Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Поиск

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Кафедра «Педагогики»

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

_____________ В.Г. Прокошев

«____»_______________2011 г.

 

Рабочая программа

дисциплины

 

«Педагогика»

 

Направление подготовки: 030300 – Психология

 

Профиль подготовки: психология, консультативная психология

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Форма обучения: очная

 

 

Семестр Трудоем-кость зач. ед,час. Лек-ций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
  3 зач.ед.         экзамен
Итого           экзамен

 

 

Владимир 2012

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Педагогика»является базовой (обязательной) частью «Гуманитарного, социального и экономического цикла» подготовки студентов-бакалавров по направлению «030300 – Психология» по ФГОС ВПО 3-го поколения. Дисциплина реализуется кафедрой педагогики.

Целью освоения дисциплины «Педагогика» является формирование системы компетенций в области владения будущими психологами и психологами-консультантами современными педагогическими теориями и технологиями, что будет способствовать становлению профессиональной и исследовательской культуры студента-бакалавра по направлению «030300 – Психология», стимулировать развитие интереса к практической деятельности в качестве психолога (психолога-консультанта) в сфере образования и к психолого-педагогическому творчеству.

Задачи курса:

- сформировать систему знаний студентов по основным направлениям развития современной педагогики и её фундаментальным теоретическим положениям; представить современную педагогическую науку как совокупность сложившихся и складывающихся педагогических теорий, систем и технологий;

- содействовать овладению студентами умениями анализировать, проектировать, оценивать и корректировать образовательный процесс, выстроенный в логике различных педагогических систем, с позиций практического психолога в сфере образования;

- развивать психолого-педагогическое мышление, способность к самостоятельному осмыслению теоретических и прикладных аспектов современного образования;

- в результате анализа многообразия имеющихся сегодня педагогических теорий, систем и технологий, создать условия для формирования у студентов целостного отношения к ребенку как субъекту и объекту педагогического процесса; предостеречь будущих психологов в сфере образования от упрощенного представления о сущности педагогической деятельности, ядро которой составляет проектирование и реализация педагогического замысла, определенного интересами развития личности ребенка;

- создать условия для становления личности будущего психолога (психолога-консультанта) как профессионала и как человека культуры, обладающего развитым интеллектом, культурой научного и гуманитарного мышления, устойчивой ценностной ориентацией на творческую самореализацию и саморазвитие в инновационном образовательном пространстве;

- создать условия для формирования методологической культуры будущего психолога (психолога-консультанта) в сфере образования.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:

1) знать: теоретические основы педагогики как науки и сферы практической деятельности; основные проблемы и перспективы развития современной педагогики; методологию педагогики как науки; положения системного, антропологического, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов; основные теории, концепции, законы и закономерности теории воспитания и теории обучения (дидактики);

2) уметь: правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, проектировать и оценивать используемые в сфере современного образования педагогические технологии; проводить работу по психолого-педагогической поддержке школьников в качестве психолога (психолога-консультанта) в сфере образования;

3) владеть: базовыми понятиями по курсу; способами теоретико- методологического обоснования способов организации педагогической деятельности в сфере образования; системой методов диагностической работы в процессе педагогической деятельности; опытом анализа жизненных и образовательных ситуаций развития человека, нуждающегося в психолого-педагогической поддержке и соответствующем сопровождении, а также опытом оценки образовательных программ (в том числе, инновационных), обеспечивающих достижение целей современного образования.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗОВСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ООП ВПО)

Дисциплина «Педагогика» входит в состав «Гуманитарного, социального и экономического цикла» дисциплин подготовки студентов-бакалавров по направлению «030300 – Психология» по ФГОС ВПО 3-го поколения. Дисциплина «Педагогика» находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами обозначенного цикла.

Дисциплина «Педагогика» изучается в контексте современного состояния информационного общества, поэтому её преподавание предполагает использование всего многообразия способов и форм получения информации и строится на применении различных образовательных технологий, в том числе на использовании ролевых и ситуационных игр, обсуждении конкретных педагогических ситуаций, кейс-технологии, «мозгового штурма», работы в малых группах. В соответствии с учебным планом дисциплина «Педагогика» является обязательной дисциплиной подготовки студентов-бакалавров по направлению «030300 – Психология», предполагая последующее углубление и дифференциацию профессиональных компетенций в процессе освоения теоретических и технологических аспектов современного образования.

Курс базируется на сочетании общеобразовательной, теоретической и практической подготовки.

