Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций и прогностическая роль философского знания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для понимания сущности научных революций необходимо, прежде всего, усвоение такого понятия, как основания науки, ибо каждая из этих революций базируется именно на них. В состав оснований науки входят такие компоненты: а) идеалы и нормы исследования, б) научная картина мира и в) философские основания. Первый компонент выражает ценностные установки науки и включает в себя три вида идеалов и норм: а) доказательности и обоснования знания, б) объяснения и описания и в) построения и организации знания. В системе идеалов и нормативных структур выражен определенный образ познавательной деятельности, т.е. представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины; а этот образ всегда имеет социокультурную обусловленность - формируясь, он испытывает влияние мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры данной эпохи. Что касается научной картины мира, то она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и призвана, во-первых, обеспечивать систематизацию знаний в рамках данной науки и, во-вторых, выступать в качестве исследовательской программы, задающей направление эмпирического и теоретического поиска и выбор средств их решения. Третий компонент оснований науки - это философские идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательные параметры научной картины мира и включение самого научного знания в культуру. Обосновывая уже добытые знания, философские основания науки выполняют и важную эвристическую роль: они активно участвуют в построении новых теорий, используются для обоснования полученных новых картин реальности и новых представлений о методах научных исследований. Указанные выше основания науки обеспечивают рост знаний до тех пор, пока имеющаяся картина мира учитывает общие черты системной организации изучаемых объектов, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Однако по мере развития науки возникают принципиально новые типы объектов, требующие иного видения реальности и иных схем метода познания этих объектов. Это обусловливает необходимость перестройки оснований науки, осуществляющейся в двух возможных вариантах: а) как революция, при которой трансформация специальной картины мира не сопровождается существенным изменением идеалов и норм исследования, и б) как революция, в ходе которой вместе с картиной мира радикально изменяются идеалы и нормы науки. Перестройка оснований исследования может также совершаться как на внутридисциплинарном уровне развития знаний, так и на междисциплинарном. Обычно перестройка оснований научной дисциплины начинается с накопления фактов, необъяснимых в рамках прежней картины мира, а также таких фактов, при попытках объяснения которых возникают парадоксы, а они - явный сигнал того, что наука наткнулась на нечто новое, не учтенное принятой картиной мира. Начинается пересмотр картины мира и идеалов познания с критического осмысления - с осознания их не абсолютного, а относительного, преходящего характера. И тут в свои права вступает философский анализ, в ходе которого предпринимается не только критика прежнего состояния оснований науки, но и оказывается помощь в выработке новых оснований. А их невозможно получить чисто опытным путем - даже если речь идет о новом эмпирическом материале. Тут как раз и необходима эвристическая роль философии - как на внутридисциплинарном, так и на междисциплинарном уровнях. Так, во втором случае преобразование оснований данной науки осуществляется за счет переноса парадигмальных установок и принципов из других дисциплин - прежде всего из тех наук, которые играют лидирующую роль. Пример: разрушение концепции флогистона благодаря переносу в химию из физики представлений об атомах (XYII - первая половина XIX вв.). Итак, революции в науке - это вид новаций, отличающийся своей принципиальной значимостью, своими значимыми последствиями для развития науки и культуры. И это потому, что революции связаны с перестройкой основных научных традиций и затрагивают при этом мировоззренческие и методологические основания науки, изменяя нередко и сам стиль мышления. Различают три вида научных революций: а) построение новых фундаментальных теорий, б) внедрение новых методов исследования и в) открытие "новых миров". Первый вид - наиболее известный тип научных революций: это - революция Коперника, революция Ньютона, теория относительности, квантовая механика. Именно с содержащейся в них сменой фундаментальных теоретических концепций связывает свое представление о научных революциях Т.Кун. Второй вид, связанный с появлением новых методов исследования, ведет к смене изучаемых проблем и стандартов научной работы, к появлению новых отраслей знания. Так, появление микроскопа привело к возникновению микробиологии, цитологии, гистологии и др., а изобретение оптического телескопа и радиотелескопа - к бурному развитию астрономии после второй мировой войны. Говоря же об открытии "новых миров", имеют в виду обнаружение, в ходе научных революций, каких-то ранее неизвестных сфер или аспектов действительности. Примеры этих "новых миров": великие географические открытия привели к освоению новых земель, новых акваторий, новых ландшафтов и неведомых культур; или - открытие мира микроорганизмов и вирусов, мира элементарных частиц, мира электромагнитных колебаний, других галактик, явлений гравитации, радиоактивности и т.