Случайность и необходимость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Случайность и необходимость.



Исторически категории необходимости и случайности возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей.

Существовали разное понимание необходимости и случайности. Одни говорят “чему быть, того не миновать”, т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой взаимодействия явлений. С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает быть случаяным. Однако тот случай, причина которого познана, не перестает от этого быть случаем, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не значит, что случая нет. Наиболеее ярко детерминизм сформулирован у Лапласса - возможно в одной математической формуле выразить все параметры, характеризующие мгновенное состояние всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена.

Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему свою судьбу.Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случай- это субъективно неожиданное, объективно привходящее явление, то,что в данных условиях может быть, а может и не быть.

Случай может быть внешним и внутренним. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определена привходящими обстоятельствами. Человек наступил на корку и упал (падение не вытекает из логики поступков упавшего).

Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри какого-то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия объективного условия осуществления основного причиного ряда.

Выделяются случайности субъективные, связанные с наличием у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости, и случайности объективные.

Итак случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому при соответствующих условиях. Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутреней основой и совокупностью существующих условий их возникновения, существования и развития.

Необходимость может быть внешней и внутреней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Необходимость может быть динамической и статистической.

Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему же необходимость может проявляться только через случайное? Потаму что она реализуется только через единичное. Случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса. Более того, случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так закономерные признаки одного биологического вида появились как случайное отклонение от признаков другого вида.

Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его понять необход выявить опред порядок. А для этого надо проанализировать те конкретные формы случайностей, в которых проявляется необходимое. А вот предсказание общих событий, например, предполагает учет и того и другого. В истории, как и в поведении людей, немало иррационального. Движение истории в сильной степени зависит от субъективных факторов.

В истории общества в большей мере, чем в природе, проявляется случай, ибо тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории, действие в ней необходимости как результирующая свободы деятельности множества людей была названа Гегелем хитростью исторического разума. Вне случайности история была бы фатальной. Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо.

Волюнтаризм - абсолютизированный внутренний аспект свободы, доводящий его до произвола. Фатализм - рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободу выбора. Однако если бы человек действовал только под влиянием внешних сил, то его постигла бы учась “буриданова осла” (2 охапки сена). Такая трактовка свободной воли, точнее несвободы, унижает человеческое достоинство с 1 стороны, а с другой снимает с него всякую ответственность и не позволяет по достоинству оценить его заслуги.

Закономерный ход исторических событий реализуется не помимо, а посредством воли людей, их сознательных действий. Что же такое свобода воли? Свобода воли - это способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своиим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельости, основанной на познанных им объективных свойствах и отношениях вещей, закономерных связей явлений и событий объективного мира. Таким образом каждое действие человека есть сплав свободы и необходимости => Свобода личности, общества заключается не в воображаемой независимости от объективных канонов, а в способности выбирать, принимать решеия.

Свобода воли есть необходимое условие любой целенаправленной деятельности субъекта которому неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответственность предполагает с 1 стороны осознание должного, а с другой - возможность свободы выбора путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: “Мера свободы входит в понятие человека”. Мера свободы как творческого самовоплощения человека определяется уровнем развития производственных сил и общественных отношений, а также степенью познания и овладения природными и социальными законами. И если объем человеческой свободы является мерой общественного прогресса, то сам прогресс зависит от степени свободы, которой люди располагают в своей деятельности. Личность, как таковая, обладает реальностью своей свободы, выражающейся в свободе выбора из совокупности возможностей, предоставляемых ей обществом.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стороны свобода присутствует в необходимости, т.е. необходимость реализуется только через свободу, в виде бесконечной цепи выбора в деятельности людей, которая, однажды начавшись, привела к данному общественному состоянию. Это означает, что в историческом процессе необходимость не только сознается, но и создается. С другой стороны необходимость содержиться в свободе в виде объективно даных исторических обстоятельств, объективных условий деятельности людей. В общем свобода есь осознанная необходимость.

Для того чтобы выявление закономерностей и случайностей, свободного и необходимого в целях прогнозирования будущего было максимально приближено к конкретной практике и свободно от субъективных оценок, необходимо использовать и такую чрезвычайно важную пару категорий диалектики как возможность и действительность, т.к. необходимоть, случайность и свобода являются различными способами превращения возможного в действительное, ибо человек осуществляет свою свободу в меру своих возможностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.005 с.)