Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет психологии искусства (По К.Мартиндейлу, Д.А.Леонтьеву).↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет психологии искусства (По К.Мартиндейлу, Д.А.Леонтьеву). Колин Мартиндейл Существует несколько видов эмпирической эстетики, которые изучает психология: 1. Психология творчества (как создается искусство?). 2. Психология красоты (какие существуют детерминанты красоты, не зависящие от того, что мы рассматриваем – произведение искусства или обыденный предмет). 3. Собственно психология искусства (как воспринимается и оценивается искусство и отличаются ли восприятие искусства и его оценка от обыденного восприятия?) 4. Психология истории искусства (почему история искусства развивалась именно так, как она развивалась, а не иначе). Нейронная теория творчества и нейронная теория эстетических предпочтений. По необходимости, в обоих случаях используется одна и та же терминология: например, активация «узлов» как совокупности нейронов. Фактически, обе теории в определенном смысле идентичны. Максимальное эстетическое удовольствие достигается, в определенных пределах, когда активация максимизируется, а торможение сведено до минимума во всем наборе «узлов». Возможность возникновения творческой идеи максимальна при точно таких же условиях: максимальная активация и минимальное торможение.
Д.А. Леонтьев Смысловая концепция психологии искусства 1. В троичной схеме автор—произведение—реципиент интересы различных наук распределяются по различным элементам этой схемы. 2.Эстетику, филологию, семиотику, искусствознание, интересует само произведение как таковое. Философию искусства, культурологию, социологию и информатику интересует процесс функционирования искусства в целом. 3.Творцы сосредоточиваются преимущественно на процессе творчества, на анализе (самоанализе) автора. 4.Основная сфера интересов психологии искусства сосредоточена на элементе этой схемы, — на реципиенте и, соответственно, на процессе восприятия и воздействия искусства. 5.Процесс создания художественного произведения, деятельность художественного творчества естественным образом входит в предмет психологии искусства, однако по сей день в изучении этой стороны искусства психология мало чем может похвастаться. 6. Изучение произведения как такового не входит в традиционный круг интересов психологии. В «Психологии искусства» Л.С.Выготского (1968), дается анализ именно самих произведений. Своеобразие этого подхода состоит в том, что первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания рассматриваются как существующие в виде произведений искусств или в других материальных творениях людей как экстериоризованные, опредмеченные в культуре. Во многом схожее понимание развивал позднее М.К. Мамардашвили.
Психологию искусства можно определить как раздел общей психологии, изучающий процессы создания и восприятия произведений искусства, а также сами произведения под углом зрения объективированных в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента. Изучение конкретных выразительных средств, используемых в разных видах искусства для достижения художественного эффекта, мы назовем психотехникой искусства.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА 1.ЛИЧНОСТНОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРОТИВ ИСКУССТВОЦЕНТРИЧЕСКОГО 2.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРОТИВ ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНОГО 3.ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРОТИВ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО 4. СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД ПРОТИВ КОГНИТИВНО-АФФЕКТИВНОГО
ИСКУССТВО КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ СМЫСЛОВ Художественное произведение предстает не как образ мира и не как изображение мира, а как изображение образа мира, которое может анализироваться в трех аспектах. В аспекте мира (т.е. в соотношении с самой отображенной реальностью, под углом зрения «истинности», «правдоподобия» или «жизненности»). В аспекте образа мира (в соотношении с внутренним миром осмысляющего эту реальность автора, ее смыслов для него, под углом зрения «самовыражения» или «самораскрытия»). В аспекте собственно изображения (особенностей художественного воплощения автором своего видения мира, в соотношении с художественными канонами, традициями и оценкой успешности, под углом зрения «стиля» или «мастерства»). В процессе художественного восприятия происходит как бы обратное движение: от изображения мира к миру через видение мира автором. Первый шаг — увидеть за изображением мира образ мира конкретного человека и принять по отношению к нему понимающе-диалогическую позицию — делает возможным дальнейшее движение от образа мира к самому миру, постижение новых граней личностно-смысловой логики и онтологии отношений человека с миром. На этом завершается единичный цикл функционирования художественного произведения: мир — образ мира — изображение мира — образ мира — мир. Эта последовательность и раскрывает суть схемы «жизнь — писатель — произведение — читатель — жизнь». -
ЗАДАЧА НА СМЫСЛ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Предмет психологии искусства (По А.Берлинту, В.Г.Грязевой-Добшинской). А. Берлинт Эстетическое поле. Феноменология эстетического опыта Элементы эстетического поля: · Авторы · Произведения · Перципиенты (воспринимающие) · Исполнители · Эстетические транзакции (взаимодействия) Эстетические транзакции – динамические взаимоотношения все элементов эстетического поля и всех его факторов, формирующих эстетический опыт в целостной эстетической ситуации.
