Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и объект философии. Структура философского знания и его функции.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ. ПРЕДМЕТ – бытие, т.е. изучение универсальных закономерностей развития природы, общества и человека. Предмет изучения вообще – это те аспекты объекта, которые выделила та или иная наука. ОБЪЕКТ- (объект есть то, на что направлено изучение вцелом) является мир в целом, как единое целое; природа, общество и человек. СТРУКТУРА ФИЛ.ЗНАНИЯ – онтология (теория бытия) - исследует мир в целом и его бытие; гносеология (теория познания) – изучает пути, возможности, способы и результаты процесса познания; этика- учение и морали; эстетика – учение о красе; аксеология – учение о ценностях; логика – занимается структурами и формами правильного мышления; философская антропология – изучает человека. ФУНКЦИИ: аксеологическая – формирует ценности, нормы, идеалы морали и научной деятельности как таковой; гносеологическая – формирует проблему познания мира и анализирует возможность приложения частности наук; мировоззренческая – философия есть фундамент научного мировоззрения; прогностическая – прогнозирует будущее человека. Основной вопрос философии - вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.
ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ – система теоретических взглядов на мир в целом и на место в нем человека; МИРОВОЗЗРЕНИЕ - сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Между фил-ией и мир-ем есть две существенные разницы: фил-ия – теоретическая (постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мир-ие, скажем, на житейском уровне здравого смысла), а мир-ие – практическое; фил-ия – универсальная, а мир-ие – индивидуальное. Проще говоря, фил-ия – взгляд одного человека на проблемы всего человечества, а мир-ие – индивидуальный взгляд на личные проблемы. Близость между мир-ем и фил-ией заключается в том, что фил-ия является содержательным ядром мир-ия.
МАТЕРИАЛИЗМ, ИДЕАЛИЗМ, ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ – ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ. Мировоззренческие взгляды философов, философских произведений и философских школ принято группировать (классифицировать) по таким показателям (признакам): По содержанию решения философией мировоззренческих проблем. Здесь имеется в виду, что именно говорит философ или его школа по поводу тех или иных мировоззренческих проблем; что нового по сравнению со своими предшественниками вносит в философию данный философ, а в чем он повторяет других или чем противопоставляет себя другим. Какова оценка философом соотношения духа и материи? По этому признаку философскую мысль можно поделить на идеализм, материализм и дуализм. По методологии исследования мировоззренческих проблем. А такова методология, как и философия, может быть метафизической или диалектической. По той роли, которую отводить философия разуму и чувствам в постижении мировоззренческих проблем. В соответствии с этим показателем различают два вида философии: философский рационализм и философский сенсуализм. По месту и содержанию Идеи Бога в философии. По этому признаку различают такие философские школы: Теизм, Деизм, Пантеизм, Атеизм. По количеству доминирующих факторов (начал, первопричин) в мире философия разделяется на Монизм, Дуализм и Плюрализм. По национальной специфике и историческом времени функционирования философской мысли. По перечисленным признаками мы можем охватить, оценить и описать почти все философское наследство и направления философской мысли.философы (философские школы), которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) - производным и зависимым от Материи назывались философскими школами материализма, или просто - Материализмом. Материализмом есть философия марксизма, философия Людвига Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура, Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Философия, которая провозглашает Дух (Сознание) первичным, а материю - вторичной называется Идеализмом. Те философские школы, которые признают существование Духа, как такого, который ни от чего не зависит; как Закон (законы), который существует сам по себе и управляет процессами мира, раскрывает себя в мире; как какие-то Идеи, которая стоит над миром, но дает миру жизнь и направление развития, - называют школами Объективного идеализма. Наиболее типичным представителем объективного идеализма был Платон и Гегель. Те философские школы, которые признают существование субъективного духа, то есть существование совокупности тех явлений, которые мы называем продуктом нашего сознания (чувства, побуждения, представления, понятия) и которые по оценками таких философов, "создают" мир и все, что в нем, называют Субъективными идеалистами. Наиболее типичным представителей этой философской школы является большинство представителей ортодоксальной индийской философии, а также Давид Юм, Джордж Беркли, Фихте, частично - Эммануил Кант. Дуализм (от латинского слова "duo" - два) - это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Диавол; Свет и Тьма; Ин и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов. Плюрализм (от латинского слова "pluralis" - множественный, много) - признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово "Плюрализм" применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже - противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.
