Основные философские парадигмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные философские парадигмы



Парадигма - учение, теория, которая определяет пример, образец, модель, проведения исследования (определяет моду в науке: как исследовать?что?). в физике: механика Ньютона, теор относит Эйнштейна. В психологии: психоанализ, гуманнистич психология. В фил-ии; Ф- неоднородное явление, немонолитное учение. Сущ-ют различи конц-ии и виды Ф-ии. Основные типы:

1. Спекулятивная Ф. (спекул - умозрение, не опирающ-ся на факты, опыт, без опоры на науку. Чистое размышление н наблюдение). Платон: философ - наблюдатель времени и вечности. Представители: Аристотель, др. греки, Ф. Аквинский, Спиноза и др. Ф - величайшая наука, размышляющая над вечными вопросами бытия.

2. Научная Ф (сциентизм). Наука - основа всего в т.ч. и Ф-ии. «Ф есть наука» - такая парадигма возникает в древности, Ф - протонаука. В дальнейшем отделение фил-го знания от научного, но связь их сохраняется: 1- доказательность суждений, 2- систематизированность знаний, 3- проверяемость знания. Методы: 1.Эмпирические: 1-индукция (обобщение фактов) и 2-ученый хорошо ориентир-ся в своей науке и не просвещен в другой. Необходимость в «дураке не холме», который бы не углублялся в науки обобщал их, создавал бы единую научную картину мира. 2.Верификация - соотнесение суждения с опытом, с фактами (те, которые стали - научные, не соотносятся - не научные, они по ту сторону истины или лжи) 3.Фальсификация, поиск фактов не подтверждающих, а опровергающих данное суждение. - Для того, чтобы определить границы для которых данно суждение истинно. Ф. как наука ->в методологию. Учение о путях достижения знания, определяет пути постижения (изучения) науки. Взаимовлияние Ф. и науки. 1) науки влияют на Ф: микшированные формы Ф ближе к психологии, социологии. Влияние экономики, биологин на ф -> появление срединных позиций Ф. 2) влияние фил-ов на науку (Эйнштейна, Гейзенберга, др). 3) каждый крупный ученый сам является философом, в любой науке существует уровень общих принципов (метотеоретический уровень). Недопустимо заключать отождествление Ф, что это наука и изоляция Ф от науки. Направлена: позитивизм, неопозитивизм, марксизм: философия науки - структурирование.

3. Аналитическая Ф. 1.Ф лингвистического анализа (анализ языка) возникла в сер 20в. Фил-ие проблемы возникают из-за неправильного использования языка (обыденного, научного и философского). 2.Неправильно: использование слов, терминов с неясным смыслом (все делают вид,что понимают, и каждый проецирует свое значение этих слов (такие слова как: свобода,дух,религия,выбор, вера, нравственность)), и туманность, неопределенность выражений - атмосфера тайны – одна из технологий манипуляции. 3.Противостоять: всегда просить пояснить смысл, говорить нужно конкретно,четко и ясно. Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. Задача Ф в прояснении языка, фраз. Большинство фил-их (метафизических) проблем научно не разрешимы (проблема) субстанции (1,2,3,..ск-ко?).

4. Антисциентизм. Ф.-не есть наука. 1 Экзистенционализм: 1)традиционные фил-ие проблемы-абстрактные проблемы, не значимы для ювеческон личности Объектом исследования является конкретный человек. Основной вопрос Ф по Канту: проблема самоубийства (стоит ли жизнь того, чтобы жить?). 2)основания Ф не научны - это не факты, а состояния тоски, бессмысленные состояния - фил-ие состояния. Науке фил-ие знания не доступны. 3) задача Ф в обретении истины чел-го бытия; задача – стать человеком, осуществление самоактуализации личности (= спасению души).

5 Эстетическая ориентация. Эстстикос - чувственный, возвышенные чувства, ф - бытие не к науке, не к религии, а к искусству, Ф порождается возвышенными чувствами, которые определяются искусством. Философ одновременно есть художник, эстет, он воспринимает ис-во и сам порождает его. ф не рациональна, интуитивна (не доказуема, а показуема). Представители: Шестов, Къеркегор, Ницше, Шопенгауэр, Хайдегер, Ясперс, Фуко, и др. Ф дает непосредственное знание (интуитивное). Ф порождается страданиями человека, ф-оф пишет своей кровью. Страдание для художника и прекрасное творение для наблюдателя. Ф индивидуальна, отражает индивидуальную личность фил-фа

Универсальность - критерий научной Ф.

