Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект философии. Структура философского знания и его функции.

Поиск

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.

ПРЕДМЕТ – бытие, т.е. изучение универсальных закономерностей развития природы, общества и человека. Предмет изучения вообще – это те аспекты объекта, которые выделила та или иная наука. ОБЪЕКТ- (объект есть то, на что направлено изучение вцелом) является мир в целом, как единое целое; природа, общество и человек. СТРУКТУРА ФИЛ.ЗНАНИЯ – онтология (теория бытия) - исследует мир в целом и его бытие; гносеология (теория познания) – изучает пути, возможности, способы и результаты процесса познания; этика- учение и морали; эстетика – учение о красе; аксеология – учение о ценностях; логика – занимается структурами и формами правильного мышления; философская антропология – изучает человека. ФУНКЦИИ: аксеологическая – формирует ценности, нормы, идеалы морали и научной деятельности как таковой; гносеологическая – формирует проблему познания мира и анализирует возможность приложения частности наук; мировоззренческая – философия есть фундамент научного мировоззрения; прогностическая – прогнозирует будущее человека.

Основной вопрос философии - вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

  1. Что первично, сознание или материя?2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

 

 

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ – система теоретических взглядов на мир в целом и на место в нем человека; МИРОВОЗЗРЕНИЕ - сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Между фил-ией и мир-ем есть две существенные разницы: фил-ия – теоретическая (постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мир-ие, скажем, на житейском уровне здравого смысла), а мир-ие – практическое; фил-ия – универсальная, а мир-ие – индивидуальное. Проще говоря, фил-ия – взгляд одного человека на проблемы всего человечества, а мир-ие – индивидуальный взгляд на личные проблемы. Близость между мир-ем и фил-ией заключается в том, что фил-ия является содержательным ядром мир-ия.

 

 

МАТЕРИАЛИЗМ, ИДЕАЛИЗМ, ДУАЛИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ – ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ.

Мировоззренческие взгляды философов, философских произведений и философских школ принято группировать (классифицировать) по таким показателям (признакам):

По содержанию решения философией мировоззренческих проблем. Здесь имеется в виду, что именно говорит философ или его школа по поводу тех или иных мировоззренческих проблем; что нового по сравнению со своими предшественниками вносит в философию данный философ, а в чем он повторяет других или чем противопоставляет себя другим. Какова оценка философом соотношения духа и материи? По этому признаку философскую мысль можно поделить на идеализм, материализм и дуализм. По методологии исследования мировоззренческих проблем. А такова методология, как и философия, может быть метафизической или диалектической. По той роли, которую отводить философия разуму и чувствам в постижении мировоззренческих проблем. В соответствии с этим показателем различают два вида философии: философский рационализм и философский сенсуализм. По месту и содержанию Идеи Бога в философии. По этому признаку различают такие философские школы: Теизм, Деизм, Пантеизм, Атеизм. По количеству доминирующих факторов (начал, первопричин) в мире философия разделяется на Монизм, Дуализм и Плюрализм. По национальной специфике и историческом времени функционирования философской мысли. По перечисленным признаками мы можем охватить, оценить и описать почти все философское наследство и направления философской мысли.философы (философские школы), которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) - производным и зависимым от Материи назывались философскими школами материализма, или просто - Материализмом. Материализмом есть философия марксизма, философия Людвига Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура, Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Философия, которая провозглашает Дух (Сознание) первичным, а материю - вторичной называется Идеализмом. Те философские школы, которые признают существование Духа, как такого, который ни от чего не зависит; как Закон (законы), который существует сам по себе и управляет процессами мира, раскрывает себя в мире; как какие-то Идеи, которая стоит над миром, но дает миру жизнь и направление развития, - называют школами Объективного идеализма. Наиболее типичным представителем объективного идеализма был Платон и Гегель. Те философские школы, которые признают существование субъективного духа, то есть существование совокупности тех явлений, которые мы называем продуктом нашего сознания (чувства, побуждения, представления, понятия) и которые по оценками таких философов, "создают" мир и все, что в нем, называют Субъективными идеалистами. Наиболее типичным представителей этой философской школы является большинство представителей ортодоксальной индийской философии, а также Давид Юм, Джордж Беркли, Фихте, частично - Эммануил Кант. Дуализм (от латинского слова "duo" - два) - это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Диавол; Свет и Тьма; Ин и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов.

