Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность познания и его структура.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЗНАНИЕ - высшая форма отражения объективной действительности, процесс получения знания (истинного) при взаимодействии человека с окружающим миром. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности, постепенно, в ходе исторического развития оно выделилось в особую деятельность. П. начинается с ощущений - субъективного образа объективного мира, но ими не заканчивается, как считали субъективные идеалисты. П. - это «бесконечно сложный» противоречивый процесс взаимосвязи теории и практики, чувств и мышления, истины и заблуждения. Выделяют два уровня П.: чувственное П., осуществляемое с помощью органов чувств; рациональное П., реализуемое с помощью мышления. В рациональном научном П. выделяют эмпирический и теоретический уровни. СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptics - озираться, осматриваться) - учение, подвергающее сомнению возможность истинного познания действительности. Как философская концепция возник в IV в. до н.э., в период кризиса античного общества. И в дальнейшем С. возрождается в периоды общественных кризисов. Скептики в качестве доказательства своей позиции ссылались на относительность человеческих ощущений: «что одному во вред, другому польза»; «что справедливо для одних, неверно для других» и т.д. Поскольку все относительно, то, чтобы не впасть в ошибку, необходимо воздерживаться от каких-либо суждений. Однако они не могли последовательно провести это положение в жизнь, ведь «ничего не утверждать» - уже есть утверждение. С. в своих крайних формах разрушителен так как ведет к отказу от достижения истины, порождает бездеятельность. С. как необходимый элемент философского мышления сыграл позитивную роль в борьбе с догматизмом, религиозным фанатизмом в истории философии. АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - «не» (отрицание), gnosis — знание) -учение, отрицающее возможность истинного познания действительности А. не идет дальше ощущений, не признает, что они есть субъективное отражение объективного мира. Существует две основных формы А,- юмовского и кантовского толка. Д. Юм утверждал, что единственное, с чем имеет дело исследователь, - это только его ощущения, и если за ними и существует внешний мир, то мы ничего о нем сказать не можем. И. Кант в отличие от Юма признавал существование внешнего объективного мира, но считал, что человек не может получить истинного знания о его сущности, мир остается «вещью в себе», потому что мы способны познать только мир явлений, а не мир сущностей. Между явлением и сущностью предмета нет никакой связи. КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (лат. conventio - соглашение) - направление в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции), и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности и так далее - критериями, не связанными с понятиями самой теории. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ - философская позиция, учение, утверждающее принципиальную познавательность мира. Этой позиции придерживается большинство философов, как материалистов, так и идеалистов. В основе Г.О. диалектического материализма лежат следующие принципы: *объективности существования материального мира; *отражения материальной действительности в человеческом сознании, *принцип практики, утверждающий, что практика является источником и основой познания, его целью, а также служит критерием истинности знания. Г.О. объективного идеализма основан на принципе тождества объективной действительности, являющейся по своей сущности идеальной, и человеческого сознания. Поэтому у Платона познание есть воспоминание души человека о мире идей. СУБЪЕКТ — это носитель осознанного, целенаправленного действия (познавательного, преобразовательного, оценивающего и др.). С. – явление многоуровневое. В качестве С. могут выступать: 1) общество; 2) социальная группа, 3)индивид. Объект(предмет)- вообще то, что дано в познании, или на что обращена наша познавательная деятельность. Противоположное ему субъект - мыслящее, чувствующее, желающее "я"; впрочем, это противоположение между О. и субъектом является чисто относительным, так как при обращении на себя познавательной деятельности при самосознании, субъект становится О. В обычном словоупотреблении объективным наз. то, что имеет свое основание в природе вещей, независимо от познающего субъекта. ИНТУИЦИЯ (от лат. intuition - пристально смотреть) - способность процесс непосредственного постижения истины через целостное схватывание проблемной ситуации без логического выведения и доказательства. Существуют разные виды интуиции: а) чувственная И. выражается в ощущениях, образах, предшествует понятию (например, композитор слышит мелодию, у конструктора внезапно возникает образ здания и т.