Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическое сознание. Искусство как предмет философского анализа.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Синтетическая функция эстетической формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произведения искусства, но и научные и религиозные и философские трактаты зачастую создавались как художественные тексты. Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождественных понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстетическое сознание имеет место в каждом акте человеческой активности. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. В истории культуры сложились 2 концепции эстетического сознания: первая – онтологическая - трактует эстетическое сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только человеческого сознания. Обе эти концепции - возведенные в абсолют крайности, в которой несомнено присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстетические качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассматривать как первопринципы мира, существуют независимо от человека. Существование общества - необходимое условие превращения эстетических ценностей из возможного в действительное. С другой стороны эстетические качества могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстетически выразительна и природа и сам человек, да и все продукты человеческого труда. Эстетические категории являются объективными, поскольку они отражают объективную природу самого человека, складывающуюся в его многообразных взаимоотношениях с миром. Эта двоякая природа эстетического сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстетического созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость эстетического ощущения от объекта созерцания? В том, что эстетическое ощущение, чувственное по своей природе, невозможно без внешнего стимула - пейзажа, человечесого лица, произведения искусства, всегда имеющее материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы таким образом есть необходимое условие эстетического аслаждения. В чем же тогда зависимость эстетического ощущения от субъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить духовное усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный духовный смысл - может состояться эстетическое событие. Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы опредмечивается в эстетическом акте. Вскрывая в объекте его внутренний смысл человек тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Человек созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание человеческой сущности проявляется в процессе труда и возникающем при этом эстетическом наслаждении его результатами. “Именно благодаря труду возникли и развились на заре человеческой истории музыкальное ухо, чувствующие красоту формы глаз - короче говоря такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям”. Таким образом между эстетическим сознанием и развитием трудовой деятельности людей имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общественного созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагает бескорыстное любование, жестко не связанное с категорией пользы. Эстетическое переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружения), это говорит о том, что нет никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника. Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и очеловечивания природы мира, которая воспринимается и переживается человеком как самостоятельная жизенная ценность. Будучи чувственно-предметным бытием, эстетика вместе с тем не является одной только вещественной данностью. Все вещественные характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально. Искусство и философия. Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь составляющий фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иеархического строения здания гуманитарных наук. Так Романтизм, ставя искусство выше науки, провозглашал его главенство над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен. Между этими видами человеческой деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостая на современном этапе развититя культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти формы духовной деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия, таким образом, - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию. Религия и философия. Взаимоотношение между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны. Если материалистическая линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистической философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в которой не всегда даже признается различие между философией и религией как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. Однако и в Европейской культуре взаимоотношение между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя философию. Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Философия, как и зародившаяся в то же время новоевропейскакя наука, не сразу вступила в идеологическую конкуренцию с религией, между ними как бы были разделены сферы влияния, при сохранении однако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому человек может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога. Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которое будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития социально-экономических структур общества со стороны других форм общественного сознания и прежде всего со стороны самой философии не будет предложена система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений. Значительная часть идеалистических течений философии стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую. Гносеологические причины связаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца XX в. Недаром многие физики XX в. склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что достижения современой физики прямо показывают существование бога. Современные теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями. Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему духовных ценностей - все это не могло не сказаться на философских исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззрении. Идеалистическая философия XX в. стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психологическое равновесие. Таковы философия жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - французского ученого философа и теолога, стремившегося осмыслить человека как цель эволюционного развития природы. Показателен тот факт, что имено в XX в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях (М.Шелер, М.Вебер), т.е. философское направление, специально посвященное обоснованию в составе философии знания духовных абсолютов и норм.
