ТОП 10:

Основные философские парадигмы



Парадигма - учение, теория, которая определяет пример, образец, модель, проведения исследования (определяет моду в науке: как исследовать?что?). в физике: механика Ньютона, теор относит Эйнштейна. В психологии: психоанализ, гуманнистич психология. В фил-ии; Ф- неоднородное явление, немонолитное учение. Сущ-ют различи конц-ии и виды Ф-ии. Основные типы:

1. Спекулятивная Ф. (спекул - умозрение, не опирающ-ся на факты, опыт, без опоры на науку. Чистое размышление н наблюдение). Платон: философ - наблюдатель времени и вечности. Представители: Аристотель, др. греки, Ф. Аквинский, Спиноза и др. Ф - величайшая наука, размышляющая над вечными вопросами бытия.

2. Научная Ф (сциентизм). Наука - основа всего в т.ч. и Ф-ии. «Ф есть наука» - такая парадигма возникает в древности, Ф - протонаука. В дальнейшем отделение фил-го знания от научного, но связь их сохраняется: 1- доказательность суждений, 2-систематизированность знаний, 3- проверяемость знания. Методы: 1.Эмпирические: 1-индукция (обобщение фактов) и 2-ученый хорошо ориентир-ся в своей науке и не просвещен в другой. Необходимость в «дураке не холме», который бы не углублялся в науки обобщал их, создавал бы единую научную картину мира. 2.Верификация - соотнесение суждения с опытом, с фактами (те, которые стали - научные, не соотносятся - не научные, они по ту сторону истины или лжи) 3.Фальсификация, поиск фактов не подтверждающих, а опровергающих данное суждение. - Для того, чтобы определить границы для которых данно суждение истинно.Ф. как наука ->в методологию. Учение о путях достижения знания, определяет пути постижения (изучения) науки. Взаимовлияние Ф. и науки. 1) науки влияют на Ф: микшированные формы Ф ближе к психологии, социологии. Влияние экономики, биологин на ф -> появление срединных позиций Ф. 2) влияние фил-ов на науку (Эйнштейна, Гейзенберга, др). 3)каждый крупный ученый сам является философом, в любой науке существует уровень общих принципов (метотеоретический уровень). Недопустимо заключать отождествление Ф, что это наука и изоляция Ф от науки. Направлена: позитивизм, неопозитивизм, марксизм: философия науки - структурирование.

3. Аналитическая Ф. 1.Ф лингвистического анализа (анализ языка) возникла в сер 20в. Фил-ие проблемы возникают из-за неправильного использования языка (обыденного, научного и философского).2.Неправильно: использование слов, терминов с неясным смыслом (все делают вид,что понимают, и каждый проецирует свое значение этих слов (такие слова как: свобода,дух,религия,выбор, вера, нравственность)), и туманность, неопределенность выражений - атмосфера тайны – одна из технологий манипуляции.3.Противостоять: всегда просить пояснить смысл, говорить нужно конкретно,четко и ясно. Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. Задача Ф в прояснении языка, фраз. Большинство фил-их (метафизических) проблем научно не разрешимы (проблема) субстанции (1,2,3, ..ск-ко?).

4. Антисциентизм. Ф.-не есть наука. 1 Экзистенционализм: 1)традиционные фил-ие проблемы-абстрактные проблемы, не значимы для ювеческон личности Объектом исследования является конкретный человек. Основной вопрос Ф по Канту: проблема самоубийства (стоит ли жизнь того, чтобы жить?). 2)основания Ф не научны - это не факты, а состояния тоски, бессмысленные состояния - фил-ие состояния. Науке фил-ие знания не доступны. 3) задача Ф в обретении истины чел-го бытия; задача – стать человеком, осуществление самоактуализации личности (= спасению души).

5 Эстетическая ориентация.Эстстикос - чувственный, возвышенные чувства, ф - бытие не к науке, не к религии, а к искусству, Ф порождается возвышенными чувствами, которые определяются искусством. Философ одновременно есть художник, эстет, он воспринимает ис-во и сам порождает его. ф не рациональна, интуитивна (не доказуема, а показуема). Представители: Шестов, Къеркегор, Ницше, Шопенгауэр, Хайдегер, Ясперс, Фуко, и др. Ф дает непосредственное знание (интуитивное). Ф порождается страданиями человека, ф-оф пишет своей кровью. Страдание для художника и прекрасное творение для наблюдателя. Ф индивидуальна, отражает индивидуальную личность фил-фа

Универсальность - критерий научной Ф.

