ТОП 10:

СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ



1) Специфика Ср.Ф. А)Это самый продолжительный период истории. Западной Европы - со времени падения Римской империи в 5 веке и до начала эпохи Возрождения (XIV—XV вв.). Б) Два источника формирования Ср.Ф. Первый из них — древнегреческая философия (в платоновской и аристотелевской традициях). Второй источник — Священное Писание. Библия – книга трех религий: иудаизма, христианства, ислама. Языческая религиозность, многобожие, политеизм сменяется религией единобожия. В) Ср.Ф. теоцентрична. Она опирается на два принципа а) идею творения, лежащую в основе онтологии (Бог сотворил окружающий мир из ничего) б) идею Откровения, лежащую в основе гносеологии.(мир можно познать,только познав Бога) Г) Христианская церковь перестала быть угнетаемой. Она вступила в союз со светской властью и повела борьбу за расширение своеговлияния. Влияние церкви распространилось на все сферы общества. Она значительно влияла и на философию. 2) Основные принципы - теоцентризм, креационизм, про­виденциализм.А) Теоцентризм— понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. теологияна службе у теологии философия; еще ниже — естественные науки. Теодицея - учение, согласно которому существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре. Б) Креационизм — принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и нежи­вую природу, пребывающую в постоян­ном изменении. В) Провиденциализм — система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение –Концепция фатализма Свобода, выбор человека - иллюзия.Принцип откровения – Бог открываеися миру и человеку, личности, обществу, делает это через атрибуты (космологические – единство, закономерность, истина, бессмертие души, всемогущество)

2)Тертуллиан полагал, что чем более божественные истины, вера противоречат человеческому разуму, тем более они истинны. “Верую, ибо абсурдно”, — говорит он. Зна­ние несовместимо с христианством. Человеческий разум - источник ереси. Только вера, божественное откровение приводят к истине. АВТОРИТАРНАЯ ВЕРА.

Августин: два пути постижения истины. Существует два путипостижения истины, аб­солюта и Бога: путьразума, научный и путь авторитета, религиозный. Следовать науке трудно, это дорога для избранных. Для необразованных двигаться к ис­тине проще посредством авторитета. Вера в авторитет сокращает поиски истины и не требует труда. Для большинства полезнее всего верить надежно­му авторитету и соответственно ему вести жизнь. Чем выше и известнее авторитет, тем выше к нему доверие и глубже вера. Высшая вера - вера божественному авторитету. Вера отождествляется с доверием. Если люди ленивы и неспособны к наукам, то пусть они верят. Что мы понимаем, тому и верим, но не все, чему верим, мы понимаем. После авторитарного принятия суждения следует его разумное осмысление, доступное уже немногим. Проблема веры у Августина выходит за границы религиозной проблематики. Формула «Верить, чтобы понимать». Августин близок концепции гармонии веры и разума, представленной позднее Фомой Аквинским

Фома Аквинский :двойственность истин)Философия не служанка богословия, философия не подчиняется религии, религия не диктует условия философии м науке. ПО одной и той же проблеме может быть две истины: 1 – религиозная, 2- философская, научная (создание мира, проблема жизни после смерти). Гармония веры и разума Противоречие между откровением и разумом, т.к. мы ограничены, для нас откровение кажется абсурдным. В максиме развития челов. разума достигается гармония истин откровения и разума.

Августин: Концепция времени а) Мир, вещи находятся в посто­янном движении. Что было до сотворения этого мира? Ничего, кроме Бога. Мир не был сотворен раньше потому, что ника­кого “раньше” не было.

Б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. Время также тварно, сотворено Богом, как и мир.

В) Бог вечен: он существует вне времени. В вечности пребывают сразу все времена. Время есть мера изменения созданных Богом преходящих вещей.

Г) Время феноменологично, психологично, выражает лишь настоящее. Прошлое и будущее - человеческие установки, они отсутствуют в настоящем. Есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Отсюда прошлое, настоящее прошедшего — есть воспоминание, свойство человеческой памяти. Будущее, настоящее будущего — только надежда, ожидание изменений. Ни будущего, ни прошлого в настоящем нет.

Д) Но и настоящее не имеет длительности. Оно превращается в точку. «Есть только миг. Именно он называется «жизнь»

Проблема универсалий, т.е. проблема статуса общих понятий(что раньше понятия или вещи?) Реализм –объективный идеализм. В начале понятия, универсалии. Номинализм. Общие понятия – результат обобщения, выделение общих характеристик одного класса явления.

 

 

Средневековая философия.