Мораль и право. Правосознание есть та форма общественного сознания, в котором выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права - индивида, предприятия, организации... Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием: в отличии от политического сознания оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и относится к государству не как к субъекту политической власти, а как к внутренней регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения. В отличии от нравственных норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень государственного закона, нарушение которого сопровождается правовыми санкциями. Правосознание внутренне близко с рационально-нравственными категориями. Это имеет свои исторические причины. Первоначально законы рассматривались как нравственая традиция. С образованием государства нравственное и правовое сознание дифференцировались. Вместе с тем уже в античности идеи разумного права прочно связывалась с идеей справедливого права, поэтому правовая и нравственные формы общественного сознания продолжали развиваться паралельно. Они оказывали взаимное влияие друг на друга. Правосознание не только отражает действующее законодательство, но может нести в себе и элемент критики существующей юридической системы, может противопоставлять ей исторически обусловленный теоретический идеал социальной справедливости. Так в средневековом мировоззрении общественное неравенство санкциоировалось “божественным правом”, а для нарождающегося буржуазного мировоззрения идеал социальной справедливости стал связываться с естественным правом, согласно которому каждый человек должен меть равные с другими права. Юридическое право определяет меру социальной свободы индивида, выступает в качестве границы этой свободы, получающей благодаря законодательному признанию официальную государственную защиту. Вместе с тем право регламентирует и нормативно-обязательные элементы социальной деятельности, что является обратной стороной меры социальной свободы. Естественно, что само законодательство рассматривает эти отношения со стороны государства, а общественное сознание в его правовой обыденно практической форме смотрит на эту же ситуацию со стороны личности и дает ей ту или иную оценку в соответствии с нравственным идеалом социальной справедливости. Любое законодательное право, таким образом исторично, оно сначала появляется как теоретический идеал, а затем функционирует в качестве закона в соответствии с вызвавшими его социально-историческими причинами. Однако наряду с переменными характеристиками правосознания в нем содержится и некоторая постоянная величина: всякое общественное сознание обязательно содержит в себе идею общества, а всякая идея общества должна базироваться на определенных правовых отношениях. Правосозание всегда есть поддержка самой идеи регламентировнных отношений между личностью и государством, которые признаются необходимыми для поддержания общества против сил анархии, которые нужно знать и соблюдать, но нельзя считать абсолютными, т.е. свободными от критической оценки. Воля государства сама по себе не является конечным основанием права. Вопрос о конечных основаниях права относится к области философии теоретических постулатов о назначении государства, сущности человака, его естественных правах... Нравственное сознание и мораль. Нравственное сознание - это основная ценностная форма общественного сознания, в котором находят отражения общепринятые нормативы и оцеки человеческой деятельности. Нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которыми человек оценивает свое собственное Я. Формирование нравственного сознания в конечном счете определяется необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей. Нормы нравственного сознания и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта. Они закрепляются признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива не имея при этом юридической силы. Не все однако в деятельности человека регулируется правовыми или нравственными нормами. Существует сфера общественной регуляции поведения, которая не может быть отнесена собственно к нравственности. К ней относятся обычаи, ритуалы, традиции... Таким образом нормы нравственного сознания образуют систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Нравственное сознание общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов социальные деяния. Однако нравственое не в меньшей степени выражается категорией должного, т.е. не только того, что нравственная личность должна избегать, но и того, что обязана делать, движимая долгом. Особая действенная сила нравственных норм как раз и состоит в отсутствии их юридической закрепленности. Такие нравственные категории как совесть, чувство собственного достоинства и чести отражают имеющуюся у каждого человека возможность самостоятельно определять и направлять свое поведение без постоянного контороля со стороны общества в виде различного рода санкций. Как проявление общественной сущности человека, нравственность - та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой. Она следовательно есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле нравственное сознание - необходимый фактор прогресса человеческого общества, его гумманизации. В современной науке принято различать 2 уровня нравственного сознания: обыденно-практический и теоретический. Если в обыденно-практическом уровне отражаются реальные нравы общества, те действующие и широко распространеные номы и оценки, которые подкреплены социально экономической структурой общества, то на теоретическом уровне формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного должествования, которая по понятным историческим причинам никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания чаще всего называют моралью. Системы моральных императивов как совокупности конкретных, всегда проивопоставленных реальным нравам непререкаемых истин исторически изменчивы. Мораль критически относится к существующему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей социальной практике. Моральный идеал - это перспектива общества, для теоретического обоснования которое необходимо знать, на какой действительно стадии нравственного развития оно находится.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.84.30 (0.01 с.) |