6 Практическая ориентация Ф. 1. Ф. как этика,как учение о добре и зле, нравственная ориентация (Аристотель,Кант) 2. Ф как снова соц изменений. В обществе явл-я эксплуатации, общ-о греховно. Необходимо измнение этого общ-ва, устранение соц-го эконом-го и духовного рабства, пробуждение чел-ка, основа самоактуалшация личности, освобождение чел-ка. 3. Ф как тоталитарная критика - франкфурская школа (60ые гг).

7. Трансцендентализм. - априоризм. Фил-ие истины так же как и научные аксиомы, математич и религиозные (порождается априорными трансцендентными врожденными структурами сознания. (Трансцендентные структуры сознания – основы истин: 1.Фил-их 2. Научных(матем.) 3. Религиозных.)Сознаниеà Индивидуальное,чувство,субъектàУниверсальное,чувство,объект.Представители:Платон,Декарт,И.Кант. *Образ Бога *Аксиомы геометрии *Логические максимы(нельзя одному объекту сущест-ть и несущ-ть одновременно)Трансцендентализмàясность,красота.

8. Метафизика. Учение о субстанции (субстанция - причина самой себя, трансцендентна). Метафизика противостоит науке.Формы М:материализм(субстанция-материя), идеализм(дух), религия, субстанции-1 материя, 2 дух и 3 бог.

9. Религиозная Ф. РФ не тождественно ФР. Они изучают одно и тоже, но они различны по своим основаниям: РФ опирается на догматы, а ФР - на разум, научное знание. Для ФР - Бог - символ предельных ценностей, для РФ Бог- конечная реальность.

 

Древнегреческая философия.

1) МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА(Фалес,Анаксимандр,Анаксимен) Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него.

Для Фалеса это вода -«архэ». Вещества - бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес). Фалес: «Познай самого себя». Познавая себя, психику, мы познаем мир.

Для Анаксимена первоначалом является воздух. (Он подобен эфиру в физике вплоть до нач. 20 века). Для Ферекида это первоначало – земля.

Для Анаксимандра архэ носит субстанциональный хар-р. Это апейрон – неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный,вечная,неизмеримая субстанция, из которой всё возникло и в которую всё превратится. Он – основа Космоса, общества, (как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все.

2) ПИФАГОРЕЙЦЫ. -сторонники и последователи Пифагора: 1) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); 2) выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственными идеалистическим сознанием); 3) считали единицу мельчайшей частицей всего; 4) пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское - женское и др.).

Метемпсихоз, греч., переселение душ, учение, встречающееся в некоторых религиях (браманизме, буддизме, в древнеегипетской и др.) и у некот. философов (Пифагор, Эмпедокл, Платон), состоит в том, что душа после смерти человека последовательно воплощается в тела людей и животных, пока не вернется очищенной к первоисточнику всякой жизни. Несоизмеримость- невыразимость в целых числах.

3)ЭЛЕАТЫ. Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.Изучали: 1) проблемы познания; 2) жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; 3) были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; 4) считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

4)ГЕРАКЛИТ 1) Первоначалом всего сущего считал огонь; 2) вывел закон единства и борьбы противоположностей-ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита) Все течет – все изменяется (panta rei). Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды; 3) считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); 4) был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; 5) признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); 6) всеобъемлющим, всепроникающим божеством считЛ Логос — Мировой Разум; 7) выступал за материальность человеческой и мировой души, 8) был сторонником чувственного (материалистического) понимания окружающей действительности; 9) движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

5)СТОИЦИЗМ- распространенное в древней Греции философское те­чение. Основано Зеноном из Китиона. Жизненный идеал стоиков — невоз­мутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Главные представители этого направле­ния философ: Сенека и его ученик Эпиктет, а также римский император Марк Аврелий.

 

Древнегреческая фил-ия.