6 Практическая ориентация Ф. 1.Ф. как этика,как учение о добре и зле, нравственная ориентация (Аристотель,Кант) 2. Ф как снова соц изменений. В обществе явл-я эксплуатации, общ-о греховно. Необходимо измнение этого общ-ва, устранение соц-го эконом-го и духовного рабства, пробуждение чел-ка, основа самоактуалшация личности, освобождение чел-ка. 3. Ф как тоталитарная критика - франкфурская школа (60ые гг).

7. Трансцендентализм. - априоризм. Фил-ие истины так же как и научные аксиомы, математич и религиозные (порождается априорными трансцендентными врожденными структурами сознания. (Трансцендентные структуры сознания – основы истин: 1.Фил-их 2. Научных(матем.) 3. Религиозных.)Сознаниеà Индивидуальное,чувство,субъектàУниверсальное,чувство,объект.Представители:Платон,Декарт,И.Кант. *Образ Бога *Аксиомы геометрии *Логические максимы(нельзя одному объекту сущест-ть и несущ-ть одновременно)Трансцендентализмàясность,красота.

8. Метафизика. Учение о субстанции (субстанция - причина самой себя, трансцендентна). Метафизика противостоит науке.Формы М:материализм(субстанция-материя), идеализм(дух), религия, субстанции-1 материя, 2 дух и 3 бог.

9. Религиозная Ф. РФ не тождественно ФР. Они изучают одно и тоже, но они различны по своим основаниям: РФ опирается на догматы, а ФР - на разум, научное знание. Для ФР - Бог - символ предельных ценностей, для РФ Бог- конечная реальность.

 

Древнегреческая философия.

1) МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА(Фалес,Анаксимандр,Анаксимен)Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него.

Для Фалесаэто вода-«архэ». Вещества - бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес). Фалес: «Познай самого себя». Познавая себя, психику, мы познаем мир.

Для Анаксимена первоначалом является воздух. (Он подобен эфиру в физике вплоть до нач. 20 века). Для Ферекида это первоначало – земля.

Для Анаксимандраархэ носит субстанциональный хар-р. Это апейрон – неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный,вечная,неизмеримая субстанция, из которой всё возникло и в которую всё превратится. Он – основа Космоса, общества, ( как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все.

2) ПИФАГОРЕЙЦЫ.-сторонники и последователи Пифагора: 1)первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);2)выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственными идеалистическим сознанием); 3)считали единицу мельчайшей частицей всего; 4)пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское - женское и др.).

Метемпсихоз, греч., переселение душ, учение, встречающееся в некоторых религиях (браманизме, буддизме, в древнеегипетской и др.) и у некот. философов (Пифагор, Эмпедокл, Платон), состоит в том, что душа после смерти человека последовательно воплощается в тела людей и животных, пока не вернется очищенной к первоисточнику всякой жизни. Несоизмеримость-невыразимость в целых числах.

3)ЭЛЕАТЫ. Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.Изучали: 1)проблемы познания;2)жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; 3)были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; 4)считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

4)ГЕРАКЛИТ 1)Первоначалом всего сущего считал огонь; 2)вывел закон единства и борьбы противоположностей-ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)Все течет – все изменяется (panta rei). Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды; 3)считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); 4) был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;5)признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);6)всеобъемлющим, всепроникающим божеством считЛ Логос — Мировой Разум; 7)выступал за материальность человеческой и мировой души, 8)был сторонником чувственного (материалистического) понимания окружающей действительности;9)движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

5)СТОИЦИЗМ-распространенное в древней Греции философское те­чение. Основано Зеноном из Китиона. Жизненный идеал стоиков — невоз­мутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Главные представители этого направле­ния философ: Сенека и его ученик Эпиктет, а также римский император Марк Аврелий.

 

Древнегреческая фил-ия.

1)Демокритвсе состоит из атомов, атомнеделим, мельчайшая частица, разная величина, форма, между атомами пространство, находятся в движении, круговорот атомов, чувственно не познаваемы. В основе челов.души атомы огня, они подвижны. Душа смертна, распадается на атомы. Фатализм- каждое событие и каждый поступок как реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.Детерминизм – концепция всеобщей обусловленности всех явлений, наличие причины. беспричинных явлений нет, за любой случайностью скрывается необходимость, за чудом – закон.

