ТОП 10:

Формы общественного сознания моральное и эстетическое сознание



МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕпредставляет собой оценочное отраже­ние межличностных отношений и отношения людей к различным формам общественной жизни в виде совокупности принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Эти нормы не институциализированы, они имеют внутренний, самоуправляющий характер. Нравственная оценка осуществляется путем сравнения с идеальным представлением о добре и долге человека перед другими людьми и обществом.

Ядром М.С выступает система нравственных ценностей, представленных в виде понятий. Главная и наиболее универсальная нравственная ценность - добро. Благо- категория морали, употребляемая для обозначения положи­тельной ценности предметов и явлений, удовлетворяющих положительные человеческие потребности.

Добро и зло- предельно общие императивно-оценочные понятия мо­рального сознания и категорий этики. С помощью этих понятий выделяет­ся нравственный аспект деятельности, взаимоотношений людей. Добро чаще всего понимается как синоним нравственно-положительного, а зло -как синоним безнравственного. Добро - это то, что желательно, ценно са­мо по себе, то, что необходимо сохранить, воплотить в своем поведении, а то, что оценивается как зло - устранить, преодолеть, не допустить. Объек­тивным основанием добра является потребность людей друг в друге, во взаимном общении и согласовании своей деятельности.

Долг- категория морали, выражающая превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную за­дачу конкретной личности. Д. - осознание личностью моральных обязан­ностей перед обществом.Достоинство- категория морали, выражающая требовательность че­ловека к самому себе как личности и требование уважения к личности со стороны других людей на основе осознания своей ценности.

Категории морали- наиболее общие понятия, которые являются те­ми формами (схемами) поведения и человеческих взаимоотношений, кото­рые организуют, упорядочивают живой нравственный опыт и образуют предметное единство этики и морали. К.М. задают нормативный смысл социальной действительности (справедливость, общественный идеал, смысл жизни и др.); задают особый уровень развития личности и отражают способность человека к самооценке (долг, ответственность, честь, досто­инство, совесть, стыд, гордость, вина, скромность, благородство); а также употребляются для обозначения положительной ценности предметов и че­ловеческой жизни (добро, благо, счастье).Моральная теория- совокупность определяемых обществом прин­ципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и обще­ственном. В этих элементах четко выражена мировоззренческая направ­ленность: в них закрепляются исторически сложившиеся общественные Представления о добре и зле, долге и чести и т.д. Высшая форма морального теоретизирования - наука этика, в которой определяется сущность морали, ее происхождение, историчность нравственных представлений структура морали и морального сознания и т.п.Моральная психологиявключает в себя моральные чувства (совесть стыд, честь, достоинство, гордость, самолюбие, любовь, ненависть и др у морально-волевые качества (выдержка, малодушие, смелость, трусость и т.д.), атакже представления людей о моральном и аморальном, следование нравам и обычаям общества и коллектива.Моральная свобода- возможность и способность человека быть са­мостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в мо­ральной деятельности свою собственную, подлинно человеческую сущ­ность. М.С. - это не произвол, не абсолютная свобода, не свобода от мора­ли, это индивидуальная ответственность человека за свое поведение, в том числе свобода от окружения, которое может навязывать ему зло.Моральный выбор- выбор между добром и злом, осуществляемый человеком на основе его субъективных представлений о добре и зле и об­щественных требований. М.В. возможен лишь тогда, когда есть моральная свобода.Нравы- реально практикуемые формы поведения, которые закреп­ляются в психологии людей, втрадициях и обычаях, в общественном мне­нии.Совесть— категория морали, выражающая способность человека к самооценке, основанной на чувстве внутренней моральной ответственно­сти. С. заставляет каждого человека смотреть на свои поступки глазами всех и судить себя от своего собственного имени.Справедливость— категория морали, выражающая социальную сущ­ность межличностных отношений: требование моральной оценки всех че­ловеческих действий в соответствии с общественным идеалом добра и бла­га.Счастье— категория морали, означающая такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности усло­виями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению сво­его человеческого назначения.