д.); б) интеллектуальная И. есть форма непосредственного схватывания сущности вещей (таблица химических элементов была увидена Д. Менделеевым вся полностью во сне); в) эмоциональная И. проявляется в эмоционально-априорных актах аксиологического предпочтения, т.е. мы сразу узнаем ценность какого-либо предмета или явления (предмет, человек нам нравится или мы начинаем беспричинно их опасаться); г) мистическая И. есть акт озарения, божественного откровения (явление Девы Марии Жанне д'Арк). ПРАКТИКА - это общественная материальная преобразовательная деятельность людей. Субъектом П. является не отдельный человек, а определенная социальная группа или общность (класс, нация, общество в целом). Сущность П. заключается в преобразовании, изменении существующей природной и социальной действительности. Именно в практике проявляется специфически человеческое активное отношение к миру, отличное животного, чисто потребительского отношения. П. выступает как основа познания, его цель и критерий истины (гносеологический подход). В зависимости от объекта П. выделяют следующие ее формы (социологическийподход): *материально-производственная; *социальная (классовая борьба, забастовки, стачки); *научная П. (экспериментальная). П. как- критерий истины всегда несет в себе момент относительности так как определяется историческими условиями, т.е. исторически ограничена. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - отражение действительности человеком с помощью мышления, т.е. процесс активного целенаправленного опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений предметов, а также процесса творческого созидания новых идей. В Р.П. совершается переход от непосредственно наблюдаемого, чувственно данного к ненаблюдаемому, к сущности предмета. Р.П. осуществляется в следующих формах: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория и т.д. Понятие - мысль, фиксирующая общие и существенные признаки предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы от сходных с ними. Каждое П. имеет содержание (совокупность отраженных в нем признаков предметов) и объем (множество предметов, имеющих одинаковые признаки). Чем больше объем, т.е. чем более, абстрактный характер у понятия, тем беднее его содержание и наоборот (сравните понятия «материя», «природа», «дерево» по соотношению их объема и содержания). Образование П. - это движение познания от конкретно-чувственного к абстрактно-всеобщему. Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо. С. существует в языке в виде высказывания, т.е. определенного способа связи понятий: «золото является металлом», «материя есть объективная реальность». Умозаключение - это рассуждение, т.е. движение мысли от одного или нескольких суждений, называемых посылками, к выводу, т.е. новому суждению, логически вытекающему из посылок. Иначе говоря, У. есть процесс получения нового знания. Связь суждений в У. не произвольна, она есть отражение реальных связей, отношений и взаимодействий предметов и явлений. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - процесс непосредственного отражения человеком изучаемой действительности при помощи органов чувств. Ч.П., или живое созерцание, является начальной ступенью познания и его необходимым компонентом. Ч.П. - это активный творческий процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта. Здесь знание общего в вещах и единичного существует нераздельно, слитно. Их невозможно разделить, как нельзя отделить субъективное от объективного. Ч.П. осуществляется в следующих основных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств; элементарное, далее психически неразложимое познавательное явление. О. - первичный источник наших знаний, субъективный образ объективного мира. Существует три основных класса О.: *возникающие при воздействии внешних раздражителей: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные и т.д.; *органические, сигнализирующие о процессах во внутренней среде организма; *кинестетические, отражающие движение и положение органов тела. Восприятие - это целостное отражение непосредственно воздействующих на органы чувств предметов, их свойств и отношений; более высокая, чем ощущения, форма отражения. Представление - образное знание непосредственно не воспринимае- нами объектов. В основе П. лежат механизмы памяти. Высшая форма продуктивное творческое воображение, фантазия. Формы познания: ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - формы научного (рационального) познания и его необходимые компоненты. Различие этих форм научного познания имеет своим основанием, во-первых, различие методов познания. Во-вторых, характер достигаемых результатов. Э.познание непосредственно направлено на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, это фактофиксирующая деятельность. Т. познание - это познание сущности, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Т. и Э. диалектически взаимосвязаны- э следование, выявляя новые данные, ставит перед Т. мышлением новые задачи, стимулируя его развитие. Обогащенное Т. знание ставит перед Э познанием все более сложные задачи.
