Тема 2. Проф. деят. и её психологическая стр-ра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Проф. деят. и её психологическая стр-ра



 

Проф. деят. ‒ это вид труд. деят., требующий от чел. спец. ЗУН, выполняемый за опред. моральное и материальное вознаграждение и предполагающий наличие у чел. профессионально важных для этой деят. личностн. качеств.

 

Профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры).

Основные характеристики профессии:

- это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);

- это общественно-полезная деятельность.

- это деятельность, предполагающая специальную подготовку;

- это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

- это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка");

- это деят., осознаваемая как личностно и соц. значимая.

 

Специальность ‒ конкретное направление труд. деят. в рамках профессии.

 

Квалификация - уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют:

1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях (диплом).

2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить.

 

Должность ‒ любая фиксированная работа или профессия.

 

Характеристики ПД:

Результативность – это наличие результатов, итогов труда, которые могут быть позитивными (запланированными) и негативными (неожиданными). Например, учитель стремится получить позитивные результаты в обученности и воспитанности школьников, а порой вследствие своих профессиональных ошибок сталкивается с негативными результатами в виде снижения мотивации, уровня притязаний учащихся.

Продуктивность – наличие продукта труда, соответствующего необходимым стандартам в профессии, например, детали у рабочего, патенты и рацпредложения у инженера, публикации, выступления, цитируемость работ у ученого и т.д.

Эффективность – соответствие полученного результата поставленным целям и задачам; эффективность – более узкое понятие, чем результативность, ибо охватывает как правило позитивные результаты. Эффективность определяют либо количеством затрат, необходимых для получения определенного результата, либо результатом, полученным при определенных затратах.

 

Аспекты ПД:

- предметно-действенный (ПД как пр-с, в кот. чел. при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменений предмета труда)

- физиологический (ПД как ф-я чел. ор-зма)

- психологический (ПД как стремление к намеченной цели, проявление волевых усилий, активизация внимания, интеллекта, воображения)

 

Критерии успешной ПД: деньги, здоровье, престиж, темп.

Составляющие профессионализма:

Материальное вознаграждение

Соц. востребованность

Проф. компетентность и опыт

 

Классификация профессий.

по целям труда:

- гностические профессии (ярко выражено стремление к познанию)

- преобразующие (направ. на преобразование предмета труда)

- изыскательные (требуют наиб. оптимальн. реш-я слож. задач.)

2) по х-ру использованных орудий труда:

- профессии ручного труда

- п. механизированного труда (мастер, секретарь…)

- п. автоматизированного труда (оператор)

- п. умственного труда

3) по условиям труда:

- профессии О (на открытом воздухе)

- п-сии Б (бытовыеусловия)

- п-сии Н (необычные условия ‒ скалолаз, дрессировщик)

- п-сии М (повышенная моральная ответственность ‒ врач, учитель, юрист)

 

Классификация профессий по Климову:

1. Человек – живая природа (П).

Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, рыбовод и др.

2. Человек – техника (и неживая природ) (Т). Сюда относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, водитель, механик), профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а так же по сборке и монтажу электрооборудования (токарь, сборщик часов, инженер), профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, по переработке продуктов сельского хозяйства, по добыче или обработке горных пород, грунтов.

3. Человек – Человек (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовые, торговые, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людей или коллективами.

4. Человек – знаковая система (З). Естественные и искусственные знаки, условные знаки, символы, цифры, формулы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки и т.п. – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа (программист, экономист, языковед, топограф).

5. Человек – художественный образ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности, т.е. в этом типе труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. (художник, актер, писатель).

Классификация Холланда

Выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности:

Реалистический (Р). Люди с ориентацией на настоящее. Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, животными, машинами (профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, шофера и т.д. Способность к усвоению точных знаний, специальных умений, недостаток общительности, уровень развития психомоторных качеств преобладает над всеми другими свойствами.

Интеллектуальный (И). Люди ориентированы на творческие – теоретические и в некоторой степени – эстетические ценности, умственный труд. Предпочитают занятия по реализации связанных с целью решений. Любознательность, аналитичность, рациональность, независимость, пунктуальность, методичность и точность, у них хорошо развито абстрактное мышление. Недостаточно общительны и им не дано быть лидером. Отдают предпочтение научным профессиям. Отличаются очень высоким уровнем развития как вербальных, так и естественно-математических способностей.

Социальный (С). Ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют установить тесные контакты с окружающей общественной средой. Социальность, гуманность, женственность, стремление обучать и воспитывать. Они активны, независимы, хотя им присуще и приспособленность. В занятиях предпочитают обучение и лечение (врач, учитель, психолог, декоратор, бармен). Не любят работать с инструментами и машинами. Их отличают хорошие вербальные способности, а математические чаще всего слабо развиты. Ярко проявляются организаторские и коммуникативные умения. Проблемы решают, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.

Конвенциональный (К). К нему относятся люди, ориентирующиеся на цели, задачи, ценности, происходящие из обычаев и общепринятого, традиционного состояния общества. Их подход к возникающим проблемам носит стереотипный и конкретно-практический характер. Человека этого типа отличают консервативность и зависимость. Он предпочитает профессии, связанные с расчетами и манипулированием числами, символами, их простым воспроизведением, т.е. канцелярскую деятельность, например, машинопись, бухгалтерию, экономику. Обладают и неплохими навыками общения, но избегают артистической деятельности. Им не свойственна спонтанность и оригинальность мышления, решение зависит от окружающих людей. Они слабые организаторы и руководители.

Предприимчивый (П). Человек этого типа избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявлять энтузиазм, импульсивность, доминантность, энергию, реализовать любовь к приключениям. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, высоким статусом и властью; такие профессиональные роли, в которых может удовлетворить свои потребности в доминантности и признании; например, заведующего, директора, журналиста. Избегает монотонной деятельности, не любит ручной труд. Общие интеллектуальные способности у этих людей посредственны, а вот вербальные несколько выше среднего уровня. Они усидчивы, но у них плохо развита устойчивость внимания и его концентрация, не способны к научной деятельности.

Артистичный (А). К этому типу относятся люди, которые отстраняются от отчетливых проблем и видов деятельности. Уже в молодости у них есть высокий жизненный идеал. Они отличаются акцентированием собственного «Я», сложным взглядом на жизнь, независимостью решений. Это женственный, несоциальный тип. Предпочитает занятия творческого характера – музицирование, живопись, литературное творчество, фотографию и т.п. Для него характерны исключительные способности восприятия и моторики. Вербальные способности преобладают над математическими. В общении с окружающими опирается на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Отличается раскрепощенностью, экспрессией, оригинальностью. Но ему недостает тщательности, скрупулезности.

 

Классификация Э. Ро, включающая 8 групп:

1-я — группа сервиса (работники службы быта, официанты);

2-я — группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний);

3-я — группа организаторов (администраторы, директора);

4-я — группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие,

рыбаки, работники сельского хозяйства);

5-я — группа технических профессий (инженеры, конструкторы, техники);

6-я — группа профессий в области науки;

7-я — группа профессий в области культуры;

8-я — артистические профессии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.013 с.)