Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………................……………….........  
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………...……………..  
1.1. Сущность понятия «эстетическое воспитание»…………..............................  
1.2. Особенности эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….……………………......  
1.3. Особенности эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ с приоритетным художественно-эстетическим направлением……………………………………………………….……..…………..    
Глава II. Эмпирическое исследование уровня эстетического воспитания у детей младшего дошкольного возраста …………………….…………………….………..  
2.1. Организация эмпирического исследования….................................................  
2.2 Анализ результатов исследования…………………..…..................…………  
Заключение…………………………………………………..………………………..  
Использованные литературные источники………………..………..........................  
Приложения…………………………...………………………………………………  

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основа формирования будущей личности – гармоничное развитие ребенка. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием.

В последние годы психологи и педагоги активно проводят исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения. Ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути эстетического воспитания личности. Всё это необходимо для становления ребенка как личности и творческой индивидуальности в современных условиях.

Эстетическое воспитание – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности [8].

В настоящее время существует множество программ, реализуемых общеобразовательными учреждениями в рамках, так называемых, приоритетных направлений. В частности, такие приоритетные направления могут предложить дополнительное эстетическое развитие ребенка.

Фундамент личности, ее творческий потенциал, ценностные и эстетические установки закладываются уже в дошкольном возрасте. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного и развитие умения видеть прекрасное в явлениях окружающей жизни [6].

Таким образом, наибольший интерес в изучении проблемы эстетического воспитания ребенка представляют дошкольные образовательные учреждения с приоритетным направлением художественно-эстетического развития.

Методологической основой исследования явились: отечественные концепции эстетического воспитания и развития детей младшего возраста (В.В.Алексеева, Е.М.Торшидова, Б.П.Юсов); труды по психологии художественного восприятия, возрастной психологии и теории обучения (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Маслоу, А.Мелик-Пашаев, М.В.Осорина, Д.Б.Эльконин); исследования в области дошкольного воспитания (Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, Е.А.Флерина) и другие.

Цель исследования: выявить различия в уровне эстетического воспитания младших дошкольников, посещающих ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития и в ДОУ, не имеющего такого приоритетного направления

Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста

Предмет исследования: уровень эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет).

Гипотеза: уровень эстетического воспитания младших дошкольников в ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития значимо выше, чем в ДОУ, не имеющем такого приоритетного направления.

В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить основные теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

2. Провести анализ особенностей эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития.

3. Проанализировать и сравнить показатели эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста, посещающих ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития и ДОУ, не имеющим такого приоритетного направления.


Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

1. Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающей значимостью в современном мире эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного развития, то есть как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важным условием духовной жизни человека, начиная с раннего возраста, являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве.

2. В ходе анализа психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «эстетическое воспитание», которое понимается как процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, а так же процесс развития эстетических знаний и вкусов, задатков и способностей человека в области искусства. Кроме того эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития, то есть. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.

3. В процессе эстетического развития, начиная уже с раннего возраста, постепенно происходит освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Именно развитие детей раннего возраста выступает как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира.

4. Наличие у дошкольного образовательного учреждения приоритетного направления художественно-эстетического развития ребенка обеспечивает единую позицию педагогов и специалистов в понимании перспектив эстетического воспитания ребенка и взаимодействия между ними, выступая в качестве одного из важнейших условий развития детского творчества и формирования гармоничной личности. Таким образом обеспечивается успешное решение основных задач эстетического развития ребенка в условиях ДОУ.

 


Глава II. Эмпирическое исследование уровня эстетического воспитания у детей младшего дошкольного возраста

Анализ результатов

Проанализируем данные, полученные в результате исследования. Таблица исходных данных представлена в приложениях 4, 5.

Далее в таблице 4 представлены данные полученные в ходе диагностики проявлений по музыкальному компоненту у детей младшего дошкольного возраста.

