Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Проф. деят. и её психологическая стр-раСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проф. деят. ‒ это вид труд. деят., требующий от чел. спец. ЗУН, выполняемый за опред. моральное и материальное вознаграждение и предполагающий наличие у чел. профессионально важных для этой деят. личностн. качеств.
Профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры). Основные характеристики профессии: - это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда); - это общественно-полезная деятельность. - это деятельность, предполагающая специальную подготовку; - это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги); - это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка"); - это деят., осознаваемая как личностно и соц. значимая.
Специальность ‒ конкретное направление труд. деят. в рамках профессии.
Квалификация - уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют: 1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях (диплом). 2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить.
Должность ‒ любая фиксированная работа или профессия.
Характеристики ПД: Результативность – это наличие результатов, итогов труда, которые могут быть позитивными (запланированными) и негативными (неожиданными). Например, учитель стремится получить позитивные результаты в обученности и воспитанности школьников, а порой вследствие своих профессиональных ошибок сталкивается с негативными результатами в виде снижения мотивации, уровня притязаний учащихся. Продуктивность – наличие продукта труда, соответствующего необходимым стандартам в профессии, например, детали у рабочего, патенты и рацпредложения у инженера, публикации, выступления, цитируемость работ у ученого и т.д. Эффективность – соответствие полученного результата поставленным целям и задачам; эффективность – более узкое понятие, чем результативность, ибо охватывает как правило позитивные результаты. Эффективность определяют либо количеством затрат, необходимых для получения определенного результата, либо результатом, полученным при определенных затратах.
Аспекты ПД: - предметно-действенный (ПД как пр-с, в кот. чел. при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменений предмета труда) - физиологический (ПД как ф-я чел. ор-зма) - психологический (ПД как стремление к намеченной цели, проявление волевых усилий, активизация внимания, интеллекта, воображения)
Критерии успешной ПД: деньги, здоровье, престиж, темп. Составляющие профессионализма: Материальное вознаграждение Соц. востребованность Проф. компетентность и опыт
Классификация профессий. по целям труда: - гностические профессии (ярко выражено стремление к познанию) - преобразующие (направ. на преобразование предмета труда) - изыскательные (требуют наиб. оптимальн. реш-я слож. задач.) 2) по х-ру использованных орудий труда: - профессии ручного труда - п. механизированного труда (мастер, секретарь…) - п. автоматизированного труда (оператор) - п. умственного труда 3) по условиям труда: - профессии О (на открытом воздухе) - п-сии Б (бытовыеусловия) - п-сии Н (необычные условия ‒ скалолаз, дрессировщик) - п-сии М (повышенная моральная ответственность ‒ врач, учитель, юрист)
Классификация профессий по Климову: 1. Человек – живая природа (П). Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, рыбовод и др. 2. Человек – техника (и неживая природ) (Т). Сюда относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, водитель, механик), профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а так же по сборке и монтажу электрооборудования (токарь, сборщик часов, инженер), профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, по переработке продуктов сельского хозяйства, по добыче или обработке горных пород, грунтов. 3. Человек – Человек (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовые, торговые, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людей или коллективами. 4. Человек – знаковая система (З). Естественные и искусственные знаки, условные знаки, символы, цифры, формулы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки и т.п. – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа (программист, экономист, языковед, топограф). 5. Человек – художественный образ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности, т.е. в этом типе труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. (художник, актер, писатель). Классификация Холланда Выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности: Реалистический (Р). Люди с ориентацией на настоящее. Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, животными, машинами (профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, шофера и т.д. Способность к усвоению точных знаний, специальных умений, недостаток общительности, уровень развития психомоторных качеств преобладает над всеми другими свойствами. Интеллектуальный (И). Люди ориентированы на творческие – теоретические и в некоторой степени – эстетические ценности, умственный труд. Предпочитают занятия по реализации связанных с целью решений. Любознательность, аналитичность, рациональность, независимость, пунктуальность, методичность и точность, у них хорошо развито абстрактное мышление. Недостаточно общительны и им не дано быть лидером. Отдают предпочтение научным профессиям. Отличаются очень высоким уровнем развития как вербальных, так и естественно-математических способностей. Социальный (С). Ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют установить тесные контакты с окружающей общественной средой. Социальность, гуманность, женственность, стремление обучать и воспитывать. Они активны, независимы, хотя им присуще и приспособленность. В занятиях предпочитают обучение и лечение (врач, учитель, психолог, декоратор, бармен). Не любят работать с инструментами и машинами. Их отличают хорошие вербальные способности, а математические чаще всего слабо развиты. Ярко проявляются организаторские и коммуникативные умения. Проблемы решают, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. Конвенциональный (К). К нему относятся люди, ориентирующиеся на цели, задачи, ценности, происходящие из обычаев и общепринятого, традиционного состояния общества. Их подход к возникающим проблемам носит стереотипный и конкретно-практический характер. Человека этого типа отличают консервативность и зависимость. Он предпочитает профессии, связанные с расчетами и манипулированием числами, символами, их простым воспроизведением, т.е. канцелярскую деятельность, например, машинопись, бухгалтерию, экономику. Обладают и неплохими навыками общения, но избегают артистической деятельности. Им не свойственна спонтанность и оригинальность мышления, решение зависит от окружающих людей. Они слабые организаторы и руководители. Предприимчивый (П). Человек этого типа избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявлять энтузиазм, импульсивность, доминантность, энергию, реализовать любовь к приключениям. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, высоким статусом и властью; такие профессиональные роли, в которых может удовлетворить свои потребности в доминантности и признании; например, заведующего, директора, журналиста. Избегает монотонной деятельности, не любит ручной труд. Общие интеллектуальные способности у этих людей посредственны, а вот вербальные несколько выше среднего уровня. Они усидчивы, но у них плохо развита устойчивость внимания и его концентрация, не способны к научной деятельности. Артистичный (А). К этому типу относятся люди, которые отстраняются от отчетливых проблем и видов деятельности. Уже в молодости у них есть высокий жизненный идеал. Они отличаются акцентированием собственного «Я», сложным взглядом на жизнь, независимостью решений. Это женственный, несоциальный тип. Предпочитает занятия творческого характера – музицирование, живопись, литературное творчество, фотографию и т.п. Для него характерны исключительные способности восприятия и моторики. Вербальные способности преобладают над математическими. В общении с окружающими опирается на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Отличается раскрепощенностью, экспрессией, оригинальностью. Но ему недостает тщательности, скрупулезности.
Классификация Э. Ро, включающая 8 групп: 1-я — группа сервиса (работники службы быта, официанты); 2-я — группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний); 3-я — группа организаторов (администраторы, директора); 4-я — группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничие, рыбаки, работники сельского хозяйства); 5-я — группа технических профессий (инженеры, конструкторы, техники); 6-я — группа профессий в области науки; 7-я — группа профессий в области культуры; 8-я — артистические профессии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.10 (0.01 с.) |