Раздел 1. Общие основы педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Общие основы педагогики



Первый раздел программы посвящен рассмотрению педагогики как области научного знания. Он раскрывает объект, предмет педагогики, ориентирует студентов на овладение базовыми педагогическими понятиями, а также теоретико-методологическими основами современного научного педагогического знания.

Особое внимание авторы программы обращают на единство теоретической и технологической функций педагогики, обозначая круг вопросов, важных для понимания специфики современных педагогических теорий и педагогических технологий. Тем самым задается угол зрения для представления содержания последующих разделов программы, посвященных более обстоятельному рассмотрению теории обучения (дидактики) и теории воспитания в их единстве с соответствующими педагогическими технологиями.

Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Основные понятия педагогики – образование, воспитание, обучение. Методология педагогики. Методологические принципы (подходы) педагогики: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический. Методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками. Различные отрасли педагогического знания (общая педагогика, методология педагогики, история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, теория воспитания, теория обучения – дидактика, социальная педагогика, методика воспитания, коррекционная педагогика – специальная педагогика, дефектология, педагогический менеджмент – школоведение).

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека общества и государства. Социокультурная природа образования. Образование как педагогический феномен. Информационные и ценностные смыслы образования. Образование как становление культуросообразной личности.

Современная образовательная ситуация как отражение смены педагогической парадигмы: от когнитивной – к гуманистической, от понимания сущности образования как передачи знаний, умений и навыков – к пониманию образования как становления опыта саморазвития, самосозидания и духовности личности. Разнообразие вариантов проявления современного педагогического процесса. Гуманизация и гуманитаризация как важнейшие характеристики современной образовательной ситуации. Инновационность как механизм развития современного образования. Традиции и инновации в образовании.

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)

Второй раздел программы дает представление студентам-бакалаврам о дидактике как о наиболее разработанной составляющей современной педагогики, закладывающей основы профессиональной культуры будущего психолога в сфере анализа, проектирования и оценки эффективности организации процесса обучения.

Учитывая системный характер современного дидактического знания, авторы программы сосредоточивают внимание на освоении студентами сущности и структуры дидактической системы, на характеристике ее основных инвариантов – целей обучения, содержания обучения, принципов обучения, методов обучения, форм организации обучения. В обозначенном контексте в программе представлены три основные дидактические системы, сложившихся в педагогике к сегодняшнему дню – система традиционного обучения, система развивающего обучения и система личностно ориентированного обучения. Их теоретический анализ приблизит студента к осмыслению вариативности подходов в организации современного обучения, к пониманию качественных различий этих дидактических стратегий в реализации обучением развивающей и воспитательной функций.

 

Теория содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина. Структурные элементы содержания образования и основания их выделения. Качественная характеристика структурных элементов, составляющих содержание образования. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов содержания образования. Целостность содержания образования как единство обучения и воспитания. Различные уровни рассмотрения содержания образования: уровень общего теоретическо­го представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

Содержание общего образования и государственный образовательный стандарт.

Процесс обучения как образовательный процесс. Движущие силы процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения. Процесс обучения как специфический процесс общения учителя и ученика, подчиненный решению образовательных задач. Самообразование и обучение.

Процесс обучения как дидактическая система. Основные структурные элементы процесса обучения: содержание образования как цель обучения, деятельность учителя, деятельность ученика. Взаимосвязь и взаимодействие между ними.

Преподавание как деятельность учителя по организации учения, контроля за его ходом и результатами. Структура деятельности учителя.

Учение как деятельность учащегося по усвоению содержания образования. Учащийся как объект и субъект обучения. Учение как деятельность ученика по самоуправ­лению процессом познания. Активная познавательная деятельность. Уровни познавательной деятельности: репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (творческая) познавательная деятельность. Структурные компоненты учения. Познавательный интерес как ведущий мотив учения школьников. Уровни развития познавательного интереса. Возможности процесса обучения в формировании и развитии познавательного интереса школьников. Проблема формирования учебной культуры школьников. Общеучебные умения. Возможности процесса обучения в формировании общеучебных умений учащихся.

Принципы обучения как нормативные положения, направляющие и регулирующие все важнейшие элементы дидактической системы: содержание, методы и формы организации обучения. Принципы обучения и цели обучения. Функции принципов обучения в дидактической системе.

