Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет,основной вопрос и соц.функции философииСтр 1 из 13Следующая ⇒
Древнегреческая философия. 1) МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА(Фалес,Анаксимандр,Анаксимен) Главная проблема – поиск первоначала, архэ («архетипы» К.Г.Юнга). Оно – основа возникновения, существования, движения, все превращается в него. Для Фалеса это вода -«архэ». Вещества - бесконечное разнообразие различных агрегатных состояний воды. Первоначало это разумное, одухотворенное. Поэтому, «мир полон богов», духов (Фалес). Фалес: «Познай самого себя». Познавая себя, психику, мы познаем мир. Для Анаксимена первоначалом является воздух. (Он подобен эфиру в физике вплоть до нач. 20 века). Для Ферекида это первоначало – земля. Для Анаксимандра архэ носит субстанциональный хар-р. Это апейрон – неопределенный, чувственно невоспринимаемый, трансцендентный,вечная,неизмеримая субстанция, из которой всё возникло и в которую всё превратится. Он – основа Космоса, общества, (как и архетип Юнга) основа культуры, религии, восприятия, психики. Не определен, но определяет все. 2) ПИФАГОРЕЙЦЫ. -сторонники и последователи Пифагора: 1) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); 2) выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственными идеалистическим сознанием); 3) считали единицу мельчайшей частицей всего; 4) пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское - женское и др.). Метемпсихоз, греч., переселение душ, учение, встречающееся в некоторых религиях (браманизме, буддизме, в древнеегипетской и др.) и у некот. философов (Пифагор, Эмпедокл, Платон), состоит в том, что душа после смерти человека последовательно воплощается в тела людей и животных, пока не вернется очищенной к первоисточнику всякой жизни. Несоизмеримость- невыразимость в целых числах. 3)ЭЛЕАТЫ. Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.Изучали: 1) проблемы познания; 2) жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; 3) были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; 4) считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
4)ГЕРАКЛИТ 1) Первоначалом всего сущего считал огонь; 2) вывел закон единства и борьбы противоположностей-ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита) Все течет – все изменяется (panta rei). Мир, психика – река, в которую нельзя войти дважды; 3) считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); 4) был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; 5) признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); 6) всеобъемлющим, всепроникающим божеством считЛ Логос — Мировой Разум; 7) выступал за материальность человеческой и мировой души, 8) был сторонником чувственного (материалистического) понимания окружающей действительности; 9) движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему". 5)СТОИЦИЗМ- распространенное в древней Греции философское течение. Основано Зеноном из Китиона. Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражающие факторы. Главные представители этого направления философ: Сенека и его ученик Эпиктет, а также римский император Марк Аврелий.
Древнегреческая фил-ия. 1)Демокрит все состоит из атомов, атом – неделим, мельчайшая частица, разная величина, форма, между атомами пространство, находятся в движении, круговорот атомов, чувственно не познаваемы. В основе челов.души атомы огня, они подвижны. Душа смертна, распадается на атомы. Фатализм - каждое событие и каждый поступок как реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Детерминизм – концепция всеобщей обусловленности всех явлений, наличие причины. беспричинных явлений нет, за любой случайностью скрывается необходимость, за чудом – закон. Учение о познании. Познание начинается с ощущения,* каждый предмет источает эйдосы (образы, идеи), *атомы душы так же истекают наружу (чувство взгляда), при соприкосновении души с эйдосами, возникает ощущение – основа личности человека. * Образуются сложные образы за счет наложения элементарных образов, их осмысления, образуется мышление.
2) Софисты. Возникает в условиях древнегреческой демократии, когда важную роль играет доказательство, аргументы. Свою правоту доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Первичные-вторичные качества: различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, который разграничивал субъективное знание «по мнению», то есть существующее в форме ощущений, и знание «по истине», то есть умопостигаемое знание свойств атомов. Релятивизм, филос., учение, что всякое познание относительно, то есть зависит от случайных отдельных обстоятельств, при которых имело место и от сознания познающего субъекта. Протагор "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". В качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:* вне человеческого сознания ничего не существует, *нет ничего раз и навсегда данного, *что хорошо для человека сегодня,то и есть хорошее в действительности. *если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; *объективное (истинное) познание недостижимо; *существует только мир мнения. 3) Сократ. "майевтика". Суть не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, нет ничего выше этического. Истинное познание призвано дать человеку верные направления для его повседневной жизни. Ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.Сократ верил, что, если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Истина и нравственность для Сократа — совпадающие понятия. ИРОНИЯ - манера говорить, при которой говорящий притворяется незнающим несмотря на свое знание. Сократовская ирония состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и мудрыми, для того чтобы они могли из своих заключений узнать о своей глупости и направить свои усилия к истинной мудрости. 4) ЭПИКУР 1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений. Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.2) Теория познания. Эпикур, как и Демокрит, является сенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения - основа познания и критерий истины. Критерии истины - чувства удовольствия и неудовольствия, страдания. 3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувства – нравственно. 4) Счастье человека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевной гармонии. Цель жизни – атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия - наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, это отсутствие физического страдания.