Учение о познании.Познание начинается с ощущения,* каждый предмет источает эйдосы (образы, идеи), *атомы душы так же истекают наружу (чувство взгляда), при соприкосновении души с эйдосами, возникает ощущение – основа личности человека. * Образуются сложные образы за счет наложения элементарных образов, их осмысления, образуется мышление.

2) Софисты.Возникает в условиях древнегреческой демократии, когда важную роль играет доказательство, аргументы. Свою правоту доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Первичные-вторичные качества: различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, который разграничивал субъективное знание «по мнению», то есть существующее в форме ощущений, и знание «по истине», то есть умопостигаемое знание свойств атомов. Релятивизм, филос., учение, что всякое познание относительно, то есть зависит от случайных отдельных обстоятельств, при которых имело место и от сознания познающего субъекта. Протагор "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". В качестве критерия оценки окружаю­щей действительности, хорошего и плохого софисты выдви­нули субъективное мнение человека:*вне человеческого сознания ничего не существует, *нет ничего раз и навсегда данного, *что хорошо для человека сегодня,то и есть хорошее в действительности. *если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим то, зна­чит, оно является вредным и плохим в действительности; *объективное (истинное) познание недостижимо; *существует только мир мнения.

3) Сократ. "майевтика".Суть не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логиче­ским приемам, подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, нет ничего выше этического. Истинное познание призвано дать чело­веку верные направления для его повседневной жизни. Цен­ность всякого познания природных, людских и божественных явле­ний и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.Сократ верил, что, если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Истина и нравственность для Сократа — совпадающие понятия.ИРОНИЯ - манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим несмотря на свое знание. Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они могли из своих заключений узнать о своей глупости и направить свои усилия к истинной мудрости.

4) ЭПИКУР1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений. Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.2) Теория познания. Эпикур, как и Демокрит, является сенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения - основа познания и критерий истины. Критерии истины - чувства удовольствия и неудовольствия, страдания. 3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувстванравственно. 4) Счастье человека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевной гармонии. Цель жизни – атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия - наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, это отсутствие физического страдания.

5)КИНИКИ– (злобные собаки) – отвергают соц.нормы, считают, что они мешают развитию личности

6)Скептики- СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептос – рассматриваю, исследую с определенным сомнением.

 

 

7.ФИЛОСОФИЯ Платона и АРИСТОТЕЛЯ.

1) Учение о ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ 1. Материальная причина. Материя двояка. бесформенное и неопределенное вещество и«то, из чего вещь возникает и состоит». Материя непозна­ваема ,пассивна, безжизненна, вечна. «Из чего?»2. Формальная причина. Форма — то, что составляет «суть бытия» вещи. «форму никто не создает и не производит», существуют сама по себе и, будучи внесенными в ма­терию, творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. «Что есть?». Материя и форма — два вечных начала. Материя – возможность. Форма - действительность. Они неотделимы. Отдается приоритет форме перед материей. Их соотношение подобно единству тела и души.3.Целевая причина. «Ради чего. Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. человек – в отношении смысла жизни, который носит трансцендентный характер, хотя и реализуется человеком. Аристотелевское учение телеологично. Телеология – учение о целях. Душа, проецируя цели и ценности, движет телом. «Осуществление» цели и реализация формы есть энтелехия. Душа как единство формы и цели являет собой энтелехию. Неврозы – следствие потери смысла жизни 4. Движущая причина.«Откуда начало движения?». Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое. Выстраивается цепь причинно-следственных отношений. Она обрывается понятием Бога, вносящего в мир перводвижение.

2) БОГу Аристотеля лишен материального, он есть: 1. форма форм (действительность, Бытие), 2. цель целей (смысл жизни), 3. перводвигатель, 4. сущность сущностей. Он не изменяется, имеет идеальную – круглую, мандальную - форму.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

1. Определение души. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела.

2. Виды души. три вида. Виды души – одновременно ступени её развития.

а) Растительная душа.Объединяет человека и растение. Функции: пита­ние, рост, размножение, способность к закату. Способность к питанию, усвоению внешнего вещества — критерий растительной ду­ши. уровень бессознательного.

