Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повышение квалификации и аттестация работников школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегра-тивным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост педагогической квалификации и профессионального мастерства учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если индивидуальный практический опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется профессиональный творческий поиск, проводится системная работа по повышению квалификации. Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Оно предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель Повышения квалификации работников школы состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования. Одним из основных направлений повышения квалификации педагогов является организация в школе системы методической работы как части системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Целями методической работы в школе являются: • освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; • повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; • обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда передового актуального педагогического опыта. Для его реализации издаются методические материалы, проводятся лекции и консультации для учителей по вопросам методики учебно-воспитательной работы, организуются методические объединения учителей. Задачи методической работы в школе: • формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки; • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей; • организация работы по изучению новых образовательных программ, учебных планов, образовательных государственных стандартов; • обогащение образовательно-воспитательного процесса новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания; • организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов; • оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе: молодым учителям; учителям-предметникам; классным руководителям и воспитателям; учителям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж; учителям, не имеющим педагогического образования и др.; • оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования; • повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры работников образовательного учреждения., В масштабе района или группы школ создаются районные или кустовые предметные методические объединения и методические объединения учителей начальных классов. В школах организуются предметные комиссии, объединяющие учителей того или иного предмета. Районные педагогические кабинеты и институты усовершенствования учителей периодически созывают конференции, семинары, практикумы. Все эти коллективные формы методической работы основываются на самодеятельности, активности и взаимопомощи учителей и способствуют распространению передового методического опыта. Содержание методической работы определяется актуальными задачами школы. Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют для себя не только директор школы, завуч, но и учителя. Методическое усовершенствование учителей осуществляется также в процессе самообразовательной работы. В соответствии с планами повышения квалификации учителей (один раз в пять лет) они проходят специальное обучение в Институте усовершенствования учителей, на специальных факультетах педагогических учебных заведений. Формы организации методической работы в школе многообразны и динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых: • государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы; • уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей; • морально-психологический климат в коллективе школы, материально-технические возможности организации методической работы; • изучение внутришкольного педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы; • конкретная ситуация в коллективе школы (в отношениях между учителями, учителями и учениками, учителями и руководителями и др.). Наиболее распространенной формой методической работы в школе являются предметные методические объединения учителей — групповая форма организации методической работы учителей того или иного предмета или классных руководителей, создаваемая в школе, в районе, в городе. На методических объединениях учителей обсуждаются вопросы: • преподавания конкретных учебных дисциплин, методики и технологии организации учебного процесса; • организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки; • преподавания наиболее трудных разделов и тем новых программ и учебников; • тематики и видов творческих контрольных работ для проверки знаний учащихся и др. В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов создаются организационные координационные органы методической работы — методические советы. В отличие от совета школы, педагогического совета методический совет имеет единственную функцию — повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учителя. Эффективность работы зависит от двух обстоятельств: кто руководит советом и каков состав его членов. В методический совет входят наиболее опытные учителя, представляющие разные ступени образования и профили учебных предметов. Это могут быть руководители различных методических формирований. Руководит работой методического совета, как правило, завуч. Методический совет школы определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей. Он также определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, общую программу методической работы в школе. Таким образом, методический совет — это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально-педагогической культуры каждого учителя школы. К числу традиционных форм методической работы в школе относятся: • предметные методические объединения; • единый методический день в школе (для всех педагогических работников школы один раз в четверть); • проблемные семинары и практикумы (для обеспечения единства теоретической и практической подготовки учителя, стимулирования самообразовательной деятельности; введение их в круг педагогических инноваций, таких как деловые, ролевые игры, практикумы, организационно-дея-тельностные игры, различного рода тренинги); • школы молодого учителя (осуществляющие адаптацию учителя в первые годы работы в школе); • школы передового опыта (реализующие цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества); • проблемные (инновационные) группы (создаваемые по