1)Демокрит все состоит из атомов, атом неделим, мельчайшая частица, разная величина, форма, между атомами пространство, находятся в движении, круговорот атомов, чувственно не познаваемы. В основе челов.души атомы огня, они подвижны. Душа смертна, распадается на атомы. Фатализм - каждое событие и каждый поступок как реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Детерминизм – концепция всеобщей обусловленности всех явлений, наличие причины. беспричинных явлений нет, за любой случайностью скрывается необходимость, за чудом – закон.

Учение о познании. Познание начинается с ощущения,* каждый предмет источает эйдосы (образы, идеи), *атомы душы так же истекают наружу (чувство взгляда), при соприкосновении души с эйдосами, возникает ощущение – основа личности человека. * Образуются сложные образы за счет наложения элементарных образов, их осмысления, образуется мышление.

2) Софисты. Возникает в условиях древнегреческой демократии, когда важную роль играет доказательство, аргументы. Свою правоту доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Первичные-вторичные качества: различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, который разграничивал субъективное знание «по мнению», то есть существующее в форме ощущений, и знание «по истине», то есть умопостигаемое знание свойств атомов. Релятивизм, филос., учение, что всякое познание относительно, то есть зависит от случайных отдельных обстоятельств, при которых имело место и от сознания познающего субъекта. Протагор "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". В качестве критерия оценки окружаю­щей действительности, хорошего и плохого софисты выдви­нули субъективное мнение человека:* вне человеческого сознания ничего не существует, *нет ничего раз и навсегда данного, *что хорошо для человека сегодня,то и есть хорошее в действительности. *если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим то, зна­чит, оно является вредным и плохим в действительности; *объективное (истинное) познание недостижимо; *существует только мир мнения.

3) Сократ. "майевтика". Суть не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логиче­ским приемам, подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, нет ничего выше этического. Истинное познание призвано дать чело­веку верные направления для его повседневной жизни. Цен­ность всякого познания природных, людских и божественных явле­ний и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.Сократ верил, что, если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Истина и нравственность для Сократа — совпадающие понятия. ИРОНИЯ - манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим несмотря на свое знание. Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они могли из своих заключений узнать о своей глупости и направить свои усилия к истинной мудрости.

4) ЭПИКУР 1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений. Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.2) Теория познания. Эпикур, как и Демокрит, является сенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения - основа познания и критерий истины. Критерии истины - чувства удовольствия и неудовольствия, страдания. 3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувстванравственно. 4) Счастье человека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевной гармонии. Цель жизни – атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия - наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, это отсутствие физического страдания.

5)КИНИКИ – (злобные собаки) – отвергают соц.нормы, считают, что они мешают развитию личности

6)Скептики - СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептос – рассматриваю, исследую с определенным сомнением.

 

 

7.ФИЛОСОФИЯ Платона и АРИСТОТЕЛЯ.

1) Учение о ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ 1. Материальная причина. Материя двояка. бесформенное и неопределенное вещество и«то, из чего вещь возникает и состоит». Материя непозна­ваема, пассивна, безжизненна, вечна. «Из чего?»2. Формальная причина. Форма — то, что составляет «суть бытия» вещи. «форму никто не создает и не производит», существуют сама по себе и, будучи внесенными в ма­терию, творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. «Что есть?». Материя и форма — два вечных начала. Материя – возможность. Форма - действительность. Они неотделимы. Отдается приоритет форме перед материей. Их соотношение подобно единству тела и души. 3. Целевая причина. «Ради чего. Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. человек – в отношении смысла жизни, который носит трансцендентный характер, хотя и реализуется человеком. Аристотелевское учение телеологично. Телеология – учение о целях. Душа, проецируя цели и ценности, движет телом. «Осуществление» цели и реализация формы есть энтелехия. Душа как единство формы и цели являет собой энтелехию. Неврозы – следствие потери смысла жизни 4. Движущая причина. «Откуда начало движения?». Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое. Выстраивается цепь причинно-следственных отношений. Она обрывается понятием Бога, вносящего в мир перводвижение.

2) БОГ у Аристотеля лишен материального, он есть: 1. форма форм (действительность, Бытие), 2. цель целей (смысл жизни), 3. перводвигатель, 4. сущность сущностей. Он не изменяется, имеет идеальную – круглую, мандальную - форму.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

1. Определение души. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела.

2. Виды души. три вида. Виды души – одновременно ступени её развития.

а) Растительная душа. Объединяет человека и растение. Функции: пита­ние, рост, размножение, способность к закату. Способность к питанию, усвоению внешнего вещества — критерий растительной ду­ши. уровень бессознательного.