д. Говоря о науках об обществе, укажем, например, на расшифровку Шампольоном древнеегипетской письменности; при этом отметим, что открытие прошлого вполне сопоставимо с открытием новых земель, культур и народов; показательно в этой связи суждение Пушкина об "Истории государства Российского" Карамзина: "Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом"... Особенно важное значение имеют глобальные научные революции. Их современные исследователи насчитывают четыре. Первая датируется XYII веком; она привела к утверждению классического естествознания. Его основные характеристики: во-первых, объективность и предметность научного знания, в силу чего из описания и объяснения исключается все относящееся к субъекту познания, процедуры же его познавательной деятельности полагаются как неизменные и раз навсегда данные; во-вторых - в качестве идеала научного познания принимается построение абсолютно истинной картины природы, достижение которой предполагается в достаточно короткие сроки; необходимое и достаточное средство достижения этого - поиск и нахождение очевидных, наглядных, "вытекающих из опыта" онтологических принципов, на базе которых можно строить общие теории, а также объясняющие и предсказывающие опытные теории. Вторая глобальная научная революция приходится на конец ХYIII -первую половину XIX веков, когда обнаружилось качественно новое состояние естествознания - его превращение в дисциплинарно организованную науку. В этих условиях прежняя механическая картина мира утрачивает свой общенаучный статус - благодаря успехам биологии, химии, других отраслей знания разрабатываются специальные картины реальности, нередуцируемые к механической, и происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм познания (так, в биологии и геологии утверждается идея развития). Хотя существенно уточняется специфика изучаемых объектов, познавательные установки классической науки по-прежнему остаются общими для всех наук, а потому и эта, вторая научная революция остается в рамках классической наукам и классического стиля мышления. Третья глобальная научная революция связана со становлением неклассического естествознания; время его становления - конец XIX - середина ХХ веков. Радикальные открытия в ходе этой научной революции - делимость атома, становление релятивистской и квантовой теории, концепция нестационарности Вселенной, квантовая химия, становление генетики, возникновение кибернетики и теории систем. На этой основе формируются идеалы и нормы неклассической науки, для которых показательны - а) отказ от прямолинейного онтологизма с его пониманием познания как пассивного "отзеркаливания" познающим субъектом действительности и установка на учет активности этого субъекта, в процессе познания не просто воспроизводящего объект, а созидающего, творящего его образ; б) относительная истинность теорий и картины природы, выработанных на том или ином этапе развития естествознания: вместо единственно истинной теории, "отзеркаливающей" и "фотографирующей" исследуемые объекты, выдвигается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, и в каждом из них допускается наличие моментов объективно-истинного знания (принцип дополнительности); в) если в классической физике объект познания выступал "сам по себе", вне увязки с характеристиками метода, с помощью которого он осваивается, то неклассическая, квантово-релятивистская физика четко фиксирует взаимодействие этих характеристик с объектом (принцип наблюдаемости). Субъект познания уже не дистанцируется от изучаемого мира, а находится внутри него и детерминируется им. А потому получаемые познавательные результаты определяются теперь не только устройством самой природы, но и уровнем исторического развития средств и методов познавательной деятельности. Отсюда - новое понимание критерия истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.д. Новым представляется и образ объекта - но-новому видится в нем соотношение целого и частей (идея несводимости состояний целого к сумме состояний его частей), актуальной становится идея "вероятностной причинности", а сам объект понимается не как себе тождественная вещь ("тело"), а как процесс, мыслимый как единство некоторого устойчивого состояния и изменчивости. Главное же - значительно расширяется поле исследуемых явлений, речь идет об освоении уже не малых систем, а сложных саморегулирующихся - с их уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, наличием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Так природа предстает как сложная динамическая система с иерархической организацией, постижению которой способствовали такие достижения науки рассматриваемого периода, как открытие специфики законов