5)КИНИКИ – (злобные собаки) – отвергают соц.нормы, считают, что они мешают развитию личности 6)Скептики - СКЕПТИЦИЗМ м. греч. сомнение, доведенное до правила, до учения; искание истин путем сомнения, недоверия, даже к очевидным истинам. Скептос – рассматриваю, исследую с определенным сомнением.
7.ФИЛОСОФИЯ Платона и АРИСТОТЕЛЯ. 1) Учение о ЧЕТЫРЕХ ПЕРВОНАЧАЛАХ 1. Материальная причина. Материя двояка. бесформенное и неопределенное вещество и«то, из чего вещь возникает и состоит». Материя непознаваема, пассивна, безжизненна, вечна. «Из чего?»2. Формальная причина. Форма — то, что составляет «суть бытия» вещи. «форму никто не создает и не производит», существуют сама по себе и, будучи внесенными в материю, творят вещи. К тому же в материю их в конечном счете вносит бог. «Что есть?». Материя и форма — два вечных начала. Материя – возможность. Форма - действительность. Они неотделимы. Отдается приоритет форме перед материей. Их соотношение подобно единству тела и души. 3. Целевая причина. «Ради чего?». Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. человек – в отношении смысла жизни, который носит трансцендентный характер, хотя и реализуется человеком. Аристотелевское учение телеологично. Телеология – учение о целях. Душа, проецируя цели и ценности, движет телом. «Осуществление» цели и реализация формы есть энтелехия. Душа как единство формы и цели являет собой энтелехию. Неврозы – следствие потери смысла жизни 4. Движущая причина. «Откуда начало движения?». Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое. Выстраивается цепь причинно-следственных отношений. Она обрывается понятием Бога, вносящего в мир перводвижение.
2) БОГ у Аристотеля лишен материального, он есть: 1. форма форм (действительность, Бытие), 2. цель целей (смысл жизни), 3. перводвигатель, 4. сущность сущностей. Он не изменяется, имеет идеальную – круглую, мандальную - форму. УЧЕНИЕ О ДУШЕ 1. Определение души. Душой обладает только естественное, а не искусственное тело. Жизнь есть реализация возможностей и целей. Душа есть энтелехия тела. 2. Виды души. три вида. Виды души – одновременно ступени её развития. а) Растительная душа. Объединяет человека и растение. Функции: питание, рост, размножение, способность к закату. Способность к питанию, усвоению внешнего вещества — критерий растительной души. уровень бессознательного. б) Животная душа. Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. Обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущений. Способность к ощущению влечет за собой удовольствие и неудовольствие, а тем самым желание приятного и стремление к нему. Животные обладают не только животной, но и растительной душой. в) Разумная душа. Совсем немного существ обладает волей, способностью размышления. Люди обладают как животной, так и растительной душой. Бог обладает лишь разумной душой. Разум в максиме развития – проявление божественного.В этом измерении он бессмертен, может быть отделен от тела, после смерти тела сливается со вселенским разумом. Так образуется лестница живых веществ. 3. Душа и тело. Душа неотделима от тела. Она принадлежит телу. Душе не безразлично, в каком теле она пребывает. Аристотель отвергает учение о переселениях душ. Все живые тела — орудия души и существуют ради души. 4. Состояния души связаны с телом: негодование, страх, сострадание, радость, любовь. Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него. Эмоции— функции не только души, но и тела. Если тело не придет в возбуждение, то несчастье не вызовет эмоции. 5. Ум не соединен с телом. Если способность ощущения невозможна без тела, то ум существует отдельно от него, как вечное - отдельно от преходящего. Аристотель не находит доказательств того, что ум соединен с телом. Аристотель утверждает, что ум не имеет своего органа (хотя пифагореец Алкмеон задолго до Аристотеля нашел орган мышления в мозге). 5) Принцип ОРГАНИЗАЦИИ. Организация – упорядоченное целое для решения определенной задачи. Все функции – телесные и психические – взаимосвязаны. Душа – функция, связанная с телом и его функциями. Др. уровни проявления П.О.: личность и общество, душа и тело, функции в душе и функции в теле. 4) ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Начало познания – ОЩУЩЕНИЯ, сенсорный опыт. А. сравнивает ощущения с оттиском на воске, оно пассивно. Сенсорное восприятие дает копию предметов, но такая копия не материальна. «Чувственное» знание адекватно и объективно. Благодаря ему мы воспринимаем свойства тел. Мы познаем только форму предмета, но не материальный субстрат, не атомы (как полагал Демокрит). Хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание общего.
