Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проф. и моральное в жур-ке. Жур-ка как моральный камертон общ-ва.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проф. и моральное в жур-ке. Жур-ка как моральный камертон общ-ва. Современная жур-ка играет беспрецедентную роль в формировании общественного мнения. Действенный фактор в формировании духовности и социализации личности – пресса знакомит читательскую аудиторию с социально историческими корнями. От СМИ, от культуры жур-та зависит уровень нравственной культуры общества в целом. Жур-ка, как профессия моральная по своей природе, стремится к выполнению сверхзадач- обеспечение аудитории объективной, точной, соц.значимой инф.
Природа и генезис морали. Формирование проф. морали жур-та. Мораль возникла вместе с появлением человека. Мораль – с лат. Нравы, обычаи, характер. В 1-ом тыс. до н.э. появляется фундаментальное правило морали – «золотое правило»: «Относись к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе» (упоминается в «Одиссея» Гомера, в учениях Конфуция) Цицерон: моральный = этический, а моральную философию (т.е. этику) трактовал как учение о добродетели. Толковать и изучать мораль, как науку стали 17-18 вв. Мораль – исторически возникшее динамичное, соц.- культурное, общественное явление, регулирующее чел. отношения, представляющее собой сложное единство взаимообуславливающих и определяющих друг друга элементов нравственного сознания, нравственной практики и нравственных отношений. Профессиональная мораль – это система правил поведения, бытующая в рамках одной профессии и применяемая людьми этой профессии для решения своих профессиональных (трудовых) задач и достижения соответствующих целей. Если говорить о журналистике, то она сама по себе включена в моральные отношения общества. Во-первых, журналистика призвана служить обществу информационно и развлекательно. Во-вторых, журналистские материалы имеют огромную пропагандистскую силу, не случайно деятелей пера давно уже окрестили представителями четвертой власти (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Формирование проф. морали жур-та порождено спецификой проф. функций данной сферы деятельности, реальными противоречиями трудового процесса. Профессиональная мораль регулирует поведение работников в трудовом процессе. В неё включаются обязанности по отношению к самому трудовому процессу, к другим его участникам, поступки касающиеся взаимодействия с обществом в целом.
Функции проф. морали жур-та Основные: 1) оценочная – мораль с точки зрения гуманности оценивает как наши поступки, так и всю общественную жизнь, определяя, что являя. Добром и злом, хорошим или плохим. 2) регулирующая – М. определяет отношения между людьми, направляет деятельность человека, общ-ва на гуманные цели, на достижения добра. Для регуляции нашей жизни мораль использ. 2 способа: общественное мнение и внутренний мир человека. 3) воспитательная – М. воздействует на человека с целью развития его способностей, формирования определённых знаний и умений, + чел. качеств. + гуманизирующая, ценностно-ориентирующая, познавательная и др. Функции профессиональной морали: 1) она регулирует поведение, 2) предлагает благородные мотивы служения общественному благу. Профессиональная мораль - это оценочно-императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности. Так как в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. Положения профессиональной морали зафиксированы в ряде кодексов. В любой стране есть свой кодекс профессиональной этики журналиста, но все они так или иначе повторяют одни и те же положения. Как правило, на первое место ставится требование правдивости.
Понятие проф. этики. Место проф. этики в сист-ме общей этики. Этика возникла вместе с формированием общества. Предмет этики – мораль. Аристотель «Никомахова этика» - с этой книгой исследователи связывают рождение науки, изучающей мораль, и само название этой науки – этика. Этика – цельная, всесторонняя научная теория морали, которая исследует свой предмет с конкретно-историч. и философской позиции, в тесной взаимосвязи с соц. отношениями, раскрывая законы возникновения и историч. развития морали, её совр. составляющие и функции, обосновывает ее прогрессивность. Проф. этика журналиста – это не юридически фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения моральные предписания. Этические нормы в сфере журналист-аудитория устанавливают необходимость знания аудитории, ее интересов, честность с аудиторией. Журналист - источник информации. Это обязывает его соблюдать меру, быть тактичным с людьми, с которыми он вступает в контакт. Журналист - редакционный коллектив, коллеги. Возникновение проф. кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и задают гуманные критерии проф. деятельности.
