ТОП 10:

Предмет,основной вопрос и соц.функции философии



Древнегреческая философия.

1) МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА(Фалес,Анаксимандр,Анаксимен)Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него.

Для Фалесаэто вода-«архэ». Вещества - бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес). Фалес: «Познай самого себя». Познавая себя, психику, мы познаем мир.

Для Анаксимена первоначалом является воздух. (Он подобен эфиру в физике вплоть до нач. 20 века). Для Ферекида это первоначало – земля.

Для Анаксимандраархэ носит субстанциональный хар-р. Это апейрон – неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный,вечная,неизмеримая субстанция, из которой всё возникло и в которую всё превратится. Он – основа Космоса, общества, ( как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все.

2) ПИФАГОРЕЙЦЫ.-сторонники и последователи Пифагора: 1)первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);2)выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственными идеалистическим сознанием); 3)считали единицу мельчайшей частицей всего; 4)пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское - женское и др.).

Метемпсихоз, греч., переселение душ, учение, встречающееся в некоторых религиях (браманизме, буддизме, в древнеегипетской и др.) и у некот. философов (Пифагор, Эмпедокл, Платон), состоит в том, что душа после смерти человека последовательно воплощается в тела людей и животных, пока не вернется очищенной к первоисточнику всякой жизни. Несоизмеримость-невыразимость в целых числах.

3)ЭЛЕАТЫ. Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.Изучали: 1)проблемы познания;2)жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; 3)были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; 4)считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

4)ГЕРАКЛИТ 1)Первоначалом всего сущего считал огонь; 2)вывел закон единства и борьбы противоположностей-ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)Все течет – все изменяется (panta rei). Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды; 3)считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); 4) был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;5)признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);6)всеобъемлющим, всепроникающим божеством считЛ Логос — Мировой Разум; 7)выступал за материальность человеческой и мировой души, 8)был сторонником чувственного (материалистического) понимания окружающей действительности;9)движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

5)СТОИЦИЗМ-распространенное в древней Греции философское те­чение. Основано Зеноном из Китиона. Жизненный идеал стоиков — невоз­мутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Главные представители этого направле­ния философ: Сенека и его ученик Эпиктет, а также римский император Марк Аврелий.

 

Древнегреческая фил-ия.

1)Демокритвсе состоит из атомов, атомнеделим, мельчайшая частица, разная величина, форма, между атомами пространство, находятся в движении, круговорот атомов, чувственно не познаваемы. В основе челов.души атомы огня, они подвижны. Душа смертна, распадается на атомы. Фатализм- каждое событие и каждый поступок как реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.Детерминизм – концепция всеобщей обусловленности всех явлений, наличие причины. беспричинных явлений нет, за любой случайностью скрывается необходимость, за чудом – закон.

Учение о познании.Познание начинается с ощущения,* каждый предмет источает эйдосы (образы, идеи), *атомы душы так же истекают наружу (чувство взгляда), при соприкосновении души с эйдосами, возникает ощущение – основа личности человека. * Образуются сложные образы за счет наложения элементарных образов, их осмысления, образуется мышление.

2) Софисты.Возникает в условиях древнегреческой демократии, когда важную роль играет доказательство, аргументы. Свою правоту доказывали с помощью софизмов- логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Первичные-вторичные качества: различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, который разграничивал субъективное знание «по мнению», то есть существующее в форме ощущений, и знание «по истине», то есть умопостигаемое знание свойств атомов. Релятивизм, филос., учение, что всякое познание относительно, то есть зависит от случайных отдельных обстоятельств, при которых имело место и от сознания познающего субъекта. Протагор "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". В качестве критерия оценки окружаю­щей действительности, хорошего и плохого софисты выдви­нули субъективное мнение человека:*вне человеческого сознания ничего не существует, *нет ничего раз и навсегда данного, *что хорошо для человека сегодня,то и есть хорошее в действительности. *если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим то, зна­чит, оно является вредным и плохим в действительности; *объективное (истинное) познание недостижимо; *существует только мир мнения.

3) Сократ. "майевтика".Суть не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логиче­ским приемам, подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, нет ничего выше этического. Истинное познание призвано дать чело­веку верные направления для его повседневной жизни. Цен­ность всякого познания природных, людских и божественных явле­ний и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.Сократ верил, что, если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Истина и нравственность для Сократа — совпадающие понятия.ИРОНИЯ - манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим несмотря на свое знание. Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они могли из своих заключений узнать о своей глупости и направить свои усилия к истинной мудрости.

