Раздел 3. Теория воспитания как составная часть педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Теория воспитания как составная часть педагогики



Воспитание – важнейшая часть образовательного процесса, имеющая свою специфику и отличающаяся от обучения. Современная теория воспитания приобретает особую остроту в условиях радикальных общественных преобразований, происходящих в России.

Настоящий раздел программы задает культурологический и отношенческий подходы к раскрытию сущности воспитания, принципов, содержания и технологии осуществления воспитательного процесса.

В рассмотрении сущности воспитания как педагогического явления авторы программы исходят из значимости общечеловеческих ценностей, составляющих ядро духовной культуры общества и в силу этого определяющих содержание воспитательного процесса. В этой связи особое внимание обращается на механизмы перевода общечеловеческих ценностей в личностно значимые, поскольку именно этот аспект существенен для осмысления студентами технологических сторон современного процесса воспитания школьников.

Воспитание как культурно-исторический феномен. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как процесс интериоризации, т.е. перевода социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности. Многофакторность и непрерывность процесса воспитания. Воспитание как педагогический процесс. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Основные закономерности процесса воспитания: закон соответствия воспитания и требований общества; закон единства целей, содержания, методов воспитания; закон единства обучения, воспитания и развития личности; закон воспитания в деятельности; закон активности воспитанника; закон единства воспитания и общения; закон воспитания в коллективе.

Различные классификации принципов процесса воспитания. Принципы воспитания (по Л.П.Крившенко): содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы, собственно педагогические, или методические, технологические принципы, социопсихологические принципы. Содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы: принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности; принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; принцип связи воспитания с жизнью и трудом. Собственно педагогические, или методические, технологические принципы: принцип воспитания в деятельности, принцип воспитания с опорой на активность личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Социопсихологические: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип единства требований (школы, семьи и общественности). Принципы воспитания: персонификации, природосообразности, культуросообразности, гуманизации, дифференциации.

Содержание воспитания как совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. Базовая культура личности как система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Ценностные отношения как отношения личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Ценности воспитания как объекты, явления, общие абстрактные идеи, которые воплощают в себе общественные идеалы и выступают поэтому как нормы, как должное.

Содержание воспитания как формирование базовой культуры личности (В.А.Сластенин).

Содержание воспитания как совокупность умственного, физического, трудового, нравственного, политехнического, эстетического воспитания и подготовка человека к трем главным социальным ролям: гражданин, семьянин, работник (И.П.Подласый).

Содержание воспитания как процесс восхождения ребенка к культуре и к собственной индивидуальности (П.И.Пидкасистый, Б.Т.Лихачев).

Нравственное воспитание и мировоззрение школьников. Нравственное воспитание как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Содержание и средства нравственного воспитания школьников.

Гражданское воспитание молодежи. Понятие гражданского воспитания и его содержание. Средства воспитания. Воспитание патриотизма и правовой культуры.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся. Экономическое воспитание учащихся. Профессиональная ориентация. Система профориентации. Краткая характеристика основных компонентов этой системы. Профессиональное самоопределение учащихся.

Эстетическое воспитание школьников. Сущность и содержание эстетического воспитания школьников. Средства воспитания. Эстетическая культура личности и ее основные компоненты.

Физическое воспитание молодежи. Задачи и содержание физического воспитания. Физическая культура школьника. Формирование здорового образа жизни школьников. Задачи полового воспитания школьников.

Понятие о методах воспитания. Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания (по Ю.К.Бабанскому): методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования поведения; методы контроля, самоконтроля и самооценки. Характеристика методов воспитания. Средства воспитания. Формы воспитания.

Воспитательная система школы (ВСШ) как вид педагогической системы. Понятие ВСШ, её структура (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова). Характеристика структурных компонентов воспитательной системы школы: ценности, цели, принципы, базовая идея, субъекты деятельности, виды и содержание деятельности, среда, отношения между субъектами, управление. Этапы становления и развития воспитательной системы.

Воспитание. Самовоспитание. Перевоспитание. Специфика взаимодействия с «трудными детьми». Методы и приемы педагогического взаимодействия: переубеждение, переучивание, взрыв, «реконструкция» характера, переключение, поощрение и наказание, самоисправление.

