Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста в ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), как правило, имеют то или иное приоритетное направление. Это означает, что наряду с основной общеобразовательной программой, в ДОУ реализуется и углубленное развитие той или иной сферы дошкольника с помощью системы дополнительных методов и приемов. В свете изучаемой нами проблемы, набольший интерес представляют условия и методы используемые в ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития ребенка. Одним из основных условий развития творческой личности является широкий подход к решению проблемы. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе и к искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности [34]. Младший дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Существуют специальные системы игр, заданий, развивающих творчество [5]. В условиях целенаправленного эстетического развития педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка. Другое важнейшее условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников – организация интересной содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения [1]. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. [37]. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником для самостоятельной творческой деятельности детей и совместной деятельности с педагогом. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги и специалисты объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, одно из важнейших условий развития детского творчества, обеспечиваемое в условиях ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития – это единая позиция педагогов и специалистов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними [15]. Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность. Другим условием эстетического воспитания и детского творчества, в обязательном порядке реализуемым в рассматриваемых ДОУ, является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественно-эстетической деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. А. Раева. Б. М. Неменский, В. А. Мелик-Пашаев и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства [33]. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными. То есть применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей младшего дошкольника в целом [16]. Еще одно условие и особенность работы в направлении художественно-эстетического развития - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее место среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность [22, 40]. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного - изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ. Важной особенностью использования таких дополнительных средств является именно дополнительный, усиливающий характер, а не перекрывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности. Бездумная эклектика средств не углубляет, не усиливает доминирующее чувство, а создает эклектику и в чувствах, что мешает творчеству. Б. М. Теплов отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необходимости индивидуального подхода к детям. Так же необходимым условием является учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа. Создание изложенных выше условий в дополнение к специально разработанным системам занятий, представленным как календарно-тематическое планирование обеспечивает решение основных задач эстетического развития ребенка в условиях ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития. Однако важно помнить о весьма существенном замечании Б.М. Теплова: «художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение» [23].
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 1. Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающей значимостью в современном мире эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, средства нравственного и умственного развития, то есть как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важным условием духовной жизни человека, начиная с раннего возраста, являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве. 2. В ходе анализа психолого-педагогической литературы была раскрыта сущность понятия «эстетическое воспитание», которое понимается как процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, а так же процесс развития эстетических знаний и вкусов, задатков и способностей человека в области искусства. Кроме того эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития, то есть. формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты. 3. В процессе эстетического развития, начиная уже с раннего возраста, постепенно происходит освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Именно развитие детей раннего возраста выступает как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. 4. Наличие у дошкольного образовательного учреждения приоритетного направления художественно-эстетического развития ребенка обеспечивает единую позицию педагогов и специалистов в понимании перспектив эстетического воспитания ребенка и взаимодействия между ними, выступая в качестве одного из важнейших условий развития детского творчества и формирования гармоничной личности. Таким образом обеспечивается успешное решение основных задач эстетического развития ребенка в условиях ДОУ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.009 с.) |