Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Проф. стресс и синдром проф. выгорания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Профессиональный стресс - это напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса):
Ганс Селье определил следующие стадии стресса как процесса: n 1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги); n 2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности); n 3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). Купер и Маршалл исследовали источники стресса и выявили следующие их группы: Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью; n слишком много работы (перегрузки); n плохие физические условия труда; n дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь); n необходимость самостоятельного принятия решения. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации; n ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства ("в том числе и "соблазн сачкануть во время работы" - Н.П.); n ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать… n ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей - более стрессогенна; n слишком низкая ответственность (больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе); n малая степень участия в принятии решений в организации. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе; l взаимоотношения с руководством, с подчиненными, с коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты; l трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя). Факторы, связанные с деловой карьерой; ¡ два основных стрессогенных фактора: профессиональная "неуспешность", боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения "предела" своей карьеры; ¡ отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений); ¡ несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом; n неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов); n ограничение свободы поведения, интриги и т.п. Внеорганизационные источники стрессов.
Синдром профессионального выгорания Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. По существу, профессиональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения (Г. Селье). Симптомы СПВ: психофизические, социально-психологические и поведенческие. К психофизическим симптомам ПВ относятся такие, как: -чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу -после сна (симптом хронической усталости); -ощущение эмоционального и физического истощения; -снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие -реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); -общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии ----крови и гормональных показателей); -частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; -резкая потеря или резкое увеличение веса; -полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, -начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и -"тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); -постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; -одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; -заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение -зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений; -возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения –продолжительности жизни в России, особенно у мужчин. К социально-психологическим симптомам ПВ относятся: -безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); -повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; -частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя"); -постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин --нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); -чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо"); -чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится"; -общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится"). К поведенческим симптомам профессионального выгорания: -ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее; -сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; -руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; -невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Причинами профессионального выгорания организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала. Симптомы профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров; сниженная мотивация к труду, слишком частые "перекуры" и "чайные" перерывы; профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании.
Профилактика синдрома выгорания Ø Профилактику синдрома важно начать еще на этапе подбора кандидатов на вакантные должности (экстраверты). Ø Анализ информации о деловой активности сотрудников, их интересе к работе, мотивации. Ø Соблюдение графика отпусков. Ø Частичная оплата занятий в фитнес-клубе, - люди, которые занимаются спортом и поддерживают здоровый образ жизни, значительно меньше подвержены синдрому профессионального выгорания. Ø Предоставление личных дней сотрудника. Это могут быть дополнительные оплачиваемые дни к отпуску или 5-7 дней в год, которые сотрудник может взять в любое время для решения своих личных проблем. Ø Гибкий график работы.
Основные направления управления производственным стрессом (по Куперу и Маршаллу) • Изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника. • Построение "мостов" между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже "возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)". • Повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений). • Самое главное - создание в организации благоприятного социально-психологического климата.
Основные варианты формирования навыков контроля за стрессовыми состояниями работников (по Хамбергу и Лоору ) n Релаксация как навык активного регулирования. Главное отличие от "пассивной релаксации" заключается в том, что активная релаксация предполагает: сознательные усилия клиентов; клиенты обучаются распознавать ощущения, возникающие при пробуждении или при активизации (это как своеобразные "опорные сигналы"). n Тренировка социальных навыков (в том числе навыков уверенности в себе). n Тренировка навыков решения проблем.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.008 с.) |