5. Категории проф. этики журналиста - это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. «К» объединяются в определенную целостную сис-му с единым принципом построения. Категории: 1 группа – долг, ответственность, совесть, достоинство, честь – отражают совокупность побуждений, входящих в моральную установку. Этот внутренний инструментарий сформировался у человека для реализации нравственного закона в пору становления социума. 2 группа – благо, добро, зло, смысл жизни, счастье – критерии морального поведения, которые общество выработало в совместной созидательной деятельности и содержательно обогащает на протяжении всей своей истории, создавая при этом возможности для освоения их каждым новым поколением. 3 группа - идеал, добродетель, порок, которые отражают представления о диапазоне морального развития личности. Платон – осн. понятие «добро» (благо), Кант – долг. С последним понятие тесно связано понятие «журн. Деонтологии» - сис-ма представлений, характеризующая проф. долг жур-та по всему спектру его свойств, проявляющихся в творч. деятельности. Основой при этом явл. Сознание своего долга перед обществом за max. эффективное участие в информ. «обслуживании» аудитории, основанном на всей сис-ме требований к современным СМИ.
6. Виды проф. этики: Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли "человеческого фактора" в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика). Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, этика журналиста, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали. Этика рекламы В Законе РБ «О рекламе» есть статья 26 «Ненадлежащая реклама», пункт 3 гласит: Противоречит нормам проф. этики журналиста реклама, которая: - содержит инф., нарушающую общепринятые нормы морали (оскорбительные слова, фразы; раситские и дискриминирующие призывы); - порочит историко-культурные объекты; - дискредитирует организацию, кот. не пользуется объектом данной рекламы; - содержит негативную оценку товара; - вводит потребителя в заблуждение (по средствам имитации звука, текста, изображения используемых в др. рекламе).
21. Моральные требования к поведению журналиста в процессе сбора информации. Сведения из официальных источников, сведения «из вторых рук». Информация «не для печати». Пр.: Неверно демонстративное пренебрежение этикой («Пишут, что вы – вор. Правда ли это?..»). Некоторые внутрицеховые этические рекомендации предлагают: если уж пришлось разговаривать, к примеру, с террористами, давать им высказываться, но немного, и предварительно непременно проконсультироваться со специалистами из силовых структур. В условиях газетной оперативности ради своевремменого информирования читателя нередко приходится совершать выбор между компетентностью источника информации и его доступностью. Из-за нехватки времени у журналиста часто не оказывается времени на личную встречу с первоисточником информации, поэтому многие сведения газетчики собирают «из вторых рук» - при помощи посредников «не для печати» - Если журналист гарантирует человеку неразглашение его имени или обещает не использовать точного и адресного цитирования его слов, не демонстрировать в тексте диктофонную запись как документ – это условие надо затем соблюсти, использовать информацию как косвенную.
22. Недопустимые методы сбора информации (+ см. билет 17). - скрытая диктофонная/видеозапись (Нарушение Закона о СМИ. Ст. 6.5 необходимо брать разрешение на проведение записи…) НО такое разрешение не требуется, если это необходимо в целях защиты общественных интересов!!! - подслушивание сведений, предназначенных не для их ушей (только при условии использ. спец. средств, если же это случайность – не осуждается); - запугивание и давление на собеседника; - «Покупка» сведений. К противоречивым методам сбора информации относятся: покупка сведений, подслушивание, скрытые видеосъемки и записи бесед, и т.д. но все же существует ряд профессионально-нравственных норм: 1. При работе с источниками информации использовать для получения сведений исключительно законные, достойные действия, допуская отступления от требований права и предписаний морали (использование «скрытой камеры», «скрытой записи», нелегальное получение документов и т. д.) только в обстоятельствах, когда налицо серьезная угроза общественному благополучию или жизни людей; 2. Уважать право физических и юридических лиц на отказ в информации, если ее предоставление не является обязанностью, предусмотренной законом, не позволять себе бестактности, давления, шантажа; 3. Указывать в материалах источники информации во всех случаях, кроме тех, когда есть основания сохранять их в тайне; 4. Хранить профессиональную тайну, относительно источника информации, если есть основания для его анонимности, отступая от этого требования только в исключительных обстоятельствах: по решению суда или согласно с информатором в случаях, когда разглашение его имени является единственным способом избежать неминуемого ущерба для людей; 5. Соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность, выполняя просьбу информатора не делать определенные сведения или документы достоянием гласности во всех случаях, кроме тех, когда информация была искажена намеренно. Существующая правовая база не обеспечивает журналистам получения необходимой информации. Доступ к ней должен быть гарантирован подробным, хорошо разработанным законодательством, учитывающим весь комплекс особенностей журналистики как деятельности и социального института. До тех пор, пока этого не будет, ненормативное поведение работников СМИ не изжить.