Плюрализм (от латинского слова "pluralis" - множественный, много) - признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово "Плюрализм" применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже - противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.

 

 

РАЗРАБОТКА МАРКСОМ МАТЕРИАЛЕСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ.

Диалектический материализм – специализированное философское направление, основанное (только) на рационально-материалистическом использовании диалектики. Диалектический материализм базируется на опорных положениях диалектического метода (есть рациональный логико-исторический материалистический метод, учитывающий лишь некоторые из основных диалектических принципов и операций, но по своему существу диалектическим не являющийся) Маркса: всеобщая связь и взаимозависимость явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления, движение, изменение, развитие и обновление природы и общества, переход количественных изменений в качественные преобразования, борьба старого и нового, борьба противоположностей, в т.ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития. Диалектический материализм имеет основоположения материалистической теории познания (есть учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающее полное отражение вечно развивающейся материи, или всестороннее учение о развитии, о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений.): материальности мира, первичности материи и вторичности сознания, познаваемости мира.

 

Киево-Могилянская Академия как центр философской мысли

Серед філософів Києво-Могилянської академії особливо виокремлюється професор Інокентій Гізель (1600-1683), якого його сучасник назвав “україн­ським Арістотелем”.

І. Гізель обстоював позиції деїзму. На його думку, Бог створив матерію і дух. І. Гізель здійснив рішучий відхід від антропоморфного розуміння Бога, визначаючи його як самодостатню сутність, вічну, безмежну, нескінченно творящу і неосяжну для люд­ського розуму.

У питаннях гносеології він був близьким до пошире­ної у схоластиці теорії образів, поділяючи дум­ку, що процес пізнання починається з чуттєвого досвіду.

Відповідно до виконуваних функцій у структурі внут­рішнього чуття Гізель виокремлює такі підвиди: загальне чуття, фантазію, оцінювальну здатність, пам'ять та здат­ність до розмірковування. Серед онтологічних, натурфіло­софських проблем, над якими він працював, були питання природи руху, який він розглядав як різноманітні кіль­кісні та якісні зміни, здійснювані в природі як просторове переміщення. Природу цих змін він вбачав у взаємному витісненні протилежностей, тобто у боротьбі. Якщо відсут­ні протилежності, вважав Гізель, то відсутнє будь-яке ви­никнення чи згасання, а отже, відсутній рух.

Істотний внесок у розвиток української філософії зробив професор академії Феофан Прокопович (1677-1736), який читав лекції з ариф­метики, геометрії, фізики, астрономії, логіки і богосло­в'я. Він визнавав важливу роль чуттєвого досвіду в осягненні істини, але при цьому особливу увагу звертав і на споглядання як невід'ємну умову цього процесу та фан­тазію, що, на його думку, забезпечує зв'язок цих двох скла­дових під час знаходження істини.

Серед онтологічних проблем, яким Прокопович надавав особливо важливого значення, було вчення про матерію, яке він переосмислив відповідно до філософії Нового часу. Всупереч усталеній середньовіч­ній схоластичній традиції він розглядав матерію не в ме­тафізиці, а в натурфілософії, у зв'язку з природознавчими дослідженнями. Матерія в його інтерпретації не є чистою потенцією, що своїм існуванням завдячує формі, не є абс­трактним субстратом, а мислиться як така, що характе­ризується протяжністю, тобто має ширину, глибину, висо­ту, довжину тощо.

Найбільш яскраво репрезентує цей період Геор­гій Щербацький (1725-невід.). Він тлумачить філософію як науку, як “істинне, вірогідне, очевидне пізнання якоїсь речі, незаперечної і незмінної через певну істинну підставу чи причину, завдяки якій во­на є ось такою або в кожному разі завдяки якій стверджу­ється, що вона саме така, чи заперечується попереднє ви­значення”. Особливу роль у цьому процесі Щербацький відводить самосвідо­мості, проблемі онтології “внутрішньої людини”, що є, як відомо, однією з провідних ідей української філософської думки. У пошуку істини він застерігав від надмірної дові­ри до свідчень органів чуття, наголошував на необхідності підпорядкування чуттєвого пізнання мисленню, розумін­ню, осягненню з допомогою природного світла розуму, яким наділив людину Бог. Тобто основою об'єктивної зна­чущості людського мислення вважав Божу всемогутність, що породила свідомість людини і принцип очевидності як суб'єктивного відповідника цієї всемогутності.

