Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Буддизм – религиозно-философское учение Древней Индии.

Поиск

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, Юго-Восточной Азии, а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда. Он прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего «прозрел» и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма».

Нирвана – состояние высшей душевной и духовной гармонии, предполагающее переход сознания в сферы высшего надземного (метафизического) бытия.

Буддисты признают актив­ную жизнь сознания человека после его биологической смерти и теорию перевоплощения. Но неизменная (бессмертная) душа как субстанция ими отвергается.

Будда вывел благородные (арийские) истины:

1. Земная жизнь полна страданий.

2. Страдания имеют свои причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.

3. От страданий можно избавиться.

Древнегреческая философия: периодизация и основные черты.

Древнегреческая (античная) философия возникает в VII-VI вв. до н.э. и завершается в VI в. н.э. Это духовный исток европейской культуры. Развитие начинается в греческих колониях, в городах малой Азии. Происходят первые попытки рационализированного объединения мира.

Этапы развития:

I. Досократический (VI-V века до н.э.). Милетская школа: Анаксимен, Гераклит, Фалес, Пифагор; Элленейская школа: Зенон, Анаксагор; Атомисты: Демокрит и Левкипп.

II. Классический (сократический) – середина V и до конца IV в. до н.э. Философия достигла рассвета. Выдающиеся люди: Сократ, его ученики (Платон, Аристотель – самые выдающиеся). Школа софистов.

III. Эллинистический (конец IV в.-II в. до н.э.). Перипатетическая школа (Аристотель); академия Платона; Стоическая школа; Эпикурейская школа; школа скептиков.

IV. Римский (I в. до н.э.-V в. н.э.). Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); Эпикуризм (Эпикур, Тит Лукреций Кар); Скептицизм (Секст Эмпирик); Неоплатонизм (Платин).

Философия Древней Греции представляет что-то среднее между наукой и искусством, ее можно было назвать художественной научностью.

Характерные черты:

1. Синкретичность – большая слитность, неразделенность проблем.

2. Космоцентризм: человек – микрокосмос, природа и вселенная – макрокосмос.

3. Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

4. Античная философия – этика добродетелей.

5. Функциональность призвана помочь людям выжить.

Милетские мыслители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа существовала в Древней Греции и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы: выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»); искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес всего сущего считал воду («архэ»).

Анаксимандр, ученик Фалеса первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится.

Анаксимен – ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух.

Гераклит Эфесский – основатель античной диалектики.

Гераклит из Эфеса – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления. Первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности.

Диалектика (с гр. «искусство ведения спора беседы») – учение о наиболее общих закономерных связях, учение о развитие бытия и познания, метод творчески познающего мышления.

Пифагор и пифагорейская школа.

Пифагор (580-500 гг. до н.э.) – «убеждающий речью». Пифагор создатель древнегреческой религиозной философской школы, которая впоследствии получила название «Пифагорейство». Пифагор многое сделал для развития геометрии. Все числа Пифагор разделял на четные и нечетные. Заложил принципы арифметики. Помимо математики, в пифагорейском союзе большое внимание уделялось музыке, архитектуре, скульптуре и изобразительному искусству.

Основные идеи:

1. Пифагор учил, что душа бессмертна, переходит из тела в тело, и что в мире все повторяется через определенные промежутки времени – метемпсихоз – перевоплощение.

Катарсис – очищение, высшая этическая цель для любой души.

2. Математика рассматривается как каркас космографии, как путь проведения единой формулы мира, который тождественно с музыкальной гармонией. Первооснова всего сущего – число, являющееся, по мнению Пифагора, фундаментом всего порядка во вселенной и в обществе, познание мира должно заключаться в познании чисел, управляющих этим миром.

3. Учение о протокатегориях (все вещи представляют собой противоположности).

Пифагорейская школа просуществовала в течение двух столетий, с последние трети VI века до н.э. по вторую половину VI в. до н.э. и сыграла огромную роль в развитии античной науки и философии.

Философия элеатов. Апории Зенона из Элеи.

Эта школа создана по названию города, создателем школы был Ксенофан (570-478 гг. до н. э.).

Все Боги – это плод людской фантазии, для Ксенофана существует всего один Бог – это вселенная. Для учения Ксенофана был характерен пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир.

Ксенофан не создал своей законченной системы. Философские идеи Ксенофана были развиты его учеником Парменидом (540-470 гг. до н.э.). Его учение представляет собой первую в Древней Греции попытку изложить метафизическое понимание окружающего мира и природы. Бытие неподвижно.

В целом, ценность философии Парменида в его разделении чувственного и рационального познания и в его понимании достоверного и вероятного знания.

Ученик Парменида – Зенон из Элеи – древнегреческий философ (490-430 гг. до н. э.). Он утверждает, что бытие неподвижно.

Апория – недоумение, трудноразрешимая проблема. Движение и многообразие вещей не могут быть объяснены. Получить истинное знание посредством истинного восприятия невозможно. Одна из апорий – «Дихотомия» (деление пополам).

Мелисс (5 в. до н.э.) систематизатор идей элеатов.

Учение Демокрита. Атомизм.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – основоположник материалистического направления в философии, написал свыше 50-и трактатов. Основные положения:

1. Весь материальный мир состоит их атомов.

2. Атом – мельчайшая частица, первый элемент всего сущего.

3. Атом неделим.

4. Атомы имеют различную величину и различную форму.

5. Между атомами существует пространство, заполненное пустотой.

6. Атомы находятся в вечном движении. Хаотичное движение атомов порождает вихри, которые образуют тела, а затем миры. Существует множество миров. Один мир может быть уничтожен и поглощен другим миром.

7. Существует круговорот атомов. Живые организмы существуют, распадаются.

8. Атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Во времена Демокрита не было микроскопов. С Демокритом завершается период философия досократического периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.009 с.)