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть следующими общекультурнымикомпетенциями:

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение;

– способностью генерировать новые идеи и научные гипотезы;

– способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности;

– способностью адаптироваться к изменению научного профиля и социально-культурных условий своей деятельности;

– способностью к коммуникации в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности;

– способностью к активной социальной мобильности, к организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, способностью к управлению научным коллективом;

– способностью использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских задач.

 

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

общепрофессиональными:

– способностью свободно владеть фундаментальными разделами и новейшими достижениями педагогической науки, необходимыми для решения научно-исследовательских задач.

научно-исследовательскими:

– способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области педагогики и образования, решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта;

– способностью и готовностью применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей;

– способностью к обеспечению правовой охраны результатов научно-исследовательской деятельности;

– способностью осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность с учетом социальных, этических и экологических аспектов.

профессионально-педагогическими:

– готовностью включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

– способностью и готовностью к применению современных технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества педагогического процесса.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л-и. Сем. СРС
  Общие основы педагогики   3-4       опрос, тестирование, решение ситуационных задач, рейтинг-контроль №1
  Теория образования и обучения (дидактика) как составная часть педагогики.   5-7       опрос, тестирование, защита презентаций, рейтинг-контроль №2
  Теория воспитания как составная часть педагогики.   8-12       опрос, защита презентаций, тестирование, рейтинг-контроль №3
  ИТОГО:            

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)

Второй раздел программы дает представление студентам-бакалаврам о дидактике как о наиболее разработанной составляющей современной педагогики, закладывающей основы профессиональной культуры будущего психолога в сфере анализа, проектирования и оценки эффективности организации процесса обучения.

Учитывая системный характер современного дидактического знания, авторы программы сосредоточивают внимание на освоении студентами сущности и структуры дидактической системы, на характеристике ее основных инвариантов – целей обучения, содержания обучения, принципов обучения, методов обучения, форм организации обучения. В обозначенном контексте в программе представлены три основные дидактические системы, сложившихся в педагогике к сегодняшнему дню – система традиционного обучения, система развивающего обучения и система личностно ориентированного обучения. Их теоретический анализ приблизит студента к осмыслению вариативности подходов в организации современного обучения, к пониманию качественных различий этих дидактических стратегий в реализации обучением развивающей и воспитательной функций.

 

Теория содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина. Структурные элементы содержания образования и основания их выделения. Качественная характеристика структурных элементов, составляющих содержание образования. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов содержания образования. Целостность содержания образования как единство обучения и воспитания. Различные уровни рассмотрения содержания образования: уровень общего теоретическо­го представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

Содержание общего образования и государственный образовательный стандарт.

Процесс обучения как образовательный процесс. Движущие силы процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения. Процесс обучения как специфический процесс общения учителя и ученика, подчиненный решению образовательных задач. Самообразование и обучение.

Процесс обучения как дидактическая система. Основные структурные элементы процесса обучения: содержание образования как цель обучения, деятельность учителя, деятельность ученика. Взаимосвязь и взаимодействие между ними.

Преподавание как деятельность учителя по организации учения, контроля за его ходом и результатами. Структура деятельности учителя.

Учение как деятельность учащегося по усвоению содержания образования. Учащийся как объект и субъект обучения. Учение как деятельность ученика по самоуправ­лению процессом познания. Активная познавательная деятельность. Уровни познавательной деятельности: репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (творческая) познавательная деятельность. Структурные компоненты учения. Познавательный интерес как ведущий мотив учения школьников. Уровни развития познавательного интереса. Возможности процесса обучения в формировании и развитии познавательного интереса школьников. Проблема формирования учебной культуры школьников. Общеучебные умения. Возможности процесса обучения в формировании общеучебных умений учащихся.

Принципы обучения как нормативные положения, направляющие и регулирующие все важнейшие элементы дидактической системы: содержание, методы и формы организации обучения. Принципы обучения и цели обучения. Функции принципов обучения в дидактической системе.

Единство содержательной и процессуальной сторон процесса обучения. Метод обучения как способ достижения целей обучения. Многообразие методов обучения. Место методов обучения в структуре дидактической системы. Общедидактическая система методов обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер). Характеристика педагогических возможностей и способов реализации каждого из общедидактических методов обучения: информационно-рецептивного (объяснительно-иллюстративного), репродуктивного, проблемного изложения, частично-поискового (эвристического) и исследовательского методов. Приемы обучения, воплощающие сущность каждого из общедидактических методов обучения. Целостность общедидактической системы методов обучения.

