Проблемное поле философии и структура философского знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемное поле философии и структура философского знания.



Проблема человека является для философии центральной. Но ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных пред­ставлений о структуре и законах эволюции природной и соци­альной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, о фор­мах и методах познавательной деятельности и других пробле­мах, традиционно предопределяющих структуру философского знания.

В различных философских направлениях и учениях систе­ма философского знания структурируется весьма заметно раз­личными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, каждый из которых имеет! свой относительно самостоятельный предмет:

· историко-философский — содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных, наиболее оригинальных философских школ и течений;

· онтология — учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содер­жании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику;

· философская антропология — учение о человеческом бы­тии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

· гносеология (теория познания) содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей че­ловеческого познания, отношения знания к реальности и усло­вий его истинности;

· социальная философия — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной само­развивающейся системы.

Структура философского знания не является застывшим об­разованием, ее развитие отражает не только внутреннюю логи­ку философских проблем, но и динамику их социальной значи­мости. Структурообразующим ядром философского знания яв­ляется онтология, которая в более или менее широком изложе­нии присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии культуры, философии науки, философии права, философии политики, философии искусства и др. Их соотношение с онтологией мож­но показать на схеме, называемой "философская ромашка".

Философская мысль Древнего Китая.

Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу. Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие».К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментарии к Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае. Именно в этот период формируются философские школы даосизма, конфуцианства, моизма, легизма и др.

Одной из самых известных школ древнекитайских филосо­фов является школа даосизма. представленная творчеством Лао-цзы, Лe-цзы, Чжуан-цзы. Даосизм — это путь цельного сущес­твования, в котором умозрение и действие, дух и материя, соз­нание и жизнь собраны в некоем «хаотическом единстве».

Основоположником даосизма считают Лао-цзы. Основной задачей своей философии Лао-цзы считал приве­дение природной и человеческой сущности к единству и естес­твенности.Со временем в даосской традиции начинаем преобладать практика личного совершенствования, которая теоретически подкреплялась откровениями родоначальников даосизма. Она была разделена на множество отдельных практик:

· гимнастические и дыхательные упражнения;

· диета;

· прием снадобий;

· медитация;

· искусство боевых единоборств;

· сексуальная практика для укрепления жизненных сил.

Учение о "дао" наложило отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе и на конфуцианство. Его родоначальником является Конфуций. Порядок в обществе, согласно Конфуцию, устанавливается благодаря идеальной всеобщности: правильному отношению че­ловека к природе и другим людям. Главным звеном конфуциан­ской системы является концепция "человеколюбия" ("жэнь"), представляющая собой совокупность таких идей, как предан­ность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим и др. Человека Конфуций рассматривал как природную сущ­ность. Он отмечал, что человеку присущи качества земли и не­ба, в нем соединяются светлое и темное, сливаются дух и душа, смешиваются совершенные качества пяти стихий. Человека Конфуций рассматривал как природную сущ­ность. Он отмечал, что человеку присущи качества земли и не­ба, в нем соединяются светлое и темное, сливаются дух и душа, смешиваются совершенные качества пяти стихий.

Крупной философской школой Древнего Китая была школа моизма. Она получила свое название по имени основателя Мо-цзы. Современники ценили моизм нарав­не с конфуцианством и называли их "знаменитыми учениями", несмотря на идеологическую противоположность этих школ.

В VI—III вв. до н.э. на территории Древнего Китая возник­ла и оформилась школа легистов (законников). Центральное место в программе легизма заняло стремление к укреплению госу­дарства путем развития земледелия, построения сильной ар­мии, способной расширить границы страны, и оглупления на­рода.


Древнеиндийская философия.

Первые философские учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай) и развивались в тесном переплетении с религиозными воззрениями древних. Индийская философская культура является одной из самых древних в истории.

Первым памятником религиозно-мифологической мысли древних индийцев, положивших начало философской тради­ции, были знаменитые Веды, представлявшие собой обширные й многослойные тексты, записанные на языке ариев (санскрите). Ведийский комплекс составляли Самхиты,Брахманы —Араньяки, Упанишады,Веданги.

Веданта — одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад, пытавшаяся представить несис­тематизированные предфилософские и философские идеи в ви­де теоретической системы.

Ведаитнсты считали, что человек родился из огня, живет горением и уходит в огонь.

Другой великой религиозно-философской и этической системой Древней Индии является буддизм. Основатель буддизма непальский царевич Сиддхарта Га утама, прозванный впоследствии Буддой ("просветленным").Ядром учения Будды становятся "четыре благородные истины":

· первая — "'истина страдания". Будде открылось, что стра­дание есть универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны;

· вторая,— "истина причины". Она говорит о происхождении страдания. Корень его в страстях человека, жажде жизни и наслаждений;

· третья — "истина освобождения". Предполагает отказ человёка от желаний и подавление собственных страстей;

· четвертая — "истина пути". Путь, ведущий к освобож­дению от страданий и достижению нирваны (угасанию, прео­долению круга перерождений как высшей цели), восьмери­чен. Ступенями его являются: "правильная вера","правильная решимость, "правильная речь", "правильное действие","правильный образ жизни,"правильное усилие","правильное направле­ние мысли",правильное сосредоточение".

К Ведам восходят также корни йоги (переводится с санскрита как связь, участие,сосредоточение, созерцание, усилие). Йога представляет собой философско-религиозную систему, освобождения от страдания. Техника йоги включает два взаимосвязанных ас­пекта:

1. Самоограничение(аскетизм).

2. Медитация (вхождение в состояние глубокого внутрен­него самосозерцания).

В VIII—VII вв. до н.э. в Индии получает развитие материа­листическое направление локаята ("лока" — "этот мир"). От­вергая идею потустороннего, локаятики ставили целью своей философии постижение реального мира, окружающего челове­ка.

Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI—V вв. до н.э.).Согласно этой филосо­фии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицы веч­ны и неделимы. Из них и возникает многообразный, изменяю­щийся мир вещей.

В заключение отметим ряд особенностей философской мыс­ли Древней Индии:

ü во-первых, яркая самобытность индийской философской культуры, обусловленная мощной духовной традицией древне­индийского общества;

ü во-вторых, значительное число источников и текстов, в ко­торых еще недостаточно эксплицировано философское знание из предфилософии;

ü в-третьих, недостаточная связь философских идей с науч­ной мыслью;

ü в-четвертых, высокий нравственный пафос философии Древ­ней Индии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.233.157 (0.007 с.)