Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения И социального развития РФ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития проф. Никулина С.Ю. «___» ____________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По Физиологии центральной нервной системы Для специальности 030302.65 – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ факультет КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Кафедра физиологии им. проф. А.Т. ПШОНИКА
курс 1 семестр I лекции 10 часов Экзамен I семестр Практические занятия 40 часов Семинары 10 час Самостоятельная работа 54 час В том числе КСР 6 час Всего 120 часов
Красноярск, 2010 год
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта (Москва, 2000г.), квалификационной характеристики специалиста «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии», а также, типовой программы по физиологии для студентов высших медицинских учебных заседаний, Москва, 2000 г. и методических указаний МЗ РФ "Методическое пособие для преподавателей по составлению рабочей программы» (Москва, 2001) и стандарта академии системы менеджмента качества «Учебно-методические комплексы дисциплин» - СТА 4.2.01-07.
Индекс ЕНФ.06
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (протокол №13) «12»мая 2010 года
Заведующий кафедрой профессор Савченко А.А. ___________________
Согласовано: Декан факультета «Клинической психологии», к.пс.н., доцент И.О. Логинова ____________________ «16» июня 2010 год
Председатель методической комиссии И.О.Логинова _____________________
Заведующая библиотекой КГМУ Мягкова Л.А. _____________________
Программа заслушана и утверждена на заседании ЦКМС (протокол №8, «22» июня 2010 год) Председатель ЦКМС профессор П.А.Самотесов ____________________
Составители: Ю.И. Савченков, Т.В. Толмачева
Рецензенты: Проф. В.А. Ковалевский Доцент В.И. Янкина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Физиология центральной нервной системы» специальности «Клиническая психология – 030302.65» представляет собой дисциплину, которая относится к федеральному компоненту ГОС ВПО второго поколения (ЕН.Ф.06) Физиология ЦНС представляет собой одну из обязательных дисциплин профессионально-образовательной программы подготовки клинических психологов. Дисциплина «Физиология ЦНС» наряду с другими биологическими дисциплинами создает фундамент для изучения предметов, составляющих содержание специальности «клинический психолог»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Основной целью изучения курса “Физиология центральной нервной системы” является освоение основных закономерностей деятельности мозга и его участия в регуляции физиологических функций и поведения человека. Это должно обеспечить будущих специалистов по психологии необходимыми знаниями и навыками по физиологии центральной нервной системы, показать вклад нейробиологии в понимание психической деятельности человека. Исходя из этого, основными задачами изучения настоящего курса являются: 1. Формировать физиолого-психологическую культуру личности, развивать критическое мышление; 2. Сформировать у студентов представления о месте и роли физиологии центральной нервной системы в комплексе медико-биологических наук, преподаваемых по специальности; 3. Показать роль центральной нервной системы в регуляции физиологических функций; 4. Выявить особенности филогенетических и онтогенетических преобразований корковых и подкорковых структур и механизмов их функционирования; 5. Выявление закономерностей развития нервной системы в онто- и филогенезе.
Изучение курса физиологии ЦНС построено по классическому типу и включает в себя курс лекций, практических и семинарских занятий. В соответствии с современными требованиями к обучению в ВУЗе настоящая программа предполагает использование разнообразных методов обучения студентов: 1) демонстрация видеофильмов; 2) выполнение практических работ и контроль знаний в компьютерном классе; 3) ознакомление с используемыми на практике приемами оценки состояния ЦНС в учебном кабинете функциональной диагностики; 4) тестовый контроль знаний. Кроме того, программа предполагает использование различных форм самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя: 1) выполнение лабораторных и курсовых работ, в том числе с использованием компьютерных технологий и экспериментов; 2) написание рефератов по наиболее актуальным и профильным вопросам; 3) решение тестовых заданий, упражнений, задач разной степени сложности; 4) освоение и самостоятельное выполнение ряда психофизиологических методик.
