ТОП 10:

Духовная жизнь общества и структура общественного сознания.



ДУХ И ДУША— религиозно-философские понятия, означающие не­вещественные начала в отличие от материальных. Философская онтология души и духа подчеркивает их существенные различия: душа связана с те­лом, будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая ду­ша); после смерти тела душа пребывает в особо легком теле - в «сома пневматикус», астральном теле. Душа несовершенна и ограниченна. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всю­ду, он способен доходить до вершин мироздания, творить, привносить в бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию. Дух всегда беспокоен, изменчив, совершенен и неограничен.

Оплодотворение души духом, постоянная тяга к вершинам бытия оп­ределяются понятием духовности, а бездуховность - это отрыв души от Духа, замыкание способности души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки.

Существуют две основные модели связи души и духа в теле человека: 1)человек состоит из души и плоти; 2)человек троичен: в нем увязаны дух, душа и плоть.

Сторонники первой модели сближают понятия духа и души, толкуют ДУХ как разумную часть человеческой души, развитая душевность - это умение приобретать эмпирическую информацию, управлять телом, владеть быками умозрения.

Сторонники второй модели противопоставляют «человека духовного» «человеку душевному (плотскому)». Душевность человека обеспечивается такими формами, как телесная чувственность, эмоциональность, воля, интеллект. Духовность же сопряжена с развитием совести, интуиции и способностью мистически пребывать в тех или иных слоях Духовного бытия. Апостол Павел говорил, что плоть - это дом и зеркало души,а душа - дом и зеркало духа.

ДУХОВНОСТЬ.Данный термин употребляется в религиозно-философском и светско-материалистическом смыслах. В религиозном смысле - это присутствие Духа Божьего в человеке, непосредственный контакт души с каким-либо «внешним» духом. По учению апостола Павла, истинная Д. сопряжена с внутренним познанием тех миров и горизонтов бытия, которые сокрыты от внешних органов чувств; она дает человеку мистическую способность прямо усматривать внутренним оком, интуи­тивно суть вещей и беспристрастно оценивать совестью собственные на­мерения и поступки. В светском понимании Д. - это процесс гармоничного развития ду­ховных способностей человека, наличие смысложизненной ориентации. Акцент делается на ценности, которые мотивируют поведение человека и его внутреннюю жизнь, на то. как человек решает смысложизненные проблемы в системе вечных вопросов бытия, на основании каких ценностей он строит свою жизнь. На пути решения этих вопросов осуществляется ду­ховное восхождение личности, обретение Д. Главным в процессе познания является не просто обретение знаний, а их смысл и цель. Д. - это показа­тель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов. Это обретение истины, добра, красоты и других высших ценностей.

Д. определяет качество и направленность человеческого бытия. Это преодоление себя вчерашнего в процессе обновления и совершенствова­ния. Это восхождение личности к своим идеалам и ценностям. Д. - это проблема жизнетворчества. Р.П. Лившиц дает следующее определение Д.: Д. - есть такая смысложизненная позиция личности в мире, которой чело­век открывает себя миру, а также другому человеку как единичному носи­телю родовой человеческой сущности. Д. заключена в устремленности к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА- жизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, яв­ляющимся одним из важнейших видов общественного производства, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духов­ным общением. Иначе говоря, Д.Ж.О. включает в себя коммуникации лю­дей , обмен информацией, формирование, удовлетворение определенных потребностей, их непосредственное общение. Духовная жизнь включает в себя: *духовную деятельность человека (общества), направленную на выработку духовных ценностей); *духовное производство - производство духовных ценностей, а также всю систему деятельности людей по производству, обмену, распределению и потребле­нию духовных ценностей; *духовную культуру как часть общей системы культуры, включающую духовную деятельность и ее продукты. К духов­ной культуре относятся познание, нравственность, воспитание, просвеще­ние, право, философия, этика, эстетика, наука, искусство, литература, ми­фология, религия. Духовная культура характеризует богатство сознания, степень развития самого человека и общества.

ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА- сторона духовной жизни, свя­занная со специализированным (профессиональным) духовным производ­ством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленную организованную обще­ством духовную жизнь людей. Элементами духовной сферы являются нау­ка, искусство, идеология, религия, образование и воспитание. Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками:

1) основываются на формах общественного сознания;

2) включают определенные типы духовной деятельности;

3) являются институализированными подсистемами общества.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.003 с.)