Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы общественного сознания моральное и эстетическое сознание↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ представляет собой оценочное отражение межличностных отношений и отношения людей к различным формам общественной жизни в виде совокупности принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Эти нормы не институциализированы, они имеют внутренний, самоуправляющий характер. Нравственная оценка осуществляется путем сравнения с идеальным представлением о добре и долге человека перед другими людьми и обществом. Ядром М.С выступает система нравственных ценностей, представленных в виде понятий. Главная и наиболее универсальная нравственная ценность - добро. Благо - категория морали, употребляемая для обозначения положительной ценности предметов и явлений, удовлетворяющих положительные человеческие потребности. Добро и зло - предельно общие императивно-оценочные понятия морального сознания и категорий этики. С помощью этих понятий выделяется нравственный аспект деятельности, взаимоотношений людей. Добро чаще всего понимается как синоним нравственно-положительного, а зло -как синоним безнравственного. Добро - это то, что желательно, ценно само по себе, то, что необходимо сохранить, воплотить в своем поведении, а то, что оценивается как зло - устранить, преодолеть, не допустить. Объективным основанием добра является потребность людей друг в друге, во взаимном общении и согласовании своей деятельности. Долг - категория морали, выражающая превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу конкретной личности. Д. - осознание личностью моральных обязанностей перед обществом. Достоинство - категория морали, выражающая требовательность человека к самому себе как личности и требование уважения к личности со стороны других людей на основе осознания своей ценности. Категории морали - наиболее общие понятия, которые являются теми формами (схемами) поведения и человеческих взаимоотношений, которые организуют, упорядочивают живой нравственный опыт и образуют предметное единство этики и морали. К.М. задают нормативный смысл социальной действительности (справедливость, общественный идеал, смысл жизни и др.); задают особый уровень развития личности и отражают способность человека к самооценке (долг, ответственность, честь, достоинство, совесть, стыд, гордость, вина, скромность, благородство); а также употребляются для обозначения положительной ценности предметов и человеческой жизни (добро, благо, счастье). Моральная теория - совокупность определяемых обществом принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. В этих элементах четко выражена мировоззренческая направленность: в них закрепляются исторически сложившиеся общественные Представления о добре и зле, долге и чести и т.д. Высшая форма морального теоретизирования - наука этика, в которой определяется сущность морали, ее происхождение, историчность нравственных представлений структура морали и морального сознания и т.п. Моральная психология включает в себя моральные чувства (совесть стыд, честь, достоинство, гордость, самолюбие, любовь, ненависть и др у морально-волевые качества (выдержка, малодушие, смелость, трусость и т.д.), атакже представления людей о моральном и аморальном, следование нравам и обычаям общества и коллектива. Моральная свобода - возможность и способность человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущность. М.С. - это не произвол, не абсолютная свобода, не свобода от морали, это индивидуальная ответственность человека за свое поведение, в том числе свобода от окружения, которое может навязывать ему зло. Моральный выбор - выбор между добром и злом, осуществляемый человеком на основе его субъективных представлений о добре и зле и общественных требований. М.В. возможен лишь тогда, когда есть моральная свобода. Нравы - реально практикуемые формы поведения, которые закрепляются в психологии людей, втрадициях и обычаях, в общественном мнении. Совесть — категория морали, выражающая способность человека к самооценке, основанной на чувстве внутренней моральной ответственности. С. заставляет каждого человека смотреть на свои поступки глазами всех и судить себя от своего собственного имени. Справедливость — категория морали, выражающая социальную сущность межличностных отношений: требование моральной оценки всех человеческих действий в соответствии с общественным идеалом добра и блага. Счастье — категория морали, означающая такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Честь - категория морали, отражающая репутацию и самоуважение человека. Раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Этика (см.: моральная теория). Этикет - строго установленные правила и порядок действий в определенных ситуациях, имеющие символическое и достаточно условное значение (например, этикет обхождения при дворе монархов, этикет в отношениях между дипломатами, этикет поведения за столом и т.д.). ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - художественно-образное и оценочное отражение человеком естественной гармонии мира (выражающейся в симметрии, пропорциональности, соразмерности, ритмичности, созвучии, согласованности всех частей какого-либо целого), а также гармонизация («очеловечивание») среды обитания человека в искусстве. Гармония является конечным результатом как творческого процесса, так и процесса восприятия художественного произведения. Э.С. определяется с помощью художественного образа, художественной идеи, эстетического идеала и системы эстетических категорий. На теоретическом уровне Э.