Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическое воспитание школьниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Спорят ли о вкусах, читатель? Да, спорят. Эстетические вкусы, ценности, идеалы, культура толпы, массовая культура, получившая огромное распространение в XX в., обсуждается и осуждается, подвергается резкой критике со стороны ученых, интеллигенции, представителей, так сказать, высокой культуры. Проблема в том, что в XX в. начался и продолжается, как считают культурологи, социологи и другие специалисты, кризис культуры вообще и эстетической культуры, искусства, в частности. Он состоит в том, что искусство, основной носитель, агент формирования эстетической культуры, превратилось в товар. Ценность произведения искусства измеряется его способностью развлекать и быть проданным, тогда как в прошлом искусство прежде всего ценилось за способность возвышать, облагораживать людей, за то, что оно вызывало высокие чувства, служило средством познания жизни. Согласно эстетической теории восприятие прекрасного, искусство — способ отражения и познания мира человеком через эстетическое переживание, эмоции. Состояние духовного, эмоционального потрясения, нравственного очищения и возвышения зрителя античной трагедии греки назвали катарсисом. О кризисе искусства блестяще писал великий социолог П. Сорокин еще в 30-е гг. прошедшего столетия. Искусство «... вынуждено фактически пренебрегать всеми религиозными и моральными ценностями, так как они редко бывают «развлекательными» и «забавными»... Из царства абсолютных ценностей оно опускается до уровня производства ценностей товар ных... Искусство становится лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жвачки и им подобных»'. Внешнее выражение кризис культуры находит в таком явлении, как массовая культура, в которой художественная, эстетическая продукция, товар, живут по законам спроса и предложения. Массовая культура проникла во все виды искусства: литературу, кино, музыку, театр, изобразительное искусство. Массовый потребитель ценит в искусстве детектив, любовный роман, мюзикл, комикс, эстраду, шлягер — все то, что приятно развлекает и на языке подростков, не «грузит», т. е. не заставляет напрягаться умственно и эмоционально. Чтобы всегда отвечать спросу, продукция массовой культуры должна захватывать внимание, интерес потребителя. Для этого современная массовая культура все более изощряется, играет на низких чувствах зрителя: все больше насилия, патологии, эротики, точнее порнографии, мистики — словом, хорошо все то, что, опять-таки на языке этой культуры, «цепляет», т. е. заинтересовывает, заставляет смотреть тот или иной канал ТВ. Наряду с массовой культурой существует молодежная субкультура, которая имеет много общего с первой, но и отличается от нее. Трудно отделить, да, вероятно, и не надо, эстетические вопросы в культуре от нравственных, социальных, гражданских, правовых. Более всего нравственные и эстетические вкусы и ценности молодежи проявляются в моде, внешнем облике, в поведении и общении (дружеском и публичном), в музыкальных пристрастиях, во времяпрепровождении, образе жизни. Все это видно всем нам в повседневной жизни и в СМИ, приведем только несколько деталей. Внешний облик представителей разных групп, неформальных направлений нарочито антиэстетичен, рассчитан на эпатаж, на конфликт, на устрашение: крашеные гребни волос, металл на кожаной одежде и он же на лице, голове, животе и прочих местах; одежда большого размера и иллюзорно огромного размера; бритая голова, камуфляж, тяжелые ботинки и т. д. Эстетичным считается стоять в кругу с пивом, сигаретами и сплевывать в центр. Все знают, что такое диско-клуб, куда ходят средние и старшие школьники: оглушительная музыка и специфический свет, алкоголь, наркотики, дух агрессии и секса. Социологи изучали ценности, отраженные в текстах рок-музыки (не говорим уже о самой атмосфере рок-концерта). Первая ценность — сама музыка и уход от жизни: «металлический рай», «тяжелый нектар», сны, ирреальное, алкоголь, наркотики, секс. Второй комплекс ценностей — агрессия, черный юмор, цинизм, вандализм, насилие, ненависть. Ярко выражены также мотивы смерти, самоубийства, одиночества, страха, гибели2. Для взрослых, которые думают о настоящем и будущем жизни людей на земле, такая эстетика и мораль, мягко сказать, неприемлемы. Есть, однако, взрослые, которые молодежную эстетику в моде, музыке, образе жизни, поведении поддерживают и поощряют, потому что делают на этом деньги. Эти люди всегда видны на телеэкране, их занятие так и называется — шоу-бизнес. К сожалению, это явление — эксплуатация подростковой незрелости — подтверждает сказанное выше: главное — продать. Происходит коммерциализация и дегуманизация искусства, культуры и самой жизни. Это тот фон или та среда, в которой школа, система образования, родители и само общество должны решать вопросы эстетического воспитания детей и подростков, это является предметом тревоги, проблемой для тех, кто занимается воспитанием. Что же может сделать школа, другие социальные институты и ты, читатель, в области эстетического воспитания? Общий ответ такой. Несмотря на тяжесть проблемы, школа должна делать свое дело: передавать, прививать культурные, эстетические ценности прошлого, великих образцов классического искусства, ценности культуры так называемого образованного слоя общества. Кроме классического искусства, к традиционной, так сказать, культуре следует отнести народную культуру, фольклор с его богатым воспитательным потенциалом, а также духовную культуру в религиозном, а не светском значении слова «духовный». Школа вообще консервативна, ее задача — передать традицию, конечно при этом учитывая современную ситуацию и выбирая адекватные средства. Гете говорил, что молодежь начинает с истории, с общего, с истоков. Школа делает прививку культуры, вводит противоядие, тем самым оберегая от слишком.