ТОП 10:

Авторитарная вера в истории теологии и психологии.



Августин: два пути постижения истины. У истоков авторитарного понимания веры стоит Августин. Он следует как ветхозаветному: «если не поверите, не поймете» [Ис. 7:9], так и еван­гельскому: «верою познаем» [Евр. 11:3]. Существует два пути постижения истины, аб­солюта и Бога: путь разума, научный и путь авторитета, религиозный. Во времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела - разум. Фома Аквинский: гармония веры и разума. По мысли Фомы Аквинского к Богу не может вести лишь одна дорога разу­ма. Кроме интеллектуальных истин, существуют истины сверхразумные, выходящие за пределы человеческого понимания и познаваемые только Откровением. Не нужно осмысливать то, что превышает возможности человеческого познания. Но то, что дано Богом в Откровении, необходимо принять на веру.

Т.Гоббс: вера как доверие. Вера, согласно Томасу Гоббсу, есть согласие с суждением, определяемое не собственным интеллектом, не знанием и доказательством, а доверием к источнику информации. Это принятие предложения на основе доверия к другому индивиду или источнику, которые мы считаем достаточно опытными, авторитетными, чтобы избежать собственных ошибок. Вера, отмечает Джон Локк, есть согласие с каким-либо предложением,определяемое не интеллектуальной дедукцией, а доверием к гово­рящему. Вера относится к вещам, которые находятся зa пределами чувственного опыта и не поддаются «засвидетельствованию». Вера – доверие без понимания. Есть люди, которые все читают и читают, но не делают успехов в познании. Знание, информированность не всегда совпадает с пониманием. При чтении знания автора не переливаются в разум читателя. Он должен стремиться понимать написанное. Все, чему читатель доверяет без подобного восприятия, он принимает на вepy. Пьер Абеляр: разумность авторитета. В любой дискуссии, замечает П.Абеляр, авторитет не играет особой роли. Поэтому следует стыдиться приводить доказательства, проистекающие от чьего-либо суждения о вещи, т.е. авторитета. Нельзя уверовать в то, что ты предвари­тельно не понял.«Идолы театра» - доверие авторитету.Для Фрэнсиса Бэкона самые опасные «идолы», мешающие правильно позна­вать, это «идолы театра». Опасность заключена в доверии традиции и авторитету больше, чем собственному интеллекту, в принятии на веру господствующих представле­ний без собственных размышлений.

Авторитет не противоречит разуму. Истинный авторитет, подчеркивает Иоанн Скот Эриугена, не противоречит интеллекту, так же как правильный разум — истинному авторитету. Истинный разум не нуждается в поддержке со стороны авторитета. Мы верим в чью-то престижную веру. Верования, отмечает Уильям Джемс, порождаются не только чистой интуицией и логикой. В вере является значимым «престиж мнений». При этом наш разум удовлетворяется несколькими аргументами. Авторитет делает в нашем восприятии гипотезы возможными или невозможными. Отсюда вера в молекулы, в демократию, в прогресс. Вера укрепляется нашим страстным желанием. Одновременно мы верим в те факты и теории, для которых не можем найти применения.Вера – бегство от ответственности. Вера в модальности обладания, согласно Э. Фромму, это обладание определенным ответом, не нуждающимся в рациональных доказательствах.

Вера как доверие.Доверие – основа образования. Без веры-доверия невозможно обучение. Мы доверяем автору учебника, преподавателю на лекции, основателю устоявшейся концепции. Авторитарная вера, вера как доверие, - в английском языке «trust» - это установка на некритическое принятие в истинном качестве всего, исходящего из источника (человек, книга, традиция), в мудрости кое­го убежден принимающий. Доверие – трансляция чужого опыта. В авторитарной вере нам недоступны ни рациональные основания, ни доказательства, ни понимание, ни религиозный, мистический опыт. Доверие авторитету есть универсальная и в этом смысле архетипическая установка. Подобного рода доверие отождествляется с «верой». Человек на уровне архетипической установки оказывается заинтересован в авторитарных отношениях – как активных, так и пассивных. Заинтересован в системе ориентации, предмете поклонения, в «пастыре», так же как и в объектах осуществления руководства, в «овнах». Вне церкви «спасение души» невозможно.Вера – основа морали. В данной парадигме нравственность проецируется в сфере долженствования. Наивную довер­чивость – начало веры.Джеймс Пратт наивную довер­чивость выделяет в качестве первичного, начального этапа развития веры. Она характеризует восприятие детей, определяемого берклианским принципом: «существовать - значит быть в восприятии». Дети не всегда могут отделить реальные объекты от воображаемых. Существование на этом этапе отождествляется с воспринимаемыми образами.

5)РАЦИОНАЛЬНАЯ ВЕРАНа следующем этапе актуализации формируется «вера разумная».







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.003 с.)