4) ЭПИКУР1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений. Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.2) Теория познания. Эпикур, как и Демокрит, является сенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения - основа познания и критерий истины. Критерии истины - чувства удовольствия и неудовольствия, страдания. 3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувстванравственно. 4) Счастье человека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевной гармонии. Цель жизни – атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия - наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, это отсутствие физического страдания.

5)КИНИКИ– (злобные собаки) – отвергают соц.нормы, считают, что они мешают развитию личности

6)Скептики- СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептос – рассматриваю, исследую с определенным сомнением.

 

 

7.ФИЛОСОФИЯ Платона и АРИСТОТЕЛЯ.

1) Учение о ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ 1. Материальная причина. Материя двояка. бесформенное и неопределенное вещество и«то, из чего вещь возникает и состоит». Материя непозна­ваема ,пассивна, безжизненна, вечна. «Из чего?»2. Формальная причина. Форма — то, что составляет «суть бытия» вещи. «форму никто не создает и не производит», существуют сама по себе и, будучи внесенными в ма­терию, творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. «Что есть?». Материя и форма — два вечных начала. Материя – возможность. Форма - действительность. Они неотделимы. Отдается приоритет форме перед материей. Их соотношение подобно единству тела и души.3.Целевая причина. «Ради чего. Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. человек – в отношении смысла жизни, который носит трансцендентный характер, хотя и реализуется человеком. Аристотелевское учение телеологично. Телеология – учение о целях. Душа, проецируя цели и ценности, движет телом. «Осуществление» цели и реализация формы есть энтелехия. Душа как единство формы и цели являет собой энтелехию. Неврозы – следствие потери смысла жизни 4. Движущая причина.«Откуда начало движения?». Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое. Выстраивается цепь причинно-следственных отношений. Она обрывается понятием Бога, вносящего в мир перводвижение.

2) БОГу Аристотеля лишен материального, он есть: 1. форма форм (действительность, Бытие), 2. цель целей (смысл жизни), 3. перводвигатель, 4. сущность сущностей. Он не изменяется, имеет идеальную – круглую, мандальную - форму.

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

1. Определение души. Душой обла­дает только естественное, а не искусственное тело. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела.

2. Виды души. три вида. Виды души – одновременно ступени её развития.

а) Растительная душа.Объединяет человека и растение. Функции: пита­ние, рост, размножение, способность к закату. Способность к питанию, усвоению внешнего вещества — критерий растительной ду­ши. уровень бессознательного.

б) Животная душа.Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Обладает способностью восприни­мать формы с помощью ощущений. Способность к ощущению влечет за собой удовольствие и неудовольствие, а тем самым желание приятного и стремление к нему. Животные обладают не только жи­вотной, но и растительной душой.

в) Разумная душа.Совсем немного существ обладает волей, способностью размышления. Люди обладают как животной, так и растительной ду­шой. Бог обладает лишь разумной душой. Разум в максиме развития – проявление божественного.В этом измерении он бессмертен, может быть отделен от тела, после смерти тела сливается со вселенским разумом.

Так обра­зуется лестница живых веществ.

3. Душа и тело. Душа неот­делима от тела. Она принадлежит телу. Душе не безразлично, в каком теле она пребывает. Аристотель отвергает учение о переселениях душ. Все живые тела — орудия души и существуют ради души.

4. Состояния души связаны с телом: негодование, страх, сострадание, радость, любовь. Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него. Эмоции— функции не только души, но и тела. Если тело не придет в воз­буждение, то несчастье не вызовет эмоции.

5. Ум не соединен с телом. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него, как вечное - отдельно от преходящего. Аристотель не находит доказательств того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа (хотя пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышле­ния в мозге).

5) Принцип ОРГАНИЗАЦИИ. Организация – упорядоченное целое для решения определенной задачи. Все функции – телесные и психические – взаимосвязаны. Душа – функция, связанная с телом и его функциями. Др. уровни проявления П.О.: личность и общество, душа и тело, функции в душе и функции в теле.

4) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Начало познанияОЩУЩЕНИЯ, сенсорный опыт. А. сравнивает ощущения с оттиском навоске, оно пассивно.Сенсорное восприятие дает копию пред­метов, но такая копия не ма­териальна. «Чувственное» знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем свойства тел. Мы познаемтолько форму предмета, но не материальный субстрат, не атомы (как полагал Демокрит). Хотя ощущениядают намзнание только единичного, в нем потенци­ально содержится и знание общего.

5) Учение о КАТАРСИСЕ. Трагедия посредством стра­ха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов.

6) ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО. Личность социальна.Люди от природы равны. А. защищал необходимость рабовладения. Раб понимался как «говорящее орудие труда».

Утверждается зависимостьчеловека от общества, первенство, главенство государства над индивидом.