Эстетическое поле
Факторы эстетического поля:
· Материальные ресурсы, уровень технологического процесса, · Биологические характеристики, · Психологические характеристики · Социальные формы, культурные факторы, · Историческое влияние, · Идеология, религиозные верования, моральные ценности · Научные знания, эстетические теории
В.Г. Грязева-Добшинская Современный человек в качестве автора, исполнителя или зрителя, слушателя включен в пространство художественных форм, предполагающих различные типы активности, т.е. в дифференцированное эстетическое пространство. В современное эстетическое пространство входят произведения классики, неоклассики, модерна, постмодерна, которые обращаются преимущественно к разным сферам психики и предполагают неодинаковую встречную психическую активность человека: они могутактуализировать восновном эмоции, или интеллект или инстинктивные пласты психики.
Психология искусства изучает межличностные диалоги (взаимодействия) авторов и аудитории, опосредованные произведениями и включает: 1.Дифференциацию произведений по эстетическим эффектам от катарсиса до открытой катастрофы (эколого-психологический подход). 2. Дифференциацию произведений по авторским, личностным (персонологическим) эффектам произведений (персонологический анализ). 3.Изучение восприятия и воздействия авторских структур произведений: символов, символических игровых структур (символико-рефлексивный подход). 4.Дифференциация в исследовании личности как субъекта культуры.
Взаимоотношения искусства и жизни в различных психологических концепциях (культурно-исторический и деятельностный подходы; концепции гуманистической и экзистенциальной психологии, психоанализ и аналитическая психология; теории социального научения).
5. Соотношение понятий «знак» – «значение» – «смысл» в психологическом исследовании искусства (деятельностный подход, смысловая концепция искусства).
В деятельностном подходе психология искусства рассматривается в аспекте решения человеком задачи на смысл, как акт творческий, что относится к деятельности и автора, и воспринимающего произведения Искусство – деятельность, отвечающей задаче открытия, выражения и коммуникации смыслов (А.Н. Леонтьев). Художественное воплощение личностного смысла – один из вопросов смысловой концепции искусства. Понимание смыслов произведения связывается с позицией субъектов в отношении “задач на смысл” в контекстах жизненных ситуаций (Д.А. Леонтьев). Искусство рассматривается как общение искусством; произведения – как открытые коммуникативные структуры, несущие вызовы к диалогу (А.А.Леонтьев). Знак – минимальный носитель языковой информации. •Он материален (имеет план выражения – денотат). •Он является носителем нематериального смысла (имеет план содержания). Информация, которую сообщает Знак является его значением (В. Руднев). значения: •предметные •смысловые •экспрессивные
Личностный смысл – «значение для меня», или «значение значения» (А.Н.Леонтьев)
Предмет психологии искусства (По К.Мартиндейлу, Д.А.Леонтьеву). Колин Мартиндейл Существует несколько видов эмпирической эстетики, которые изучает психология: 1. Психология творчества (как создается искусство?). 2. Психология красоты (какие существуют детерминанты красоты, не зависящие от того, что мы рассматриваем – произведение искусства или обыденный предмет). 3. Собственно психология искусства (как воспринимается и оценивается искусство и отличаются ли восприятие искусства и его оценка от обыденного восприятия?) 4. Психология истории искусства (почему история искусства развивалась именно так, как она развивалась, а не иначе). Нейронная теория творчества и нейронная теория эстетических предпочтений. По необходимости, в обоих случаях используется одна и та же терминология: например, активация «узлов» как совокупности нейронов. Фактически, обе теории в определенном смысле идентичны. Максимальное эстетическое удовольствие достигается, в определенных пределах, когда активация максимизируется, а торможение сведено до минимума во всем наборе «узлов». Возможность возникновения творческой идеи максимальна при точно таких же условиях: максимальная активация и минимальное торможение.
