Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность понятия «эстетическое воспитание»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Идеи эстетического развития и воспитания зародились в глубокой древности. Общество развивается, на смену одному общественному строю приходит другой, меняются взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в развитии и воспитании человека. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях, изменяются до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Сам термин «эстетика» происходит от греческого «aesteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания [6]. Характерной чертой современности является научно-техническая революция. Не смотря на все возрастающий интерес к науке и технике, который должен был отодвинуть вопросы эстетического воспитания на второй план, эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического развития и воспитания в современном мире. Исходным теоретическим основанием при изучении процесса эстетического воспитания личности является марксистско-ленинская концепция деятельной сущности человека, согласно которой субъект деятельности, изменяя предметный мир, изменяет тем самым и самого себя. Именно в процессе деятельности рождается особое отношение человека к окружающей действительности как предметно-чувственное выражение его свободы и универсальности, которое и является в своей основе эстетическим отношением [7]. Эстетическое воспитание личности предполагает прежде всего «присвоение» личностью объективно эстетического в природе, обществе, продуктах материального и духовного производства, в результате которого эстетическое из внешнего по отношению к данному субъекту фактора превращается в его внутренний фактор, становится элементом его «свободной жизнедеятельности». Это, в сущности, процесс овладения человеком всей совокупностью эстетических ценностей – знаний, идеалов, навыков, умений, процесс формирования и совершенствования соответствующих способностей человека. Для начала рассмотрим два понятия такие как, эстетическое развитие и эстетическое воспитание. Под эстетическим развитием понимается закономерное изменение эстетических свойств и характеристик личности как социального субъекта. Это изменения, происходящие в самой личности в результате процесса ее формирования. Под «формированием личности» имеется в виду предельно широкий процесс, включающий в себя все факторы, оказывающие существенное влияние на становление личности, как целенаправленно воздействующие, так и действующие спонтанно [11]. Целенаправленное воздействие на личность – это и есть процесс собственно воспитания. Оно представляет собой в первую очередь систему сознательно организуемых воздействий с целью сформирования у человека определенных эстетических принципов, убеждений и идеалов, непосредственно воплощающихся в его деятельности [13]. Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности [21]. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи. В кратком словаре по эстетике: эстетическое воспитание - система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. 1. Это процесс целенаправленного воздействия 2. Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. 3. Задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности. 4. Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю – это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания – и внутреннюю – творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности [18]. Эстетическое воспитание личности – сложный, многогранный и многофакторный процесс, который является составной частью процесса формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Формирование такой личности, творчески проявляющей себя в различных сферах, стало актуальной задачей современного общества [17]. Характер, сущность, способы эстетического воспитания личности в значительной степени обусловливаются природой эстетического общественного сознания, его качественной определенностью и во многом зависят от степени овладения ею «нормами», принципами, идеями эстетического сознания общества. В связи с этим целесообразно остановиться на некоторых вопросах специфики эстетического сознания, имеющих непосредственное значение для выяснения сущности эстетического воспитания личности. Приведем некоторые особенности эстетического сознания. Эстетическое сознание – это целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности, в котором находит свое выражение эстетическое отношение человека к действительности, его представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом. Сложный, неоднозначный, противоречивый характер мира отражается в эстетическом сознании в специфических формах – эстетических восприятиях, переживаниях, чувствах, суждениях, идеалах. Отмеченная парность категорий эстетического сознания (прекрасное и безобразное, трагическое и комическое и т. д.) обусловлена в конечном счете противоречивым характером самой человеческой деятельности, отношения людей к объективному миру и к самим себе. Таким образом, эстетическое воспитание в научной литературе определяется как развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные (В.И. Даль); эмоциональное отношение, базирующееся на восприятии ценности индивидуального человеческого существования (В.П. Зинченко, М.С. Каган); сложный многофакторный процесс формирования гармоничной личности (А.И. Буров); длительный процесс становления и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности (Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко и др.) [17]. Эстетическое воспитание обусловлено освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и с помощью различных форм. Различают понятия эстетической культуры общества и отдельной личности. Под эстетической культурой общества понимается синтез материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством на протяжении всей истории его развития. Эстетическая культура личности - это результат активного, творческого освоения личностью культурного наследия общества [27]. Она представляет собой наличие личностных качеств, образующих сложную динамическую структуру, которая постоянно изменяется в результате взаимодействия личности с прекрасным, а также взаимовлияния отдельных качеств личности друг на друга. Л.П. Крившенко считает, что основными компонентами эстетической культуры личности являются: эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические вкусы, эстетическое сознание, потребности и отношения, эстетическая деятельность [20]. Каждый из указанных компонентов имеет свою сложную структуру. Эстетическое сознание включает в себя эстетическое восприятие, знания, суждения, оценки, эстетический идеал. Эстетические потребности и отношения - это мотивы личности, её эстетические интересы, вкусы, эстетические чувства. Эстетическая деятельность характеризуется наличием навыков, умений творческих способностей. Теперь подробнее рассмотрим эти компоненты. Эстетическое сознание - это совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, эстетического восприятия, которые нормируются в процессе непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством. Важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие [28]. Эстетическое восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности, способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства. От его полноты зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Эстетические явления действительности, глубоко воспринятые людьми, способны порождать глубокий эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Б.Т. Лихачёва, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рождённое оценочным отношением к эстетическому явлению или предмету. В.И. Логинова даёт такое определение: «Эстетическое чувство - это субъективное переживание оценочного отношения к предмету или явлению. Оно выражается в духовном наслаждении формой и содержанием данного объекта либо в отвращении к ним в процессе созерцания или деятельности. Эстетические чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания и находятся в единстве с интеллектом человека. Наличие эстетических чувств рождает глубокие и стойкие эстетические интересы» [20]. Б.Т. Лихачёв отмечает, что, испытывая определённые эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно- эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [19]. В.И. Логинова считает, что: «Эстетическая потребность – субъективный фактор, побуждающий человека к эстетическому освоению действительности, к конкретному виду художественной деятельности или к разнообразным её видам» [20]. Эстетические потребности включают: потребность в эстетической информации; стремление глубже познать законы развития науки о прекрасном; к многократному восприятию того, что доставило эстетическое наслаждение; нетерпимость к безобразному и стремление к его искоренению; потребность узнать новое о конкретном произведении искусства, его авторе. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно - интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве [29]. Однако, для дошкольного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Причиной этого может быть в недостатке жизненного опыта ребёнка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования эстетического идеала. В.И. Логинова даёт такую оценку: «Эстетический идеал - это социально обусловленное представление личности о совершенстве, красоте в природе, обществе и искусстве, воспринимаемое как цель» [24]. В эстетическом идеале находит отражение классовая оценка прекрасного и безобразного. Существенным признаком эстетического идеала является его мировоззренческий характер. Для эстетического идеала, как явления эстетической культуры, существенной чертой становится побудительный характер. Именно в этом его главный социально-формирующий смысл. Другим признаком эстетического идеала является художественно-образная и эмоционально окрашенная форма выражения. Ребёнок способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства ему больше всего нравится. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Это является показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Таким образом, проблема эстетического воспитания рассматривается в связи с проблемами эстетического восприятия, приобщения человека к культуре, искусству, деятельности в сфере искусства. Эстетическое восприятие действительности – сложная психическая деятельность, сочетающая в себе как интеллектуальные, познавательные, так и эмоционально-волевые моменты. Вместе с эстетическим восприятием развивается эстетическое отношение к окружающей действительности. А так как эстетическое развитие начинается уже в раннем детстве, рассмотрим основные особенности эстетического развития ребенка-дошкольника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.007 с.) |