Человек – «политическое животное». «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле». Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем свободным гражданам.

7) МОРАЛЬАристотель – один из родоначальников этики. а)Умеренность, принцип золотой середины. Роскошь, власть, богатства – и бедность – крайности, которых следует избегать.

б) Аристотель основы нравственности искал в социуме. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным.

Платон.

Теория идей:Платон является основателем идеализма. Главными поло­жениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со вре­менем прекращают свое существование;*окружающий мир ("мир вещей") также временен и из­менчив и в действительности не существует как само­стоятельная субстанция;*реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); *чистые идеи истинны, вечны и постоянны; *любая существующая вещь является всего лишь матери­альным отображением первоначальной идеи данной вещи. учение о триаде,согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:"единого";"ума";"души".

"Единое ":*является основой всякого бытия; *не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); *есть ничто; *выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; *первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств. «Ум»* происходит от "единого";*разделен с "единым",*противоположен "единому";*является сущностью всех вещей;*есть обобщение всего живого на Земле."Душа":*подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое",связывает между собой все вещи и все явления;• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушев­ленном) подходе душу могут иметь также вещи и нежи­вая природа; •душа человека (вещи) есть часть мировой души; *душа бессмертна; .Учение о познании: материальный мир является всего лишь ото­бражением "мира идей", предмет познания - "чистые идеи"; ;•"чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря выс­шей духовной деятельности; Проблема государстваПлатон выделяет 7 типов государства: идеальное «государство будущего» которого пока не существует монархия- справедливая власть одного человека;тирания — несправедливая власть одного человека;аристократия - справедливая власть меньшинства;олигархия — несправедливая власть меньшинства;демократия — справедливая власть большинства;тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государствен­ного устройства(соц. классы),согласно данному плану:• все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

*философы и воины не должны иметь частной собственности; *жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;*не существует брака, все жены и дети общие; *допускается и приветствуется труд рабов.

 

Средневековая философия.

Схоласты подразделяли знание на два вида: сверхъестественное, естественное

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм.

Реализм — направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие — универсалии.

Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

ПатристикаВ I—IV веках в борьбе с еретическими учениями христианство нуждалось в философском обосновании своих идей. Таким образом появилась патристика — совокупность богословско-философских взглядов “отцов церкви”. Цель П. - обоснование христианства в опоре на античную философию (Платон, Аристотель, неоплатонизм)

Апологетика.Основная задача, стоявшая перед А. - не столько в том, чтобы защищать христианство от его врагов, сколько в обращении язычников в христианство.

ее представителем Григорий Нисский, Аврелий Августин, прозванный Бла­женным.

1.Учение о двух градах. А) Человеческая душа осуществляется в двух царствах: “Граде земном” и “Граде Божьем (небесном)”. Два града созданы двумя видами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний — в Боге. Град земной есть мир сатаны – агрессии, зла, в нем преобладает «похоть господствования», это мир господства и подчинения. "Град Божий - это мир Бога, добра, где “по любви служат друг другу» - и руководители, и подчиненные.

Б) История человечества - это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий – и в обществе, и в душе человека.

В) Он полагает церковь представителем Божьего Града на земле. Поэтому, светская власть, монархи должны быть ее слугами. Утверждаются принципы теократии.

2. Концепция времени а) Мир, вещи находятся в посто­янном движении. Что было до сотворения этого мира? Ничего, кроме Бога. Мир не был сотворен раньше потому, что ника­кого “раньше” не было.

Б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. Время также тварно, сотворено Богом, как и мир.

В) Бог вечен: он существует вне времени. В вечности пребывают сразу все времена. Время есть мера изменения созданных Богом преходящих вещей.

Г) Время феноменологично, психологично, оно выражает лишь настоящее. Прошлое и будущее есть человеческие установки, они отсутствуют в настоящем. Есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. прошлое, настоящее прошедшего — есть воспоминание.Будущее, настоящее будущегонадежда. Ни будущего, ни прошлого в настоящем нет.

Д) Но и настоящее не имеет длительности,превращается в точку. «Есть только миг-назывется жизнь»

3) Теории познания Ос­нову гносеологии составляет иррационализм, согласно кото­рому мир полон непостижимых для челове­ческого разума чудес. Но при этом существуют достоверные знания и абсолютная истина, которые даются человеку через Откровения. Это утверждение направлено против скепти­цизма - утверждения относительности любой истины, и того, что наши знания имеют лишь вероятностный, недостоверный характер.