Д.А. Леонтьев Смысловая концепция психологии искусства 1. В троичной схеме автор—произведение—реципиент интересы различных наук распределяются по различным элементам этой схемы. 2.Эстетику, филологию, семиотику, искусствознание, интересует само произведение как таковое. Философию искусства, культурологию, социологию и информатику интересует процесс функционирования искусства в целом. 3.Творцы сосредоточиваются преимущественно на процессе творчества, на анализе (самоанализе) автора. 4.Основная сфера интересов психологии искусства сосредоточена на элементе этой схемы, — на реципиенте и, соответственно, на процессе восприятия и воздействия искусства. 5.Процесс создания художественного произведения, деятельность художественного творчества естественным образом входит в предмет психологии искусства, однако по сей день в изучении этой стороны искусства психология мало чем может похвастаться. 6. Изучение произведения как такового не входит в традиционный круг интересов психологии. В «Психологии искусства» Л.С.Выготского (1968), дается анализ именно самих произведений. Своеобразие этого подхода состоит в том, что первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания рассматриваются как существующие в виде произведений искусств или в других материальных творениях людей как экстериоризованные, опредмеченные в культуре. Во многом схожее понимание развивал позднее М.К. Мамардашвили.
Психологию искусства можно определить как раздел общей психологии, изучающий процессы создания и восприятия произведений искусства, а также сами произведения под углом зрения объективированных в их структуре приемов и средств воздействия на реципиента. Изучение конкретных выразительных средств, используемых в разных видах искусства для достижения художественного эффекта, мы назовем психотехникой искусства.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА 1.ЛИЧНОСТНОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРОТИВ ИСКУССТВОЦЕНТРИЧЕСКОГО 2.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРОТИВ ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНОГО 3.ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРОТИВ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО 4. СМЫСЛОВОЙ ПОДХОД ПРОТИВ КОГНИТИВНО-АФФЕКТИВНОГО
ИСКУССТВО КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ СМЫСЛОВ Художественное произведение предстает не как образ мира и не как изображение мира, а как изображение образа мира, которое может анализироваться в трех аспектах. В аспекте мира (т.е. в соотношении с самой отображенной реальностью, под углом зрения «истинности», «правдоподобия» или «жизненности»). В аспекте образа мира (в соотношении с внутренним миром осмысляющего эту реальность автора, ее смыслов для него, под углом зрения «самовыражения» или «самораскрытия»). В аспекте собственно изображения (особенностей художественного воплощения автором своего видения мира, в соотношении с художественными канонами, традициями и оценкой успешности, под углом зрения «стиля» или «мастерства»). В процессе художественного восприятия происходит как бы обратное движение: от изображения мира к миру через видение мира автором. Первый шаг — увидеть за изображением мира образ мира конкретного человека и принять по отношению к нему понимающе-диалогическую позицию — делает возможным дальнейшее движение от образа мира к самому миру, постижение новых граней личностно-смысловой логики и онтологии отношений человека с миром. На этом завершается единичный цикл функционирования художественного произведения: мир — образ мира — изображение мира — образ мира — мир. Эта последовательность и раскрывает суть схемы «жизнь — писатель — произведение — читатель — жизнь». -
ЗАДАЧА НА СМЫСЛ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.111 (0.007 с.) |