Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемное поле философии и структура философского знания.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема человека является для философии центральной. Но ее многогранное содержание не может быть корректно выражено и проанализировано вне адекватных представлений о структуре и законах эволюции природной и социальной реальности, о взаимодействии сознания и бытия, о формах и методах познавательной деятельности и других проблемах, традиционно предопределяющих структуру философского знания. В различных философских направлениях и учениях система философского знания структурируется весьма заметно различными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, каждый из которых имеет! свой относительно самостоятельный предмет: · историко-философский — содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания, историю формирования ее предмета и способов философствования на материале конкретных, наиболее оригинальных философских школ и течений; · онтология — учение о бытии, основных формах существования природной, социальной и духовной реальности, содержании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику; · философская антропология — учение о человеческом бытии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности; · гносеология (теория познания) содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого познания, отношения знания к реальности и условий его истинности; · социальная философия — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающейся системы. Структура философского знания не является застывшим образованием, ее развитие отражает не только внутреннюю логику философских проблем, но и динамику их социальной значимости. Структурообразующим ядром философского знания является онтология, которая в более или менее широком изложении присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии культуры, философии науки, философии права, философии политики, философии искусства и др. Их соотношение с онтологией можно показать на схеме, называемой "философская ромашка". Философская мысль Древнего Китая. Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу. Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие».К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментарии к Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае. Именно в этот период формируются философские школы даосизма, конфуцианства, моизма, легизма и др. Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма. представленная творчеством Лао-цзы, Лe-цзы, Чжуан-цзы. Даосизм — это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь собраны в некоем «хаотическом единстве». Основоположником даосизма считают Лао-цзы. Основной задачей своей философии Лао-цзы считал приведение природной и человеческой сущности к единству и естественности.Со временем в даосской традиции начинаем преобладать практика личного совершенствования, которая теоретически подкреплялась откровениями родоначальников даосизма. Она была разделена на множество отдельных практик: · гимнастические и дыхательные упражнения; · диета; · прием снадобий; · медитация; · искусство боевых единоборств; · сексуальная практика для укрепления жизненных сил. Учение о "дао" наложило отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе и на конфуцианство. Его родоначальником является Конфуций. Порядок в обществе, согласно Конфуцию, устанавливается благодаря идеальной всеобщности: правильному отношению человека к природе и другим людям. Главным звеном конфуцианской системы является концепция "человеколюбия" ("жэнь"), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим и др. Человека Конфуций рассматривал как природную сущность. Он отмечал, что человеку присущи качества земли и неба, в нем соединяются светлое и темное, сливаются дух и душа, смешиваются совершенные качества пяти стихий. Человека Конфуций рассматривал как природную сущность. Он отмечал, что человеку присущи качества земли и неба, в нем соединяются светлое и темное, сливаются дух и душа, смешиваются совершенные качества пяти стихий. Крупной философской школой Древнего Китая была школа моизма. Она получила свое название по имени основателя Мо-цзы. Современники ценили моизм наравне с конфуцианством и называли их "знаменитыми учениями", несмотря на идеологическую противоположность этих школ. В VI—III вв. до н.э. на территории Древнего Китая возникла и оформилась школа легистов (законников). Центральное место в программе легизма заняло стремление к укреплению государства путем развития земледелия, построения сильной армии, способной расширить границы страны, и оглупления народа. Древнеиндийская философия. Первые философские учения и школы возникли на Востоке (Индия, Китай) и развивались в тесном переплетении с религиозными воззрениями древних. Индийская философская культура является одной из самых древних в истории. Первым памятником религиозно-мифологической мысли древних индийцев, положивших начало философской традиции, были знаменитые Веды, представлявшие собой обширные й многослойные тексты, записанные на языке ариев (санскрите). Ведийский комплекс составляли Самхиты,Брахманы —Араньяки, Упанишады,Веданги. Веданта — одна из первых систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад, пытавшаяся представить несистематизированные предфилософские и философские идеи в виде теоретической системы. Ведаитнсты считали, что человек родился из огня, живет горением и уходит в огонь. Другой великой религиозно-философской и этической системой Древней Индии является буддизм. Основатель буддизма непальский царевич Сиддхарта Га утама, прозванный впоследствии Буддой ("просветленным").Ядром учения Будды становятся "четыре благородные истины": · первая — "'истина страдания". Будде открылось, что страдание есть универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны; · вторая,— "истина причины". Она говорит о происхождении страдания. Корень его в страстях человека, жажде жизни и наслаждений; · третья — "истина освобождения". Предполагает отказ человёка от желаний и подавление собственных страстей; · четвертая — "истина пути". Путь, ведущий к освобождению от страданий и достижению нирваны (угасанию, преодолению круга перерождений как высшей цели), восьмеричен. Ступенями его являются: "правильная вера","правильная решимость, "правильная речь", "правильное действие","правильный образ жизни,"правильное усилие","правильное направление мысли",правильное сосредоточение". К Ведам восходят также корни йоги (переводится с санскрита как связь, участие,сосредоточение, созерцание, усилие). Йога представляет собой философско-религиозную систему, освобождения от страдания. Техника йоги включает два взаимосвязанных аспекта: 1. Самоограничение(аскетизм). 2. Медитация (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания). В VIII—VII вв. до н.э. в Индии получает развитие материалистическое направление локаята ("лока" — "этот мир"). Отвергая идею потустороннего, локаятики ставили целью своей философии постижение реального мира, окружающего человека. Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI—V вв. до н.э.).Согласно этой философии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них и возникает многообразный, изменяющийся мир вещей. В заключение отметим ряд особенностей философской мысли Древней Индии: ü во-первых, яркая самобытность индийской философской культуры, обусловленная мощной духовной традицией древнеиндийского общества; ü во-вторых, значительное число источников и текстов, в которых еще недостаточно эксплицировано философское знание из предфилософии; ü в-третьих, недостаточная связь философских идей с научной мыслью; ü в-четвертых, высокий нравственный пафос философии Древней Индии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.01 с.) |