезным ударом по федеральному бюджету.

Третье - членство в ВТО ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт.

Четвертое - вступление в ВТО может осложнить продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, особенно в рамках Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза имеется договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, переговорный процесс продвигается неодинаковыми темпами, и велика вероятность того, что принятые одними странами обязательства окажутся неприемлемыми для других членов Таможенного союза и СНГ в целом.

 

Анализ финансовой устойчивости организации.

Различают четыре типа финансовой устойчивости организации:

§ абсолютная финансовая устойчивость;

§ нормальная устойчивость финансового состояния, обеспечивающая платежеспособность организации;

§ неустойчивое финансовое состояние;

§ кризисное финансовое состояние.

Показатели финансовой и рыночной устойчивости предприятия

Коэффициент автономии

Коэффициент капитализации

Коэффициент капитализации, или коэффициент соотношения привлеченных (заемных) и собственных средств (источников). Он представляет собой отношение всего привлеченного капитала к собственному и определяется по следующей формуле:

§ Привлеченный капитал (сумма итогов второго и третьего разделов пассива баланса «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства») / cобственный капитал (итог первого раздела пассива «Капитал и резервы»).

Этот коэффициент дает представление о том, каких источников средств у организации больше — привлеченных (заемных) или собственных. Чем больше данный коэффициент превышает единицу, тем больше зависимость организации от заемных источников средств. Критическое значение данного показателя составляет 0,7, Если коэффициент превышает эту величину, то финансовая устойчивость организации представляется сомнительной.

Коэффициент маневренности (мобильности) собственного капитала (собственных средств) исчисляют по следующей формуле:

Собственные оборотные средства (итог первого раздела пассива баланса «Капитал и резервы» минус итог первого раздела актива «Внеоборотные активы») делить на cобственный капитал (итог первого раздела пассива баланса «Капитал и резервы»).

Этот коэффициент показывает, какая часть собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Нормативное значение коэффициента маневренности составляет 0,2 — 0,5.

Коэффициент финансовой устойчивости выражает удельный вес тех источников финансирования, которые данная организация может использовать в своей деятельности длительное время, привлеченных для финансирования активов данной организации наряду с собственными средствами.

Коэффициент финансовой устойчивости исчисляется по следующей формуле:

Собственный капитал прибавить долгосрочные кредиты и займы делить на валюту (итог) баланса.

Если у данной организации отсутствуют долгосрочные заемные источники средств, то величина коэффициента финансовой устойчивости будет совпадать с коэффициентом автономии (финансовой независимости).

Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных источников средств, а какая — за счет заемных. Этот показатель исчисляется по следующей формуле:

Собственный капитал делить на заемный капитал.

Значительное уменьшение величины этого показателя свидетельствует о возможной неплатежеспособности организации, так как большая часть ее имущества сформирована за счет заемных источников средств.

Коэффициент заемных средств (коэффициент концентрации привлеченного капитала) показывает удельный вес кредитов, займов и кредиторской задолженности в общей сумме источников имущества организации. Величина этого показателя не должна быть более 0,3.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений показывает соотношение между долгосрочными пассивами (обязательствами) и долгосрочными (внеоборотными) активами:

Долгосрочные обязательства (второй раздел пассива баланса) Внеоборотные активы (первый раздел актива баланса)

Следующий показатель — коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств — определяется так:

Долгосрочные обязательства (итог второго раздела пассива баланса) делить на Долгосрочные обязательства + собственный капитал (сумма итогов первого и второго разделов пассива баланса).

Этот коэффициент характеризует удельный вес долгосрочных источников средств в общей сумме постоянных пассивов организации.

Коэффициент структуры привлеченного капитала выражает долю долгосрочных пассивов в общей сумме привлеченных (заемных) источников средств:

Долгосрочные обязательства (итог второго раздела пассива баланса) делить на привлеченный капитал (сумма итогов второго и третьего разделов пассива баланса).

Коэффициент покрытия инвестиций характеризует долю собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме активов организации:

Долгосрочные обязательства (второй раздел пассива) прибавить собственный капитал (первый раздел пассива) делить на валюту (итог) баланса.

В западной практике принято считать, что нормативное значение этого коэффициента составляет 0,9, критическим признается его снижение до 0,75.

В финансовом анализе часто находит применение уже рассмотренный коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами, показывающий, какая часть оборотных активов организации была сформирована за счет собственных источников средств.

Нормативное значение этого показателя должно составлять не менее 0,1.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами показывает, в какой степени запасы товарно-материальных ценностей сформированы за счет собственных источников и не нуждаются в привлечении заемных. Этот показатель определяется по следующей формуле:

Собственные источники средств минус внеоборотные активы делить на материально-производственные запасы(из второго раздела актива).