Понятие проф. такта. Такт (лат. «прикосновение») – чувство меры, подсказывающее соответствующее ситуации поведение, умение держать себя подобающим образом, общаться с людьми, учитывая их положение, представление о должном, принятых нормах поведения и в то же время сохраняя собственное достоинство и «оберегая» уважение общественности к профессии.
Требования к заголовку журн.произв. в контексте проф.этики. Заголовок как средство организации внимания, воздействия и внушения играет большую роль в журналистике новостей. Заголовок привлекает, подготавливает восприятие, раскладывает «рекламные приманки». Заголовки свидетельствуют: · о материале, для которого изобретены; · об авторе, его отношении к факту, положительном или ироническом; · об издании и его читателях, с их предпочтениями. Из Кодекса журналистской этики Белорусской ассоциации журналистов: «Заголовки и подзаголовки газетных материалов должны полностью соответствовать содержанию статей, фотографии и телепередачи должны точно изображать события, а не вырывать их из контекста».
Тема религии в СМИ. Если говорить об ЭТИКЕ в материалах, ведущих речь о религии, то мне кажется, что в них, в первую очередь, должна соблюдаться та этика, которая уже заложена в законодательство о средствах массовой информации и в различные профессиональные кодексы журналистов. Но все-таки, помимо этих общих этических правил, нужно иметь в виду, что журналистика, занимающаяся религией, должна учитывать особую деликатность сферы, особую ранимость религиозных чувств. Ведь речь идет о чем-то, что человек ценит выше своей жизни. Я убежден в том, что когда верующие люди считают для себя самым дорогим в жизни то или иное изображение, символ, текст, понятие, имя, к этому нужно относиться с максимально возможным уважением. С религиозной темой работают журналисты и верующие, и неверующие - так сложилось, и ни тем, ни другим запретить писать и говорить нельзя. ТЕМЫ, связанные с освещением религии (главным образом, это будут события, связанные с разного рода конфликтами): ● Конфликты между гос-вом и религиозными организациями. Сюда попадут конфликты, связанные с регистрацией религиозных объединений, правами человека, действиями правоохранительных органов и судов, альтернативной воинской службой и т. д. ● Взаимоотношения между разными религиозными организациями, проблемы и конфликты, возникающие между ними. ● Трения, проблемы, скрытая или явная борьба за власть внутри самих организаций. ● Качество веры, то есть во что и как верят люди, и как это отражается на их жизни. ● Взаимоотношения политики и религии, а также влияние религии на политику. При написании статей О РЕЛИГИИ ВАЖНО выполнять след. ТРЕБОВАНИЯ: ◘ Избегайте обобщений. Помните, что фраза «они все одинаковые» в огромном большинстве случаев оказывается неверной. ◘ Разговаривайте с представителями всех тенденций, всех направлений внутри организации. Они могут дать вам бесценную информацию. Не обязательно публиковать ее. Часто знание фактов о скрытых (или открытых) дебатах внутри организации может помочь в написании и новостных заметок, и сложных аналитических статей. ◘ Выслушивайте все точки зрения. И не отдавайте никому предпочтения. Ваше дело – рассказать аудитории (читателям, зрителям) о ситуации и о конфликте. Представьте все точки зрения, и пусть другие делают выводы. ◘ Журналисту, пишущему о религиозных вопросах, нужно знать о различных спорах о Боге. Ему необходимо также владеть основами знаний о различных конфессиях, о том, как и в какого Бога верят разные люди, и в чем особенности их верований. ◘ Надо также понимать, что журналист, обращающийся к проблемам веры, должен писать не только о настоящем, но и о прошлом, то есть о традициях – ведь религия практически не существует без традиций. Даже современные, новые религиозные движения, стараются основывать свои верования на уже существующих обычаях, ценностях и представлениях. И, разумеется, очень желательно, чтобы журналист, пишущий о проблемах религиозности, знал, какое будущее рисуется приверженцам той или иной религии, и почему они верят в то, что их «ожидает» именно такое будущее.
Проф. и моральное в жур-ке. Жур-ка как моральный камертон общ-ва. Современная жур-ка играет беспрецедентную роль в формировании общественного мнения. Действенный фактор в формировании духовности и социализации личности – пресса знакомит читательскую аудиторию с социально историческими корнями. От СМИ, от культуры жур-та зависит уровень нравственной культуры общества в целом. Жур-ка, как профессия моральная по своей природе, стремится к выполнению сверхзадач- обеспечение аудитории объективной, точной, соц.значимой инф.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.016 с.) |