Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическое сознание. Искусство как предмет философского анализа.

Поиск

Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Синтетическая функция эстетической формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произведения искусства, но и научные и религиозные и философские трактаты зачастую создавались как художественные тексты.

Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождественных понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстетическое сознание имеет место в каждом акте человеческой активности. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

В истории культуры сложились 2 концепции эстетического сознания: первая – онтологическая - трактует эстетическое сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только человеческого сознания.

Обе эти концепции - возведенные в абсолют крайности, в которой несомнено присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстетические качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассматривать как первопринципы мира, существуют независимо от человека. Существование общества - необходимое условие превращения эстетических ценностей из возможного в действительное. С другой стороны эстетические качества могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстетически выразительна и природа и сам человек, да и все продукты человеческого труда. Эстетические категории являются объективными, поскольку они отражают объективную природу самого человека, складывающуюся в его многообразных взаимоотношениях с миром.

Эта двоякая природа эстетического сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстетического созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость эстетического ощущения от объекта созерцания? В том, что эстетическое ощущение, чувственное по своей природе, невозможно без внешнего стимула - пейзажа, человечесого лица, произведения искусства, всегда имеющее материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы таким образом есть необходимое условие эстетического аслаждения. В чем же тогда зависимость эстетического ощущения от субъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить духовное усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный духовный смысл - может состояться эстетическое событие.

Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы опредмечивается в эстетическом акте. Вскрывая в объекте его внутренний смысл человек тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Человек созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание человеческой сущности проявляется в процессе труда и возникающем при этом эстетическом наслаждении его результатами. “Именно благодаря труду возникли и развились на заре человеческой истории музыкальное ухо, чувствующие красоту формы глаз - короче говоря такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям”.

Таким образом между эстетическим сознанием и развитием трудовой деятельности людей имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общественного созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагает бескорыстное любование, жестко не связанное с категорией пользы. Эстетическое переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружения), это говорит о том, что нет никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.

Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и очеловечивания природы мира, которая воспринимается и переживается человеком как самостоятельная жизенная ценность.

Будучи чувственно-предметным бытием, эстетика вместе с тем не является одной только вещественной данностью. Все вещественные характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально.

Искусство и философия. Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь составляющий фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.

Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иеархического строения здания гуманитарных наук. Так Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашал его главенство над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией.

Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен. Между этими видами человеческой деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостая на современном этапе развититя культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти формы духовной деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости.

Искусство и философия, таким образом, - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.

Религия и философия.

Взаимоотношение между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны. Если материалистическая линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистической философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которой не всегда даже признается различие между философией и религией как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европейской культуре взаимоотношение между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя философию.

Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Философия, как и зародившаяся в то же время новоевропейскакя наука, не сразу вступила в идеологическую конкуренцию с религией, между ними как бы были разделены сферы влияния, при сохранении однако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому человек может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога.

Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которое будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития социально-экономических структур общества со стороны других форм общественного сознания и прежде всего со стороны самой философии не будет предложена система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений.

Значительная часть идеалистических течений философии стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеологические причины связаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца XX в. Недаром многие физики XX в. склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что достижения современой физики прямо показывают существование бога. Современные теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему духовных ценностей - все это не могло не сказаться на философских исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении.

Идеалистическая философия XX в. стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психологическое равновесие. Таковы философия жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - французского ученого философа и теолога, стремившегося осмыслить человека как цель эволюционного развития природы. Показателен тот факт, что имено в XX в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях (М.Шелер, М.Вебер), т.е. философское направление, специально посвященное обоснованию в составе философии знания духовных абсолютов и норм.

 

Мораль и право.

Правосознание есть та форма общественного сознания, в котором выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права - индивида, предприятия, организации... Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием: в отличии от политического сознания оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и относится к государству не как к субъекту политической власти, а как к внутренней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения. В отличии от нравственных норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень государственного закона, нарушение которого сопровождается правовыми санкциями.