Б) Божественное Откровение - главный источник человеческих знаний. Вера – основа познания. “Верить, чтобы понимать” – его формула.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖЬЕГО Фома Аквинскому. 5 путей:

1. понятие движения. Все, что движется, име­ет причиной движения нечто иное =>есть и перводвигатель-Бог.

2. понятие производящей причины, и первой производящей причиной является Бог.

3. понятие возможности и необходимости. Самое первое, составляющее причину необходимости всех иных необходимостей, есть Бог.

4. Бог понимается как вершина совершенства.

5. Бог - как последняя цель, гармонизирующая .-все целесообразные процессы.

Персонализм христианства. Христианство персоналистично. Оно признает в каждом челове­ке личность. Бог также, будучи существом наделенным волей, свободой выбора, ответственностью, страданием, является личностью.

Христианство о человеке

Христианство исходит из того, что человек есть образ и подобие Божие. Это подобие не по физическому облику, так как Бог бестелесен, и не в душе, а в духе. Он подобен по всем проявлениям духа и одновременно атрибутам Бога – в совести, нравственности, праведности, благе, святости, принятии другого, в любви. Человек подобен и в «социальном чувстве»: Бог аутокоммуникативен в Троице и полон стремлением к общению с собственными творениями, желает, чтобы и человек жил в общении.

Душа (т.е. дух) человека бессмертна. Тело – смертно. Люди равны между собой в духе и возможности достижения спасения. Человек внутренне раздвоен. Он принадлежит и «тварному» и «вечному».

Типы веры:

ВЕРА – УТВЕРЖДЕНИЕ БОГА.

ВЕРА КАК ЭМОЦИЯ

Родоначальником данного подхода является Аристо­тель. Вера для него - психологическая, эмоциональная сторона убеждений, показатель субъективности мнения. Убеждения основываются на доказательности и аргументированности, им сопутствует logos. Чувства же объективных оснований лишены.

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Общая характеристика.Возрождением ох­ватывает несколько столетий, когда средневековье в его экономических, социальных, духовных формах исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился. Теоцентризм соответствует сельскому хозяйству. Антропоцентризм – развитию промышленности. Это эпоха становления буржуазного товарно-денежного хозяйства. Характерно обращение к ценностям античной культуры, освобождение от средневековой схоластики.

1) Антропоцентризм. а) новая культура устремлена к человеку. В ее основе заложены принципы антропоцентризма, представления о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность и независимость. б) Что нередко порождало абсолютизацию индивиду­ализма и моральный нигилизм. Человек становится более самостоятельным. Гордость трансформируется в самоутверждение. Все заслуги приписываются не Богу, а себе. в) Антропоцентризм проистекает из теоцентризма, т.к. центральной проблемой христианства является проблема развития человека. г) Формируется концепция прометеизма – человек соучаствует в сотворении Богом мира, созидая предметы культуры: книги, здания, картины. Соучаствует в свободе и творчестве, в добре и любви. д) Идеалом является разносторонность знаний и умений.

2) Формируется гуманизм а)существует не только как мировоззрение, но и как социально-полити­ческая практика в сфере политики и морали.

б) «Гуманизм» означает человечность, образованность. Человек – как высшая ценность.

Новое время.

Специфика.Развивается пр-во.Соц.мир становится более рац-ым.Ф.опирается на науку.Формируется сциентизм.Обожествление науки.Рационализм и эмпиризм-Бэкон.Концепции эмпиризма:1) Опыт-критерии истины. Понятие опыта:-повседневное,-тождественен эксперименту,-сфера чувств,ощущений.2)ф.-наука о реальном мире,основывается на опыте,опровергается созерцательность. Ф.увеличивает власть чел.над природой.Знание усиливает могущество чел.3)Истина. Благородные(изучают дух.сущность) и неблаг.науки(телесную сущность).

ИНДУКЦИЯ-метод познания, получивший распространение в ХУИв. и лежащий в основе эмпирической философии, «пропитывающей­ся» в это время механицизмом, а также индуктивного обобщения, т.е. восхождения от единичных факторов к теоретическим вы­водам. Индукцию Бэкон понимает как «путь пчелы», перерабатываю­щей нектар растений в мед: подъем от ощущений к наиболее общим ак­сиомам. Причем Бэкон подчеркивает необходимость синтеза чувственного опыта и рационального мышления, роль которого заключается именно в переработке чувственных данных. Это, по мнению Бэкона, и отличает под­линную И. от «узкого эмпиризма», не умеющего обобщать факты. С дру­гой стороны, И. противоположна и дедукции.

