Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация добровольца на короткий срок

Поиск

— признание личного достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с таким добровольцем — подготовка для него четкого задания, поддержание в нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок — общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко определенную работу в ограниченном отрезке времени (Н. А. Тернова).

Мотивы молодого человека, связанные с обучением, приобретением опыта или возможным дальнейшим трудоустройством в организации, создают основу для долговременного сотрудничества.

Молодежь как наиболее активная социально-демографическая группа может стать основой развития волонтерского движения в нашей стране. Опыт деятельности по созданию добровольческих групп, существующих на сегодняшний день, стал основой выявления некоторых технологических основ развития волонтерского движения среди молодежи.

Молодежное волонтерское движение, как правило, организуется на базе образовательных учреждений (общего или профессионального образования), учреждений молодежной сферы (например, молодежного центра), молодежных общественных объединений и организаций.

Технологию создания волонтерского движения можно разделить на несколько этапов.

Предварительный этап создания волонтерской группы заключается прежде всего в определении целей, содержания и направленности добровольческой деятельности.

В процессе работы на предварительном этапе организатор должен задать себе ряд вопросов и как можно более конкретно ответить на них:

— Зачем нам добровольцы?

— Чего мы хотим добиться с их помощью: привлекать других добровольцев, увеличить объем и виды оказываемых услуг, увеличить число подопечных организаций?

— Есть ли у нас ясное представление о том, какие нужны добровольцы?

— Сколько добровольцев нужно: 10, 50 или 100 человек?

Целесообразно определить для себя, что будут делать добровольцы, какие навыки работы требуются от них, где и с кем они будут работать.

Далее необходимо попытаться описать работу добровольца. Четкая проработка названных вопросов позволит: определить типы работ и виды ответственности за осуществляемую деятельность; более подробно объяснить добровольцам суть обращения к ним, какой вклад они могут внести в работу организации; разработать план оценки эффективности использования добровольцев.

Планировать и осуществлять добровольческие программы должен руководитель (может быть из числа добровольцев), способный постоянно взаимодействовать со штатными сотрудниками организации, выяснять их потребности и организовывать работу по набору добровольцев, постоянно ее анализируя: что может быть в организации сделано силами добровольцев, что может быть для них достаточно привлекательным и т. д.

Эффект работы руководителя добровольческой программы зависит от грамотного общения с людьми, понимания их нужд и желаний, гибкости и умения приспосабливаться к изменяющимся требованиям и интересам, способности к достижению компромиссов, умения определять потенциальные возможности людей и создавать условия для их осуществления.

Сфера ответственности руководителя добровольческой программы может включать: планирование программы по набору добровольцев; описание работы для каждой добровольческой должности; собеседование, отбор и расстановку добровольцев; ориентацию и обучение добровольцев; ведение повседневной регистрации работ добровольцев; распространение информации о программе среди общественности; оценку хода добровольческой программы; поддержку связей с добровольцами.

Для привлечения волонтеров можно использовать разные методы, включая: публичные объявления (в том числе в образовательных учреждениях); "личные" письма-приглашения (разосланные на основании информационных баз учреждений образования, молодежных учреждений); наглядную агитацию; информирование через средства массовой информации, Интернет; индивидуальные беседы и др.

Основным элементом эффективного обращения является четкое определение содержания работы волонтера. Для молодого человека очень важна социальная значимость выполняемой им работы, поэтому не следует привлекать волонтеров, например, просто для приготовления еды для бедных и пожилых. Лучше привлечь людей к решению проблемы недоедающих и одиноких престарелых, для обеспечения нормальных жизненных условий для безнадежно больных.

Если же волонтеры нужны, например, для офисной или административной работы, следует подчеркнуть важность этих функций для решения проблемы в целом.

Отправным этапом начала работы волонтера является собеседование, которое чаще всего проводится штатным работником и специалистом. Интервьюер должен спросить: "Знаете ли Вы особенности организации, ее цели и ценности?"; "Почему Вы заинтересовались этой работой?"; "Каковы Ваши ожидания, связанные с работой в нашей организации?"; "Работали ли Вы волонтером раньше?"; "Сколько времени Вы можете уделять работе?"; "Хотели бы Вы пройти подготовительный тренинг?"; "Есть ли у Вас специальные интересы, хобби?"; "Есть ли у Вас какой-либо опыт, полезный для этой работы?"; "Вы предпочитаете работать в команде или индивидуально?"