Нормативное значение этого показателя должно составлять не менее 0,5. Другим показателем, характеризующим состояние оборотных активов, является коэффициент соотношения материально-производственных запасов и собственных оборотных средств. Он, по существу, является обратным по отношению к предыдущему показателю:

Нормативное значение этого коэффициента — больше единицы, а с учетом нормативного значения предыдущего показателя не должно превышать двух.

Важным показателем является коэффициент маневренности функционального капитала (собственных оборотных средств). Он может быть определен по следующей формуле:

Денежные средства прибавить краткосрочные финансовые вложения делить на собственные источники средств минус внеоборотные активы.

Этот показатель характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг, то есть в форме оборотных активов, обладающих максимальной ликвидностью. У нормально работающей организации данный показатель варьируется в пределах от нуля до единицы.

Индекс постоянного актива (коэффициент соотношения внеоборотных и собственных средств) — это коэффициент, выражающий долю внеоборотных активов, покрываемых источниками собственных средств. Он определяется по формуле:

Внеоборотные активы делить на собственные источники средств.

Примерное значение этого показателя составляет 0,5 — 0,8. Важным показателем финансовой устойчивости является коэффициент реальной стоимости имущества. Этот показатель определяет, какую долю в стоимости имущества организации составляют средства производства. Он исчисляется по следующей формуле:

Суммарная стоимость основных средств, сырья, материалов, полуфабрикатов, незавершенного производства делить на общую стоимость имущества организации (валюта баланса).

Все компоненты, включенные в числитель данной формулы, представляют собой средства производства, необходимые для осуществления основной деятельности организации, т.е. ее производственный потенциал. Поэтому данный коэффициент отражает долю в составе активов того имущества, которое обеспечивает основную деятельность организации (т.е. выпуск продукции, производство работ, оказание услуг).

Нормальным считается такое значение данного показателя, когда реальная стоимость имущества составляет более половины общей стоимости активов.

Показателем, выражающим финансовую устойчивость организации, является также коэффициент соотношения оборотных (текущих) активов и недвижимого имущества. Он исчисляется по следующей формуле:

Оборотные активы (второй раздел актива баланса) делить на недвижимое имущество (из первого раздела актива баланса).

В качестве минимального нормативного значения этого показателя может быть взята величина 0,5. Более высокое его значение свидетельствует о повышении производственных возможностей данной организации.

Показателем финансовой устойчивости является также коэффициент устойчивости экономического роста, исчисляемый по следующей формуле:

Чистая прибыль минус дивиденды, выплаченные акционерам делить на cобственный капитал.

Этот показатель характеризует стабильность получения прибыли, остающейся в организации на ее развитие и создание резервов.

Кроме того, определяется коэффициент чистой выручки по следующей формуле:

Чистая прибыль плюс амортизационные отчисления делить на выручка от реализации продукции, работ, услуг.

Этот показатель выражает удельный вес той части выручки, которая остается в распоряжении данной организации (т.е. чистой прибыли и амортизационных отчислений).

Важным этапом анализа финансовой устойчивости организации является оценка ее кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимают имеющиеся у организации возможности своевременного погашения (возврата) полученных кредитов и займов, а также уплаты процентов за пользование ими в установленные сроки.

Кредитоспособность организаций-ссудозаемщиков определяется по ряду показателей: ликвидность организации, удельный вес собственного капитала (собственных источников средств), рентабельность.

В зависимости от значений этих показателей и отрасли, к которой относится данная организация, последняя может быть отнесена к одному из следующих типов:

1. тип кредитоспособных организаций, у которых высокий уровень ликвидности и обеспеченности собственными средствами;

2. тип организаций, у которых имеет место достаточная степень надежности;

3. тип некредитоспособных организаций, имеющих неликвидные балансы или низкую обеспеченность собственными средствами.

Для оценки кредитоспособности организации-ссудозаемщика вначале следует провести анализ ее финансового состояния. После этого и принятия решения о возможности предоставления организации кредита рассчитывается коэффициент чистой выручки, выражающий долю прибыли и амортизационных отчислений в каждом рубле выручки от реализации продукции, работ, услуг (без налога на добавленную стоимость). Полученное значение этого показателя можно распространить на предполагаемое поступление выручки в будущем. Это позволит определить возможный срок погашения кредитов и займов, так как числитель этого коэффициента, то есть прибыль и амортизация, представляет собой величину потенциального источника погашения кредитов и займов.

