Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления исследований в социальной работе
Основные направления исследований в социальной работе Большинство исследований в области социальной работы имеют в качестве основной своей цели улучшение практики социальной работы. Исследования в социальной работе направлены на получение данных, необходимых для принятия конкретных решений, на их основе формируется теоретический и фактический багаж, рано или поздно использующийся в работе социальных служб. В ходе исследований вырабатываются методы и подходы для практической деятельности и определяются ее перспективы. На Западе необходимость проведения научных исследований в сфере социальной помощи была осознана еще в конце XIXв. Первым профессиональным исследованием в социальной работе принято считать работу Мэри Ричмонд «Социальный диагноз», опубликованную в 1917 году. До 30-40 гг.XX века исследования в социальной работе проводились в процессе решения социальных проблем и оказания социальной помощи. Они были стимулированы обострением в 20-е годы социальных политических изменений включая процесс урбанизации, бедность, жилищные проблемы, тяжелые условия труда. На этой основе развивалась концепция оперативных исследований, целью которых было предать гласности нужды сообщества, чтобы побудить население к немедленным действиям для исправления положения.[1] Результатом социальных исследований, особенно активно имевших место в США, стало привлечение внимания ко многим городским проблемам, и, по общепризнанному мнению, это стало началом развития современных форм изучения социальных проблем. Своеобразным импульсом к разделению исследований в социальной работе и других социальных сферах было требование давать знание, которое могло бы быть использовано при разработке и реализации программ социальной работы. Одним из основных принципов исследовательской деятельности за рубежом является признание уникальности социальной работы как профессиональной сферы, которая выражается прежде всего в том, что институт социальной работы и, следовательно, исследования в социальной работе связаны с институтом социального благосостояния. В настоящее время в сфере социальной работы там выделяют четыре основных исследовательских направления: 1) Социальная работа изучается как профессиональная сфера, что включает историю и общие вопросы образования и обучения, анализ внутри профессиональных отношений, основы функционирования организаций и ассоциации социальных работников, проблемы использования персонала в социальной сфере, качество социального страхования, социальные стандарты. 2) Следующая область исследований – теория и практика социальной работы, в центре которой – практические и исследовательские методы работы, включая менеджмент, консультирование и наблюдение, групповую работу и групповую терапию и т.д. 3) Исследования в области сферы обслуживания, которые выделяются по социальным группам: престарелые, дети, инвалиды и т.д. 4) Макроуровень социальной работы- основная область исследований –это та- кие социальные проблемы, как жилищные, рынок труда и др.
Социальная работа как профессиональная деятельность Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника-это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи. Таким образом, социальная работа – это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающихся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа – целостная структура, которая состоит из следующих элементов: 1) субъектов; 2) содержания, которое раскрывается через функции; 3) средств (организационно-технических, финансовых и др.); 4) управления и цели. Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны –поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы – это нахождение компромисса между этими двумя целями.[1] Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно, умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им. То есть общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник — группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, так как в конечном счете самым главным является конкретный человек. Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников. Социальная работа как профессиональная деятельность Благополучие общества прежде всего – благополучие его членов. Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческого бытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны стать предметом деятельности специально подготовленных профессионалов – социальных работников. Социальная работа прошла путь от действий непрофессиональных энтузиастов, занимавшихся благотворительностью в XIX вдо профессиональной деятельности специалистов. Социальные работники сегодня пытаются концептуально прояснить и утвердить свою профессиональную идентичность. Сферы деятельности социальных работников сейчас настолько разнообразны, что ответ на вопрос «Кто мы?» для них стал не просто делом профессиональной солидарности или теоретического интереса, а жизненноважным условием профессионального самоопределения, обретения личного и социального статуса. В настоящее время социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и/или локальным сообществам в целях усиления или восстановления их способности к социальному функционированию. Клиенты социальных работников Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Социальная работа как практическая деятельность реализуется через взаимодействие социального работника с индивидом или некой общностью людей. Очевидно, что основные задачи социального работника в процессе оказания помощи непосредственно определяются необходимостью организовать и структурировать ситуацию взаимодействия с клиентом таким образом, чтобы достичь взаимосогласованных целей и эффективных результатов социальной помощи. Профессиональная деятельность социальных работников может включать множество аспектов социально-правового и психологического планов. Основным способом взаимодействия социального работника с клиентом становится консультирование. В процессе консультирования для построения адекватных профессиональных действий и коммуникаций на передний план выходят ценностные и этические аспекты. Содержание и направленность профессиональных действий социального работника следует рассматривать в системе ценностных координат, важнейшими элементами которой являются обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями.