Опыт проведения собеседования с будущими волонтерами позволяет предположить, что существуют некоторые вопросы, которые может задать и сам волонтер во время собеседования: "Чем я буду заниматься?"; "В какое время Вы хотите, чтобы я работал?"; "Часы работы фиксированные или изменяемые?"; "С кем я могу постоянно контактировать?"; "Будет ли какой- либо тренинг?"; "Есть ли у вас группа поддержки волонтеров?"; "Будет ли у меня возможность расширить круг моих обязанностей?"; "Что произойдет, если у меня не получится?"; "Могу ли я тогда обратиться к кому-либо за поддержкой?"; "Если мне надоест работа, позволите ли мне уйти без проблем?"

Получив полные ответы на данные вопросы, волонтер может освободиться от страха попасть в зависимость от организации, стать "обязанным", это позволяет увеличить процент привлеченных лиц, поэтому во время собеседования интервьюер должен побудить потенциального волонтера задать как можно больше интересующих его вопросов (М. Олчман, П. Джордан, 1997).

Основным этапом организации волонтерского движения является включение молодых людей в практическую добровольческую деятельность. Деятельность, которая предлагается потенциальным волонтерам, может быть и должна быть разнообразной, однако любой ее вид должен отвечать важному требованию: быть направленной на решение проблем, близких и понятных волонтеру.

Для организации волонтерской группы среди молодых людей нужно изучить их представления об актуальных социальных проблемах и поставить их решение в центр добровольческой деятельности.

Потребность общения и признания значимости в группе, которая является одной из актуальных потребностей молодежи, делает групповую форму работы волонтера самой приемлемой и эффективной.

Кроме того, предлагаемая добровольцу работа должна быть:

- результативной (т. е. иметь видимый результат, не отсроченный во времени);

- четко локализованной во времени и объеме (учитывать рабочую и учебную занятость молодого человека);

- "живой" (не носить характер рутинной, "бумажной" работы, часто несообразной с возрастными особенностями молодежной группы).

Волонтерство должно стать гармоничным дополнением к основной занятости, а не навязанной извне обузой. С другой стороны, плохо, если юноша или девушка забрасывают учебу для своей общественной деятельности.

Заключительным этапом работы с волонтером является его поощрение за проделанную работу. Организаторам волонтерского движения необходимо продумать методы поощрения волонтеров. Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает безвозмездно. Поощрения демонстрируют, насколько организация умеет ценить людей. Волонтеры тоже должны чувствовать благодарность за свой труд.

Самая важная награда — слово "спасибо" Создание благоприятной атмосферы для работы, обращение к ним по имени, посвящение им свободного времени — тоже награда. Хотя бы один раз в год координаторы молодежного волонтерского движения должны организовать общее собрание волонтеров и выразить благодарность по итогам работы за год.

В этот момент очень важно напомнить каждому о цели деятельности, которой волонтеры занимаются. Так волонтеры могут увидеть свое место в целостной структуре добровольческой деятельности. Такое отношение особенно важно в рамках рутинной работы, например при заполнении базы данных. Рассматривая себя в контексте ценностей и успехов движения, волонтер получает эффективную мотивацию.

Другие формы поощрения волонтеров включают: празднование Дня волонтеров; поздравление с днем рождения; вручение значка с логотипом организации; включение имени в доклад организации; приглашение волонтера на неофициальные встречи; рассылка открыток с добрыми пожеланиями; помощь волонтеру в повышении квалификации.

Кроме того, учитывая, что молодой человек находится в высококонкурентной среде в начале своей профессиональной карьеры, очень значимыми для него становятся благодарственные письма на места учебы или работы.

Выражение благодарности принесет желаемые результаты, если: выражать благодарность очень часто; использовать разные формы выражения признательности; быть честным; выражать удовлетворение человеком, а не только работой; соизмерять признательность в соответствии с достижениями; использовать одни и те же награды для одинакового уровня успехов; обращать особое внимание на те достижения, которые волонтер оценивает наиболее высоко.

Важно использовать разные формы поощрения волонтеров, например не каждому человеку нравится, когда его хвалят в присутствии большой аудитории, вручают дипломы или берут у него интервью

Таким образом, можно выделить ряд технологических этапов организации волонтерского движения и реализации добровольческой программы.

Предварительный этап:

сбор информации о мотивации, интересах и потребностях потенциальных волонтеров; определение потребностей организации в добровольцах; формулирование и принятие полномочий руководителя добровольческой программы.

Начальный этап — проведение собеседования, составление описания работы, назначение индивидуальных кураторов для добровольцев.