Декарт: Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он относит прежде всего мат. аксиомы.В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. Дедукции(научный метод).ДЕДУКЦИЯ- метод познания, противоположный индукции, ис­пользовавшийся рационалистами Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.). Дедуктивное познание означает движение от общих ак­сиом, содержащихся в разуме и независимых от чувственного опыта, к ис­тине. Общие аксиомы не нуждаются в ином доказательстве, кроме логиче­ского, либо они не нуждаются ни в каком доказательстве вообще, ибо оче­видны.ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ- гносеологическая концепция идеалистиче­ского рационализма, признающая наличие знания, которое имеет доопытное происхождение и характеризует универсальные принципы бытия и по­знания. В философии Р. Декарта В.И. - такие понятия и суж­дения, которые не требуют доказательства и являются доопытными исти­нами, дающими нам знание. Декарт как рационалист считал, что всеобщее и необходимое знание невозможно вывести из чувственного опыта, так как оно принадлежит исключительно сознанию (точка зрения, противопо­ложная материализму). В число В.И. Декарт включил ряд понятий: бытие, бог, число, телесность и структурность тел, свободная воля и др., а также ряд суждений-аксиом: «у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть при­чина», «целое больше своей части», «причина целого может быть причи­ной части», «сомнение есть акт мышления», «всякое протяжение делимо» и др.МЕХАНИЦИЗМ - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении.

ИНТУИЦИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ (интеллектуальная)- один из основных способов по­знания в рационализме, заключающийся в мгновенном «схватывании» ис­тины разумом и не нуждающийся в чувственном опыте. Разум уже содер­жит внутри себя все необходимые основания для познания (аксиомы, кате­гории, идеи, законы логики и т.п.). И.Р. помогает разуму выбрать нужные исходные данные, правильный (логический) путь, осознать момент дости­жения истины. Если же истина интуитивно открывается мгновенно, то за­дача разума заключается в последующей ее логической обработке и оформлении. Специфика И.Р. состоит в том, что это внелогический про­цесс, протекающий в подсознании и сочетающийся с логикой. И.Р. отли­чается от интуиции чувственной.

Философия британского эмпиризма:Джон Локк-17век,один из основателей концепции толерантности,терпимости, признание ценности любой личности,концепции. Теория познания ДЖ.Локка: отрицание врождённых идей: 1)с ними должны быть знакомы все люди.2)все идеи благоприобретённые,но у разных народов разная нравственность.3)разный потенциал к обр-ю.4)идея Бога не явл.врождённой,но существуют разные вероисповедания. То что человек усвоил с детства кажется врождённым. Концепции сенсуализма:1) Сознание-чистая доска, которая заполняется иероглифами Все наши знания из ощущений.2)Все знания из сенсорного. 2 вида опыта: Опыт внешний-опыт ощущений, а внутренний-рефлексия,знание о себе. Джордж Бёркли:существовать значит быть восприятием:1)всё знаниео мире из опыта2)первичные качества-объективные качества,тождественны вторичным. Давид Юм. (1711 - 1776) Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления. Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали.Агностецизм-учение,отрицающее возможность познания истины, сущности и закономерностей объективного мира.

 

 

Философия просвещения.

Фр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на становление мат. во фр. оказало разв. фил в Англии в 17в.(Толанд, Тиндаль, Шефтсбери). Также огромное влияние оказ. ф. Локка, особенно о опытном происхождении знания. Др. важным источником материал. идей были для них механистический матер. физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции... Открытия Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лаувазье, Бюффона и др. естествоиспытателей образуют естественнонаучную основу фил. обобщений фр.материалистов 18в.Природа.

ПРОСВЕЩЕНИЕ- философия XVIIIв. во Франции, Германии, Польше, России, Северной Америки, в основе которой лежала антифео­дальная идеология прогрессивных социальных сил. Основными чертами просветительской идеологии являлись:убежденность в решающей роли распространения положительных знаний, т.е. просвещения прежде всего власть придержащих, а затем широких масс; специфический «рациона­лизм», отличный от классического рационализма XVII в.

Классический рационализм основывался на утверждении, что мир может быть полностью познан разумом, так как он обладает разумно-логической структурой и связями, тождественными логическим связям

мышления. «Рационалисты»-просветители XVIII в. идут в своих рассужде­ниях уже не от разума к природе, а наоборот - от природы к разуму, кото­рый получен человеком от природы, а затем приспосабливается к ней. Этот специфический «рационализм» вполне согласуется с сенсуализмом: природа устроена разумно в том смысле, что она гармонично организова­на, закономерна, а человек должен следовать природе, ее естественному порядку- Человеческие же органы чувств - порождение природы, следова­тельно, они вписываются в естественную закономерность, и познание на­чинается именно с них и дополняется разумом. Философия прос







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.53 (0.023 с.)