5) Учение о КАТАРСИСЕ. Трагедия посредством страха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов. 6) ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО. Личность социальна. Люди от природы равны. А. защищал необходимость рабовладения. Раб понимался как «говорящее орудие труда». Утверждается зависимость человека от общества, первенство, главенство государства над индивидом. Человек – «политическое животное». «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле». Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем свободным гражданам. 7) МОРАЛЬ Аристотель – один из родоначальников этики. а) Умеренность, принцип золотой середины. Роскошь, власть, богатства – и бедность – крайности, которых следует избегать. б) Аристотель основы нравственности искал в социуме. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Платон. Теория идей: Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:*материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;*окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;*реально существуют лишь чистые идеи (эйдосы); *чистые идеи истинны, вечны и постоянны; *любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи данной вещи. учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: "единого";"ума";"души". "Единое ":* является основой всякого бытия; *не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); *есть ничто; *выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; *первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств. «Ум»* происходит от "единого";*разделен с "единым",*противоположен "единому";*является сущностью всех вещей;*есть обобщение всего живого на Земле. "Душа": *подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое",связывает между собой все вещи и все явления;• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; •душа человека (вещи) есть часть мировой души; *душа бессмертна;. Учение о познании: материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", предмет познания - "чистые идеи";;•"чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности; Проблема государства Платон выделяет 7 типов государства: идеальное «государство будущего» которого пока не существует монархия - справедливая власть одного человека; тирания — несправедливая власть одного человека; аристократи я - справедливая власть меньшинства; олигархия — несправедливая власть меньшинства; демократия — справедливая власть большинства; тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства(соц. классы), согласно данному плану:• все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники; *философы и воины не должны иметь частной собственности; *жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;*не существует брака, все жены и дети общие; *допускается и приветствуется труд рабов.
Средневековая философия. Схоласты подразделяли знание на два вида: сверхъестественное, естественное В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм. Реализм — направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие — универсалии. Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Патристика В I—IV веках в борьбе с еретическими учениями христианство нуждалось в философском обосновании своих идей. Таким образом появилась патристика — совокупность богословско-философских взглядов “отцов церкви”. Цель П. - обоснование христианства в опоре на античную философию (Платон, Аристотель, неоплатонизм) Апологетика. Основная задача, стоявшая перед А. - не столько в том, чтобы защищать христианство от его врагов, сколько в обращении язычников в христианство. ее представителем Григорий Нисский, Аврелий Августин, прозванный Блаженным. 1. Учение о двух градах. А) Человеческая душа осуществляется в двух царствах: “Граде земном” и “Граде Божьем (небесном)”. Два града созданы двумя видами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний — в Боге. Град земной есть мир сатаны – агрессии, зла, в нем преобладает «похоть господствования», это мир господства и подчинения. "Град Божий - это мир Бога, добра, где “ по любви служат друг другу» - и руководители, и подчиненные. Б) История человечества - это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий – и в обществе, и в душе человека. В) Он полагает церковь представителем Божьего Града на земле. Поэтому, светская власть, монархи должны быть ее слугами. Утверждаются принципы теократии. 2. Концепция времени а) Мир, вещи находятся в постоянном движении. Что было до сотворения этого мира? Ничего, кроме Бога. Мир не был сотворен раньше потому, что никакого “раньше” не было. Б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. Время также тварно, сотворено Богом, как и мир. В) Бог вечен: он существует вне времени. В вечности пребывают сразу все времена. Время есть мера изменения созданных Богом преходящих вещей. Г) Время феноменологично, психологично, оно выражает лишь настоящее. Прошлое и будущее есть человеческие установки, они отсутствуют в настоящем. Есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. прошлое, настоящее прошедшего — есть воспоминание.