Правосознание внутренне близко с рационально-нравственными категориями. Это имеет свои исторические причины. Первоначально законы рассматривались как нравственая традиция. С образованием государства нравственное и правовое сознание дифференцировались. Вместе с тем уже в античности идеи разумного права прочно связывалась с идеей справедливого права, поэтому правовая и нравственные формы общественного сознания продолжали развиваться паралельно. Они оказывали взаимное влияие друг на друга. Правосознание не только отражает действующее законодательство, но может нести в себе и элемент критики существующей юридической системы, может противопоставлять ей исторически обусловленный теоретический идеал социальной справедливости.

Так в средневековом мировоззрении общественное неравенство санкциоировалось “божественным правом”, а для нарождающегося буржуазного мировоззрения идеал социальной справедливости стал связываться с естественным правом, согласно которому каждый человек должен меть равные с другими права.

Юридическое право определяет меру социальной свободы индивида, выступает в качестве границы этой свободы, получающей благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту. Вместе с тем право регламентирует и нормативно-обязательные элементы социальной деятельности, что является обратной стороной меры социальной свободы. Естественно, что само законодательство рассматривает эти отношения со стороны государства, а общественное сознание в его правовой обыденно практической форме смотрит на эту же ситуацию со стороны личности и дает ей ту или иную оценку в соответствии с нравственным идеалом социальной справедливости.

Любое законодательное право, таким образом исторично, оно сначала появляется как теоретический идеал, а затем функционирует в качестве закона в соответствии с вызвавшими его социально-историческими причинами.

Однако наряду с переменными характеристиками правосознания в нем содержится и некоторая постоянная величина: всякое общественное сознание обязательно содержит в себе идею общества, а всякая идея общества должна базироваться на определенных правовых отношениях. Правосозание всегда есть поддержка самой идеи регламентировнных отношений между личностью и государством, которые признаются необходимыми для поддержания общества против сил анархии, которые нужно знать и соблюдать, но нельзя считать абсолютными, т.е. свободными от критической оценки. Воля государства сама по себе не является конечным основанием права. Вопрос о конечных основаниях права относится к области философии теоретических постулатов о назначении государства, сущности человака, его естественных правах...

Нравственное сознание и мораль.

Нравственное сознание - это основная ценностная форма общественного сознания, в котором находят отражения общепринятые нормативы и оцеки человеческой деятельности. Нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которыми человек оценивает свое собственное Я. Формирование нравственного сознания в конечном счете определяется необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей.

Нормы нравственного сознания и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта. Они закрепляются признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива не имея при этом юридической силы. Не все однако в деятельности человека регулируется правовыми или нравственными нормами. Существует сфера общественной регуляции поведения, которая не может быть отнесена собственно к нравственности. К ней относятся обычаи, ритуалы, традиции... Таким образом нормы нравственного сознания образуют систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов.

Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Нравственное сознание общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов социальные деяния. Однако нравственое не в меньшей степени выражается категорией должного, т.е. не только того, что нравственная личность должна избегать, но и того, что обязана делать, движимая долгом.

Особая действенная сила нравственных норм как раз и состоит в отсутствии их юридической закрепленности. Такие нравственные категории как совесть, чувство собственного достоинства и чести отражают имеющуюся у каждого человека возможность самостоятельно определять и направлять свое поведение без постоянного контороля со стороны общества в виде различного рода санкций.

Как проявление общественной сущности человека, нравственность - та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой. Она следовательно есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле нравственное сознание - необходимый фактор прогресса человеческого общества, его гумманизации.

В современной науке принято различать 2 уровня нравственного сознания: обыденно-практический и теоретический. Если в обыденно-практическом уровне отражаются реальные нравы общества, те действующие и широко распространеные номы и оценки, которые подкреплены социально экономической структурой общества, то на теоретическом уровне формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного должествования, которая по понятным историческим причинам никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания чаще всего называют моралью. Системы моральных императивов как совокупности конкретных, всегда проивопоставленных реальным нравам непререкаемых истин исторически изменчивы. Мораль критически относится к существующему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей социальной практике.

Моральный идеал - это перспектива общества, для теоретического обоснования которое необходимо знать, на какой действительно стадии нравственного развития оно находится.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.013 с.)