поспешных шагов неокрепшей юности в современность и давая ей основу, опору для самостоятельного освоения мира. Итак, эстетическое воспитание — процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: • эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства; • эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства; • эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; • эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов; • эстетические идеалы — социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве. Объем понятия «эстетическая культура» определяет задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Как уже сказано, задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным и другими видами воспитания, формированием доброты, гуманизма, гражданственности и пр. Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего в процессе обучения: на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. В школах сегодня имеется курс «Мировая художественная культура» для учащихся средних и старших классов, в кото ром учитель располагает богатейшими возможностями для эстетического воспитания, изучая с подростками шедевры литературы, музыки, архитектуры, живописи. Учителя и школы, специалисты могут разрабатывать свои курсы и делают это. Так, к факультативному преподаванию допущен курс М. Новицкой «Народоведение» для начальной школы, где дети знакомятся с русской этнографией, традиционной национальной бытовой культурой, крестьянским годовым циклом, в котором тесно слились народная и православная культура. Сейчас разработаны несколько курсов по основам православной культуры (Л. Л. Шевченко, А. В. Бородина и др.), эстетическая и нравственная культура в них формируется в первую очередь через эмоциональные переживания ребенка при знакомстве с мировой и русской живописью, музыкой. Трудно переоценить эстетические занятия, деятельность детей во внеурочное время. Школьные педагоги имеют возможность проводить инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, походы на природу и по историческим и художественным памятникам и многое другое. Организуется также работа кружков, студий, создаются группы художественной самодеятельности, ансамбли, наконец, школьные театры. Все детали школьного спектакля, ученический самодеятельный театр, сделанный по законам взрослого, приобщает школьников к национальной и мировой художественной культуре, развивает их эстетические вкусы, в значительной мере защищает от массовой культуры, пошлости. Театральные кружки, студии всегда были в школах, есть и сегодня. Так, в одной из московских школ еще в 60-е гг. был создан и работал много лет «Школьный поэтический театр» — ШПТ, спектакли которого отличались прекрасным эстетическим и нравственным содержанием (звучали лучшие русские стихи) и чрезвычайно высоким уровнем исполнения. Руководил им и до сих пор занимающийся театром со школьниками учитель литературы Ю. А. Халфин". Природа, труд, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей, равно как и совместный досуг, деловое и дружеское общение детей со взрослыми, подростковые движения и объединения. Огромную роль в эстетическом воспитании детей играют музеи, театры и учреждения дополнительного образования: центры, Дома творчества, художественные и музыкальные школы, студии (кроме «фабрики звезд» и других образцов массовой культуры). Широко известна развивающая и образовательная работа Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, музеев Петербурга и других городов. Учреждения дополнительного образования занимаются художественным воспитанием и образованием детей, реже взрослых. Художественное образование, будучи частью эстетического воспитания, использует в основном средства искусства и все средства процесса обучения. Школа и учителя не должны надеяться на работу музеев. Для эстетического воспитания надо сделать обязательным и регулярным посещение художественных музеев школьниками, особенно в больших городах. Сложнее в малых городах и селах, но сегодня все больше компьютеров. Они тоже средство эстетического воспитания: через Интернет можно видеть шедевры музеев мира, есть и образовательные, развивающие компьютерные пособия, энциклопедии (диски, программы в разных форматах), служащие удовлетворению и развитию художественных потребностей и способностей. Конечно, для учеников с их родителями и учителями должно быть нормой регулярное посещение театра, концертов серьезной, классической и современной, народной музыки. Показателями эстетической воспитанности являются желание человека читать художественную литературу, ходить в музеи и на выставки, слушать серьезную музыку (И. С. Баха, П. И. Чайковского, Р. Щедрина и др.). Эстетически воспитанный человек обычно и сам занимается каким-либо видом искусства, творчеством, создает новое, развивая лучшие традиции прошлого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.013 с.) |