Таблица 4

Уровни сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту у детей младшего дошкольного возраста

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
ДОУ с приоритетом худ.-эстетического развития            
ДОУ без приоритета            

 

уровень развития

 

Рис.1. Уровни сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту у детей младшего дошкольного возраста

 

Из представленных данных видно, что среди воспитанников ДОУ с приоритетом преобладает средний и высокий уровень сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку. А именно - 15 детей (38%) имеют высокий уровень, 15 детей (так же 38%) имеют средний уровень и 9 детей (24%) – с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку. То есть, большинство воспитанников, данной категории обладают достаточно хорошо сформированной для своего возраста способностью судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык музыки.

Похожие показатели наблюдаются среди воспитанников ДОУ без приоритета - 13 детей (34%) имеют высокий уровень, 14 детей (36%) имеют средний уровень и 11 детей (30%) – с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку. То есть, анализируя показатели уровня развития сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку в ДОУ без приоритета можно сделать вывод, что основная часть воспитанников обладают средним уровнем, то есть в достаточной степени проявляют эстетическую активность, обладают некоторым запасом чувственных эстетических впечатлений и представлений о прекрасном и безобразном.

С помощью математического метода обработки данных (U–Манна-Уитни) было проведено сравнение показателей между группами. Критерий U–Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака. Наглядно данные представлены в таблице 5.

Таблица 5

Статистические данные расчета U–Манна-Уитни по музыкальному компоненту

  Значение Уровень значимости
U-Манна-Уитни 51,185 0,087

 

Из приведенных данных видно, что представленные выборки (воспитанники ДОУ с художественно-эстетическим приоритетом и воспитанники ДОУ без приоритета) статистически значимо не различаются по уровню сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту (подтверждается гипотеза Н0 при р<0,05).

 

 

То есть, проявления эстетического вкуса, способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык музыки, узнавать настроение и замечать отличия и другие эстетические проявления по музыкальному компоненту одинаково формируются как в ДОУ с художественно-эстетическим приоритетом, так и в ДОУ без такого приоритета.

Причиной может служить как недостаточная обеспеченность дошкольных образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами области музыкального обучения, так и слабая оснащенность предметно-пространственной среды ДОУ, что является причиной сходных условий воспитания и обучения в области музыки независимо от наличия приоритета ДОУ.

Кроме того, причиной может выступить недостаточная отлаженность и разработанность системы эстетического воспитания в образовательной области «Музыка».

Перейдем к анализу данных, полученных в ходе диагностики эмоциональных представлений в изобразительной деятельности (табл. 6).

Таблица 6

Уровни развития эмоциональных представлений по компоненту изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
ДОУ с приоритетом худ.-эстетического развития            
ДОУ без приоритета            

 

уровень развития

 

Рис.2. Уровни развития эмоциональных представлений по компоненту изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

 

Проанализируем полученные результаты относительно воспитанников ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития: более половины детей (53%), от числа принявших участие в исследовании, имеют средний уровень сформированности эмоциональных проявлений; 30% - низкий уровень и 17 % - высокий уровень. Что касается воспитанников ДОУ без приоритета, то среди них наибольшее количество так же имеет средний уровень сформированности эмоциональных проявлений – 49%, низкий уровень наблюдается у 39% воспитанников, и высокий уровень лишь у 3% воспитанников.

По результатам сравнения показателей с помощью математического метода обработки данных (критерия U-Манна-Уитни) можно сделать вывод, что различия по уровню сформированности эмоциональных проявлений, в частности эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных образов и эмоциональности, статистически значимы (подтверждается гипотеза Н1 при р<0,05). Наглядно данные представлены в таблице 7.

Таблица 7

Статистические данные расчета U–Манна-Уитни по компоненту изобразительной деятельности

  Значение Уровень значимости
U-Манна-Уитни 68,472 0,000

 

То есть, воспитанники ДОУ с приоритетом художественно-эстетического направления в большей степени обладают такими навыками в эстетической деятельности, как стремление к проявлению художественно-творческих способностей, умение улавливать настроение, переданное на картине, высказывать оригинальные мысли и рассказывать о характере художественного образа (в пределах возможностей своего возраста), домысливать дальнейшие действия изображенных на картинах героев.

