Основные идеи социальной философии Ж.-Ж. Руссо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеи социальной философии Ж.-Ж. Руссо.



Ж.Ж. Руссо – композитор, драматург, философ, теоретик искусства. Произведение «Рассуждение о науках и искусствах» было написано им на конкурс Дижонской академии. В этом произведении Руссо рассуждал, способствовали ли возрождение наук и искусств улучшению нравов. Произведение заняло первое место

Другие произведения Руссо: «Эмиль, или о воспитании», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» – самое знаменитое произведение, во Франции оно сразу было запрещено и осуждено.

Руссо считает, что законодательная власть должна принадлежать народу, и в законах должна отражаться всеобщая воля народа. Он критикует частную собственность, по мнению Руссо, все должны обладать равными правами. Частная собственность должна быть равномерно распределена между всеми по мере необходимости для жизни.

Руссо предлагает идеи в области новаторства в воспитании. Он считает, что должна быть применена новая система воспитания детей, а его педагогика – воспитание чувств. Нужно развивать у детей способность мыслить разумом. От рождения до 12-ти лет нужно развивать тело. С 12 до 15 лет нужно развивать интеллект. С 15 до 20 лет нужно развивать нравственные чувства. Руссо говорит, что детей учат словами, а нужно делами и поступками.

Идеи Руссо оказали огромное влияние на формирование взглядов деятелей Великой французской революции, в частности, Руссо был духовным учителем Р. Пьера.

Деизм и критика религии и церкви в философии Ф.М. Вольтера.

Вольтер (1694-1778 гг.) – выдающийся писатель-публицист. Философские взгляды Вольтера выражались в таких произведениях как «Философские письма» (1733 г.), «Трактат о метафизике» (1734 г.), «Основы философии Ньютона» (1738 г.), «Философский словарь» (1764-1769 гг.).

Основная направленность Вольтера – антифеодальная. Всю жизнь Вольтер боролся против церкви, религиозной нетерпимости. Он показывал несостоятельность религии как системы. Несмотря на то, что Вольтер критиковал церковь, он оставался на позиции деизма. По его мнению, источником религии выступают невежество и обман. Религия возникает, когда встречаются мошенник и глупец. В то же время он полагал, что религия необходима, т.к. это сила, управляющая поведением людей.

Вольтер выдвигает идею просвещенного абсолютизма. Он полагал, что придет время, когда к власти придут философы.

Философия здравого смысла – высшее проявление разума, опирающееся на науку и искусство. Прогрессивные идеи Вольтера оказали большое влияние на формирование идеологии нового поколения просветителей.

Философские воззрения Д. Дидро.

Д. Дидро (1713-1784 гг.) – выдающийся французский философ-материалист. Основные произведения: «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749 г.), «Философские основания материи и движения» (1770 г.).

Дидро возглавлял издание знаменитой энциклопедии «Науки и ремесла». Он довел это издание до конца.

По учению Дидро, трогательные и возвышенные чувства можно найти и у бедняка. С другой стороны, забавное и смешное не чуждо и придворной аристократии. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Чувствительность и нравоучение – основные черты нового жанра, вопросы семьи и морали – его главные темы, добродетельные буржуа, бедняки и крестьяне – преобладающие герои.

Эти же взгляды – верность природе, непригодность классических условностей и важное значение нравоучительного элемента в искусстве – Дидро отстаивает и в качестве критика и теоретика искусства.

Концепция «человека-машины» Ламетри.

Ж. О. де Ламетри – врач по образованию. Произведения: «Человек-машина (1747 г.), «Система Эпикура» (1751 г.), «Краткое изложение философских систем» (1747 г.).

Человек по Ламетри – биологическая машина, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла. Человеческое тело – заводящая сама себя машина. Человек – часть природы единое существо органического мира. Для формирования человека требуется язык и членораздельная речь. Важно воспитание, образование. Человек от природы представляет собой злое животное. Добродетель – это результат воспитания в результате жизни в обществе.

Философия для Ламетри – это средство истинного преобразования общества на прогрессивных началах. По его мнению, государственные деятели должны быть философами, чтобы успешно управлять государством. Ламетри выступает как сторонник просвещенного абсолютизма.

