Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Основы профессионального консультирования.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Профессиональное консультирование (от лат. professio — род занятий, consultatio — совещание) как один из видов деятельности психолога-практика представляет собой оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Таким образом, консультант должен учитывать не только пожелания, личностные и когнитивные особенности клиента, но и социокультурную ситуацию, а рамках которой он оказывает профессиональную помощь: в частности, состояние рынка труда, потребность в специалистах определенного вида и уровня, внутриорганизационные условия, а также особенности межорганизационных взаимодействий. Профессиональное консультирование может осуществляться до приема человека на работу, например, во время школьного или профессионального обучения. Внутренние консультанты ‒ консультируют, используя свои знания, связи будучи сотрудниками клиентной организации. Внешние консультанты ‒ это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги на основе договора.
Схема (структура) профконсультирования Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию. Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру. Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям: Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту. Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность. Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента. Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью заданий на сообразительность, внимание. Второй этап. Основная задача – выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию. Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия. Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр. Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку. При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента. Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; общие выводы по предварительным данным; первоначальное понимание клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом; примечание.
Задачи, которые решаются в ходе профконсультации, определяют ее разновидность. Первичная профконсультация имеет целью выявить готовность личности к профессиональному самоопределению, наличие и степень проработанности профессионального плана, трудности профессионального становления. Справочная (индивидуально-профессиографическая) консультация проводится в случае недостаточной информированности клиента. В ходе такой консультации выясняются каналы трудоустройства, условия приема на работу (учебу), возможность освоения различных профессий, сроки подготовки, общая характеристика профессии, содержание труда, перечень профессионально важных качеств (ПВК), медицинские противопоказания. Диагностическая профконсультация проводится в целях формирования у оптанта более полных и объективных представлений о себе и своих возможностях. В ходе диагностики, предварительной (для детей) или углубленной (для старшеклассников или взрослых), проводится исследование направленности, выраженности ПВК личности, профессионально важных психофизиологических функций и качеств. Результаты диагностики в корректной форме сообщаются клиенту. На основе полученной информации в случае необходимости планируется дальнейшая профориентационная работа. Поддерживающая профконсультация. Поводом для обращения к психологу, как правило, бывают не трудности профессионального самоопределения, а непереносимое психологическое состояние, вызванное сложившейся ситуацией. Человек чувствует растерянность, страх, беспомощность, гнев, стыд или вину. Профориентационная работа с человеком, находящимся в таком состоянии, будет неэффективна, поэтому первое, в чем нуждается клиент, – морально-эмоциональная поддержка. Для этого бывает достаточно доброжелательных и доверительных отношений, устанавливаемых в пространстве консультирования, но используются также поддерживающие методы индивидуальной и групповой терапии. Коррекционно-развивающая профконсультация направлена на формирование личностной готовности к профессиональному самоопределению, помощь в конкретном выборе и принятии решения. Этот вид консультирования наиболее трудоемкий, поскольку редко ограничивается одной – двумя встречами. Помимо развивающей работы, профконсультант помогает клиенту сформулировать профессиональную цель, выстроить план ее достижения, выявить разные варианты профессионального развития и т. д.
Помощь клиентам в развитии прочных навыков принятия решений является одной из задач профконсультирования. Некоторые из клиентов приходят на консультирование, прекрасно осознавая, какие навыки требуются для принятия решений. Знания других могут быть фрагментарными или вообще отсутствовать, что требует от консультанта оценить уровень способности клиента к принятию решений и снабдить его необходимой информацией-Большинство моделей процесса принятия решения включают в себя следующие этапы: 1. Определение проблемы. Консультант помогает клиенту рассмотреть разные аспекты проблемы выбора профессии. Специальные знания в области консультирования применяются для сбора информации, установления приоритетов и формулировки основных положений. Необходимо отвести достаточно времени на этот этап, потому что именно он задает направление дальнейшего развития. Определение проблем может понадобиться и на других этапах этого процесса. 2. Сбор и использование необходимой информации. Как только проблема, относящаяся к профессиональной деятельности, определена, консультант помогает клиенту собрать необходимую информацию. Источниками могут быть тесты; информация о профессии и образовании; поиск работы через компьютер. Консультант также должен помочь клиенту правильно интерпретировать результаты тестирования, разъясняя непонятые положения и делая выводы. 3. Создание альтернатив. На этом этапе консультант и клиент прилагают все возможные усилия для того, чтобы придумать как можно больше альтернатив. Те альтернативы, которые очевидно не подходят, исключаются, а оставшиеся изучаются в свете информации о склонностях, интересах, ценностях и способностях клиента, 4. Разработка плана. На этом этапе могут разрабатываться точные или экспериментальные планы, в зависимости от запроса клиента. Планирование должно быть детальным и последовательным, а также должно предусматривать некоторые случайности. Это определяющий этап в процессе принятия решений, потому что здесь осуществляется перевод информации в действие. 5. Осуществление плана. Осуществление плана преимущественно входит в обязанности клиента, хотя консультант должен оказывать ему поддержку и консультировать его. Иногда у клиентов возникают затруднения на этой стадии, и консультант должен вмешаться, чтобы определить изъяны в плане или провести индивидуальное консультирование. 6. Оценка плана. Оценка помогает клиенту определить эффективность процесса принятия решений и переформулировать проблему, учитывая результаты. Консультанты должны акцентировать внимание клиента на том, что они должны подходить к осуществлению плана как к чему-то особенному. Выбор профессии — предприятие длиной в жизнь, и поэтому необходимы периодический пересмотр и постоянное развитие.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.88.130 (0.007 с.) |