С. представлено в виде эстетических учений (см. эстетика), а на обыденном - в различных формах эстетического восприятия и воображения. Безобразное - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая объективное несовершенство явлений, нарушающее представления о красоте. Б. является все то, что предстает как неупорядоченное, аморфное, лишенное целостности, дисгармоничное, уродливое, а также аморальное, бесчеловечное и антихудожественное. Возвышенное - категория эстетики, отражающая природные, социальные и художественные явления, исключительные по своим характеристикам. В. вызывает у человека особое эстетическое чувство, связанное с уважением, восхищением, радостью, удивлением, восторгом, огромной внутренней напряженностью. Вместе с тем к нему может примешиваться чувство тревоги, скорби и даже страха, поскольку В. безмерно превосходит воспринимающего его индивида. Героическое - категория эстетики, отражающая ценностный смысл выдающихся по своему значению поступков и деятельности отдельной личности или народа, имеющих большое значение для жизни нации, государства и всего человечества. Искусство - вид духовного производства, в котором удовлетворяются потребности человека в красоте, художественном творчестве, гармонизации мира, эстетическом наслаждении. Эти духовные потребности удовлетворяются в процессе создания и восприятия произведений И., творцами которых являются художественно одаренные люди. Комическое - категория эстетики, использующаяся для определения и оценки тех социальных явлений, нравов, обычаев и поведения людей которые полностью или частично не соответствуют общепризнанным идеалам, а потому вызывают осуждение в форме осмеяния (например,несоответствие возможностей и замысла, несерьезное подражание серьезному, противоречие истинного и мнимого, внутренней ничтожности и притязаний на значительность и т.д.). Смех - необходимая и специфическая эмоциональная реакция на К. К. имеет различные оттенки: юмор (смех без злобы), ирония (мягкое осмеяние), сатира (злая ирония, выпуклое изображение пороков), сарказм (откровенная насмешка). Красота - качество как явлений жизни, так и произведений искусства которое способно доставлять эстетическое наслаждение чувствам человека. К. есть проявление высшей гармонии в эстетическом восприятии человеком мира, поэтому является главной эстетической ценностью и идеалом. Сущность красоты можно определить с помощью понятий: гармония, совершенство, единство внутреннего и внешнего, выразительное, изящное, грациозное, возвышенное, жизнеутверждающее, позитивное, оптимистичное. Низменное - категория эстетики, противоположная возвышенному и отражающая негативные для восприятия человека качества действительности, противоречащие представлениям о красоте, высоким моральным требованиям, возвышенным идеалам. Прекрасное — категория эстетики, отражающая и оценивающая явления действительности и произведения искусства с точки зрения их совершенства, т.е. полного и гармоничного воплощения в чувственно-предметной форме их внутренней сущности, соответствующей человеческим идеалам и ценностям. В русском языке П. - «наиболее красивое», «самое красивое». Трагическое - категория эстетики, отражающая глубокие, принципиальные противоречия (нового и старого, человека и общества, добра и зла, любви и ненависти и т.п.), которые на данном этапе неразрешимы и часто катастрофичны по своим последствиям (например, кончаются гибелью положительных героев). Однако эта гибель ведет к торжеству той общечеловеческой идеи, за которую герой боролся, и открывает историческую правомерность и жизненную будущность положительных начал. Через Т., как правило, утверждается идеал прекрасного. Художественная идея - главная мысль художественного произведения, его жизненный, нравственный и философский смысл. Х.И. не всегда может быть выражена рационально, она воплощается в художественном образе, который соединяет в себе чувственное и рациональное. Художественный образ лежит в основе эстетического отношения человека к миру, является «клеточкой» искусства. Х.О. - способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества (выражения и отражения), его чувственных и смысловых аспектов. Х.О. является специфической для искусства формой познания оценки мира, выражения духовности. Эстетика - учение о прекрасном, об искусстве и о художественном творчестве. Э. исследует сущность и проявление прекрасного, генезис искусства и законы художественного творчества. Э. раскрывает смысл художественного образа, эстетического идеала и эстетических категорий. Это теоретический уровень эстетического сознания. Э. может наполняться идеологическим содержанием, когда искусство рассматривается как одна из форм идеологии и определяется его социальная, классовая и политическая роль. Например, марксистско-ленинская Э. обосновала художественный метод социалистического реализма, т.е. требование к художнику правдиво изображать действительность в ее революционном развитии с целью коммунистического воспитания трудящихся. Эстетический идеал - выраженный в художественной форме высший образец духовной и физической красоты, истины и добра, воплощенный в человеке. Каждая эпоха выдвигает свой Э.И. Например, в античном искусстве были созданы классические идеальные образы телесной, пластической и духовной красоты человека, воплощающие совершенство и мерную гармонию космоса (принцип космологизма). А в XIX в. утверждается Э.И. сам по себе как самостоятельная форма общественного сознания. На этой основе происходит эстетизация мироощущения (например, в романтизме).