б) Животная душа. Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Обладает способностью восприни­мать формы с помощью ощущений. Способность к ощущению влечет за собой удовольствие и неудовольствие, а тем самым желание приятного и стремление к нему. Животные обладают не только жи­вотной, но и растительной душой.

в) Разумная душа. Совсем немного существ обладает волей, способностью размышления. Люди обладают как животной, так и растительной ду­шой. Бог обладает лишь разумной душой. Разум в максиме развития – проявление божественного.В этом измерении он бессмертен, может быть отделен от тела, после смерти тела сливается со вселенским разумом.

Так обра­зуется лестница живых веществ.

3. Душа и тело. Душа неот­делима от тела. Она принадлежит телу. Душе не безразлично, в каком теле она пребывает. Аристотель отвергает учение о переселениях душ. Все живые тела — орудия души и существуют ради души.

4. Состояния души связаны с телом: негодование, страх, сострадание, радость, любовь. Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него. Эмоции— функции не только души, но и тела. Если тело не придет в воз­буждение, то несчастье не вызовет эмоции.

5. Ум не соединен с телом. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него, как вечное - отдельно от преходящего. Аристотель не находит доказательств того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа (хотя пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышле­ния в мозге).

5) Принцип ОРГАНИЗАЦИИ. Организация – упорядоченное целое для решения определенной задачи. Все функции – телесные и психические – взаимосвязаны. Душа – функция, связанная с телом и его функциями. Др. уровни проявления П.О.: личность и общество, душа и тело, функции в душе и функции в теле.

4) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Начало познанияОЩУЩЕНИЯ, сенсорный опыт. А. сравнивает ощущения с оттиском на воске, оно пассивно. Сенсорное восприятие дает копию пред­метов, но такая копия не ма­териальна. «Чувственное» знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем свойства тел. Мы познаем только форму предмета, но не материальный субстрат, не атомы (как полагал Демокрит). Хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенци­ально содержится и знание общего.

5) Учение о КАТАРСИСЕ. Трагедия посредством стра­ха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов.

6) ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО. Личность социальна. Люди от природы равны. А. защищал необходимость рабовладения. Раб понимался как «говорящее орудие труда».

Утверждается зависимость человека от общества, первенство, главенство государства над индивидом.

Человек – «политическое животное». «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле». Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем свободным гражданам.

7) МОРАЛЬ Аристотель – один из родоначальников этики. а) Умеренность, принцип золотой середины. Роскошь, власть, богатства – и бедность – крайности, которых следует избегать.

б) Аристотель основы нравственности искал в социуме. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным.

Платон.

Теория идей: Платон является основателем идеализма. Главными поло­жениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со вре­менем прекращают свое существование;*окружающий мир ("мир вещей") также временен и из­менчив и в действительности не существует как само­стоятельная субстанция;*реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); *чистые идеи истинны, вечны и постоянны; *любая существующая вещь является всего лишь матери­альным отображением первоначальной идеи данной вещи. учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: "единого";"ума";"души".

"Единое ":* является основой всякого бытия; *не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); *есть ничто; *выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; *первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств. «Ум»* происходит от "единого";*разделен с "единым",*противоположен "единому";*является сущностью всех вещей;*есть обобщение всего живого на Земле. "Душа": *подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое",связывает между собой все вещи и все явления;• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушев­ленном) подходе душу могут иметь также вещи и нежи­вая природа; •душа человека (вещи) есть часть мировой души; *душа бессмертна;. Учение о познании: материальный мир является всего лишь ото­бражением "мира идей", предмет познания - "чистые идеи";;•"чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря выс­шей духовной деятельности; Проблема государства Платон выделяет 7 типов государства: идеальное «государство будущего» которого пока не существует монархия - справедливая власть одного человека; тирания — несправедливая власть одного человека; аристократи я - справедливая власть меньшинства; олигархия — несправедливая власть меньшинства; демократия — справедливая власть большинства; тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государствен­ного устройства(соц. классы), согласно данному плану:• все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

*философы и воины не должны иметь частной собственности; *жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;*не существует брака, все жены и дети общие; *допускается и приветствуется труд рабов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 3624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.034 с.)