При заключении между банком и организацией кредитного договора определяется наращенная сумма долга, включающая в себя сумму выдаваемого кредита и проценты за пользование им. Наращенная сумма долга определяется по следующей формуле:

Где S — наращенная сумма долга;

Р — сумма кредита;

(1 + n· i) — множитель наращения;

n — срок, на который выдается кредит;

i — ставка процента за кредит.

Наращенная сумма долга (S) должна быть обеспечена величиной источника погашения кредита (Rn) за тот срок, на который выдается кредит. Следовательно, если Rn>S, то организация-ссудозаемщик является кредитоспособной. Если же величина Rn недостаточна для погашения наращенной суммы долга, то есть Rn<S, организация-ссудозаемщик является некредитоспособной. В этом случае банк может снизить запрашиваемую сумму кредита, изменить ставку процента за кредит или срок погашения ссуды, чтобы соблюдалось равенство между наращенной суммой долга и величиной источника погашения кредита: S = Rn.

Наряду с оценкой кредитоспособности организации необходимо также анализировать эффективность использования кредита, которая выражается следующими основными показателями: объемом реализованной продукции в расчете на 1 рубль средней задолженности по ссудам, а также оборачиваемостью кредитов в днях. Сравнивая эти показатели в динамике за несколько периодов, можно констатировать повышение эффективности использования кредита, если объем реализованной продукции в расчете на 1 рубль средней задолженности по ссудам увеличивается, а оборачиваемость кредитов в днях ускоряется.

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Финансы»

1. Финансы как экономическая категория: понятие, функции, роль в экономике.

2. Финансовая система России: звенья, их характеристика, особенности.

3. Финансовая политика России: состав, значение и роль в экономическом развитии страны.

Бюджетная и социальная политика России на современном этапе.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Основными задачами бюджетной политики являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловное выполнение государством своих финансовых обязательств.

Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются:

- сбор бюджетных доходов,

- выполнение бюджетных обязательств,

- управление бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

- уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

- уровень выполнения бюджетных обязательств;

- величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

- объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

- уровень монетизации бюджетного дефицита;

- величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

- динамику валового внутреннего продукта;

- уровень безработицы;

- степень выполнения законодательных актов о бюджете.

Сущность бюджетной политики, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

Социальная политика - совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми.

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния населения, а также на поощрение его стремлениях социальному прогрессу.

Конституция Российской Федерации опирается на основные положения Конвенции МОТ № 117. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Существует три основных направления социальной политики:

1. Создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника

Функция - Активная

Объект - Экономически активное население

2. Прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения

Функция - Защитная

Объект - Наиболее нуждающиеся, экономически не защищенные слои населения

3. Развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры

Функция - Конструктивная

Объект - Все слои населения

С началом радикальных рыночных реформ в Российской Федерации в начале 1990-х годов возникла проблема разработки соответствующей социальной политики, которая бы обеспечила смягчение негативных последствий радикальных рыночных реформ и реализацию принципов социального государства.

К сожалению, реализовать полностью эти замыслы не удалось. Рыночные реформы привели к существенному падению реальных доходов населения, усилению дифференциации доходов, что объясняется многими причинами, такими как

  1. политика приватизации государственной собственности, которая способствовала глубокому расколу общества на богатых и бедных
  2. глубокий спад производства, который продолжался все 1990-е годы. Экономический рост в России начался только во второй половине 1999 г. Очевидно, что такая продолжительность и глубина спада привели к резкому падению реальных доходов населения нашей страны;
  3. возникновение дефляционного разрыва, т.е. ситуации недостаточного внутреннего совокупного спроса. Она была обусловлена жесткой монетаристской политикой, которая предполагала ограничение денежной массы в обращении. В российской экономике удельный вес денежного агрегата М2 и ВВП не превышает 15%, тогда как в странах Западной Европы он находится в пределах 60-80%, в США - более 100% ВВП. Возникшая ситуация привела к резкому падению совокупного спроса.
  4. сохраняющиеся высокие темпы роста потребительских цен.
  5. нерешенность многих проблем развития бюджетного федерализма в России, т.е. до сих пор не найдены оптимальные пропорции распределения доходов и расходов по трем уровням бюджетной системы:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов федерации;

в) бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Современный этап развития бюджетного федерализма в России характеризуется стремлением федерального центра переложить все большую долю социальных обязательств на бюджеты территорий. Например, бюджет 2011 г. предусматривает, что на регионы придется более двух третей социальных расходов консолидированного бюджета, в том числе: на финансирование жилищно-коммунального хозяйства - почти 94%, здравоохранения - более 76%, социальной политики - 65%. При этом не предусмотрено выделение дополнительных средств на обеспечение дополнительно передаваемых регионам полномочий. Между тем бюджеты около 40 субъектов РФ дефицитны, поэтому многие регионы не способны в полной мере выполнять свои социальные обязательства.