Форма организации обучения как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом. Разнообразие форм организации обучения. Место форм организации обучения в структуре дидактической системы.

Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Связь урока с другими формами организации обучения. Структура урока: структурные элементы урока и их взаимодействие в условиях целостности урока. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его целей, содержания, и места в учебном процессе. Типы уроков. Особенности урока в различных дидактических системах.

Общие и частные формы организации обучения. Сущность и педагогические возможности фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации обучения. Групповая работа на уроке. Требования к организации групповой работы. Индивидуальная работа на уроке. Требования к организации индивидуальной работы. Единство и взаимное дополнение общих форм организации обучения.

Традиционное обучение как воплощение идей когнитивной педагогической парадигмы. Традиционное обучение как объяснительно-иллюстративный тип обучения. Усвоение учебного материала – центральное понятие в системе традиционного обучения. Усвоение знаний, умений и навыков как цель традиционного обучения. Воспроизводящая (репродуктивная) познавательная деятельность как сущностная черта позиции учащегося в традиционном обучении. Учащийся как объект процесса обучения. Специфика подхода к отбору содержания обучения в условиях традиционной дидактической системы.

Система принципов традиционного обучения. Обращенность к предметному содержанию как характеристика принципов традиционного обучения.

Характеристика позиции учителя в системе традиционного обучения. Субект-объектная модель отношений учителя и учащихся. Специфика деятельности учителя по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях традиционного обучения.

Особенности выбора форм организации обучения в традиционной системе. Принципиальная схема построения урока в условиях традиционного обучения. Специфика сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации обучения.

Развивающее обучение как альтернатива традиционному обучению. Психическое развитие ребенка как педагогический приоритет и основная цель развивающего обучения. Л.С.Выготский о механизме развития: переход из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.

Развивающее обучение как целостная дидактическая система, как организация педагогической среды, позволяющей ребенку стать истинным субъектом познания. Цель развивающего обучения – обеспечение каждому учащемуся условий для приобретения опыта исследовательской деятельности. Содержание развивающего обучения – система общих принципов построения своих действий в той или иной предметной области, а также соответствую­щих им, научных понятий. Соотношение процесса усвоения понятий и формирования понятий.

Исследовательская (поисковая, творческая познавательная) деятельность как важнейшая характеристика учебной активности школьников в условиях развивающего обучения. Доминирование поисковых методов обучения: постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, а также организация оценки школьниками найденного способа действия. Субъект-субъектная модель отношений учителя и ученика.

Основные технологические ориентиры развивающего обучения. Учебная задача – «технологическая единица» развивающего обучения. Проблемно-развивающее обучение: сущность и способы организации. Проблема, проблемная ситуация – основные понятия проблемного обучения. Принципиальная логика развертывания проблемного обучения. Способы создания проблемной ситуации в учебном процессе.

Методическая система развивающего обучения Л.В.Занкова. Система принципов, ориентированных на общее развитие учащихся. Методическая система развивающего обучения В.В.Давыдова. Теория учебной деятельности как концептуальная основа развивающего обучения В.В.Давыдова.

Личностно ориентированное обучение как воплощение идей гуманистической парадигмы образования. Личностный опыт как проявление личностных функций человека (В.В.Сериков).

Цель личностно ориентированного обучения как помощь ученику в совершенствовании своих индивидуальных способностей, в естественном процессе саморазвития задатков и творческого потенциала, изначально присущего ребенку, в развитии способности к жизненному самоопределению и проявлению личностного "Я". Система принципов личностно ориентированного обучения (Л.М.Фридман).

Характеристика особенностей содержания, методов и форм обучения, а также типа взаимодействия учителя и ученика в условиях личностно ориентированного обучения. Индивидуализация – сущностная характеристика личностно ориентированного обучения.

Задачный, диалоговый и игровой подходы как составляющие технологии личностно ориентированного обучения.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Освоение дисциплины «Педагогика» предполагает использование следующих инновационных форм проведения занятий:

- лекции с элементами кейс-технологии (темы 1-3);

- проблемные лекции (темы 1-3);

- методы групповой работы (темы 2-3);

- моделирование ситуаций образовательного процесса (темы 2-3);

- создание портфолио (пакет материалов, включающий все разработки студента, выполненные в рамках изучения дисциплины).