Таким образом, проведенное исследование и анализ полученных данных по выявлению уровня эстетического развития частично подтвердили гипотезу исследования и позволяют сделать следующие выводы: уровень эстетического развития воспитанников ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития значимо выше в области изодеятельности, и не отличается по музыкальному компоненту. Данное эмпирическое исследование показало необходимость систематической, целенаправленной работы по формированию эстетических знаний, развитию эстетического восприятия, способности к эмоциональной отзывчивости (эстетическим переживаниям и чувствам), формированию умения проявлять эстетический вкус, развитие эстетических интересов и потребностей, начиная уже с младшего дошкольного возраста.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании курсовой работы, была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определена сущность ключевых понятий. Выявлены критерии эстетического развития детей дошкольного возраста, применены на практике некоторые методики диагностики эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы:

- Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

- Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Как показало проведенное исследование - дошкольные образовательные учреждения с приоритетом художественно-эстетического развития, в большей степени чем ДОУ без аналогичного приоритета обеспечивают эстетическое развитие, в частности в области изобразительной деятельности. Так как художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный педагогический процесс формирования и развития в личности художественно-эстетического отношения к действительности и художественно-эстетической деятельности, поэтому именно в ДОУ с приоритетом такого развития обеспечивается целостный процесс художественно-эстетическое развитие ребенка, формирование и обогащение способности к образно – художественному восприятию жизни, эмоционально – психологического и духовно – ценностного отношения к ней.

Таким образом, эстетическое развитие дошкольников должно быть целостным процессом. Выделение в нем таких качеств как способность к эстетическому восприятию, эмпатия и продуктивное творческое воображения, а также исследование их динамики у воспитанников уже младших групп детского сада представляется чрезвычайно актуальным в свете прогнозирования эстетического и творческого развития личности.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Таблица 3

Таблица исходных данных по методикам «Художественно-экспрессивный тест» (ХЭТ) и «Выбери музыку» (Л.В. Школяр) среди воспитанников ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития

Ф.И. ребенка    
  Г.С. Высокий Высокий
  Е.К. Средний Средний
  И.Ж. Высокий Средний
  К.В. Средний Низкий
  КЖ.В. Высокий Средний
  К.М. Средний Высокий
  К.Н. Низкий Низкий
  Л.Я. Высокий Средний
  М.Л. Низкий Средний
  М.М. Средний Средний
  Р.А. Высокий Высокий
  С.Э. Низкий Низкий
  С.Ж. Высокий Средний
  С.А. Средний Средний
  У.Л. Низкий Средний
  Х.В. Средний Низкий
  Ш.Н. Средний Низкий
  Ю.Ю. Высокий Средний
  АВ.Л. Низкий Низкий
  А.В. Низкий Средний
  Б.С. Средний Средний
  Г.А. Высокий Средний
  Д.А. Средний Низкий
  Д.Д. Высокий Средний
  ДТ.Д Низкий Низкий
  Е.К. Средний Средний
  К.А. Высокий Средний
  К.Я. Средний Высокий
  М.Ю. Низкий Низкий
  М.А. Высокий Средний
  П.К. Средний Высокий
  С.М. Низкий Низкий
  Т.А. Высокий Высокий
  Т.П. Средний Средний
  Х.А. Средний Средний
  Ц.К. Высокий Средний
  Ц.Т. Высокий Средний
  Ш.С. Средний Низкий
  Ш.Н. Высокий Высокий

1 - уровень сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту («Выбери музыку»);

2 - уровень развития эмоциональных представлений по компоненту изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста («Художественно-экспрессивный тест»).