Учение А.С.Макаренко о коллективе. Основные характеристики детского коллектива. Понятие и структура коллектива: формальная (официальная) и неформальная (неофициальная) структура.

Поле коллектива: ценности, общественное мнение, традиции.

Этапы развития детского коллектива. Классификация А.Н.Лутошкина («песчаная россыпь», «мерцающий маяк», «алый парус»).

Самоуправление в коллективе. Функции самоуправления, их характеристика: адаптационная, интегративная, прогностическая, освоения управленческой культурой.

И.П.Иванов и методика самостоятельной организации деятельности (КТД). Сотрудничество взрослых и детей. Содержание сотрудничества взрослого и ребенка: со-бытие, со-участвование, со-знание, со-творчество. Организация коллективной деятельности. Коллективное творческое дело (КТД) как методическая единица самостоятельной организации деятельности.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Освоение дисциплины «Педагогика» предполагает использование следующих инновационных форм проведения занятий:

- лекции с элементами кейс-технологии (темы 1-3);

- проблемные лекции (темы 1-3);

- методы групповой работы (темы 2-3);

- моделирование ситуаций образовательного процесса (темы 2-3);

- создание портфолио (пакет материалов, включающий все разработки студента, выполненные в рамках изучения дисциплины).

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для самостоятельной работы студентов

(дидактический блок разработан д.п.н., проф. Селиверстовой Е.Н.;

воспитательный блок разработан к.п.н., доц. Романовой Л.А.)

 

1. Изучите подход к рассмотрению проблемы содержания образования по учебным пособиям:

- Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. – Гл.3.

- Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 1997. – Гл.9.

Проведите сравнение. Сделайте выводы, важные для организации практики обучения.

 

2. Обоснуйте возможность соотнесения функций современной теории содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) и поэтического образа, созданного Н.Заболоцким:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

 

3. Чем вызвана необходимость совершенствования содержания образования в школе? В чем состоят современные принципы и критерии отбора содержания образования? Охарактеризуйте основные направления гуманизации и гуманитаризации образования в современной школе. (Используйте книгу: Селивёрстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания. – Владимир: ВГПУ, 2000. – С. 49-58.)

 

4. Почему нельзя противопоставлять преподавание и учение? Как вы представляете себе педагогическое сотрудничество в обучении? Какие педагогические приемы из опыта учителей-новаторов представляются Вам в связи с этим наиболее значимыми?

 

5. Какую роль в становлении школьника как субъекта познания играют особенности проявления его мотивов учения. Проанализируйте возможности познавательных и социальных мотивов учения в формировании у школьника опыта быть субъектом познания в обучении. Используя материалы книги Г.И.Щукиной «Проблема познавательного интереса в педагогике» (М., 1968), выделите основные источники и педагогические пути формирования познавательного интереса школьников в условиях обучения.

 

6. Составьте варианты словесных портретов школьников с доминированием тех или иных мотивов. Для выделения признаков проявления мотивов в учебном процессе используйте материалы книги А.К.Марковой «Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Книга для учителя» (М., 1983. Гл.2).

 

7. Охарактеризуйте обученность и обучаемость школьников как основные стартовые условия и важнейшие результаты обучения. Каковы возможности учителя в повышении уровня обученности и обучаемости школьников в условиях обучения?

 

8. Используя материалы психолого-педагогических исследований (Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. – С.19-27; Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976. – С.191-200), проанализируйте слагаемые обучаемости. Подберите варианты предметных заданий, с помощью которых можно было бы повышать уровень обучаемости школьников. Какое отношение это имеет к реализации развивающей функции обучения?

 

9. Используя материалы психолого-педагогических исследований (Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. – С.19-27; Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. – С.191-193; Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – С.55-57, 61-64), дайте характеристику уровней усвоения, определяющих соответствующие уровни обученности школьников. Проанализируйте содержание школьных учебников с точки зрения наличия в них предметных заданий, обеспечивающих достижение учащимися каждого из выделенных уровней усвоения. Выделите соответствующие типы заданий.

