Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность пространства и времени.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - формы бытия. Они по-разному трактуются различными философскими направлениями. Субъективный идеализм отрицает объективность П. и В. и считает, что они существуют лишь в сознании человека и вносятся в природу, материю. И. Кант считал П. и В. доопытными, врожденными (априорными) представлениями человека. Некоторые мыслители от античности до наших дней (Демокрит, И. Ньютон, Кеплер и др.) отрывали П. и В. от материи, природы и рассматривали их как некие самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения тел (П. как своего рода ящик, вместилище, а В. как «чистый», внематериальный поток длительности). Все многообразие представлений о П. и В. можно свести к двум типам концепций: субстанциальным и реляционным. Субстанциальные: П. и В. - это особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Это своего рода арена, на которой развертываются процессы и происходят события (Ньютон, Кеплер и др.). Субстанциальные концепции П. и В. разделяются как материалистами, так и идеалистами. Реляционные концепции П. и В. также могут быть идеалистическими и материалистическими. С позиции идеализма П. и В. - это особые отношения между субъектами и процессами и вне их не существуют (1 В. Лейбниц). С позиции материалистической реляционной концепции трактует П. и В. диалектический материализм. Он рассматривает их как объективные, не зависящие от сознания человека и человечества формы существования материи (тел, вещей, объектов и Т.Д.). Отсюда: П. - это философская категория для обозначения порядка сосуществования, взаиморасположения тел, систем относительно друг друга, а также структуры протяженности взаимодействующих материальных объектов. В. - это философская категория для обозначения длительности существования тел вещей, систем, скорости развертывания процессов, их ритма, темпа, последовательности смены их существования. К всеобщим свойствам П. и В. относятся: объективность, т.е. независимость от сознания человека, неразрывная связь друг с другом и движущейся материей, единство прерывного и непрерывного в их структуре, количественная и качественная бесконечность и др. Специфические свойства П. и В.: П. характеризует материю со стороны протяженности и сосуществования материальных объектов, В. - со стороны длительности, темпов и последовательности существования этих объектов. П. - трехмерно, В. - одномерно. П. - обратимо, В. — необратимо (в нем нельзя «вернуться назад») и т.д.
С возникновением общества возникает новая форма пространственно-временных отношений (социальное П. и В.), которая развивается вместе с развитием общества и сама во многом определяет характер общественной жизни. Социальное П. - это отношения между людьми, социальными группами, которые определенным образом иерархизированы, есть «верх» и соответственно «низ». Поэтому возможны перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Каждый отдельный человек или социальная группа занимают свое положение в некоторой более широкой области, которая и выступает для них в качестве социального П. В свою очередь в социальном П. можно выделить экономическое, политическое, этническое и другие виды П.
Сознание. СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, обозначающее человеческую способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. В диалектическом материализме С. рассматривается как осознанное бытие, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному. В более узком смысле С. - высшая форма психического отражения, свойственная человеку и связанная с речью. С. возникает и функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, общественно-исторической практики. Идеализм исходит из того, что С. развивается имманентно и может быть понято исключительно из самого себя как самостоятельная сущность, не зависимая от внешнего мира. По мнению восточной философии, С. есть энергия, наиболее мощная из всех видов энергий в космосе, обладающая огромной разрушительной и созидательной силой, и как вид энергии С. материально. Трактовки сущности сознания: 1) Объективный идеализм 2) Субъективный идеализм (солипсизм) 3) Физикализм (материализм) 4) Умеренный материализм
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся: 1)Объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания",сознание-дао,абсолютный дух,богословие,с.-искра Божия. 2) Солипсизм - другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.). Реальность только в восприятии. 3) Физикализм (материализм)- крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах: •головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи; *сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган; *человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект; *медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов – это идеальность сознания:* образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы; *сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать"; *никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются: • "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами); • теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами); * теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. vulgaris - обыкновенный, простой) - течение в буржуазной философии середины XIX в., представители которого (У. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания как общественного по своей природе, отождествляя его с материей (мозг выделяет мысль также, как печень желчь). Сенсуализм - сознание из ощущений. 4)умеренный материализм (дуализм) — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии. Включает в себя духовное и материальное.
Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения: • теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой вмире существует огромное количество неделимых бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи; *теория Тейяра де Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи; *теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю; •теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и "заряжает" его разумом; •теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи. ГИЛОЗОИЗМ - философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную). Согласно Г. материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух - без материи. Г. характерен для ранней древнегреческой философии. *Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. *Согласно "человеческой" точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие: *предмета сознания (что "видит" сознание);*формы (как оно воспринимает предмет). Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания - языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания. ЯЗЫК - является специфически социальным средством хранения и передачи информации. Как система знаков Я. служит средством выражения и объективизации идеального, он материальная оболочка мысли. Я. возникает из потребностей, из настоятельной необходимости общения людей. Благодаря Я. и с помощью Я. осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных ценностей и традиций. Материализм считает, что наряду с общественным характером труда определяет специфику сознания и человеческой психики в целом.
ОТРАЖЕНИЕ - всеобщее свойство материи, которое заключается в способности одних материальных тел, систем, объектов в результате их взаимодействия с другими, специфически воспроизводить особенности последних в своем внутреннем состоянии. Иными словами, эта своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. О выступает в качественно различных формах в зависимости от уровня организации материи: неорганическая материя; органическая материя (растительный мир, животный мир), человеческое общество. Каждому виду материи соответствует и форма О.: в неорганической материи - механическая, физическая, химическая; в органической - психическая (раздражимость, чувствительность), социально-психическая, социально-кибернетическая. Все формы О. взаимосвязаны, высшие формы возникают на основе низших, но не сводятся к ним. Ключевыми понятиями теории отражения являются: *отражение; *раздражимость; •чувствительность; •психическое отражение; •сознательная форма отражения. Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:*раздражимость;• чувствительность;• психическое отражение. Раздражимость — простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем". Чувствительность - следующая, более высокая форма биологического отражения — способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений. Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход. Сознание — высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание-наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли - то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.200.128 (0.016 с.) |