Матерія по­стає у його вченні сукупністю вічних, незмінних первин­них якостей, фундаментальних конструктивних елементів Всесвіту, субстанцією, яку він зводив до трьох елементів Декарта, атомів Демокріта й Гассенді, ще до чогось, що, за його словами, нам поки що не відоме. Цю матерію Щербацький визнавав першоматерією, що є основою другої - природних тіл: “Матерія могла вважатися складеною з ті­ла й навпаки, адже друга матерія або чуттєве тіло виникає з тіла нечуттєвого, яким є перпіоматерія”.

 

 

ПРОБЛЕМЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА.

ПОСТМОДЕРНИЗМ — понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия. Ведущие представители: Р.Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Делез, Деррида, Джеймисон, Гваттари, Клоссовски, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др.

Первая проблема — это проблема множественного, мультикультурного, неевропоцентрического мира. Вторая проблема постмодерна — это попытка представить и описать мир как текст, а текст — как некоторое инобытие мира. И, наконец, третья стержневая идея постмодерна, третий стержневой раскачивающийся столп постмодерна — это идея смерти Бога и исчезновения человека.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей - заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. переход количества в качество - При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком.; отрицания отрицания - заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. смена вкусов в культуре, музыке.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это — обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.Политика представляется как составная часть всего мироздания. Взаимодействуя с космосом, природой, обществом и различными сферами последнего, политика тем самым обозначает те свои важнейшие внешние связи, которые являются основанием для возникновения специфических форм научного отображения ее определенных черт и граней.Так, политика, рассмотренная в качестве органической составной части всей совокупности социальных, природных и космических (символизирующих специфическую часть природных) явлений, изучается политической философией. Так, слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций.В основном экономика оказывает то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. В то же время как разновидность властно-государственного принуждения политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на экономические процессы. И прежде всего в тех ситуациях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы значительной части населения или всего государства. В этом смысле характер политического влияния на экономику может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.

ПРЕДМЕТ – бытие, т.е. изучение универсальных закономерностей развития природы, общества и человека. Предмет изучения вообще – это те аспекты объекта, которые выделила та или иная наука. ОБЪЕКТ- (объект есть то, на что направлено изучение вцелом) является мир в целом, как единое целое; природа, общество и человек. СТРУКТУРА ФИЛ.ЗНАНИЯ – онтология (теория бытия) - исследует мир в целом и его бытие; гносеология (теория познания) – изучает пути, возможности, способы и результаты процесса познания; этика- учение и морали; эстетика – учение о красе; аксеология – учение о ценностях; логика – занимается структурами и формами правильного мышления; философская антропология – изучает человека. ФУНКЦИИ: аксеологическая – формирует ценности, нормы, идеалы морали и научной деятельности как таковой; гносеологическая – формирует проблему познания мира и анализирует возможность приложения частности наук; мировоззренческая – философия есть фундамент научного мировоззрения; прогностическая – прогнозирует будущее человека.

Основной вопрос философии - вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

  1. Что первично, сознание или материя?2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

 

 

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ – система теоретических взглядов на мир в целом и на место в нем человека; МИРОВОЗЗРЕНИЕ - сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Между фил-ией и мир-ем есть две существенные разницы: фил-ия – теоретическая (постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мир-ие, скажем, на житейском уровне здравого смысла), а мир-ие – практическое; фил-ия – универсальная, а мир-ие – индивидуальное. Проще говоря, фил-ия – взгляд одного человека на проблемы всего человечества, а мир-ие – индивидуальный взгляд на личные проблемы. Близость между мир-ем и фил-ией заключается в том, что фил-ия является содержательным ядром мир-ия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.43.244 (0.014 с.)