 

10. Ученик – субъект сознательной деятельности и отношений. Как Вы это понимаете? Приведите примеры ситуаций, в которых ребенок выступает субъектом сознательной деятельности и субъектом отношений.

 

11. В чем, с Вашей точки зрения, может проявляться личностная позиция учителя на уроке? Каковы возможные способы ее выражения?

 

12. Добиться понимания учащимися при объяснении учебного материала, как известно, дело не простое. Нередко, изложив ту или иную тему, учитель осведомляется: «Есть ли вопросы?» Каково Ваше отношение к такому способу проверки степени первоначального усвоения материала? Всегда ли отсутствие вопросов учителю означает, что материал усвоен? Каковы наиболее эффективные подходы к организации проверки степени первоначального усвоения школьниками учебного материала?

 

13. Опытные учителя считают, что следует избегать однообразия в домашних заданиях. Любознательности школьников никак не способствует бесконечное повторение одного и того же набора стереотипных заданий: «Прочитать параграф» или «Выполнить следующие упражнения». Какие варианты домашних заданий Вы считаете возможным предлагать школьникам с учетом целей, стоящих перед современным образованием?

 

14. Продумайте примеры, подтверждающие возможность использования разнообразных способов создания проблемных ситуаций на уроках.

 

15. Каковы, с Вашей точки зрения, границы применения проблемного обучения? Ответ обоснуйте.

 

16. Что такое «принцип обучения»? Каково место принципов обучения в структуре дидактической системы? В чем состоит соотношение между закономерностями, принципами и правилами обучения?

 

17. Познакомьтесь с различными подходами к выделению совокупности принципов обучения (Бабанский Ю.К. Избр. пед. соч. /Сост. М.Ю.Бабанский. – М., 1989; Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982; Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968; Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М., 1979). Сравните приводимые перечни принципов обучения. Выскажите свое суждение с точки зрения современных приоритетов системы образования.

 

18. Покажите взаимосвязь целей обучения, содержания образования и методов обучения. Какая из имеющихся в дидактике классификаций общих методов обучения позволяет осознавать на теоретическом и технологическом уровнях соотношение между общими целями обучения и способами их достижения?

 

19. Используя положения теории методов обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин), раскройте сущность соотношения между общедидактическими методами и приёмами обучения. Приведите примеры, подтверждающие это соотношение.

 

20. Изучите списки приёмов обучения, соответствующих общедидактическим методам обучения (Методические рекомендации к семинарским и лабораторно-практическим занятиям по курсу «Педагогические теории, системы и технологии». – Ч.1. Владимир, 1998; Е.Н. Селиверстова От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения. – Владимир, 2008).

Докажите, что приведенные приемы обучения действительно выражают педагогическую сущность соответствующих методов обучения. Продолжите списки, подобрав приемы обучения, специфичные для вашего профилирующего предмета.

 

21. Как Вы представляете себе современный урок? Что, на ваш взгляд, является наиболее сущностными характеристиками современного урока? (Используйте материалы публикаций в педагогической периодике).

 

22. От чего зависит структура урока? Почему она не может быть постоянной для всех типов уроков? Проиллюстрируйте свою позицию конкретными примерами.

 

23. Охарактеризуйте общие формы организации обучения: фронтальную, индивидуальную и групповую. Проанализируйте их педагогические возможности, специфику педагогических задач, которые решает каждая из них, а также их достоинства и недостатки. Сделайте соответствующие выводы, важные для практики обучения.

 

24. Каковы развивающие возможности урока? Сформулируйте основные требования к уроку, максимально реализующему развивающую функцию обучения.

 

25. Каковы воспитательные возможности урока? Чего в воспитании можно добиться именно через урок и при каких условиях? Какова ограниченность урока в реализации воспитательной функции обучения? Какие формы организации обучения способны преодолеть эту ограниченность? Сделайте соответствующие выводы в отношении базовых педагогических ориентиров в использовании учителем форм организации обучения.

 

26. Как, на Ваш взгляд, реализуется культурологический подход к воспитанию в современной школе? Подберите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения, используя материалы периодической печати.