6) серьезные недостатки в методологии и практике социального планирования. В Российской Федерации слабо используют широко применяемые в западных странах передовые подходы к планированию социальных мероприятий, которые предполагают отказ от остаточного принципа финансирования социальной сферы, ориентации на достигнутый уровень социальных расходов («планирование от достигнутого») и переход к их целевому планированию и финансированию. При таком подходе на первое место выдвигают те цели, которые должны быть достигнуты в социальной политике. Они находят свое отражение в системе социальных стандартов, выражающихся через социальные нормативы и нормы.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальных норм и нормативов слабо структурирована: в ней не выделяют приоритетных показателей уровня жизни, связанных с решением наиболее неотложных и жизненно важных проблем. При этом устанавливаемые социальные нормы и нормативы не содержат качественных характеристик, а их количественная величина, как правило, недостаточно обоснована, поскольку в основу норм и нормативов не заложены объективные требования поддержания определенного стандарта потребления материальных благ и услуг. Такие нормативы существенно занижены, так как планируются исходя из уже сложившегося, явно недостаточного уровня финансового обеспечения социальных расходов. При этом сам набор социальных норм и нормативов крайне ограничен.

Наиболее острой социальной проблемой современной России является бедность, принявшая огромные масштабы. В первом квартале 2010 г. 20,6 млн чел. (14,7 % от общей численности населения) имели доходы ниже величины прожиточного минимума. Следует отметить, что эти цифры в полной мере не характеризуют истинных масштабов бедности в нашей стране, поскольку, по мнению экспертов, величина прожиточного минимума занижена в 1,5-2 раза.

Одним из индикаторов крайне низкой эффективности социальной политики в РФ является высокая дифференциация доходов населения. Разрыв в уровне доходов в нашей стране приобретает опасный с точки зрения социальной стабильности характер. Критическим в этом плане считается семи-, восьмикратный разрыв в уровне доходов крайних децильных групп населения. В России же он достигает отметки в 14,8 раз. Коэффициент Джини в 2010 г. составил 0,409 (в 1992 г. он был равен 0,289), что свидетельствует о резком углублении дифференциации доходов в период рыночных преобразований.

Сложившийся в нашей стране глубокий разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными вызывает серьезную озабоченность еще и потому, что противоречит основным тенденциям социальной политики в странах - лидерах мировой экономики. Во второй половине XX века там произошли существенные перемены в жизни общества. Изменились социальные характеристики значительной части населения (от 1/2 до 2/3), которая стала считать себя не столько рабочими, фермерами, служащими и мелкими предпринимателями, сколько средним классом. Известно, что принадлежность к среднему классу определяется не отношением к собственности на средства производства и не источником дохода (это может быть заработная плата, прибыль на вложенный капитал, дивиденды от акций и т.д.), а его уровнем.

Важнейшей характеристикой среднего класса является довольно высокая степень уверенности в устойчивости его положения, которая гарантируется системой социальной защиты государства, приобретенным профессиональным статусом. Лицам, относящимся к среднем классу, есть что терять в случае социальных потрясений и политических конфликтов. Именно средний класс стал опорой стабильности в обществе.

Необходимо уделить внимание затратам на социальные цели и науку. В 2010 году на эти цели было выделено 1184,7 млрд.руб., из которых большая часть (427,5 млрд.) было потрачена на соответственно социальную политику, далее идут расходы на образование (341,1 млрд.), здравоохранение, ф/к и спорт (274,6 млрд.). Наименьшую статью расходов составляют расходы на ЖКХ (71 млрд.) и культуру (67,5 млрд.). Но практика показывает, что необходимо большее вливание средств в социальную сферу.

Ситуация в социальной сфере в РФ актуализирует проблему выбора оптимальной модели социальной политики. В современных условиях усиливается противоборство двух альтернативных ее вариантов - политики социального и субсидиарного государства. При этом в последние годы активизируются сторонники последовательной реализации на практике доктрины социального государства.

Об этом свидетельствуют выдвинутые Президентом РФ четыре общенациональных проекта, затрагивающие приоритетные сферы социально-экономического развития:

  1. образование;
  2. здравоохранение;
  3. жилищное строительство;
  4. сельское хозяйство.

В частности, предусматривается: значительное увеличение размеров оплаты труда работников образования и здравоохранения в целях стимулирования повышения качества образовательных и медицинских услуг, широкое развитие ипотечного кредита для ускорения решения жилищной проблемы, комплекс мер по поддержке отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Реализация этих проектов, начавшаяся в 2006 г., будет иметь огромное значение для кардинального повышения уровня и качества жизни всех граждан нашей страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.068 с.)