Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет психологии искусства (По К.Мартиндейлу, Д.А.Леонтьеву).

Поиск

Предмет психологии искусства (По К.Мартиндейлу, Д.А.Леонтьеву).

Колин Мартиндейл

Существует несколько видов эмпирической эстетики, которые изучает психология:

1. Психология творчества (как создается искусство?).

2. Психология красоты (какие существуют детерминанты красоты, не зависящие от того, что мы рассматриваем – произведение искусства или обыденный предмет).

3. Собственно психология искусства (как воспринимается и оценивается искусство и отличаются ли восприятие искусства и его оценка от обыденного восприятия?)

4. Психология истории искусства (почему история искусства развивалась именно так, как она развивалась, а не иначе).

Нейронная теория творчества и нейронная теория эстетических предпочтений. По необходимости, в обоих случаях используется одна и та же терминология: например, активация «узлов» как совокупности нейронов. Фактически, обе теории в определенном смысле идентичны.

Максимальное эстетическое удовольствие достигается, в определенных пределах, когда активация максимизируется, а торможение сведено до минимума во всем наборе «узлов». Возможность возникновения творческой идеи максимальна при точно таких же условиях: максимальная активация и минимальное торможение.

 

Д.А. Леонтьев

Смысловая концепция психологии искусства

1. В троичной схеме автор—произведение—реципиент интересы различных наук распределяются по различным элементам этой схемы.

2.Эстетику, филологию, семиотику, искусствознание, интересует само произведение как таковое. Философию искусства, культурологию, социологию и информатику интересует процесс функционирования искусства в целом.

3.Творцы сосредоточиваются преимущественно на процессе творчества, на анализе (самоанализе) автора.

4.Основная сфера интересов психологии искусства сосредоточена на элементе этой схемы, — на реципиенте и, соответственно, на процессе восприятия и воздействия искусства.

5.Процесс создания художественного произведения, деятельность художественного творчества естественным образом входит в предмет психологии искусства, однако по сей день в изучении этой стороны искусства психология мало чем может похвастаться.

6. Изучение произведения как такового не входит в традиционный круг интересов психологии. В «Психологии искусства» Л.С.Выготского (1968), дается анализ именно самих произведений. Своеобразие этого подхода состоит в том, что первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания рассматриваются как существующие в виде произведений искусств или в других материальных творениях людей как экстериоризованные, опредмеченные в культуре. Во многом схожее понимание развивал позднее М.К. Мамардашвили.

 

Психологию искусства можно определить как раздел общей психологии, изучающий процессы создания и восприятия произведений искусства, а также сами произведения под углом зрения объективированных в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента. Изучение конкретных выразительных средств, использу­емых в разных видах искусства для достижения художественного эффекта, мы назовем психотехникой искусства.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА

1.ЛИЧНОСТНОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРОТИВ ИСКУССТВОЦЕНТРИЧЕСКОГО

2.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРОТИВ ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНОГО

3.ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРОТИВ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО

4. СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД ПРОТИВ КОГНИТИВНО-АФФЕКТИВНОГО

 

ИСКУССТВО КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ СМЫСЛОВ

Художественное произведение предстает не как образ мира и не как изображение мира, а как изображение образа мира, которое может анализироваться в трех аспектах.

В аспекте мира (т.е. в соотношении с самой отображенной реальностью, под углом зрения «истинности», «правдоподобия» или «жизненности»).

В аспекте образа мира (в соотношении с внутренним миром осмысляющего эту реальность автора, ее смыслов для него, под углом зрения «самовыражения» или «самораскрытия»).

В аспекте собственно изображения (особенностей художественного воплощения автором своего видения мира, в соотношении с художественными канонами, традициями и оценкой успешности, под углом зрения «стиля» или «мастерства»).

В процессе художественного восприятия происходит как бы обратное движение: от изображения мира к миру через видение мира автором. Первый шаг — увидеть за изображением мира образ мира конкретного человека и принять по отношению к нему понимающе-диалогическую позицию — делает возможным дальнейшее движение от образа мира к самому миру, постижение новых граней личностно-смысловой логики и онтологии отношений человека с миром.