Честь- категория морали, отражающая репутацию и самоуважение человека. Раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.Этика(см.: моральная теория).Этикет - строго установленные правила и порядок действий в опре­деленных ситуациях, имеющие символическое и достаточно условное зна­чение (например, этикет обхождения при дворе монархов, этикет в отно­шениях между дипломатами, этикет поведения за столом и т.д.).ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ- художественно-образное и оце­ночное отражение человеком естественной гармонии мира (выражающейся в симметрии, пропорциональности, соразмерности, ритмичности, созву­чии, согласованности всех частей какого-либо целого), а также гармониза­ция («очеловечивание») среды обитания человека в искусстве. Гармония является конечным результатом как творческого процесса, так и процесса восприятия художественного произведения. Э.С. определяется с помощью художественного образа, художественной идеи, эстетического идеала и системы эстетических категорий. На теоретическом уровне Э.С. представ­лено в виде эстетических учений (см. эстетика), а на обыденном - в раз­личных формах эстетического восприятия и воображения. Безобразное - категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая объективное несовершенство явлений, нарушающее пред­ставления о красоте. Б. является все то, что предстает как неупорядочен­ное, аморфное, лишенное целостности, дисгармоничное, уродливое, а так­же аморальное, бесчеловечное и антихудожественное. Возвышенное - категория эстетики, отражающая природные, соци­альные и художественные явления, исключительные по своим характери­стикам. В. вызывает у человека особое эстетическое чувство, связанное с уважением, восхищением, радостью, удивлением, восторгом, огромной внутренней напряженностью. Вместе с тем к нему может примешиваться чувство тревоги, скорби и даже страха, поскольку В. безмерно превосхо­дит воспринимающего его индивида. Героическое - категория эстетики, отражающая ценностный смысл выдающихся по своему значению поступков и деятельности отдельной личности или народа, имеющих большое значение для жизни нации, госу­дарства и всего человечества. Искусство - вид духовного производства, в котором удовлетворяют­ся потребности человека в красоте, художественном творчестве, гармони­зации мира, эстетическом наслаждении. Эти духовные потребности удовлетворяются в процессе создания и восприятия произведений И., творцами которых являются художественно одаренные люди.

Комическое- категория эстетики, использующаяся для определения и оценки тех социальных явлений, нравов, обычаев и поведения людей которые полностью или частично не соответствуют общепризнанным идеалам, а потому вызывают осуждение в форме осмеяния (например,несоответствие возможностей и замысла, несерьезное подражание серьезному, противоречие истинного и мнимого, внутренней ничтожности и притязаний на значительность и т.д.). Смех - необходимая и специфическая эмо­циональная реакция на К. К. имеет различные оттенки: юмор (смех без злобы), ирония (мягкое осмеяние), сатира (злая ирония, выпуклое изобра­жение пороков), сарказм (откровенная насмешка). Красота- качество как явлений жизни, так и произведений искусст­ва которое способно доставлять эстетическое наслаждение чувствам чело­века. К. есть проявление высшей гармонии в эстетическом восприятии че­ловеком мира, поэтому является главной эстетической ценностью и идеа­лом. Сущность красоты можно определить с помощью понятий: гармония, совершенство, единство внутреннего и внешнего, выразительное, изящное, грациозное, возвышенное, жизнеутверждающее, позитивное, оптимистич­ное. Низменное - категория эстетики, противоположная возвышенному и отражающая негативные для восприятия человека качества действительно­сти, противоречащие представлениям о красоте, высоким моральным тре­бованиям, возвышенным идеалам.

Прекрасное— категория эстетики, отражающая и оценивающая явле­ния действительности и произведения искусства с точки зрения их совер­шенства, т.е. полного и гармоничного воплощения в чувственно-предметной форме их внутренней сущности, соответствующей человече­ским идеалам и ценностям. В русском языке П. - «наиболее красивое», «самое красивое».Трагическое- категория эстетики, отражающая глубокие, принципи­альные противоречия (нового и старого, человека и общества, добра и зла, любви и ненависти и т.п.), которые на данном этапе неразрешимы и часто катастрофичны по своим последствиям (например, кончаются гибелью по­ложительных героев). Однако эта гибель ведет к торжеству той общечело­веческой идеи, за которую герой боролся, и открывает историческую пра­вомерность и жизненную будущность положительных начал. Через Т., как правило, утверждается идеал прекрасного. Художественная идея- главная мысль художественного произведе­ния, его жизненный, нравственный и философский смысл. Х.И. не всегда может быть выражена рационально, она воплощается в художественном образе, который соединяет в себе чувственное и рациональное. Художественный образ лежит в основе эстетического отношения человека к миру, является «клеточкой» искусства. Х.О. - способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества (выражения и отражения), его чувственных и смысловых аспектов. Х.О. является специфической для искусства формой познания оценки мира, выражения духовности.Эстетика- учение о прекрас­ном, об искусстве и о художественном творчестве. Э. исследует сущность и проявление прекрасного, генезис искусства и законы художественного творчества. Э. раскрывает смысл художественного образа, эстетического идеала и эстетических категорий. Это теоретический уровень эстетическо­го сознания. Э. может наполняться идеологическим содержанием, когда искусство рассматривается как одна из форм идеологии и определяется его социальная, классовая и политическая роль. Например, марксистско-ленинская Э. обосновала художественный метод социалистического реа­лизма, т.е. требование к художнику правдиво изображать действитель­ность в ее революционном развитии с целью коммунистического воспита­ния трудящихся. Эстетический идеал - выраженный в художественной форме выс­ший образец духовной и физической красоты, истины и добра, воплощен­ный в человеке. Каждая эпоха выдвигает свой Э.И. Например, в античном искусстве были созданы классические идеальные образы телесной, пла­стической и духовной красоты человека, воплощающие совершенство и мерную гармонию космоса (принцип космологизма). А в XIX в. утвержда­ется Э.И. сам по себе как самостоятельная форма общественного сознания. На этой основе происходит эстетизация мироощущения (например, в ро­мантизме).

