Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические черты русской философской мысли. Основные этапы развития русской философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Филфилософская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика Русской философии во многом складывалась под влиянием социально - културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Руси сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли. Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 – 1765 гг.) - гениальный ученый-энциклопедист. А.Н. Радищев (1749 – 1802 гг.) - отстаивал материалистические философские позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует само по себе”. Впервые в русской мысли сиситематически разрабатывал проблему человека. Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856 гг.). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которая есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое субъективно. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, которое, однако, ограничивалось миром физических явлений. Сознание человека не подчинено механическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения. Познание по Чаодаеву тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические и эмпирические методы, а в духовном мире, объекты которые обладают свободой, действует откровение. Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историчесом бытиии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философской истории Чаодаева, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начальный период он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России - единение России с другими народами). Затем взгляды Чаодаева в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мирового исторического процесса как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижениями западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков. Своеобразным направлением в Российской философии явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова (1804-1860 гг.) и И.В.Киреевского (1806-1856 гг.). В центре их внимаия находятся судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более, что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в идее общины, духовная основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Исторический прогресс связан с отысканием “духовного смысла”. Сущность мира может быть познана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало которого - религия. Материалисты. В.Г.Белинский(1811-1848 гг.), А.И.Герцен (1812 –1870 гг.), Н.Г.Чернышевский (1828-1889 гг.), Н.А.Добролюбов (1836-1861 гг.), Д.И.Писарев (1840-1868 гг.). Они являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Русские философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и француского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русская философия повернулась в сторону материализма (не без помощи Феербаха), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в результате столкновения которых и начинается жизнь природы. Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен: природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположных тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся. Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой (1828-1910 гг.). Подвергая критике общественно - политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на который должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он неприемлил обычное религиозное понимание бога. Всякая власть - насилие - отрицание государства. Так как он отвергал борьбу, то упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Ф. М. Достоевский (1821-1881 гг.). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Исповедывал идеи почвеничества, для которых характерно религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ - мессия, носитель высшей духовной истины. Одним из выдающихся русских философов был Владимир Соловьев (1853-1900 гг.). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов. Общественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских ценностей. Центральная идея учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”. Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолюта, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или воплощение абсолютного-сущего, посредник между ними - София (мудрость божия). Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Человек является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя природы. Человечество - посредник между природой и божетвом. Человек должен изменять природу до ее одухотворения. Отсюда цель мировой истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства. В обществе идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей. В истории русского философского идеализма Соловьев оказал большое влияние на целую плеяду религиозно-философских мыслителей (Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк...), которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества. Нельзя не упомяныть Г.В Плеханова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.240 (0.009 с.) |