Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Эмпирическое исследование уровня эстетического воспитания у детей младшего дошкольного возраста

Поиск

Организация эмпирического исследования

Изучение уровня эстетического воспитания проводилось среди воспитанников МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития №13 «Чебурашка» г. Коряжма и МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Парусок». В исследовании участвовало 77 воспитанников младшего дошкольного возраста (средняя группа, возраст - 4-5 лет). Исследование проходило в естественных условиях и проводилось по следующим этапам:

1. Подготовительный: теоретический анализ литературы по проблеме эстетического развития младших дошкольников, определение целей и задач исследования, постановка гипотезы, выбор методик.

2. Основной: сбор эмпирических данных, их интерпретация: анализ уровня эстетического развития младших дошкольников.

3. Обобщающий: формулировка выводов и заключений исследования, подтверждение гипотезы.

На основании теоретического материала можно сделать вывод, что эстетическое развитие как результат эстетического воспитания личности, без сомнений имеет интегрированный характер. На основе нормативно-программных документов и педагогических исследований были выделены основные критерии и компоненты эстетического развития младших дошкольников [25]. Их структура имеет следующие элементы:

· когнитивный: эстетические представления и знания детей, (информированность) в области искусства;

· эмоционально-побудительный: эстетическая направленность личности, интересы, склонности, предпочтения;

· деятельностный: практические умения и навыки эстетико-предметной деятельности, проявление творческой активности. [5, c. 23] (приложение 1)

· Основные критерии и показатели сформированности эстетического развития

Таким образом, выделим основные критерии эстетического развития детей (табл. 2).

Таблица 2

Основные критерии эстетического развития детей

Критерии Показатели эстетического развития
Наличие эстетических знаний Объем эстетических знаний; способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык искусства; развитость оценочных суждений; умение отстаивать свои взгляды, убеждения, эстетические идеалы (в соответствии с возрастными возможностями)
Способность к эстетическому восприятию Адекватность восприятия воспринимаемому объекту; целостность; глубина восприятия; гармония интеллектуального и эмоционального
Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства) Проявление непроизвольной эмоциональной реакции при восприятии эстетического в жизни, искусстве (радость, восторг, умиление, негодование, чувство потрясения); характер эмоциональной реакции (длительность, устойчивость, интенсивность, глубина, искренность, сдержанность, выразительность); адекватность эмоциональных реакций содержанию художественного произведения, характеру происходящих явлений в природе и общественной жизни; умение чувствовать настроение людей, сопереживать; способность оценивать свое эмоциональное состояние, соотносить свои переживания с окружающей обстановкой, нормами поведения, управлять своим эмоциональным состоянием; внешняя культура проявления эстетических эмоций и чувств (мимика, пантомима, вербальная реакция)
Проявление эстетического вкуса Способность к оценке эстетических явлений действительности и произведений искусства; способность обоснования своей оценки; проявление эстетического вкуса в поведении, внешнем виде, эстетико-предметной деятельности
Ценностно- художественные ориентации Степень устойчивости увлечений и эстетических интересов; сформированность системы эстетических предпочтений, характерная для данного возраста
Наличие эстетических интересов и потребностей Познавательная направленность на эстетические предметы и явления действительности; широта интересов в области искусства; проявление положительного отношения к овладению эстетико-предметной деятельностью; связь эстетического переживания с потребностью в действии (стремление участвовать в художественно-творческой деятельности, расширять эстетический кругозор); общественно-эстетическая активность
Способность к эстетико – предметной творческой деятельности Проявления художественно-творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу)

 

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Кроме того, эстетическое развитие можно отследить в музыкальной деятельности. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире по законам красоты. В процессе эстетического воспитания у дошкольников развиваются умение и стремление проявлять творческую активность, способность к оценке эстетических явлений действительности и произведений искусства, увеличивается объем эстетических знаний; формируется способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, рефлексия и эмоциональная отзывчивость на музыку. И на этой основе формируется эстетическая воспитанность, которая является результатом эстетического воспитания. Понятие это предполагает наличие идеала, представления о прекрасном. С эстетическим идеалом неразрывно связан художественный вкус, способности чувствовать и оценивать совершенство и несовершенство в искусстве [36].

Таким образом, уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:

· в музыкальной деятельности (образовательная область «Музыка»);

· в изобразительной деятельности (образовательная музыка «Художественное творчество).

В качестве методов исследования выступили: тестирование и математико-статистические методы обработки материалов исследования.

Математическая обработка эмпирических данных осуществлялась в программе SPSS 17.0. С целью сравнения значимости различий в показателях уровня эстетического развития младших дошкольников был применен критерий U-Манна-Уитни.

Обратимся к описанию конкретных методик.

С целью изучения эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста была использована методика Л.В. Школяр «Выбери музыку» (приложение 2). В ходе данной методики детям предлагается задание послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них.

Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности был использован художественно-экспрессивный тест (приложение 3), который позволил провести диагностику уровня развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагались репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев. Задание – рассмотреть картины и рассказать о детях.

 

Анализ результатов

Проанализируем данные, полученные в результате исследования. Таблица исходных данных представлена в приложениях 4, 5.

Далее в таблице 4 представлены данные полученные в ходе диагностики проявлений по музыкальному компоненту у детей младшего дошкольного возраста.

Таблица 4

Уровни сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту у детей младшего дошкольного возраста

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
ДОУ с приоритетом худ.-эстетического развития            
ДОУ без приоритета            

 

уровень развития

 

Рис.1. Уровни сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту у детей младшего дошкольного возраста

 

Из представленных данных видно, что среди воспитанников ДОУ с приоритетом преобладает средний и высокий уровень сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку. А именно - 15 детей (38%) имеют высокий уровень, 15 детей (так же 38%) имеют средний уровень и 9 детей (24%) – с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку. То есть, большинство воспитанников, данной категории обладают достаточно хорошо сформированной для своего возраста способностью судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык музыки.