Проблема истины. ИСТИНА (истинное знание) - результат, к которому постепенно стремится всякое познание. Способ достижения И. зависит от того, как понимается мир и сама И. В обыденном сознании И. - это правильное знание о предмете, верное суждение. В философии понятие И. является ареной борьбы различных философских течений. Можно выделить три основных подхода, понимания И.: 1. И. трактуется как объективное явление, присущее объективной действительности и независимое от сознания человека. Задача последнего -открыть, обнаружить эту истину, существующую в мире. В объективном идеализме И. есть вечное, вневременное свойство идеальных объектов, мирового разума. Теология утверждает, что Бог есть истина, которая может быть постигнута человеком только в результате божественного откровения. 2. И. понимается как субъективное явление. Этот подход представлен множеством точек зрения: а) априоризм (И. Кант) - И. есть согласие мышления с самим собой, т.е. с его априорными формами; б) махизм, неопозитивизм (Б. Рассел) - И. есть соответствие мышления ощущениям человека; в) конвенционализм (А. Пуанкаре, Р. Карнап) - И. есть результат соглашения или договора между людьми (например, аксиомы эвклидовой или неэвклидовой геометрии принимаются за истинные); г) теория общезначимости А.А. Богданова — И. есть результат опыта коллективного сознания (если большинство верит в Бога, значит Бог есть;, д) прагматизм - И. есть то, что полезно, что приносит пользу (Дьюи) И. - это то, во что лучше верить (Д. Джемс); е) экзистенциализм различает И. общепринятые, т.е. объективные, и И. личностные. Личностная И. - знание сущности бытия, достигаемое в процессе переживания человеком пограничных ситуаций (на грани жизни и смерти). 3. При диалектическом подходе И. понимается как субъективно-объективное явление. И. не принадлежит только миру объектов и не есть чистый продукт сознания, а есть результат взаимодействия субъекта с объектом. Такое понимание И. идет от Аристотеля, который считал, что И. соответствие наших знаний объекту. Диалектический материализм определяет И. как адекватное отражение объекта субъектом в форме знания (образа), воспроизводящего предмет таким, как он существует вне и независимо от сознания; И. - есть объ-ктивное содержание человеческого сознания, проверяемое практикой. Характеристика истинности относится только к знаниям, образам, мыслям человека об изучаемом предмете, но не к самому предмету. Свойствами И, являются: объективность, процессуальность, конкретность и противоречивость (абсолютная и относительная И.). И. объективна так как наши знания о мире не зависят от воли и желания людей в том смысле, что не создаются по их произволу, а определяются познаваемым предметом, его свойствами и отношениями. Положение о том, что Земля вращается вокруг своей оси является И., потому что отражает объективный процесс. Признание объективности И. ориентирует человека на проверку знаний посредством сопоставления их с действительностью с помощью логического доказательства или практически. И. является не застывшим на века результатом, но процессом перехода от одной относительной истины к другой, более полной, в тенденции стремящейся к абсолютной истине. И. всегда конкретна, так как верна только для определенных условий, вне которых превращается в ложь. Конкретность И. — свойство, указывающее ее границы. Суждение «вода кипит при 1000С» истинно лишь при обычных условиях, высоко в горах температура кипения меняется. При нарушении принципа конкретности И. превращается в ложь. Истина абсолютная - это адекватное и полное знание об объекте, которое не может быть опровергнуто в дальнейшем. Вечная или И.А. - это цель, к которой стремится познание. Вечные И. типа: «дважды два будет четыре», «Пушкин убит на дуэли в 1837 г.», «Земля вращается вокруг Солнца» - малочисленны. И.А. составляют фундамент процесса познания. Истина относительная - это адекватное, но неполное знание об объекте. В тенденции процесс познания есть движение от одной И.О. к другой, более полной и в конечном итоге к И.А. Основной объем знаний составляют И.О., потому что мир, в котором мы живем, безграничен и бесконечен и даже маленький атом неисчерпаем. Весь мир, каждый отдельный предмет находятся в состоянии постоянного изменения и развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.009 с.) |