На этом завершается единичный цикл функционирования художественного произведения: мир — образ мира — изображение мира — образ мира — мир. Эта последовательность и раскрывает суть схемы «жизнь — писатель — произведение — читатель — жизнь». -

 

ЗАДАЧА НА СМЫСЛ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.


Предмет психологии искусства (По А.Берлинту, В.Г.Грязевой-Добшинской).

А. Берлинт

Эстетическое поле.

Феноменология эстетического опыта

Элементы эстетического поля:

· Авторы

· Произведения

· Перципиенты (воспринимающие)

· Исполнители

· Эстетические транзакции (взаимодействия)

Эстетические транзакции – динамические взаимоотношения все элементов эстетического поля и всех его факторов, формирующих эстетический опыт в целостной эстетической ситуации.

 

Эстетическое поле

 

 
 

 

 


Факторы эстетического поля:

 

· Материальные ресурсы, уровень технологического процесса,

· Биологические характеристики,

· Психологические характеристики

· Социальные формы, культурные факторы,

· Историческое влияние,

· Идеология, религиозные верования, моральные ценности

· Научные знания, эстетические теории

 

В.Г. Грязева-Добшинская

Современный человек в качестве автора, исполнителя или зрителя, слушателя включен в пространство художественных форм, предполагающих различные типы активности, т.е. в дифференцированное эстетическое пространство.

В современное эстетическое пространство входят произведения классики, неоклассики, модерна, постмодерна, которые обращаются преимущественно к разным сферам психики и предполагают неодинаковую встречную психическую активность человека: они могутактуализировать восновном эмоции, или интеллект или инстинктивные пласты психики.

 


Психология искусства изучает межличностные диалоги (взаимодействия) авторов и аудитории, опосредованные произведениями и включает:

1.Дифференциацию произведений по эстетическим эффектам от катарсиса до открытой катастрофы (эколого-психологический подход).

2. Дифференциацию произведений по авторским, личностным (персонологическим) эффектам произведений (персонологический анализ).

3.Изучение восприятия и воздействия авторских структур произведений: символов, символических игровых структур (символико-рефлексивный подход).

4.Дифференциация в исследовании личности как субъекта культуры.


 

Взаимоотношения искусства и жизни в различных психологических концепциях (культурно-исторический и деятельностный подходы; концепции гуманистической и экзистенциальной психологии, психоанализ и аналитическая психология; теории социального научения).


 

5. Соотношение понятий «знак» – «значение» – «смысл» в психологическом исследовании искусства (деятельностный подход, смысловая концепция искусства).

 

В деятельностном подходе психология искусства рассматривается в аспекте решения человеком задачи на смысл, как акт творческий, что относится к деятельности и автора, и воспринимающего произведения Искусство – деятельность, отвечающей задаче открытия, выражения и коммуникации смыслов (А.Н. Леонтьев).

Художественное воплощение личностного смысла – один из вопросов смысловой концепции искусства. Понимание смыслов произведения связывается с позицией субъектов в отношении “задач на смысл” в контекстах жизненных ситуаций (Д.А. Леонтьев).

Искусство рассматривается как общение искусством; произведения – как открытые коммуникативные структуры, несущие вызовы к диалогу (А.А.Леонтьев).

Знак – минимальный носитель языковой информации.

•Он материален (имеет план выражения – денотат).

•Он является носителем нематериального смысла (имеет план содержания).

Информация, которую сообщает Знак является его значением (В. Руднев).

значения:

•предметные

•смысловые

•экспрессивные

 

Личностный смысл – «значение для меня», или «значение значения» (А.Н.Леонтьев)

 


 

Предмет психологии искусства (По К.Мартиндейлу, Д.А.Леонтьеву).

Колин Мартиндейл

Существует несколько видов эмпирической эстетики, которые изучает психология:

1. Психология творчества (как создается искусство?).