микро-, макро- и мегамира, исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. И это - не окончательный портрет природы, ибо он постоянно уточняется и обогащается. Четвертая глобальная научная революция развертывается в последней трети ХХ века, знаменуя собою рождение постнеклассической науки. Наблюдаются, в ее русле, новые радикальные изменения. Это, прежде всего, интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменяется, далее, сам характер научной деятельности, что связано с революцией в средствах хранения и получения знаний (имеется в виду компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, обслуживание их исследовательскими коллективами, и функционируют эти комплексы по аналогии с современными средствами промышленного производства). На передний план выдвигаются междисциплинарные исследования и разрабатываются, соответственно, комплексные исследовательские программы, преследующие не только собственно познавательные цели, но и цели экономического и социального характера. Реализация же этих программ ведет к сращиванию в единой деятельностной системе теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, к интенсификации прямых и обратных связей между ними. В этих условиях углубляется взаимодействие частных картин мира: все чаще их обогащение и изменение совершается не столько от внутридисциплинарных факторов, сколько от трансляции парадигм из других наук, в силу чего различия между этими картинами постепенно стираются и сами они становятся фрагментами целостной общенаучной картины мира. Здесь налицо влияние не только достижений фундаментальных наук, но и результатов междисциплинарных прикладных наук, - именно в русле этих наук возникает, как известно, синергетика. В междисциплинарных исследованиях ученые, как правило, сталкиваются со сложными системными объектами, а их не освоить при узкодисциплинарном подходе. Особенно это показательно для систем, характеризующихся открытостью и саморазвитием, а они-то и определяют облик современной, постнеклассической науки. Еще острее эта проблема стоит применительно к исторически развивающимся системам, где имеет место переход от одной относительно устойчивой системы к другой системе с новой уровневой организацией элементов и саморегуляцией. Формирование каждого такого уровня сопровождается прохождением системы через состояние неустойчивости (т.е. точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур. Деятельность с такими системами требует принципиально новой стратегии - тут мало простого силового давления, оно даст лишь "сбой", т.е. возврат системы к прежним структурам. Чтобы возникли новые, необходимы - в точках бифуркации - небольшие энергетические воздействия - своего рода "уколы" в нужном пространстве и в нужное время. Для саморазвивающихся систем характерны синергетические эффекты, их отличает принципиальная необратимость. Само человеческое действие здесь - не нечто внешнее, а как бы включенное в систему, а потому человек сталкивается тут не с жесткими предметами и их свойствами, а с "созвездиями возможностей", что актуализирует проблему выбора, а он необратим и чаще всего не может быть однозначно просчитан. В естествознании учет особенностей исторически развивающихся систем начался с биологии, астрономии и геологии; именно идеи эволюции и историзма, сформировавшиеся в этих науках, привели к синтезу картин реальности, о чем речь шла выше. Особый интерес в постнеклассической науке вызывают "человеко-размерные комплексы" - медико-биологические объекты, объекты экологии (включая биосферу в целом как объект глобальной экологии), объекты биотехнологий (имеется в виду, прежде всего, генная инженерия), объекты системы "человек - машина". Поиск истины здесь непосредственно затрагивает гуманистические ценности, а потому с такими системами нельзя бесконтрольно экспериментировать, тут нужен жесткий социальный контроль и даже необходимы, в известных пределах, запреты. Это относится, в частности, к такой острой этической проблеме, как вопрос о границах допустимого вмешательства в эволюционно сформировавшуюся природу человека и живых систем вообще. Так обнаруживается тесная внутренняя взаимосвязь фундаментальных внутринаучных ценностей с вненаучными ценностями социального характера. Необходимость в подобных случаях социальной экспертизы исследовательских программ ведет к существенной модернизации философских оснований науки: научное познание рассматривается уже в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий. В силу этого осмысливается историческая изменчивость не только объективных характеристик картин реальности, но и самих идеалов и норм познания. В частности, возникают новые трактовки пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархии пространственно-временных форм), категорий возможности и действительности (идея множественности потенциально возможных линий развития в точках бифуркации), категории детерминации (предшествующая история как детерминант избирательного реагирования системы на внешние воздействия) и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.008 с.) |