Основной этап — выполнение работы.

Завершающий этап — оценка эффективности проделанной работы, поощрение добровольцев, планирование дальнейшей деятельности.

Эффективность реализации данной технологии во многом зависит: от степени ясности представлений о будущей деятельности у организаторов и добровольцев; от степени эффективности взаимодействия между добровольцами и штатными сотрудниками; от качественных характеристик предлагаемой работы и учета индивидуальных интересов, потребностей и способностей добровольца; от форм поощрения добровольцев.

Таким образом для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий:

- наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;

- наличие институциональной "принадлежности" волонтерского движения (учреждения, организации, поддерживающих волонтерскую деятельность);

- учет специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;

- стремление избежать администрирования и бюрократизации волонтерского движения;

- обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание "моды" на волонтерское движение в молодежной среде (это возможно прежде всего в среде образовательных учреждений);

- использование значимой для молодых людей деятельности как основы волонтерства;

- использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какую деятельность можно назвать волонтерской?

2. Каковы основные ежегодные события в международном и российском молодежном волонтерском движении?

3. В чем специфика добровольческой мотивации молодежи по сравнению с другими демографическими группами?

4. Какие требования предъявляются к работе, которую выполняет волонтер?

5. Как привлекать участников волонтерского движения? Рекомендуемая литература

Алексеева О. А. Третий сектор, или Благотворительность для "чайников" М., 1997.

Волонтер и общество. Волонтер и власть / Сост. С. В. Тетерский; под ред. JI. Е. Никитиной. М., 2000.

Всемирный день молодежного служения: Методические рекомендации российского добровольческого центра. М., 2003.

Гиль С. С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. М., 2003. Добровольцы: Как их найти. Как их удержать. 2-е изд. М., 1994. Люди помогают людям. Книга о добровольцах. М., 1995. МакКарлей С., Линч Р. Основы руководства добровольцами. М.,

1994.

Матвиенко И. А. Волонтерство — перспективное направление // Социономия. 2002. № 1.

Материалы Второго Российского форума добровольцев. М., 1996. Материалы международной ассоциации добровольческих усилий. М., 2000.

Олчман М., Джордан П. Добровольцы — ценный источник. М.,

1997.

Основы социальной работы / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2005.

Межрегиональная конференция "Добровольчество — элемент социального партнерства": Отчет. 2-3 июня 1998 г. Новосибирск, 1998. Работа с добровольцами / Сост. Н. А. Тернова. М., 2001. Развитие человеческих ресурсов // Вторая ежегодная конференция. Ярославль. 4-7 октября 1995 г. — М., 1995.

Слабжанин Н. Ю. Добровольцы в вашей организации: Практическое пособие. Новосибирск, 1997

Социализация личности начинается с добровольчества. Летопись успеха. Новосибирск, 2001.

Стратегия 2010: улучшить жизнь уязвимых людей, мобилизуя силы добра и гуманизма. Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, 2001.

Фандрайзинг для развития (привлечение ресурсов из местных источников): Пособие для тренеров. — М., 1998.

Эффективное управление некоммерческими организациями: Материалы регионального семинара. Екатеринбург, 28-30 января 1995 г. М., 1995.

Глава 10. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ/ 10.1. Сущность понятия "инновационный проект

10.1. Сущность понятия "инновационный проект"

Современное российское общество испытывает потребность в молодых людях, способных к самостоятельной деятельности в социальной сфере. Динамичные характеристики социальной жизни не позволяют личности полноценно функционировать, только реагируя на складывающуюся под воздействием внешних сил жизненную ситуацию. Постоянно увеличивается потребность в активном влиянии человека на условия своей жизни, в определении собственных жизненных перспектив, в использовании накопленного опыта самодеятельности, творческой самореализации.

Поскольку в молодежной среде порой имеют место иждивенческие и потребительские установки, принципиально значимой становится способность молодого человека к сознательному построению своей жизненной стратегии, к творческой деятельности по преобразованию себя и окружающего мира. Степень развития данной способности характеризует человека как субъекта собственной жизни, готового принимать решения и нести за них ответственность.

Для преодоления негативных тенденций в работе с молодежью может помочь использование социального проектирования, которое позволяет, с одной стороны, адресно решать

190социальные проблемы в молодежной сфере, а с другой стороны — развивать социальную активность молодого человека, способность осознанно и целенаправленно преобразовывать собственную жизнь и окружающий микросоциум.