инициативе руководителей школы, ученых-педагогов, самих учителей, направленные на изучение, обобщение и распространение передового опыта как в своей школе, так и за ее пределами; разработку и внедрение собственной концепции или методической находки, проведение соответствующей опытно-экспериментальной работы); • работа педагогического коллектива над избранной научно-методической темой; • проведение открытых и показательных уроков; • научно-педагогические конференции и педагогические чтения; • ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций; ' научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты (отдельных учителей или методических объединений), являющиеся итоговыми формами методической работы, которые проводятся по итогам деятельности за, определенный промежуток времени или по завершении какого-либо этапа работы и др.; • индивидуальная работа с учителями, осуществляемая в форме педагогического самообразования учителя. С целью стимулирования педагогических и руководящих работников, роста их профессионального уровня, повышения качества учебно-воспитательного процесса, развития творческой инициативы, а также обеспечения социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений в России с 1972 г. была введена их аттестация. Одной из задач аттестации является также установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой, что осуществляется путем присвоения педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма. За время, прошедшее после первой аттестации, документы об аттестации педагогических работников неоднократно дополнялись с учетом тех изменений, которые происходили в системе Образования. Принципы аттестации — добровольность, открытость, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие'объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам. Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога и на основе экспертной оценки труда, его результативности и качества учебно-воспитательного процесса. Учитель сам определяет категорию и форму аттестации (демонстрация серии уроков, внеклассных занятий с учащимися, «экзамен» (собеседование) по определенной программе, творческий отчет, защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.). Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряда по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа. Иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, Совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности. В соответствии с действующим Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (1993) создается три вида комиссий, каждая из которых рассматривает круг вопросов своей компетенции и принимает решение о присвоении квалификационной категории или отказе. Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика, документ об окончании курсов повышения квалификации учителей), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя. Действующим Положением установлено три квалификационные категории — высшая, первая и вторая категории. Высшую может присвоить главная аттестационная комиссия, первую категорию — районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия, вторую категорию присваивает аттестационная комиссия школы. Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности и экспертной оценке практической деятельности. По первому показателю учитель представляет творческий отчет, научно-методическую или опытно-экспериментальную работу. По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. Для этих целей используются компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией. Общие требования к оценке труда учителя характеризуются по следующим критериям: критерий результата (результат педагогической деятельности) и критерии процесса. О качестве знаний учащихся по предмету, их воспитанности (критерий результата) судят по: • запасу фактических знаний по предмету; • умению пользоваться полученными знаниями; • пониманию сути процессов и явлений в природе и обществе; • степени самостоятельности учащихся, умению добывать знания; • отношению к делу, поведению в школе, активности в общественно полезной трудовой деятельности. При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо этим ограничить показатели труда учителя, поэтому вводятся критерии процесса. С этой целью изучаются: • работа учителя над повышением своей квалификации; • качество уроков, учебная и воспитательная работа; • умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания; • работа с родителями и помощь семье в воспитании детей. Для прохождения аттестации необходим следующий набор документов: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ; аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения. Аттестация учителей проводится в несколько этапов: 1) создание аттестационной комиссии, ее утверждение руководителем учреждения; назначение ответственных лиц за организацию аттестации; 2) организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности; 3) принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий. Достоверная оценка результативного компонента образовательного процесса возможна только как итог всестороннего изучения личности учителя и эффективности его учебно-воспитательной деятельности. Вопросы для самоконтроля 1. Перечислите основные этапы управленческого цикла и дайте им характеристику. 2. Сопоставьте схему проведения анализа в образовательном учреждении и деятельности какой-либо фирмы. 3. Раскройте содержание основных разделов в годовом планировании деятельности школы. 4. Каковы особенности методической работы в современной школе? 5. Найдите недостатки и достоинства современной системы аттестации педагогов. Основная литература 1. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. 2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002. 3. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001. Дополнительная литература 1. Бакирова Г. X. Управление человеческими ресурсами. СПб.: Речь, 2003. 2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2001. 3. Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред. Б. М. Бим-Бада. М., 2002, 4. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М, Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 5. Третьяков П. И., Мартынов Е. Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам // Практика педагогического менеджмента / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.008 с.) |