б) Животная душа.Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Обладает способностью восприни­мать формы с помощью ощущений. Способность к ощущению влечет за собой удовольствие и неудовольствие, а тем самым желание приятного и стремление к нему. Животные обладают не только жи­вотной, но и растительной душой.

в) Разумная душа.Совсем немного существ обладает волей, способностью размышления. Люди обладают как животной, так и растительной ду­шой. Бог обладает лишь разумной душой. Разум в максиме развития – проявление божественного.В этом измерении он бессмертен, может быть отделен от тела, после смерти тела сливается со вселенским разумом.

Так обра­зуется лестница живых веществ.

3. Душа и тело. Душа неот­делима от тела. Она принадлежит телу. Душе не безразлично, в каком теле она пребывает. Аристотель отвергает учение о переселениях душ. Все живые тела — орудия души и существуют ради души.

4. Состояния души связаны с телом: негодование, страх, сострадание, радость, любовь. Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него. Эмоции— функции не только души, но и тела. Если тело не придет в воз­буждение, то несчастье не вызовет эмоции.

5. Ум не соединен с телом. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него, как вечное - отдельно от преходящего. Аристотель не находит доказательств того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа (хотя пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышле­ния в мозге).

5) Принцип ОРГАНИЗАЦИИ. Организация – упорядоченное целое для решения определенной задачи. Все функции – телесные и психические – взаимосвязаны. Душа – функция, связанная с телом и его функциями. Др. уровни проявления П.О.: личность и общество, душа и тело, функции в душе и функции в теле.

4) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Начало познанияОЩУЩЕНИЯ, сенсорный опыт. А. сравнивает ощущения с оттиском навоске, оно пассивно.Сенсорное восприятие дает копию пред­метов, но такая копия не ма­териальна. «Чувственное» знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем свойства тел. Мы познаемтолько форму предмета, но не материальный субстрат, не атомы (как полагал Демокрит). Хотя ощущениядают намзнание только единичного, в нем потенци­ально содержится и знание общего.

5) Учение о КАТАРСИСЕ. Трагедия посредством стра­ха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов.

6) ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО. Личность социальна.Люди от природы равны. А. защищал необходимость рабовладения. Раб понимался как «говорящее орудие труда».

Утверждается зависимостьчеловека от общества, первенство, главенство государства над индивидом.

Человек – «политическое животное». «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле». Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем свободным гражданам.

7) МОРАЛЬАристотель – один из родоначальников этики. а)Умеренность, принцип золотой середины. Роскошь, власть, богатства – и бедность – крайности, которых следует избегать.

б) Аристотель основы нравственности искал в социуме. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным.

Платон.

Теория идей:Платон является основателем идеализма. Главными поло­жениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со вре­менем прекращают свое существование;*окружающий мир ("мир вещей") также временен и из­менчив и в действительности не существует как само­стоятельная субстанция;*реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); *чистые идеи истинны, вечны и постоянны; *любая существующая вещь является всего лишь матери­альным отображением первоначальной идеи данной вещи. учение о триаде,согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:"единого";"ума";"души".

"Единое ":*является основой всякого бытия; *не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); *есть ничто; *выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; *первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств. «Ум»* происходит от "единого";*разделен с "единым",*противоположен "единому";*является сущностью всех вещей;*есть обобщение всего живого на Земле."Душа":*подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое",связывает между собой все вещи и все явления;• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушев­ленном) подходе душу могут иметь также вещи и нежи­вая природа; •душа человека (вещи) есть часть мировой души; *душа бессмертна; .Учение о познании: материальный мир является всего лишь ото­бражением "мира идей", предмет познания - "чистые идеи"; ;•"чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря выс­шей духовной деятельности; Проблема государстваПлатон выделяет 7 типов государства: идеальное «государство будущего» которого пока не существует монархия- справедливая власть одного человека;тирания — несправедливая власть одного человека;аристократия - справедливая власть меньшинства;олигархия — несправедливая власть меньшинства;демократия — справедливая власть большинства;тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государствен­ного устройства(соц. классы),согласно данному плану:• все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

*философы и воины не должны иметь частной собственности; *жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;*не существует брака, все жены и дети общие; *допускается и приветствуется труд рабов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.015 с.)