Проектирование — это конструктивная, творческая деятельность, сущность которой заключается в опережающем отражении действительности с целью преобразования личностью себя, собственной жизненной ситуации и окружающего мира.

Проектирование относится к разряду инновационной, творческой деятельности, так как оно предполагает изменение реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. С точки зрения результата, проектирование является процессом создания проекта.

До недавнего времени термин "проект" преимущественно использовался в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации; проектирование было выделено в ранг прикладной науки. В настоящее время практически любая научно-исследовательская деятельность связана с разработкой и реализацией проектов. Они разрабатываются практически во всех сферах деятельности — общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и др.

В дословном переводе с латинского языка "проект" (projectus) означает "брошенный вперед". В энциклопедических словарях и справочниках, в повседневной речи слово "проект" употребляется в нескольких значениях, таких как "совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия"; "предварительный текст какого-либо документа"; "замысел, план"

В научной литературе проект понимается как ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Основными чертами проекта являются: отнесенность к будущему; представление его как системы средств достижения целей; определенность начала и окончания проектной работы; четко и ясно сформулированные критерии эффективности.

Социальное проектирование

— это процесс создания социальных объектов, качеств, процессов и отношений. Это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.

В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не берется во внимание субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Это во многом предопределяет специфику социального проектирования, когда в его основание закладываются следующие параметры: противоречивость и многовекторность развития социального объекта; невозможность его описания конечным числом терминов; многофакторность бытия; субъективные факторы и так далее.

Социальный проект — это сконструированное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространс- твенно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению (В. А. Луков).

Таким образом, под проектом в социальной работе понимается система сформулированных проектных целей, созданных для этих целей социальных учреждений, физических объектов, разработанных документов, планов, смет, а также комплекс управленческих решений, мероприятий по достижению поставленных целей.

В зависимости от различных оснований существует несколько типологий проектов:

1) по типу проекта (классификация осуществляется по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

2) по классу проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области): монопроект, мультипроект, мегапроект.

Монопроекты — это отдельные проекты различного типа, вида, масштаба. Мультипроекты — это комплексные проекты, состоящие из ряда монопроектов и требующие многопроектного управления. Мегапроекты — целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в себя ряд моно- и мультипроектов;

3) по длительности проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (более пяти лет);

4) по виду проекта (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный;

5) по масштабу проекта (по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир): межгосударственный, международный, национальный, межрегиональный, региональный, межотраслевой, отраслевой, корпоративный, ведомственный, проект отдельной организации.

В поле проектирования попадают объекты самой различной природы: поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т. п.); человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений, с его потребностями, интересами, ценностями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.); различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные); элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и тому подобное) (В. И. Курбатов, О. В. Курбатова).

Назначение любого социального проекта — изменение социальной среды, осуществление инноваций, которые предполагают не просто обновление, а сознательную деятельность по созданию нового и его внедрению в жизнь. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности.

Инновационная деятельность выступает как одна из современных тенденций развития общества. Низкая удовлетворенность качеством и результатами социально-экономических процессов, осознание настоятельной необходимости нововведений в социальной работе обусловили массовый характер инновационных процессов. Материалы опубликованных исследований свидетельствуют о том, что до 90% организаций в социальной сфере в России охвачено поиском новых подходов, средств и форм деятельности.

В научной литературе имеется немало определений термина "инновация", однако все они сходятся в одном: инновация — это введение, внедрение нового. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Понятие "инновация" трактуется как нововведение, под которым понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов.

Принято считать, что понятие "нововведение" является русским аналогом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает "введение новаций", или в нашем понимании этого слова — "введение новшеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание "нововведение" (в буквальном смысле "введение нового") означает процесс использования новшества (Ю. В. Шленов).

нововведение (инновация)

С момента принятия к распространению новшества оно приобретает новое качество — становится нововведением (инновацией). В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия "новшество", "новация" "нововведение" "инновация"

Инновациям присущи определенные свойства, которые рассматриваются как их основные характеристики.

Первая характеристика инновации — это ее новизна: наличие в сущности инновации новых концептуальных идей, форм и методов их организации. Новизна — непременное свойство и самостоятельная ценность любого нововведения, отличающие его от других явлений. Оценить степень новизны — дело весьма сложное и требующее определенной гибкости мышления. Новизна в принципе всегда относительна. Появление абсолютной новизны — явление редкое.