Особенность эпохи просвещения состоит в том, что она в большей степени формировала новый тип личности, и одна из главных ее задач – воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных прогрессивных побуждений. Одной из особенностей философии просвещения – здравый смысл.

Классическая традиция в философии и основные достижения немецкой философии XVIII-XIX веков.

Немецкая классическая философия – самое влиятельное в истории философии течение, деятельность представителей которого получило название философской революции.

Представители:

1. И. Кант (172-1804 гг.) – объективный идеализм.

2. И.Г. Фихте (1762-1814 гг.) – субъективный идеализм.

3. Ф. Шеллинг (1775-1854 гг.) – объективный идеализм.

4. Г. Гегель (1770-1831 гг.) – объективный идеализм.

5. Л. Фейербах (1804-1872 гг.) – идеализм.

Каждый из немецких философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций, и, в целом, вместе взятые, они представляют собой единое духовное образование.

В работаю каждого из философов отведено существенное место анализу таких форм культуры, как мораль и нравственность, философия и право, религия и искусство. Большое влияние уделено также рассмотрению проблем диалектического метода, проблем диалектической логики и проблем выработки целостной системы диалектики. Существенное внимание также уделено проблемам философии антропологии.

Представители немецкой классической философии полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры и «душой» культуры.

Немецкая классическая философия является непреходящим достижением философской мысли, к которому примыкают и многие другие философские достижения человечества немецкой классики. Она потому имеет общечеловеческое значение, что пыталась ответить на вопросы, которые человечество задавало себе с самого начала развития философии, на те вопросы, которые оно задает себе и сегодня.

Теория познания И. Канта.

В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания. Он пишет трактаты: «Критика чистого разума» (1781 г.) – концепт «Истина», «Критика практического разума» (1788 г.) – концепт «Добро», «Критика способности суждения» (1790 г.) – концепт «Красота».

Формула философской системы Канта: Истина, Добро и Красота, взятые в их единстве, замкнутые на человеке, в его культурном творчестве, которое направляет художественная интуиция.

Кант считал, что духовные интересы человека можно выразить следующими философскими вопросами:

1. «Что я могу знать?» (метафизика; основной концепт – «Истина»).

2. «Что я должен делать?» (мораль, этика; основной концепт – «Добро»).

3. «На что я могу надеяться?» (религия; основной концепт – «Вера в Бога»).

4. «Что такое человек, и чем он может сам стать?» (философская антропология).

Данные вопросы намечают основу философской системы Канта, в центре внимания которой стоит человек. Кант, прежде всего, анализирует познавательную деятельность человека (гносеологический подход). Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. невозможности познания окружающей действительности до конца.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия Кант назвал антиномиями:

1. Ограниченность пространства: «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве», «Мир не имеет начала во времени и безграничен».

2. Простое и сложное: «Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых», «В мире нет ничего простого».

3. Свобода и причинность: «Существует не только причинность по законам природы, но и свобода», «Свободы не существует, все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы».

4. Наличие Бога: «Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего», «Бога нет, нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего».

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

В «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

1. «Вещь в себе» (ноумен) – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Это невоспринимаемая и непознаваемая

2. «Вещь для нас» (феномен) – совокупность чувственно воспринимаемых предметов и явлений, закрепленных в образах сознания. Это трансцендентальный мир.

3. Апостериорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Это знание не может претендовать на всеобщность.

4. Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

1. Собственные, внутренние для разума границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия (антиномии).

2. Внешние границы, т.е. внутреннюю сущность вещей в себе.

Этическое учение И. Канта.

Главные вопросы трактата И. Канта «Критика практического разума»:

1. «Какой должна быть мораль?».

2. «Что есть моральное и нравственное поведение человека?».

Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

ü чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

ü между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;

ü мораль и поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

1. Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех.

2. Человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.

3. Все поступки человека должны быть ориентированы на общее благо.

Этика Канта – это этика долга, долга по отношению к другим людям – делать добро; долга по отношению к себе – сохранять свою жизнь и прожить ее достойно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.252.87 (0.023 с.)