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для самостоятельной работы студентов

(дидактический блок разработан д.п.н., проф. Селиверстовой Е.Н.;

воспитательный блок разработан к.п.н., доц. Романовой Л.А.)

 

1. Изучите подход к рассмотрению проблемы содержания образования по учебным пособиям:

- Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. – Гл.3.

- Педагогика /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев и др. – М., 1997. – Гл.9.

Проведите сравнение. Сделайте выводы, важные для организации практики обучения.

 

2. Обоснуйте возможность соотнесения функций современной теории содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) и поэтического образа, созданного Н.Заболоцким:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

 

3. Чем вызвана необходимость совершенствования содержания образования в школе? В чем состоят современные принципы и критерии отбора содержания образования? Охарактеризуйте основные направления гуманизации и гуманитаризации образования в современной школе. (Используйте книгу: Селивёрстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания. – Владимир: ВГПУ, 2000. – С. 49-58.)

 

4. Почему нельзя противопоставлять преподавание и учение? Как вы представляете себе педагогическое сотрудничество в обучении? Какие педагогические приемы из опыта учителей-новаторов представляются Вам в связи с этим наиболее значимыми?

 

5. Какую роль в становлении школьника как субъекта познания играют особенности проявления его мотивов учения. Проанализируйте возможности познавательных и социальных мотивов учения в формировании у школьника опыта быть субъектом познания в обучении. Используя материалы книги Г.И.Щукиной «Проблема познавательного интереса в педагогике» (М., 1968), выделите основные источники и педагогические пути формирования познавательного интереса школьников в условиях обучения.

 

6. Составьте варианты словесных портретов школьников с доминированием тех или иных мотивов. Для выделения признаков проявления мотивов в учебном процессе используйте материалы книги А.К.Марковой «Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Книга для учителя» (М., 1983. Гл.2).

 

7. Охарактеризуйте обученность и обучаемость школьников как основные стартовые условия и важнейшие результаты обучения. Каковы возможности учителя в повышении уровня обученности и обучаемости школьников в условиях обучения?

 

8. Используя материалы психолого-педагогических исследований (Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. – С.19-27; Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976. – С.191-200), проанализируйте слагаемые обучаемости. Подберите варианты предметных заданий, с помощью которых можно было бы повышать уровень обучаемости школьников. Какое отношение это имеет к реализации развивающей функции обучения?

 

9. Используя материалы психолого-педагогических исследований (Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990. – С.19-27; Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. – С.191-193; Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. – С.55-57, 61-64), дайте характеристику уровней усвоения, определяющих соответствующие уровни обученности школьников. Проанализируйте содержание школьных учебников с точки зрения наличия в них предметных заданий, обеспечивающих достижение учащимися каждого из выделенных уровней усвоения. Выделите соответствующие типы заданий.

 

10. Ученик – субъект сознательной деятельности и отношений. Как Вы это понимаете? Приведите примеры ситуаций, в которых ребенок выступает субъектом сознательной деятельности и субъектом отношений.

 

11. В чем, с Вашей точки зрения, может проявляться личностная позиция учителя на уроке? Каковы возможные способы ее выражения?

 

12. Добиться понимания учащимися при объяснении учебного материала, как известно, дело не простое. Нередко, изложив ту или иную тему, учитель осведомляется: «Есть ли вопросы?» Каково Ваше отношение к такому способу проверки степени первоначального усвоения материала? Всегда ли отсутствие вопросов учителю означает, что материал усвоен? Каковы наиболее эффективные подходы к организации проверки степени первоначального усвоения школьниками учебного материала?

 

13. Опытные учителя считают, что следует избегать однообразия в домашних заданиях. Любознательности школьников никак не способствует бесконечное повторение одного и того же набора стереотипных заданий: «Прочитать параграф» или «Выполнить следующие упражнения». Какие варианты домашних заданий Вы считаете возможным предлагать школьникам с учетом целей, стоящих перед современным образованием?

 

14. Продумайте примеры, подтверждающие возможность использования разнообразных способов создания проблемных ситуаций на уроках.

 

15. Каковы, с Вашей точки зрения, границы применения проблемного обучения? Ответ обоснуйте.

 

16. Что такое «принцип обучения»? Каково место принципов обучения в структуре дидактической системы? В чем состоит соотношение между закономерностями, принципами и правилами обучения?