 

Философия экономики.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО- приобретающее все более местный системный характер созидание необходимых обществу материаль­ных и духовных ценностей, а также процесс производства и воспроизводства непосредственной человеческой жизни.

Экономика-обмен вещ-в м/у природой и чел.родом, опосредованный сознательной деят-ю.

СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ- процесс нарастающего влияния второй фазы научно-технической революции на систему общест­венных отношений, все стороны жизнедеятельности людей, материализуе­мого (особенно на Западе) в преобразовании отношений собственности в посткапиталистическом направлении, а также в вытекающем из этого пре­образования заметном изменении социально-классовой структуры запад­ных обществ в пользу среднего класса, что расширяет предпосылки фор­мирования гражданского общества.

ТЕХНОКРАТИЗМ- выросшее на основе технико-технологического фетишизма стремление части современного российского общества к недо­оценке огромного значения социокультурных, гуманистически-нравственных аспектов развития экономики, особенно рыночной, и обще­ства в целом, имеющее следствием слабую социальную ориентацию эко­номических реформ, рост уровня конфликтности общества.

ТЕХНИКА- постоянно растущее многообразие искусственно созданных средств целесообразной человеческой деятельности, включающее:а) «субъективную» (способы, приемы деятельности) и б) «объектив­ную» (материальные устройства, конструкции, системы, находящие прак­тическое применение во всех сферах жизнедеятельности) технику.

Хозяйствование- изменение внешних предметов, осущ-ое в процессе пр-ва, направленное на присвоение предметов. Типы хоз-ия:

Восточный:общая формула ведения хоз-ва-фун-ия под человека. Речь идёт о хоз-ей фун-ии,место человека в системе хоз-ва. Хоз.фун-ии опр-ся способностями,которые опр-ся полом,возрастом, физ.возможностями.

*Древние цивилизации были речными. Требовались большие затраты на создание водных сооружений, требовались рук-ва, координация деят-ти больших масс людей.

Китайские,египетские цивилизации:

*Возникает гос-во как координатор деят-ти людей.

*Формирование общины,которая превращается в соседскую общину (создаётся из семей) и родовую общину (из родственников).

*Проблема самосознания общины. Основой самосознания явл. Отождествление себя с образом, Богом, тотемом, духом. Тотем- символ принадлежности к группе, идентичности. Ирония в отношении тотема-преступление. Бог, святые, тотем-символы идентичности.

*Принцип «не убий, не прелюбодействуй» относится только к представителям референтной (своей) группы,к которой отношу себя. В отношении др.проявляется вражда, агрессия, преступность.

*Культ предков(почитание)-символ общности,символ приемственности поколений,традиций,форма психологической защиты.

*Мышление кочевников и землевладельцев:

Кочевники Землевладельцы
1.Ум
Более подвижный,живой, но более поверхностный Медлительный, но более глубокий
2.Экология
Обострение экол.проблем Разрешение экол. Проблем, учёт экол. Последствий
3. Мышление
Фрагментарное Целостное
4. Взаимное восприятие
Землев-цы обладают материальными излишками, от которых их надо избавлять. Кочевники-варвары, животные. Стремление оградиться от них
  Землед.мышление-основа цивилизации, создают гос-во.

*Восточное хоз-ие хар-ся усреднённостью человека. Связано с: -коллективизмом; -иерархичностью. Пр.: пр-во риса,главное-синхронность систематичность действий.

*Труд становится оч.важным, поэтому труд сокрализируется и обожествляется. Труд как основа спасения человеч.души. Труд-полит. Хар-ер молитвы (протестантизм). Труд-форма религиоз.ритуала. Отсюда, успешность хоз. Деят-ти, спасения души. Насколько труд значим настолько он сокрален.

*Поголовное рабство, нет свободных людей, тирания

*Уравнительное распределение. Символ- пчелиный улей.

*Религия усиливает экономич. ответственность по отношению: 1) К будущим поколениям. 2) К самому себе в будущих воплощениях.

 

 

Западное хоз-ие:сохраняются пережитки кочевого мышления (крестоносцы)àСвязано с формой наследования земли. *Индивидуализация хоз-ия (семья-атом хоз.),*Земля-семейная собственность,а не общинная, *Иерархия: церковная, военная, политическаяàне сказывается на ведении хоз-ва, *Отсутствие хоз. Иерархии, никто не управляет сверху. Семья решает всё, роль гос-ва сводится к мин-му, *Правовое гос-во, сохранение жизни и собст-ти, *Специалисты по безопасности (на условиях арендных отношений).

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.45.91 (0.009 с.)