Особенности эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития



В настоящее время дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), как правило, имеют то или иное приоритетное направление. Это означает, что наряду с основной общеобразовательной программой, в ДОУ реализуется и углубленное развитие той или иной сферы дошкольника с помощью системы дополнительных методов и приемов. В свете изучаемой нами проблемы, набольший интерес представляют условия и методы используемые в ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития ребенка.

Одним из основных условий развития творческой личности является широкий подход к решению проблемы. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе и к искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности [34]. Младший дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Существуют специальные системы игр, заданий, развивающих творчество [5].

В условиях целенаправленного эстетического развития педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников – организация интересной содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения [1].

Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. [37]. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником для самостоятельной творческой деятельности детей и совместной деятельности с педагогом.

Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги и специалисты объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.

Следовательно, одно из важнейших условий развития детского творчества, обеспечиваемое в условиях ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития – это единая позиция педагогов и специалистов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними [15].

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием эстетического воспитания и детского творчества, в обязательном порядке реализуемым в рассматриваемых ДОУ, является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характери­зующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей.

Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественно-эстетической деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. А. Раева. Б. М. Неменский, В. А. Мелик-Пашаев и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства [33].

В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными. То есть применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей младшего дошкольника в целом [16].

Еще одно условие и особенность работы в направлении художественно-эстетического развития - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее место среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность [22, 40]. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного - изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ.

Важной особенностью использования таких дополнительных средств является именно дополнительный, усиливающий характер, а не перекрывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности. Бездумная эклектика средств не углубляет, не усиливает доминирующее чувство, а создает эклектику и в чувствах, что мешает творчеству. Б. М. Теплов отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необходимости индивидуального подхода к детям.

Так же необходимым условием является учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Создание изложенных выше условий в дополнение к специально разработанным системам занятий, представленным как календарно-тематическое планирование обеспечивает решение основных задач эстетического развития ребенка в условиях ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития. Однако важно помнить о весьма существенном замечании Б.М. Теплова: «художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение» [23].

 

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

1. Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающей значимостью в современном мире эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного развития, то есть как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важным условием духовной жизни человека, начиная с раннего возраста, являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве.

2. В ходе анализа психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «эстетическое воспитание», которое понимается как процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, а так же процесс развития эстетических знаний и вкусов, задатков и способностей человека в области искусства. Кроме того эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития, то есть. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты.

3. В процессе эстетического развития, начиная уже с раннего возраста, постепенно происходит освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Именно развитие детей раннего возраста выступает как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира.

4. Наличие у дошкольного образовательного учреждения приоритетного направления художественно-эстетического развития ребенка обеспечивает единую позицию педагогов и специалистов в понимании перспектив эстетического воспитания ребенка и взаимодействия между ними, выступая в качестве одного из важнейших условий развития детского творчества и формирования гармоничной личности. Таким образом обеспечивается успешное решение основных задач эстетического развития ребенка в условиях ДОУ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.70.161 (0.021 с.)