РАЗРАБОТКА МАРКСОМ МАТЕРИАЛЕСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ. Диалектический материализм – специализированное философское направление, основанное (только) на рационально-материалистическом использовании диалектики. Диалектический материализм базируется на опорных положениях диалектического метода (есть рациональный логико-исторический материалистический метод, учитывающий лишь некоторые из основных диалектических принципов и операций, но по своему существу диалектическим не являющийся) Маркса: всеобщая связь и взаимозависимость явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления, движение, изменение, развитие и обновление природы и общества, переход количественных изменений в качественные преобразования, борьба старого и нового, борьба противоположностей, в т.ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития. Диалектический материализм имеет основоположения материалистической теории познания (есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающее полное отражение вечно развивающейся материи, или всестороннее учение о развитии, о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений.): материальности мира, первичности материи и вторичности сознания, познаваемости мира.
Киево-Могилянская Академия как центр философской мысли Серед філософів Києво-Могилянської академії особливо виокремлюється професор Інокентій Гізель (1600-1683), якого його сучасник назвав “українським Арістотелем”. І. Гізель обстоював позиції деїзму. На його думку, Бог створив матерію і дух. І. Гізель здійснив рішучий відхід від антропоморфного розуміння Бога, визначаючи його як самодостатню сутність, вічну, безмежну, нескінченно творящу і неосяжну для людського розуму. У питаннях гносеології він був близьким до поширеної у схоластиці теорії образів, поділяючи думку, що процес пізнання починається з чуттєвого досвіду. Відповідно до виконуваних функцій у структурі внутрішнього чуття Гізель виокремлює такі підвиди: загальне чуття, фантазію, оцінювальну здатність, пам'ять та здатність до розмірковування. Серед онтологічних, натурфілософських проблем, над якими він працював, були питання природи руху, який він розглядав як різноманітні кількісні та якісні зміни, здійснювані в природі як просторове переміщення. Природу цих змін він вбачав у взаємному витісненні протилежностей, тобто у боротьбі. Якщо відсутні протилежності, вважав Гізель, то відсутнє будь-яке виникнення чи згасання, а отже, відсутній рух. Істотний внесок у розвиток української філософії зробив професор академії Феофан Прокопович (1677-1736), який читав лекції з арифметики, геометрії, фізики, астрономії, логіки і богослов'я. Він визнавав важливу роль чуттєвого досвіду в осягненні істини, але при цьому особливу увагу звертав і на споглядання як невід'ємну умову цього процесу та фантазію, що, на його думку, забезпечує зв'язок цих двох складових під час знаходження істини. Серед онтологічних проблем, яким Прокопович надавав особливо важливого значення, було вчення про матерію, яке він переосмислив відповідно до філософії Нового часу. Всупереч усталеній середньовічній схоластичній традиції він розглядав матерію не в метафізиці, а в натурфілософії, у зв'язку з природознавчими дослідженнями. Матерія в його інтерпретації не є чистою потенцією, що своїм існуванням завдячує формі, не є абстрактним субстратом, а мислиться як така, що характеризується протяжністю, тобто має ширину, глибину, висоту, довжину тощо. Найбільш яскраво репрезентує цей період Георгій Щербацький (1725-невід.). Він тлумачить філософію як науку, як “істинне, вірогідне, очевидне пізнання якоїсь речі, незаперечної і незмінної через певну істинну підставу чи причину, завдяки якій вона є ось такою або в кожному разі завдяки якій стверджується, що вона саме така, чи заперечується попереднє визначення”. Особливу роль у цьому процесі Щербацький відводить самосвідомості, проблемі онтології “внутрішньої людини”, що є, як відомо, однією з провідних ідей української філософської думки. У пошуку істини він застерігав від надмірної довіри до свідчень органів чуття, наголошував на необхідності підпорядкування чуттєвого пізнання мисленню, розумінню, осягненню з допомогою природного світла розуму, яким наділив людину Бог. Тобто основою об'єктивної значущості людського мислення вважав Божу всемогутність, що породила свідомість людини і принцип очевидності як суб'єктивного відповідника цієї всемогутності. Матерія постає у його вченні сукупністю вічних, незмінних первинних якостей, фундаментальних конструктивних елементів Всесвіту, субстанцією, яку він зводив до трьох елементів Декарта, атомів Демокріта й Гассенді, ще до чогось, що, за його словами, нам поки що не відоме. Цю матерію Щербацький визнавав першоматерією, що є основою другої - природних тіл: “Матерія могла вважатися складеною з тіла й навпаки, адже друга матерія або чуттєве тіло виникає з тіла нечуттєвого, яким є перпіоматерія”.
ПРОБЛЕМЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА. ПОСТМОДЕРНИЗМ — понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия. Ведущие представители: Р.Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Делез, Деррида, Джеймисон, Гваттари, Клоссовски, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др. Первая проблема — это проблема множественного, мультикультурного, неевропоцентрического мира. Вторая проблема постмодерна — это попытка представить и описать мир как текст, а текст — как некоторое инобытие мира. И, наконец, третья стержневая идея постмодерна, третий стержневой раскачивающийся столп постмодерна — это идея смерти Бога и исчезновения человека. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей - заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. переход количества в качество - При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком.; отрицания отрицания - заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. смена вкусов в культуре, музыке. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности. Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это — обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства. Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.Политика представляется как составная часть всего мироздания. Взаимодействуя с космосом, природой, обществом и различными сферами последнего, политика тем самым обозначает те свои важнейшие внешние связи, которые являются основанием для возникновения специфических форм научного отображения ее определенных черт и граней.Так, политика, рассмотренная в качестве органической составной части всей совокупности социальных, природных и космических (символизирующих специфическую часть природных) явлений, изучается политической философией. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций.В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. В то же время как разновидность властно-государственного принуждения политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на экономические процессы. И прежде всего в тех ситуациях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы значительной части населения или всего государства. В этом смысле характер политического влияния на экономику может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ. ПРЕДМЕТ – бытие, т.е. изучение универсальных закономерностей развития природы, общества и человека. Предмет изучения вообще – это те аспекты объекта, которые выделила та или иная наука. ОБЪЕКТ- (объект есть то, на что направлено изучение вцелом) является мир в целом, как единое целое; природа, общество и человек. СТРУКТУРА ФИЛ.ЗНАНИЯ – онтология (теория бытия) - исследует мир в целом и его бытие; гносеология (теория познания) – изучает пути, возможности, способы и результаты процесса познания; этика- учение и морали; эстетика – учение о красе; аксеология – учение о ценностях; логика – занимается структурами и формами правильного мышления; философская антропология – изучает человека. ФУНКЦИИ: аксеологическая – формирует ценности, нормы, идеалы морали и научной деятельности как таковой; гносеологическая – формирует проблему познания мира и анализирует возможность приложения частности наук; мировоззренческая – философия есть фундамент научного мировоззрения; прогностическая – прогнозирует будущее человека. Основной вопрос философии - вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.
ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ – система теоретических взглядов на мир в целом и на место в нем человека; МИРОВОЗЗРЕНИЕ - сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Между фил-ией и мир-ем есть две существенные разницы: фил-ия – теоретическая (постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мир-ие, скажем, на житейском уровне здравого смысла), а мир-ие – практическое; фил-ия – универсальная, а мир-ие – индивидуальное. Проще говоря, фил-ия – взгляд одного человека на проблемы всего человечества, а мир-ие – индивидуальный взгляд на личные проблемы. Близость между мир-ем и фил-ией заключается в том, что фил-ия является содержательным ядром мир-ия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.014 с.) |