Философия экономики. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - приобретающее все более местный системный характер созидание необходимых обществу материальных и духовных ценностей, а также процесс производства и воспроизводства непосредственной человеческой жизни. Экономика -обмен вещ-в м/у природой и чел.родом, опосредованный сознательной деят-ю. СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - процесс нарастающего влияния второй фазы научно-технической революции на систему общественных отношений, все стороны жизнедеятельности людей, материализуемого (особенно на Западе) в преобразовании отношений собственности в посткапиталистическом направлении, а также в вытекающем из этого преобразования заметном изменении социально-классовой структуры западных обществ в пользу среднего класса, что расширяет предпосылки формирования гражданского общества. ТЕХНОКРАТИЗМ - выросшее на основе технико-технологического фетишизма стремление части современного российского общества к недооценке огромного значения социокультурных, гуманистически-нравственных аспектов развития экономики, особенно рыночной, и общества в целом, имеющее следствием слабую социальную ориентацию экономических реформ, рост уровня конфликтности общества. ТЕХНИКА - постоянно растущее многообразие искусственно созданных средств целесообразной человеческой деятельности, включающее: а) «субъективную» (способы, приемы деятельности) и б) «объективную» (материальные устройства, конструкции, системы, находящие практическое применение во всех сферах жизнедеятельности) технику. Хозяйствование - изменение внешних предметов, осущ-ое в процессе пр-ва, направленное на присвоение предметов. Типы хоз-ия: Восточный: общая формула ведения хоз-ва-фун-ия под человека. Речь идёт о хоз-ей фун-ии,место человека в системе хоз-ва. Хоз.фун-ии опр-ся способностями,которые опр-ся полом,возрастом, физ.возможностями. *Древние цивилизации были речными. Требовались большие затраты на создание водных сооружений, требовались рук-ва, координация деят-ти больших масс людей. Китайские,египетские цивилизации: *Возникает гос-во как координатор деят-ти людей. *Формирование общины,которая превращается в соседскую общину (создаётся из семей) и родовую общину (из родственников). *Проблема самосознания общины. Основой самосознания явл. Отождествление себя с образом, Богом, тотемом, духом. Тотем - символ принадлежности к группе, идентичности. Ирония в отношении тотема-преступление. Бог, святые, тотем-символы идентичности. *Принцип «не убий, не прелюбодействуй» относится только к представителям референтной (своей) группы,к которой отношу себя. В отношении др.проявляется вражда, агрессия, преступность. *Культ предков(почитание)-символ общности,символ приемственности поколений,традиций,форма психологической защиты. *Мышление кочевников и землевладельцев:
*Восточное хоз-ие хар-ся усреднённостью человека. Связано с: -коллективизмом; -иерархичностью. Пр.: пр-во риса,главное-синхронность систематичность действий. *Труд становится оч.важным, поэтому труд сокрализируется и обожествляется. Труд как основа спасения человеч.души. Труд-полит. Хар-ер молитвы (протестантизм). Труд-форма религиоз.ритуала. Отсюда, успешность хоз. Деят-ти, спасения души. Насколько труд значим настолько он сокрален. *Поголовное рабство, нет свободных людей, тирания *Уравнительное распределение. Символ- пчелиный улей. *Религия усиливает экономич. ответственность по отношению: 1) К будущим поколениям. 2) К самому себе в будущих воплощениях.
Западное хоз-ие: сохраняются пережитки кочевого мышления (крестоносцы)àСвязано с формой наследования земли. *Индивидуализация хоз-ия (семья-атом хоз.),*Земля-семейная собственность,а не общинная, *Иерархия: церковная, военная, политическаяàне сказывается на ведении хоз-ва, *Отсутствие хоз. Иерархии, никто не управляет сверху. Семья решает всё, роль гос-ва сводится к мин-му, *Правовое гос-во, сохранение жизни и собст-ти, *Специалисты по безопасности (на условиях арендных отношений).
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.013 с.) |