Будущее, настоящее будущего — надежда. Ни будущего, ни прошлого в настоящем нет. Д) Но и настоящее не имеет длительности,превращается в точку. «Есть только миг -назывется жизнь» 3) Теории познания Основу гносеологии составляет иррационализм, согласно которому мир полон непостижимых для человеческого разума чудес. Но при этом существуют достоверные знания и абсолютная истина, которые даются человеку через Откровения. Это утверждение направлено против скептицизма - утверждения относительности любой истины, и того, что наши знания имеют лишь вероятностный, недостоверный характер. Б) Божественное Откровение - главный источник человеческих знаний. Вера – основа познания. “Верить, чтобы понимать” – его формула. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖЬЕГО Фома Аквинскому. 5 путей: 1. понятие движения. Все, что движется, имеет причиной движения нечто иное =>есть и перводвигатель-Бог. 2. понятие производящей причины, и первой производящей причиной является Бог. 3. понятие возможности и необходимости. Самое первое, составляющее причину необходимости всех иных необходимостей, есть Бог. 4. Бог понимается как вершина совершенства. 5. Бог - как последняя цель, гармонизирующая.-все целесообразные процессы. Персонализм христианства. Христианство персоналистично. Оно признает в каждом человеке личность. Бог также, будучи существом наделенным волей, свободой выбора, ответственностью, страданием, является личностью. Христианство о человеке Христианство исходит из того, что человек есть образ и подобие Божие. Это подобие не по физическому облику, так как Бог бестелесен, и не в душе, а в духе. Он подобен по всем проявлениям духа и одновременно атрибутам Бога – в совести, нравственности, праведности, благе, святости, принятии другого, в любви. Человек подобен и в «социальном чувстве»: Бог аутокоммуникативен в Троице и полон стремлением к общению с собственными творениями, желает, чтобы и человек жил в общении. Душа (т.е. дух) человека бессмертна. Тело – смертно. Люди равны между собой в духе и возможности достижения спасения. Человек внутренне раздвоен. Он принадлежит и «тварному» и «вечному». Типы веры: ВЕРА – УТВЕРЖДЕНИЕ БОГА. ВЕРА КАК ЭМОЦИЯ Родоначальником данного подхода является Аристотель. Вера для него - психологическая, эмоциональная сторона убеждений, показатель субъективности мнения. Убеждения основываются на доказательности и аргументированности, им сопутствует logos. Чувства же объективных оснований лишены. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Общая характеристика. Возрождением охватывает несколько столетий, когда средневековье в его экономических, социальных, духовных формах исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился. Теоцентризм соответствует сельскому хозяйству. Антропоцентризм – развитию промышленности. Это эпоха становления буржуазного товарно-денежного хозяйства. Характерно обращение к ценностям античной культуры, освобождение от средневековой схоластики. 1) Антропоцентризм. а) новая культура устремлена к человеку. В ее основе заложены принципы антропоцентризма, представления о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность и независимость. б) Что нередко порождало абсолютизацию индивидуализма и моральный нигилизм. Человек становится более самостоятельным. Гордость трансформируется в самоутверждение. Все заслуги приписываются не Богу, а себе. в) Антропоцентризм проистекает из теоцентризма, т.к. центральной проблемой христианства является проблема развития человека. г) Формируется концепция прометеизма – человек соучаствует в сотворении Богом мира, созидая предметы культуры: книги, здания, картины. Соучаствует в свободе и творчестве, в добре и любви. д) Идеалом является разносторонность знаний и умений. 2) Формируется гуманизм а)существует не только как мировоззрение, но и как социально-политическая практика в сфере политики и морали. б) «Гуманизм» означает человечность, образованность. Человек – как высшая ценность. Новое время. Специфика. Развивается пр-во.Соц.мир становится более рац-ым.Ф.опирается на науку.Формируется сциентизм.Обожествление науки. Рационализм и эмпиризм - Бэкон. Концепции эмпиризма: 1) Опыт -критерии истины. Понятие опыта:- повседневное,-тождественен эксперименту,-сфера чувств,ощущений. 2)ф.- наука о реальном мире,основывается на опыте,опровергается созерцательность. Ф.увеличивает власть чел.над природой.Знание усиливает могущество чел. 3)Истина. Благородные(изучают дух.сущность) и неблаг.науки(телесную сущность). ИНДУКЦИЯ- метод познания, получивший распространение в ХУИв. и лежащий в основе эмпирической философии, «пропитывающейся» в это время механицизмом, а также индуктивного обобщения, т.е. восхождения от единичных факторов к теоретическим выводам. Индукцию Бэкон понимает как «путь пчелы», перерабатывающей нектар растений в мед: подъем от ощущений к наиболее общим аксиомам. Причем Бэкон подчеркивает необходимость синтеза чувственного опыта и рационального мышления, роль которого заключается именно в переработке чувственных данных. Это, по мнению Бэкона, и отличает подлинную И. от «узкого эмпиризма», не умеющего обобщать факты. С другой стороны, И. противоположна и дедукции. Декарт: Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании (так как такого тезиса он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он относит прежде всего мат. аксиомы.