![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность пространства и времени.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - формы бытия. Они по-разному трактуются различными философскими направлениями. Субъективный идеализм отрицает объективность П. и В. и считает, что они существуют лишь в сознании человека и вносятся в природу, материю. И. Кант считал П. и В. доопытными, врожденными (априорными) представлениями человека. Некоторые мыслители от античности до наших дней (Демокрит, И. Ньютон, Кеплер и др.) отрывали П. и В. от материи, природы и рассматривали их как некие самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения тел (П. как своего рода ящик, вместилище, а В. как «чистый», внематериальный поток длительности). Все многообразие представлений о П. и В. можно свести к двум типам концепций: субстанциальным и реляционным. Субстанциальные: П. и В. - это особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Это своего рода арена, на которой развертываются процессы и происходят события (Ньютон, Кеплер и др.). Субстанциальные концепции П. и В. разделяются как материалистами, так и идеалистами. Реляционные концепции П. и В. также могут быть идеалистическими и материалистическими. С позиции идеализма П. и В. - это особые отношения между субъектами и процессами и вне их не существуют (1 В. Лейбниц). С позиции материалистической реляционной концепции трактует П. и В. диалектический материализм. Он рассматривает их как объективные, не зависящие от сознания человека и человечества формы существования материи (тел, вещей, объектов и Т.Д.). Отсюда: П. - это философская категория для обозначения порядка сосуществования, взаиморасположения тел, систем относительно друг друга, а также структуры протяженности взаимодействующих материальных объектов. В. - это философская категория для обозначения длительности существования тел вещей, систем, скорости развертывания процессов, их ритма, темпа, последовательности смены их существования. К всеобщим свойствам П. и В. относятся: объективность, т.е. независимость от сознания человека, неразрывная связь друг с другом и движущейся материей, единство прерывного и непрерывного в их структуре, количественная и качественная бесконечность и др. Специфические свойства П. и В.: П. характеризует материю со стороны протяженности и сосуществования материальных объектов, В. - со стороны длительности, темпов и последовательности существования этих объектов. П. - трехмерно, В. - одномерно. П. - обратимо, В. — необратимо (в нем нельзя «вернуться назад») и т.д.
С возникновением общества возникает новая форма пространственно-временных отношений (социальное П. и В.), которая развивается вместе с развитием общества и сама во многом определяет характер общественной жизни. Социальное П. - это отношения между людьми, социальными группами, которые определенным образом иерархизированы, есть «верх» и соответственно «низ». Поэтому возможны перемещения как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Каждый отдельный человек или социальная группа занимают свое положение в некоторой более широкой области, которая и выступает для них в качестве социального П. В свою очередь в социальном П. можно выделить экономическое, политическое, этническое и другие виды П.
Сознание. СОЗНАНИЕ - одно из основных понятий философии, обозначающее человеческую способность идеально воспроизводить действительность в мышлении. В диалектическом материализме С. рассматривается как осознанное бытие, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному. В более узком смысле С. - высшая форма психического отражения, свойственная человеку и связанная с речью. С. возникает и функционирует и развивается в процессе взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, общественно-исторической практики. Идеализм исходит из того, что С. развивается имманентно и может быть понято исключительно из самого себя как самостоятельная сущность, не зависимая от внешнего мира. По мнению восточной философии, С. есть энергия, наиболее мощная из всех видов энергий в космосе, обладающая огромной разрушительной и созидательной силой, и как вид энергии С. материально. Трактовки сущности сознания: 1) Объективный идеализм 2) Субъективный идеализм (солипсизм) 3) Физикализм (материализм) 4) Умеренный материализм Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся: 1)Объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания",сознание-дао,абсолютный дух,богословие,с.-искра Божия.
2) Солипсизм - другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.). Реальность только в восприятии. 3) Физикализм (материализм)- крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах: •головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи; *сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган; *человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект; *медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов – это идеальность сознания:* образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы; *сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать"; *никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются: • "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами); • теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами); * теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. vulgaris - обыкновенный, простой) - течение в буржуазной философии середины XIX в., представители которого (У. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания как общественного по своей природе, отождествляя его с материей (мозг выделяет мысль также, как печень желчь). Сенсуализм - сознание из ощущений. 4)умеренный материализм (дуализм) — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии. Включает в себя духовное и материальное. Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения: • теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой вмире существует огромное количество неделимых бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи; *теория Тейяра де Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи; *теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю; •теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и "заряжает" его разумом; •теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи. ГИЛОЗОИЗМ - философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную). Согласно Г. материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух - без материи. Г. характерен для ранней древнегреческой философии. *Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем
живым организмам. *Согласно "человеческой" точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Интенциональность - направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие: *предмета сознания (что "видит" сознание);*формы (как оно воспринимает предмет). Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания - языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания. ЯЗЫК - является специфически социальным средством хранения и передачи информации. Как система знаков Я. служит средством выражения и объективизации идеального, он материальная оболочка мысли. Я. возникает из потребностей, из настоятельной необходимости общения людей. Благодаря Я. и с помощью Я. осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных ценностей и традиций. Материализм считает, что наряду с общественным характером труда определяет специфику сознания и человеческой психики в целом.
ОТРАЖЕНИЕ - всеобщее свойство материи, которое заключается в способности одних материальных тел, систем, объектов в результате их взаимодействия с другими, специфически воспроизводить особенности последних в своем внутреннем состоянии. Иными словами, эта своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. О выступает в качественно различных формах в зависимости от уровня организации материи: неорганическая материя; органическая материя (растительный мир, животный мир), человеческое общество. Каждому виду материи соответствует и форма О.: в неорганической материи - механическая, физическая, химическая; в органической - психическая (раздражимость, чувствительность), социально-психическая, социально-кибернетическая. Все формы О. взаимосвязаны, высшие формы возникают на основе низших, но не сводятся к ним. Ключевыми понятиями теории отражения являются: *отражение; *раздражимость; •чувствительность; •психическое отражение; •сознательная форма отражения. Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:*раздражимость;• чувствительность;• психическое отражение. Раздражимость — простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем". Чувствительность - следующая, более высокая форма биологического отражения — способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений. Психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход. Сознание — высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание-наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли - то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.54.158 (0.009 с.) |