2. Психология красоты (какие существуют детерминанты красоты, не зависящие от того, что мы рассматриваем – произведение искусства или обыденный предмет).

3. Собственно психология искусства (как воспринимается и оценивается искусство и отличаются ли восприятие искусства и его оценка от обыденного восприятия?)

4. Психология истории искусства (почему история искусства развивалась именно так, как она развивалась, а не иначе).

Нейронная теория творчества и нейронная теория эстетических предпочтений. По необходимости, в обоих случаях используется одна и та же терминология: например, активация «узлов» как совокупности нейронов. Фактически, обе теории в определенном смысле идентичны.

Максимальное эстетическое удовольствие достигается, в определенных пределах, когда активация максимизируется, а торможение сведено до минимума во всем наборе «узлов». Возможность возникновения творческой идеи максимальна при точно таких же условиях: максимальная активация и минимальное торможение.

 

Д.А. Леонтьев

Смысловая концепция психологии искусства

1. В троичной схеме автор—произведение—реципиент интересы различных наук распределяются по различным элементам этой схемы.

2.Эстетику, филологию, семиотику, искусствознание, интересует само произведение как таковое. Философию искусства, культурологию, социологию и информатику интересует процесс функционирования искусства в целом.

3.Творцы сосредоточиваются преимущественно на процессе творчества, на анализе (самоанализе) автора.

4.Основная сфера интересов психологии искусства сосредоточена на элементе этой схемы, — на реципиенте и, соответственно, на процессе восприятия и воздействия искусства.

5.Процесс создания художественного произведения, деятельность художественного творчества естественным образом входит в предмет психологии искусства, однако по сей день в изучении этой стороны искусства психология мало чем может похвастаться.

6. Изучение произведения как такового не входит в традиционный круг интересов психологии. В «Психологии искусства» Л.С.Выготского (1968), дается анализ именно самих произведений. Своеобразие этого подхода состоит в том, что первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания рассматриваются как существующие в виде произведений искусств или в других материальных творениях людей как экстериоризованные, опредмеченные в культуре. Во многом схожее понимание развивал позднее М.К. Мамардашвили.

 

Психологию искусства можно определить как раздел общей психологии, изучающий процессы создания и восприятия произведений искусства, а также сами произведения под углом зрения объективированных в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента. Изучение конкретных выразительных средств, использу­емых в разных видах искусства для достижения художественного эффекта, мы назовем психотехникой искусства.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА

1.ЛИЧНОСТНОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРОТИВ ИСКУССТВОЦЕНТРИЧЕСКОГО

2.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРОТИВ ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНОГО

3.ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРОТИВ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО

4. СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД ПРОТИВ КОГНИТИВНО-АФФЕКТИВНОГО

 

ИСКУССТВО КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ СМЫСЛОВ

Художественное произведение предстает не как образ мира и не как изображение мира, а как изображение образа мира, которое может анализироваться в трех аспектах.

В аспекте мира (т.е. в соотношении с самой отображенной реальностью, под углом зрения «истинности», «правдоподобия» или «жизненности»).

В аспекте образа мира (в соотношении с внутренним миром осмысляющего эту реальность автора, ее смыслов для него, под углом зрения «самовыражения» или «самораскрытия»).

В аспекте собственно изображения (особенностей художественного воплощения автором своего видения мира, в соотношении с художественными канонами, традициями и оценкой успешности, под углом зрения «стиля» или «мастерства»).

В процессе художественного восприятия происходит как бы обратное движение: от изображения мира к миру через видение мира автором. Первый шаг — увидеть за изображением мира образ мира конкретного человека и принять по отношению к нему понимающе-диалогическую позицию — делает возможным дальнейшее движение от образа мира к самому миру, постижение новых граней личностно-смысловой логики и онтологии отношений человека с миром.

На этом завершается единичный цикл функционирования художественного произведения: мир — образ мира — изображение мира — образ мира — мир. Эта последовательность и раскрывает суть схемы «жизнь — писатель — произведение — читатель — жизнь». -

 

ЗАДАЧА НА СМЫСЛ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.007 с.)