 

17. Познакомьтесь с различными подходами к выделению совокупности принципов обучения (Бабанский Ю.К. Избр. пед. соч. /Сост. М.Ю.Бабанский. – М., 1989; Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982; Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968; Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М., 1979). Сравните приводимые перечни принципов обучения. Выскажите свое суждение с точки зрения современных приоритетов системы образования.

 

18. Покажите взаимосвязь целей обучения, содержания образования и методов обучения. Какая из имеющихся в дидактике классификаций общих методов обучения позволяет осознавать на теоретическом и технологическом уровнях соотношение между общими целями обучения и способами их достижения?

 

19. Используя положения теории методов обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин), раскройте сущность соотношения между общедидактическими методами и приёмами обучения. Приведите примеры, подтверждающие это соотношение.

 

20. Изучите списки приёмов обучения, соответствующих общедидактическим методам обучения (Методические рекомендации к семинарским и лабораторно-практическим занятиям по курсу «Педагогические теории, системы и технологии». – Ч.1. Владимир, 1998; Е.Н. Селиверстова От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения. – Владимир, 2008).

Докажите, что приведенные приемы обучения действительно выражают педагогическую сущность соответствующих методов обучения. Продолжите списки, подобрав приемы обучения, специфичные для вашего профилирующего предмета.

 

21. Как Вы представляете себе современный урок? Что, на ваш взгляд, является наиболее сущностными характеристиками современного урока? (Используйте материалы публикаций в педагогической периодике).

 

22. От чего зависит структура урока? Почему она не может быть постоянной для всех типов уроков? Проиллюстрируйте свою позицию конкретными примерами.

 

23. Охарактеризуйте общие формы организации обучения: фронтальную, индивидуальную и групповую. Проанализируйте их педагогические возможности, специфику педагогических задач, которые решает каждая из них, а также их достоинства и недостатки. Сделайте соответствующие выводы, важные для практики обучения.

 

24. Каковы развивающие возможности урока? Сформулируйте основные требования к уроку, максимально реализующему развивающую функцию обучения.

 

25. Каковы воспитательные возможности урока? Чего в воспитании можно добиться именно через урок и при каких условиях? Какова ограниченность урока в реализации воспитательной функции обучения? Какие формы организации обучения способны преодолеть эту ограниченность? Сделайте соответствующие выводы в отношении базовых педагогических ориентиров в использовании учителем форм организации обучения.

 

26. Как, на Ваш взгляд, реализуется культурологический подход к воспитанию в современной школе? Подберите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения, используя материалы периодической печати.

 

27. Как соотносятся воспитание и социализация личности? Прочитайте статьи А.Г. Асмолова «Непройденный путь: от культуры полезности – к культуре достоинства» и М. Мамардашвили «Если осмелиться быть» (См. Педагогические теории, системы и технологии. Хрестоматия. Часть 1. Раздел 1. // Под ред. Селиверстовой Е.Н.). Рассмотрите их в контексте заданного вопроса. Где грань между социализацией и конформизмом? Каковы роль и место воспитания в этом вопросе?

 

28. Обозначьте основные механизмы перевода общечеловеческих ценностей как обобщенных категорий, задающих ориентиры воспитательному процессу, в личные ценности каждого воспитанника. Выделите наиболее эффективные с Вашей точки зрения. Ответ обоснуйте.

 

29. Дайте сущностную характеристику основополагающих принципов воспитания. Сравните различные подходы по учебникам «Педагогики» под редакцией И.Ф. Харламова, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина. Какой из предложенных подходов, на Ваш взгляд, в большей степени соответствует обозначившимся в настоящее время тенденциям в образовании?

 

30. Познакомьтесь с книгой С. Соловейчика «Педагогика для всех: Книга для будущих родителей». Выделите заинтересовавшие Вас, как будущих родителей и школьных психологов, советы по воспитанию детей. Оцените их с точки зрения возрастной и педагогической психологии.

 

31. Каковы, на Ваш взгляд, основные ориентиры педагогического общения в гуманистической педагогике? Ответ обоснуйте.

 

32. Выделите наиболее значимые, на Ваш взгляд, педагогические условия выбора и эффективного использования методов воспитания. Обоснуйте свой выбор.

 

33. Дайте сущностную характеристику следующим понятиям: воспитание, система воспитания, воспитательная система, система воспитательной работы, воспитательное мероприятие.

 

34. Сформулируйте основные критерии эффективности функционирования воспитательной системы. Обоснуйте их выделение.