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 4

Таблица исходных данных по методикам «Художественно-экспрессивный тест» (ХЭТ) и «Выбери музыку» (Л.В. Школяр) среди воспитанников ДОУ, не имеюшего приоритета художественно-эстетического развития

Ф.И. ребенка    
  А.П. Средний Средний
  Е.А. Высокий Низкий
  Н.Н. Низкий Средний
  В.К. Средний Средний
  Д.О. Низкий Низкий
  А.В. Низкий Низкий
  В.Ц. Низкий Средний
  Э.Ж. Низкий Низкий
  У.Ф. Средний Средний
  И.И. Низкий Низкий
  И.Г. Высокий Высокий
  А.Ц. Низкий Низкий
  А.Я. Низкий Средний
  П.Я. Средний Средний
  Г.С. Низкий Низкий
  В.Х. Низкий Низкий
  Н.П. Средний Средний
  А.В. Низкий Средний
  З.О. Средний Высокий
  В.С. Низкий Низкий
  А.А. Низкий Низкий
  Г.О. Средний Средний
  О.Л. Высокий Высокий
  С.Ч. Низкий Низкий
  Д.Ж. Средний Средний
  В.Ч. Средний Средний
  Я.Б. Низкий Низкий
  Н.Е. Низкий Средний
  О.З. Средний Средний
  Д.М. Средний Средний
  К.П. Низкий Низкий
  А.П. Низкий Низкий
  А.З. Высокий Средний
  В.И. Низкий Низкий
  Х.З. Средний Средний
  С.А. Средний Средний
  П.П. Низкий Низкий
  С.Ж. Средний Средний

1 - уровень сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту («Выбери музыку»);

2 - уровень развития эмоциональных представлений по компоненту изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста («Художественно-экспрессивный тест»).

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………................……………….........  
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………...……………..  
1.1. Сущность понятия «эстетическое воспитание»…………..............................  
1.2. Особенности эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………….……………………......  
1.3. Особенности эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ с приоритетным художественно-эстетическим направлением……………………………………………………….……..…………..    
Глава II. Эмпирическое исследование уровня эстетического воспитания у детей младшего дошкольного возраста …………………….…………………….………..  
2.1. Организация эмпирического исследования….................................................  
2.2 Анализ результатов исследования…………………..…..................…………  
Заключение…………………………………………………..………………………..  
Использованные литературные источники………………..………..........................  
Приложения…………………………...………………………………………………  

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основа формирования будущей личности – гармоничное развитие ребенка. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием.

В последние годы психологи и педагоги активно проводят исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения. Ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути эстетического воспитания личности. Всё это необходимо для становления ребенка как личности и творческой индивидуальности в современных условиях.

Эстетическое воспитание – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности [8].

В настоящее время существует множество программ, реализуемых общеобразовательными учреждениями в рамках, так называемых, приоритетных направлений. В частности, такие приоритетные направления могут предложить дополнительное эстетическое развитие ребенка.

Фундамент личности, ее творческий потенциал, ценностные и эстетические установки закладываются уже в дошкольном возрасте. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного и развитие умения видеть прекрасное в явлениях окружающей жизни [6].

Таким образом, наибольший интерес в изучении проблемы эстетического воспитания ребенка представляют дошкольные образовательные учреждения с приоритетным направлением художественно-эстетического развития.

Методологической основой исследования явились: отечественные концепции эстетического воспитания и развития детей младшего возраста (В.В.Алексеева, Е.М.Торшидова, Б.П.Юсов); труды по психологии художественного восприятия, возрастной психологии и теории обучения (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Маслоу, А.Мелик-Пашаев, М.В.Осорина, Д.Б.Эльконин); исследования в области дошкольного воспитания (Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, Е.А.Флерина) и другие.

Цель исследования: выявить различия в уровне эстетического воспитания младших дошкольников, посещающих ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития и в ДОУ, не имеющего такого приоритетного направления

Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста

Предмет исследования: уровень эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет).

Гипотеза: уровень эстетического воспитания младших дошкольников в ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития значимо выше, чем в ДОУ, не имеющем такого приоритетного направления.

В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить основные теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

2. Провести анализ особенностей эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития.

3. Проанализировать и сравнить показатели эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста, посещающих ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития и ДОУ, не имеющим такого приоритетного направления.


Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.075 с.)