Схоласты подразделяли знание на два вида: сверхъестественное, естественное

В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления — номинализм и реализм.

Реализм — направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие — универсалии.

Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.

ПатристикаВ I—IV веках в борьбе с еретическими учениями христианство нуждалось в философском обосновании своих идей. Таким образом появилась патристика — совокупность богословско-философских взглядов “отцов церкви”. Цель П. - обоснование христианства в опоре на античную философию (Платон, Аристотель, неоплатонизм)

Апологетика.Основная задача, стоявшая перед А. - не столько в том, чтобы защищать христианство от его врагов, сколько в обращении язычников в христианство.

ее представителем Григорий Нисский, Аврелий Августин, прозванный Бла­женным.

1.Учение о двух градах. А) Человеческая душа осуществляется в двух царствах: “Граде земном” и “Граде Божьем (небесном)”. Два града созданы двумя видами любви: земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной — к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний — в Боге. Град земной есть мир сатаны – агрессии, зла, в нем преобладает «похоть господствования», это мир господства и подчинения. "Град Божий - это мир Бога, добра, где “по любви служат друг другу» - и руководители, и подчиненные.

Б) История человечества - это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий – и в обществе, и в душе человека.

В) Он полагает церковь представителем Божьего Града на земле. Поэтому, светская власть, монархи должны быть ее слугами. Утверждаются принципы теократии.

2. Концепция времени а) Мир, вещи находятся в посто­янном движении. Что было до сотворения этого мира? Ничего, кроме Бога. Мир не был сотворен раньше потому, что ника­кого “раньше” не было.

Б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. Время также тварно, сотворено Богом, как и мир.

В) Бог вечен: он существует вне времени. В вечности пребывают сразу все времена. Время есть мера изменения созданных Богом преходящих вещей.

Г) Время феноменологично, психологично, оно выражает лишь настоящее. Прошлое и будущее есть человеческие установки, они отсутствуют в настоящем. Есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. прошлое, настоящее прошедшего — есть воспоминание.Будущее, настоящее будущегонадежда. Ни будущего, ни прошлого в настоящем нет.

Д) Но и настоящее не имеет длительности,превращается в точку. «Есть только миг-назывется жизнь»

3) Теории познания Ос­нову гносеологии составляет иррационализм, согласно кото­рому мир полон непостижимых для челове­ческого разума чудес. Но при этом существуют достоверные знания и абсолютная истина, которые даются человеку через Откровения. Это утверждение направлено против скепти­цизма - утверждения относительности любой истины, и того, что наши знания имеют лишь вероятностный, недостоверный характер.

Б) Божественное Откровение - главный источник человеческих знаний. Вера – основа познания. “Верить, чтобы понимать” – его формула.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖЬЕГО Фома Аквинскому. 5 путей:

1. понятие движения. Все, что движется, име­ет причиной движения нечто иное =>есть и перводвигатель-Бог.

2. понятие производящей причины, и первой производящей причиной является Бог.

3. понятие возможности и необходимости. Самое первое, составляющее причину необходимости всех иных необходимостей, есть Бог.

4. Бог понимается как вершина совершенства.

5. Бог - как последняя цель, гармонизирующая .-все целесообразные процессы.

Персонализм христианства. Христианство персоналистично. Оно признает в каждом челове­ке личность. Бог также, будучи существом наделенным волей, свободой выбора, ответственностью, страданием, является личностью.

Христианство о человеке

Христианство исходит из того, что человек есть образ и подобие Божие. Это подобие не по физическому облику, так как Бог бестелесен, и не в душе, а в духе. Он подобен по всем проявлениям духа и одновременно атрибутам Бога – в совести, нравственности, праведности, благе, святости, принятии другого, в любви. Человек подобен и в «социальном чувстве»: Бог аутокоммуникативен в Троице и полон стремлением к общению с собственными творениями, желает, чтобы и человек жил в общении.

Душа (т.е. дух) человека бессмертна. Тело – смертно. Люди равны между собой в духе и возможности достижения спасения. Человек внутренне раздвоен. Он принадлежит и «тварному» и «вечному».

Типы веры:

ВЕРА – УТВЕРЖДЕНИЕ БОГА.

ВЕРА КАК ЭМОЦИЯ

Родоначальником данного подхода является Аристо­тель. Вера для него - психологическая, эмоциональная сторона убеждений, показатель субъективности мнения. Убеждения основываются на доказательности и аргументированности, им сопутствует logos. Чувства же объективных оснований лишены.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.01 с.)