Честность и открытость Ответственность за разработку и осуществление этически приемлемого исследования всегда полностью возлагается на исследователя. Этически обоснованное исследование должно сопровождаться четким соглашением между исследователем и лицом, являющимся объектом исследования. Предметом данного соглашения являются обязанности его участников – как объекта, так и субъекта – по отношению друг к другу: исследователь берет на себя обязанности полного информирования клиента об исследовании и его результатах, а клиент обязуется предоставлять достоверную информацию, необходимую в ходе проводимого исследования в объеме, имеющемся у него и достаточном для исследования. Если методика исследования вынуждает исследователя скрыть что-либо от клиента в процессе исследования, то его обязанностью является объяснить это клиенту и восстановить доверительные отношения. Этически и научно обоснованной является проверка данных, сообщенных клиентом, однако клиент должен быть заранее оповещен о возможности и необходимости проверки предоставляемой информации. Этические нормы говорят о том, что исследователь не имеет права накапливать информацию об индивиде в тайне от него, а также произвольно передавать эту информацию третьим лицам, не участвующим в исследовании и не занятым решением проблем клиента.[4, c.137]
Добровольность участия Согласие клиента на участие в исследованиях базируется на его праве на личную свободу. Право согласиться или не согласиться на то, чтобы стать объектом исследования, было осознано уже в античности. Тем не менее, следует различать исследования по их целям и в соответствии с ними определять права клиента на участи или отказ от участия в исследованиях.[3, c.125] Если клиент обращается в социальную службу с просьбой об оказании ему помощи и услуг, как правило, эти услуги или помощь оказываются после тщательной проверки личных и семейных обстоятельств его жизни. Такого рода обследования необходимы, чтобы избежать злоупотреблений, для того, чтобы составить объективное мнение о трудностях клиента и на основании полученных данных с максимальной эффективностью оказать требуемую помощь. Участие в подобном обследовании, предоставление максимально полной информации в данном случае является обязанностью клиента, поскольку обследование делается в первую очередь в его интересах и результаты его имеют чисто практическое значение. Так, например, для принятия решения о предоставлении клиенту услуг на дому, социальная служба должна располагать сведениями о доходах клиента, состоянии его здоровья, условиях проживания, составе семьи и т.п. Это позволит правильно определить количество и качество необходимых услуг и их стоимость, что особенно важно, если в соответствии с законом решается вопрос о предоставлении бесплатных, частично оплачиваемых или платных услуг. В этом случае исследование, проводимое социальной службой, является обязательным и отказ от него клиента будет автоматически означать его отказ от социальных услуг.
Заключение Социальная работа во всех своих ипостасях – один из наиболее тщательно подготовленных, научно и методически оснащенных социальных феноменов. Процесс усиления научных, теоретических и практических основ социальной работы постоянно набирает силу. И очень важно, чтобы социологические исследования как средства научного обеспечения деятельности социальных учреждений и служб использовались грамотно и, как говорится, к месту, давали в руки их организаторам действительно нужную, достоверную и всестороннюю информацию для того, чтобы принимать продуманные решения на основании анализа полученных данных, устранять недочеты, искать правильные и нужные пути решения нуждающимся. Высокая отдача от социологических исследований наблюдается лишь там и тогда, когда они проводятся не ради любопытства и созерцания полученных результатов, а в целях познания проблем социальной работы и устранения этих проблем на практике.
Основные направления исследований в социальной работе Большинство исследований в области социальной работы имеют в качестве основной своей цели улучшение практики социальной работы. Исследования в социальной работе направлены на получение данных, необходимых для принятия конкретных решений, на их основе формируется теоретический и фактический багаж, рано или поздно использующийся в работе социальных служб. В ходе исследований вырабатываются методы и подходы для практической деятельности и определяются ее перспективы. На Западе необходимость проведения научных исследований в сфере социальной помощи была осознана еще в конце XIXв. Первым профессиональным исследованием в социальной работе принято считать работу Мэри Ричмонд «Социальный диагноз», опубликованную в 1917 году. До 30-40 гг.XX века исследования в социальной работе проводились в процессе решения социальных проблем и оказания социальной помощи. Они были стимулированы обострением в 20-е годы социальных политических изменений включая процесс урбанизации, бедность, жилищные проблемы, тяжелые условия труда. На этой основе развивалась концепция оперативных исследований, целью которых было предать гласности нужды сообщества, чтобы побудить население к немедленным действиям для исправления положения.[1] Результатом социальных исследований, особенно активно имевших место в США, стало привлечение внимания ко многим городским проблемам, и, по общепризнанному мнению, это стало началом развития современных форм изучения социальных проблем. Своеобразным импульсом к разделению исследований в социальной работе и других социальных сферах было требование давать знание, которое могло бы быть использовано при разработке и реализации программ социальной работы. Одним из основных принципов исследовательской деятельности за рубежом является признание уникальности социальной работы как профессиональной сферы, которая выражается прежде всего в том, что институт социальной работы и, следовательно, исследования в социальной работе связаны с институтом социального благосостояния. В настоящее время в сфере социальной работы там выделяют четыре основных исследовательских направления: 1) Социальная работа изучается как профессиональная сфера, что включает историю и общие вопросы образования и обучения, анализ внутри профессиональных отношений, основы функционирования организаций и ассоциации социальных работников, проблемы использования персонала в социальной сфере, качество социального страхования, социальные стандарты. 2) Следующая область исследований – теория и практика социальной работы, в центре которой – практические и исследовательские методы работы, включая менеджмент, консультирование и наблюдение, групповую работу и групповую терапию и т.д. 3) Исследования в области сферы обслуживания, которые выделяются по социальным группам: престарелые, дети, инвалиды и т.д. 4) Макроуровень социальной работы- основная область исследований –это та- кие социальные проблемы, как жилищные, рынок труда и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.184 (0.008 с.) |