 

27. Как соотносятся воспитание и социализация личности? Прочитайте статьи А.Г. Асмолова «Непройденный путь: от культуры полезности – к культуре достоинства» и М. Мамардашвили «Если осмелиться быть» (См. Педагогические теории, системы и технологии. Хрестоматия. Часть 1. Раздел 1. // Под ред. Селиверстовой Е.Н.). Рассмотрите их в контексте заданного вопроса. Где грань между социализацией и конформизмом? Каковы роль и место воспитания в этом вопросе?

 

28. Обозначьте основные механизмы перевода общечеловеческих ценностей как обобщенных категорий, задающих ориентиры воспитательному процессу, в личные ценности каждого воспитанника. Выделите наиболее эффективные с Вашей точки зрения. Ответ обоснуйте.

 

29. Дайте сущностную характеристику основополагающих принципов воспитания. Сравните различные подходы по учебникам «Педагогики» под редакцией И.Ф. Харламова, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина. Какой из предложенных подходов, на Ваш взгляд, в большей степени соответствует обозначившимся в настоящее время тенденциям в образовании?

 

30. Познакомьтесь с книгой С. Соловейчика «Педагогика для всех: Книга для будущих родителей». Выделите заинтересовавшие Вас, как будущих родителей и школьных психологов, советы по воспитанию детей. Оцените их с точки зрения возрастной и педагогической психологии.

 

31. Каковы, на Ваш взгляд, основные ориентиры педагогического общения в гуманистической педагогике? Ответ обоснуйте.

 

32. Выделите наиболее значимые, на Ваш взгляд, педагогические условия выбора и эффективного использования методов воспитания. Обоснуйте свой выбор.

 

33. Дайте сущностную характеристику следующим понятиям: воспитание, система воспитания, воспитательная система, система воспитательной работы, воспитательное мероприятие.

 

34. Сформулируйте основные критерии эффективности функционирования воспитательной системы. Обоснуйте их выделение.

 

35. Подберите из художественной литературы и приведите примеры материального, когнитивного, кондиционного, мотивационного и деятельностного общения педагога с учащимися.

 

36. Дайте определение и назовите известные Вам уровни общения. Подберите 2-3 педагогические ситуации и охарактеризуйте уровни, на которых строят общение участники этих ситуаций.

 

37. Назовите известные Вам барьеры общения. Предложите психологически оправданные способы преодоления барьеров общения, обусловленных акцентуациями характера.

 

38. Подберите по литературным источникам педагогические ситуации, в которых в которых учитель или его ученики используют различные манипуляции. В чем заключаются особенности активных, пассивных, соревнующихся и безразличных манипуляторов? Приведите примеры.

39. Подберите ситуации, в которых описываются конфликты между педагогом и воспитанниками. Проанализируйте эти ситуации и оцените действия педагогов с позиции школьного психолога.

 

40. Каковы сущность и структура детского коллектива, уровни его развития. Как соотносятся коллектив и личность? Нужен ли детский коллектив современной школе? Ответ обоснуйте.

 

41. Охарактеризуйте основные функции коллектива по отношению к личности ребенка. В полной ли мере реализуются эти функции в современной школе? Ответ обоснуйте.

 

42.Как Вы оцениваете роль и место неформальных объединений в становлении личности школьника и школьного коллектива? Из периодической печати подберите материалы, подтверждающие Вашу точку зрения.

 

43. Назовите наиболее значимые, на Ваш взгляд, социально-экономические, демографические и психологические проблемы современной семьи и семейного воспитания? Из периодической печати подберите статьи, отражающие выделенные Вами проблемы.

 

44. Ознакомьтесь с Уставом общеобразовательного учреждения по выбору (гимназия, лицей, колледж, школа с классами углубленного изучения отдельных предметов, общеобразовательная школа и т.д.). Сравните Устав данного общеобразовательного учреждения с «Типовым положением об общеобразовательном учреждении». (Задание разработано к.п.н., доц. Измайловаой А.Б.)

 

45. Назовите и сущностно охарактеризуйте основополагающие принципы государственной политики в области образования, сформулированные в законе РФ «Об образовании». Как, на Ваш взгляд, эти принципы реализуются на практике? Ответ обоснуйте, подобрав материалы из периодической печати.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.053 с.)