 

35. Подберите из художественной литературы и приведите примеры материального, когнитивного, кондиционного, мотивационного и деятельностного общения педагога с учащимися.

 

36. Дайте определение и назовите известные Вам уровни общения. Подберите 2-3 педагогические ситуации и охарактеризуйте уровни, на которых строят общение участники этих ситуаций.

 

37. Назовите известные Вам барьеры общения. Предложите психологически оправданные способы преодоления барьеров общения, обусловленных акцентуациями характера.

 

38. Подберите по литературным источникам педагогические ситуации, в которых в которых учитель или его ученики используют различные манипуляции. В чем заключаются особенности активных, пассивных, соревнующихся и безразличных манипуляторов? Приведите примеры.

39. Подберите ситуации, в которых описываются конфликты между педагогом и воспитанниками. Проанализируйте эти ситуации и оцените действия педагогов с позиции школьного психолога.

 

40. Каковы сущность и структура детского коллектива, уровни его развития. Как соотносятся коллектив и личность? Нужен ли детский коллектив современной школе? Ответ обоснуйте.

 

41. Охарактеризуйте основные функции коллектива по отношению к личности ребенка. В полной ли мере реализуются эти функции в современной школе? Ответ обоснуйте.

 

42.Как Вы оцениваете роль и место неформальных объединений в становлении личности школьника и школьного коллектива? Из периодической печати подберите материалы, подтверждающие Вашу точку зрения.

 

43. Назовите наиболее значимые, на Ваш взгляд, социально-экономические, демографические и психологические проблемы современной семьи и семейного воспитания? Из периодической печати подберите статьи, отражающие выделенные Вами проблемы.

 

44. Ознакомьтесь с Уставом общеобразовательного учреждения по выбору (гимназия, лицей, колледж, школа с классами углубленного изучения отдельных предметов, общеобразовательная школа и т.д.). Сравните Устав данного общеобразовательного учреждения с «Типовым положением об общеобразовательном учреждении». (Задание разработано к.п.н., доц. Измайловаой А.Б.)

 

45. Назовите и сущностно охарактеризуйте основополагающие принципы государственной политики в области образования, сформулированные в законе РФ «Об образовании». Как, на Ваш взгляд, эти принципы реализуются на практике? Ответ обоснуйте, подобрав материалы из периодической печати.

Вопросы к экзамену

 

1. Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогического знания.

2. Методология педагогики. Методологические принципы (подходы) педагогики: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический.

3. Методы педагогического исследования.

4. Информационный и ценностный подходы к пониманию смысла образования. Образование как становление культуросообразной личности.

5. Особенности современной образовательной ситуации: гуманизация и гуманитаризация образования, инновационные процессы в образовании.

6. Современная педагогическая концепция содержания образования как ориентир для анализа, оценки и проектирования педагогических систем. Характеристика элементов структуры содержания образования.

7. Обучение в целостном педагогическом процессе. Понятие дидактической системы. Примеры дидактических систем.

8. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Психолого-педагогическая характеристика деятельности учителя и деятельности ученика в процессе обучения.

9. Развивающая, познавательная и воспитательная сущности процесса обучения.

10. Проблемное обучение и его технология. Способы создания проблемных ситуаций в учебном процессе.

11. Общие методы обучения. Характеристика общедидактической системы методов обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

12. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации обучения: сущность и основные требования к применению в учебном процессе.

13. Урок как форма организации обучения. Структура и типология урока.

14. Характеристика системы традиционного обучения.

15. Л.С. Выготский о соотношении обучения и развития. Характеристика системы развивающего обучения.

16. Понятие об индивидуализации и дифференциации в обучении. Внутренняя и внешняя дифференциация: сущность, цели, педагогические возможности и способы организации.

17. Понятие о системе личностно ориентированного обучения.

18. Диалог в обучении: сущность и способы организации.

19. Воспитание как культурно-исторический феномен. Сущность процесса воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

20. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Основные закономерности процесса воспитания.

21. Различные классификации принципов процесса воспитания. Принципы воспитания (по Л.П.Крившенко): содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы, собственно педагогические, или методические, технологические принципы, социопсихологические принципы.

22. Содержание воспитания как формирование базовой культуры личности.

23. Содержание и средства нравственного воспитания школьников.

24. Гражданское воспитание молодежи. Понятие гражданского воспитания и его содержание. Средства воспитания. Воспитание патриотизма и правов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.013 с.)