В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. Дедукции(научный метод). ДЕДУКЦИЯ - метод познания, противоположный индукции, использовавшийся рационалистами Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.). Дедуктивное познание означает движение от общих аксиом, содержащихся в разуме и независимых от чувственного опыта, к истине. Общие аксиомы не нуждаются в ином доказательстве, кроме логического, либо они не нуждаются ни в каком доказательстве вообще, ибо очевидны. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - гносеологическая концепция идеалистического рационализма, признающая наличие знания, которое имеет доопытное происхождение и характеризует универсальные принципы бытия и познания. В философии Р. Декарта В.И. - такие понятия и суждения, которые не требуют доказательства и являются доопытными истинами, дающими нам знание. Декарт как рационалист считал, что всеобщее и необходимое знание невозможно вывести из чувственного опыта, так как оно принадлежит исключительно сознанию (точка зрения, противоположная материализму). В число В.И. Декарт включил ряд понятий: бытие, бог, число, телесность и структурность тел, свободная воля и др., а также ряд суждений-аксиом: «у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части», «причина целого может быть причиной части», «сомнение есть акт мышления», «всякое протяжение делимо» и др. МЕХАНИЦИЗМ - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов исходя из механических закономерностей. Одна из них связана с рассмотрением движения как внешнего по отношению к неизменяющейся, вечно самотождественной субстанции, являющейся носителем движения. В результате логически равноправными могли выступать утверждения о том, что изучаемые, познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. ИНТУИЦИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ (интеллектуальная) - один из основных способов познания в рационализме, заключающийся в мгновенном «схватывании» истины разумом и не нуждающийся в чувственном опыте. Разум уже содержит внутри себя все необходимые основания для познания (аксиомы, категории, идеи, законы логики и т.п.). И.Р. помогает разуму выбрать нужные исходные данные, правильный (логический) путь, осознать момент достижения истины. Если же истина интуитивно открывается мгновенно, то задача разума заключается в последующей ее логической обработке и оформлении. Специфика И.Р. состоит в том, что это внелогический процесс, протекающий в подсознании и сочетающийся с логикой. И.Р. отличается от интуиции чувственной. Философия британского эмпиризма:Джон Локк - 17век,один из основателей концепции толерантности,терпимости, признание ценности любой личности,концепции. Теория познания ДЖ.Локка: отрицание врождённых идей: 1)с ними должны быть знакомы все люди.2)все идеи благоприобретённые,но у разных народов разная нравственность.3)разный потенциал к обр-ю.4)идея Бога не явл.врождённой,но существуют разные вероисповедания. То что человек усвоил с детства кажется врождённым. Концепции сенсуализма: 1) Сознание-чистая доска, которая заполняется иероглифами Все наши знания из ощущений.2)Все знания из сенсорного. 2 вида опыта: Опыт внешний-опыт ощущений, а внутренний-рефлексия,знание о себе. Джордж Бёркли: существовать значит быть восприятием:1)всё знаниео мире из опыта2)первичные качества-объективные качества,тождественны вторичным. Давид Юм. (1711 - 1776) Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления. Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др., предыд событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеютопределенную аналогию с чел разумом. Отвергаетвсякое богословие. Религия не может быть основой морали. Агностецизм- учение,отрицающее возможность познания истины, сущности и закономерностей объективного мира.
Философия просвещения. Фр. материалисты 18 в. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несут свои идеи в широкие круги гор. общества. Большое влияние на становление мат. во фр. оказало разв. фил в Англии в 17в.(Толанд, Тиндаль, Шефтсбери). Также огромное влияние оказ. ф. Локка, особенно о опытном происхождении знания. Др. важным источником материал. идей были для них механистический матер. физики Декарта, учение Спинозы о природе, субстанции... Открытия Ньютона, Эйлера, Лапласа, Лаувазье, Бюффона и др. естествоиспытателей образуют естественнонаучную основу фил. обобщений фр.материалистов 18в.Природа. ПРОСВЕЩЕНИЕ - философия XVIII в. во Франции, Германии, Польше, России, Северной Америки, в основе которой лежала антифеодальная идеология прогрессивных социальных сил. Основными чертами просветительской идеологии являлись: убежденность в решающей роли распространения положительных знаний, т.е. просвещения прежде всего власть придержащих, а затем широких масс; специфический «рационализм», отличный от классического рационализма XVII в. Классический рационализм основывался на утверждении, что мир может быть полностью познан разумом, так как он обладает разумно-логической структурой и связями, тождественными логическим связям
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.06 с.) |