Единство содержательной и процессуальной сторон процесса обучения. Метод обучения как способ достижения целей обучения. Многообразие методов обучения. Место методов обучения в структуре дидактической системы. Общедидактическая система методов обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер). Характеристика педагогических возможностей и способов реализации каждого из общедидактических методов обучения: информационно-рецептивного (объяснительно-иллюстративного), репродуктивного, проблемного изложения, частично-поискового (эвристического) и исследовательского методов. Приемы обучения, воплощающие сущность каждого из общедидактических методов обучения. Целостность общедидактической системы методов обучения.

Форма организации обучения как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом. Разнообразие форм организации обучения. Место форм организации обучения в структуре дидактической системы.

Урок – основная форма организации учебного процесса в школе. Связь урока с другими формами организации обучения. Структура урока: структурные элементы урока и их взаимодействие в условиях целостности урока. Гибкость и подвижность структуры урока в зависимости от его целей, содержания, и места в учебном процессе. Типы уроков. Особенности урока в различных дидактических системах.

Общие и частные формы организации обучения. Сущность и педагогические возможности фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации обучения. Групповая работа на уроке. Требования к организации групповой работы. Индивидуальная работа на уроке. Требования к организации индивидуальной работы. Единство и взаимное дополнение общих форм организации обучения.

Традиционное обучение как воплощение идей когнитивной педагогической парадигмы. Традиционное обучение как объяснительно-иллюстративный тип обучения. Усвоение учебного материала – центральное понятие в системе традиционного обучения. Усвоение знаний, умений и навыков как цель традиционного обучения. Воспроизводящая (репродуктивная) познавательная деятельность как сущностная черта позиции учащегося в традиционном обучении. Учащийся как объект процесса обучения. Специфика подхода к отбору содержания обучения в условиях традиционной дидактической системы.

Система принципов традиционного обучения. Обращенность к предметному содержанию как характеристика принципов традиционного обучения.

Характеристика позиции учителя в системе традиционного обучения. Субект-объектная модель отношений учителя и учащихся. Специфика деятельности учителя по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях традиционного обучения.

Особенности выбора форм организации обучения в традиционной системе. Принципиальная схема построения урока в условиях традиционного обучения. Специфика сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации обучения.

Развивающее обучение как альтернатива традиционному обучению. Психическое развитие ребенка как педагогический приоритет и основная цель развивающего обучения. Л.С.Выготский о механизме развития: переход из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.

Развивающее обучение как целостная дидактическая система, как организация педагогической среды, позволяющей ребенку стать истинным субъектом познания. Цель развивающего обучения – обеспечение каждому учащемуся условий для приобретения опыта исследовательской деятельности. Содержание развивающего обучения – система общих принципов построения своих действий в той или иной предметной области, а также соответствую­щих им, научных понятий. Соотношение процесса усвоения понятий и формирования понятий.

Исследовательская (поисковая, творческая познавательная) деятельность как важнейшая характеристика учебной активности школьников в условиях развивающего обучения. Доминирование поисковых методов обучения: постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, а также организация оценки школьниками найденного способа действия. Субъект-субъектная модель отношений учителя и ученика.

Основные технологические ориентиры развивающего обучения. Учебная задача – «технологическая единица» развивающего обучения. Проблемно-развивающее обучение: сущность и способы организации. Проблема, проблемная ситуация – основные понятия проблемного обучения. Принципиальная логика развертывания проблемного обучения. Способы создания проблемной ситуации в учебном процессе.

Методическая система развивающего обучения Л.В.Занкова. Система принципов, ориентированных на общее развитие учащихся. Методическая система развивающего обучения В.В.Давыдова. Теория учебной деятельности как концептуальная основа развивающего обучения В.В.Давыдова.

Личностно ориентированное обучение как воплощение идей гуманистической парадигмы образования. Личностный опыт как проявление личностных функций человека (В.В.Сериков).

Цель личностно ориентированного обучения как помощь ученику в совершенствовании своих индивидуальных способностей, в естественном процессе саморазвития задатков и творческого потенциала, изначально присущего ребенку, в развитии способности к жизненному самоопределению и проявлению личностного "Я". Система принципов личностно ориентированного обучения (Л.М.Фридман).

Характеристика особенностей содержания, методов и форм обучения, а также типа взаимодействия учителя и ученика в условиях личностно ориентированного обучения. Индивидуализация – сущностная характеристика личностно ориентированного обучения.

Задачный, диалоговый и игровой подходы как составляющие технологии личностно ориентированного обучения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.012 с.)