Выделяют несколько видов новизны: абсолютная новизна (фиксируется при отсутствии аналогов данному нововведению); относительная новизна, в которой выделяют: местную новизну (т. е. нововведение применялось в других социальных организациях, но в данной социальной единице используется впервые); частную новизну, которая предполагает обновление одного из элементов деятельности; условную новизну (т. е. нововведение — не новое само по себе, но при освоении его другим человеком, в других условиях дает положительные результаты).

Другая характеристика инновации — ее совместимость с традиционным (существующим) состоянием. Нововведение легче принимается и реализуется, если оно совместимо с существующими в определенной системе ценностями, традициями, творческим опытом, а также с имеющимися условиями работы (материальными, кадровыми, организационными и др.).

Кроме указанных есть и другие характеристики инноваций. К ним относят простоту апробации и коммуникативность инновации. Простота апробации — это возможность апробировать нововведение (попробовать на практике и оценить результативность) по частям, элементам для более глубокого понимания сущности инновации. Коммуникативность инновации — это возможность ее пропаганды, распространения по различным каналам общения, в том числе и неформального (устная, наглядная информация).

Исследователи определяют различные типы инноваций. Основаниями для классификации инноваций могут быть: масштаб преобразований, инновационный потенциал нововведения, отношение инноваций к их предшественникам и т. д.

Существует подход, согласно которому социальные нововведения подразделяются на экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда); организационно- управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением); социально-управленческие, т. е. целенаправленное изменение внутриколлективных отношений (выборы руководителей, новые формы гласности, создание новых общественных органов); правовые (главным образом выступающие как изменение в трудовом и хозяйственном законодательстве).

Другие исследователи рассматривают типы инноваций по масштабу преобразований. Среди них выделяют: частные (единичные), не связанные между собой, модульные — комплекс частных инноваций, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе; системные, охватывающие все социальные учреждения в целом. К системным инновациям следует относить те, которые предполагают переосмысление основного предназначения определенного типа социального учреждения, принципов социальной деятельности, выдвижения новых идей и приоритетных направлений в развитии социального учреждения.

Основанием для другой классификации является инновационный потенциал нововведения. Инновационный потенциал нововведения — это возможности (внутренние ресурсы) самого нововведения, которые определяют степень совершенствования, качественный рост объекта инновации (формы работы, какой- либо вид деятельности).

По данному признаку (наличие и степень выраженности инновационного потенциала) выделяют модификационные, комбинаторные и радикальные инновации.

Модификационные инновации предполагают усовершенствование, видоизменение, модернизацию того, что имеет аналог и прототип (программы, методики, структуры и т. п.).

Комбинаторные инновации предполагают новое, конструктивное соединение ранее известных приемов, которые в данном сочетании прежде не использовались. Речь идет не о механическом соединении фрагментов любых технологий, а именно о конструктивном соединении, т. е. таком, при котором появляются новые, ранее не проявлявшиеся системные свойства, дающие положительный результат.

Радикальные инновации содержат мощный инновационный потенциал для развития коллектива, однако и создать их, как и все принципиально новое, чрезвычайно сложно, встречаются они редко.

Одним из оснований для классификации инноваций является отношение их к предшественникам. При таком подходе инновации относят либо к замещающим, либо к отменяющим, а также к открывающим и ретронововведениям.

Замещающая инновация вводится вместо какого-либо конкретного, возможно, устаревшего средства, организационной формы, технологии.

Отменяющая инновация — это прекращение какой-либо деятельности, отмена чего-либо.

Открывающая инновация несопоставима со своими функциональными предшественниками ни по назначению, ни по способу использования, ни по имеющейся социальной ситуации. Такое нововведение предполагает освоение новой программы, нового вида социальных услуг, технологии и т. д. Компьютеризация, новые профили деятельности — это открывающие, создающие новую сферу деятельности инновации.

Ретронововведения — это освоение чего-либо нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося. Это "старое", "забытое", которое вновь становится актуальным.

Основания для классификации инноваций могут быть самыми разными, а их типов — великое множество. В практике одни встречаются чаще, другие — реже, некоторые типы могут сочетаться, комбинироваться в различных вариантах.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Таким образом, инновационный проект может рассматриваться как форма целевого управления инновационной деятельностью; процесс осуществления инноваций; комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Осуществление инноваций как процесс характеризуется совокупностью выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

В то же время инновационный проект — это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

Учитывая все указанные аспекты, можно дать следующее определение инновационного проекта в социальной работе: это разработанное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание социальных объектов, включающее организацию инновационных процессов в пространстве и времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.014 с.)