Похожие показатели наблюдаются среди воспитанников ДОУ без приоритета - 13 детей (34%) имеют высокий уровень, 14 детей (36%) имеют средний уровень и 11 детей (30%) – с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку. То есть, анализируя показатели уровня развития сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку в ДОУ без приоритета можно сделать вывод, что основная часть воспитанников обладают средним уровнем, то есть в достаточной степени проявляют эстетическую активность, обладают некоторым запасом чувственных эстетических впечатлений и представлений о прекрасном и безобразном.

С помощью математического метода обработки данных (U–Манна-Уитни) было проведено сравнение показателей между группами. Критерий U–Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака. Наглядно данные представлены в таблице 5.

Таблица 5

Статистические данные расчета U–Манна-Уитни по музыкальному компоненту

  Значение Уровень значимости
U-Манна-Уитни 51,185 0,087

 

Из приведенных данных видно, что представленные выборки (воспитанники ДОУ с художественно-эстетическим приоритетом и воспитанники ДОУ без приоритета) статистически значимо не различаются по уровню сформированности эстетических проявлений по музыкальному компоненту (подтверждается гипотеза Н0 при р<0,05).

 

 

То есть, проявления эстетического вкуса, способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык музыки, узнавать настроение и замечать отличия и другие эстетические проявления по музыкальному компоненту одинаково формируются как в ДОУ с художественно-эстетическим приоритетом, так и в ДОУ без такого приоритета.

Причиной может служить как недостаточная обеспеченность дошкольных образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами области музыкального обучения, так и слабая оснащенность предметно-пространственной среды ДОУ, что является причиной сходных условий воспитания и обучения в области музыки независимо от наличия приоритета ДОУ.

Кроме того, причиной может выступить недостаточная отлаженность и разработанность системы эстетического воспитания в образовательной области «Музыка».

Перейдем к анализу данных, полученных в ходе диагностики эмоциональных представлений в изобразительной деятельности (табл. 6).

Таблица 6

Уровни развития эмоциональных представлений по компоненту изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

  Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
ДОУ с приоритетом худ.-эстетического развития            
ДОУ без приоритета            

 

уровень развития

 

Рис.2. Уровни развития эмоциональных представлений по компоненту изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

 

Проанализируем полученные результаты относительно воспитанников ДОУ с приоритетом художественно-эстетического развития: более половины детей (53%), от числа принявших участие в исследовании, имеют средний уровень сформированности эмоциональных проявлений; 30% - низкий уровень и 17 % - высокий уровень. Что касается воспитанников ДОУ без приоритета, то среди них наибольшее количество так же имеет средний уровень сформированности эмоциональных проявлений – 49%, низкий уровень наблюдается у 39% воспитанников, и высокий уровень лишь у 3% воспитанников.

По результатам сравнения показателей с помощью математического метода обработки данных (критерия U-Манна-Уитни) можно сделать вывод, что различия по уровню сформированности эмоциональных проявлений, в частности эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных образов и эмоциональности, статистически значимы (подтверждается гипотеза Н1 при р<0,05). Наглядно данные представлены в таблице 7.

Таблица 7

Статистические данные расчета U–Манна-Уитни по компоненту изобразительной деятельности

  Значение Уровень значимости
U-Манна-Уитни 68,472 0,000

 

То есть, воспитанники ДОУ с приоритетом художественно-эстетического направления в большей степени обладают такими навыками в эстетической деятельности, как стремление к проявлению художественно-творческих способностей, умение улавливать настроение, переданное на картине, высказывать оригинальные мысли и рассказывать о характере художественного образа (в пределах возможностей своего возраста), домысливать дальнейшие действия изображенных на картинах героев.

Таким образом, проведенное исследование и анализ полученных данных по выявлению уровня эстетического развития частично подтвердили гипотезу исследования и позволяют сделать следующие выводы: уровень эстетического развития воспитанников ДОУ с приоритетным направлением художественно-эстетического развития значимо выше в области изодеятельности, и не отличается по музыкальному компоненту. Данное эмпирическое исследование показало необходимость систематической, целенаправленной работы по формированию эстетических знаний, развитию эстетического восприятия, способности к эмоциональной отзывчивости (эстетическим переживаниям и чувствам), формированию умения проявлять эстетический вкус, развитие эстетических интересов и потребностей, начиная уже с младшего дошкольного возраста.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании курсовой работы, была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определена сущность ключевых понятий. Выявлены критерии эстетического развития детей дошкольного возраста, применены на практике некоторые методики диагностики эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы:

- Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

- Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Как показало проведенное исследование - дошкольные образовательные учреждения с приоритетом художественно-эстетического развития, в большей степени чем ДОУ без аналогичного приоритета обеспечивают эстетическое развитие, в частности в области изобразительной деятельности. Так как художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный педагогический процесс формирования и развития в личности художественно-эстетического отношения к действительности и художественно-эстетической деятельности, поэтому именно в ДОУ с приоритетом такого развития обеспечивается целостный процесс художественно-эстетическое развитие ребенка, формирование и обогащение способности к образно – художественному восприятию жизни, эмоционально – психологического и духовно – ценностного отношения к ней.

Таким образом, эстетическое развитие дошкольников должно быть целостным процессом. Выделение в нем таких качеств как способность к эстетическому восприятию, эмпатия и продуктивное творческое воображения, а также исследование их динамики у воспитанников уже младших групп детского сада представляется чрезвычайно актуальным в свете прогнозирования эстетического и творческого развития личности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.009 с.)