Психологам необходимы знания о возрастных особенностях функционирования центральной нервной системы, участии нервных и гуморальных механизмов в регуляции физиологических функций; механизмах и закономерностях высшей нервной деятельности человека, роли корковых и подкорковых структур в интегративной деятельности организма, значении соблюдения режима жизни для сохранения здоровья. В процессе изучения курса “Физиология центральной нервной системы ”: Студент должен знать: 1) вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; 2) физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; 3) фундаментальные процессы в ЦНС (возбуждение и торможение); 4) физиологию соматической и вегетативной нервных систем; 5) механизмы вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций для осуществления поведения на базе основных биологических мотиваций; 6) нейро-гормональные механизмы регуляции питьевого, пищевого, полового поведения; 7) функции и свойства центральной нервной системы; 8) принципы рефлекторной деятельности нервной системы и методы её исследования; 9) значение процессов торможения и памяти в образовании условных рефлексов. Студент должен уметь: 1) оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, 2) объяснить информационную ценность изученных констант, 3) работать с учебной и научной аппаратурой, выполнять ряд работ и опытов, защищать протокол проведенного исследования, решать тестовые и ситуационные задачи, 4) самостоятельно проводить исследования и анализировать полученные результаты; 5) формулировать заключение и выводы по результатам проведенных исследований; 6) уметь работать с учебной и научной литературой Исходный уровень знаний студента: Для полного освоения курса физиологии ЦНС необходимо изучать следующие дисциплины: а/ анатомию человека - дисциплину, изучающую строение организма на макроскопическом уровне; б/ гистологию - науку, изучающую структуру органов и систем на микроскопическом уровне; в/ биологию - дисциплину, которая связана с изучением физиологии клетки, ее структурной и химической организации, генетического аппарата клетки, наследственности и др. г/ биохимию - науку, связывающую химические основы и механизмы жизнедеятельности; д/ физику - дисциплину, дающую физическую основу биологическим процессам; е/ бионеорганическую химию - науку, связывающую неорганический мир с процессами жизнедеятельности; ж/ общественные науки – дисциплины, рассматривающие жизнедеятельность человека в социальном аспекте.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Формы организации учебного процесса: - лекции; - семинарские занятия; - рубежные контрольные работы; - контрольные задачи и тесты; - самостоятельная работа; - учебно-исследовательская работа; - научно-исследовательская работа. Введение. Нормальная физиология — наука о механизмах жизнедеятельности здорового человека. Понятие об организме, составных его элементах. Уровни морфофункциональной организации человеческого организма. Социальная значимость современной физиологии. Диалектико-материалистические основы физиологии. Физиология как научная основа медицины, оценки состояния здоровья и работоспособности человека. Значение физиологического учения о регуляции функций для общественных и клинических дисциплин, для формирования понятий здоровья и здорового образа жизни. Основные понятия физиологии Организм. Единство организма и внешней среды. Гомеостаз, гомеокинез. Клетка. Функции клетки, клеточных органелл. Структурно-функциональная организация клеточной мембраны, ее функции, ионные каналы, основные свойства клетки и ткани. Транспорт вещества через клеточную мембрану (работа ионных насосов, эндо-, экзо- и трансцитоз); вторичноактивный транспорт (простая и облегченная диффузии, осмос, следование за растворителем, фильтрация, натрий-зависимый транспорт). Ткани организма. Орган. Физиологическая функция. Параметры. Взаимоотношение структуры и функции. Основные принципы регуляции физиологических функций. Понятие о регуляции функций. Принципы регуляции функций. Системный и местный уровни регуляции функций. Нервный и гуморальный механизмы регуляции. Принцип саморегуляции постоянства внутренней среды организма. Трофическая функция нервной системы. Факторы гуморальной регуляции. Характеристика и классификация физиологически активных веществ (гормоны, пептиды, метаболиты, органные факторы). Отрицательная обратная связь в механизмах гуморальной регуляции. Взаимоотношения нервных и гуморальных механизмов регуляции функций. Рецепция физиологически активных веществ. Системная организация функций (Павлов И.П, Анохин П.К.), Уровни системной организации. Функциональная система. Структура гомеостатических функциональных систем, системообразующий фактор. Принципы организации (изоморфизма, избирательной мобилизации органов, взаимосодействия) и взаимодействия (системогенеза, мультипараметрического взаимодействия, иерархии, динамического взаимосодействия, системного квантования жизнедеятельности ) функциональных систем. Физиологическая реакция как результат взаимодействия раздражителя и компонентов реагирующей системы. Системный подход к изучению целенаправленного поведения человека в естественных условиях среды обитания, условиях производственно-трудовой, спортивной и других видов деятельности. Изучение влияния социальных факторов на процессы жизнедеятельности организма человека. Надежность физиологических систем: резерв структурных элементов, дублирование, адаптация, регенерация. Возрастные особенности формирования и регуляции физиологических функций. Системогенез, Геронтогенез. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тематический план самостоятельной работы по Дисциплине «физиология Центральной нервной системы»
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ: По очной форме обучения (укажите форму обучения)
КА Р ТА обеспеченностиучебнымиматериаламидисциплины « ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС » ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Специальность 022700 – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КАРТАОБЕСПЕЧЕНИЯУЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ подисциплине « физиология ЦНС» Специальность - 022700 – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Включая источники на электронных носителях, базы информационных ресурсов Протокол согласования рабочей программы дисциплины со смежными кафедрами по дисциплине «Физиология ЦНС» для специальности 030302.65 – Клиническая психология
им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения И социального развития РФ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития проф. Никулина С.Ю. «___» ____________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.110 (0.012 с.) |