Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Осн. проблематика ПТруда.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА Тема 1. Осн. проблематика ПТруда.
ПТруда – отрасть психологии, изуч. психологич. закономер-ти формир. и проявл. психич. деят. чел. в пр-се труд. деят. Предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Этический парадокс предмета ПТруда можно сформулировать следующим образом: чем больше мы изучаем субъект труда (его принципиальную возможность к спонтанности и рефлексивности), тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности. Чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени мы лишаем его психики (все за него решает руководитель, психолог, нет потреб-ти в рефлексии). Субъект труда ‒ "носитель" предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Объект труда ‒ "конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)". Другими словами, объект - это "преемник" воздействия, а субъект - инициатор воздействий в общей системе "субъект - объект".
Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности: 1) Психология труда в традиционном варианте, где изучаются психофизиологические основания труда, история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде и т.п. 2) Инженерная психология, изучающая информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора. 3) Психология управления (в более современном звучании - организационная психология), изучающая иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов. 4) Профориентация (как один из уровней профориентации - профессиональное самоопределение, предполагающее формирование субъекта самоопределения, а также - "психология карьеры", где основной акцент сделан на построении "жизненного успеха"). При этом сама профориентация предполагает следующие направления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента и т.п. 5) Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности. Дополнительные разделы психологии труда: психофизиология труда; психогигиена труда; психологические (и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации; профориентация инвалидов; космическая психология; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинга и т.п.
Методы ПТруда Существует несколько классификаций методов психологии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов: группу неэкспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях:, и группу экспериментальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности. В первую группу входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств. Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов. К неэкспериментальным методам относят: опросники, анкеты, интервью, беседа, наблюдение, анализ раб. док-тов, фотография раб. дня (временная регистрация последовательности вып. действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе), хронометраж (измерение врмен труд. операций), анализ продуктов труд. деят., самоотчет. Экспериментальные методы: естественный и лаб. Э., м. тестирования, проективные методики (напр. нарисуй свою профессию). Отдельно выд. м, профессиограммы (описание соц-эк., производственно-технич, психологич и др. особенностей профессии + психограмма (х-ка требований, предъявляемых к профессии).
Методологические принципы ПТруда - пр-п объективности (методы ПТруда должны соответствовать породившей их теории, задаче и условиям, в кот. эта задача решается) - пр-п единства Л. и деят. (Л. формир. и проявл. в деят.) - пр-п целенаправленности (конкретность и ясность целей, кот. работнику предстоит решить)
Задачи ПТруда: 1) з., связ. с раб. кадрами: - подбор и расстановка кадров - подготовка кадров - регулир. взаимоотнош. кадров в пр-се труд. деят. 2) з., связ. с условиями труда: - повыш. работоспособности - обеспеч. Безопасности 3) задачи, связ. с оборудованием: - рационализация и проектирование новой техники и новой труд. деят.
Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» 1 Автор А. Е. Голомшток. Для проведения исследования используются карта интересов — опросник, отражающий направленность интересов в 29 сферах деятельности, и бланк для ответов, представляющий собой матрицу из 6 строк и 29 колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов. Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» Методика разработана К. Замфир. Структура мотивации трудовой деятельности включает три компонента: внутреннюю мотивацию (ВМ), внешнюю положительную мотивацию (ВПМ) и внешнюю отрицательную мотивацию (ВОМ). Соответственно в опроснике имеются 7 позиций, относящихся к этим компонентам. Методика «Определение "трудоголика"» 1 Методика (тест) направлена на выявление степени «трудоголизма», т. е. потребности в работе, становящейся манией. Методика «Опросник профессиональной готовности» Опросник (методика) разработан Л. Н. Кабардовой. Профессиональную готовность определяют как субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей. Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Методика разработана Т. Л. Бадоевым и направлена на изучение удовлетворенности трудом.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА Тема 1. Осн. проблематика ПТруда.
ПТруда – отрасть психологии, изуч. психологич. закономер-ти формир. и проявл. психич. деят. чел. в пр-се труд. деят. Предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Этический парадокс предмета ПТруда можно сформулировать следующим образом: чем больше мы изучаем субъект труда (его принципиальную возможность к спонтанности и рефлексивности), тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности. Чем больше мы изучаем (познаем) субъекта, тем в большей степени мы лишаем его психики (все за него решает руководитель, психолог, нет потреб-ти в рефлексии). Субъект труда ‒ "носитель" предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Объект труда ‒ "конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)". Другими словами, объект - это "преемник" воздействия, а субъект - инициатор воздействий в общей системе "субъект - объект".
Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности: 1) Психология труда в традиционном варианте, где изучаются психофизиологические основания труда, история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде и т.п. 2) Инженерная психология, изучающая информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора. 3) Психология управления (в более современном звучании - организационная психология), изучающая иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов. 4) Профориентация (как один из уровней профориентации - профессиональное самоопределение, предполагающее формирование субъекта самоопределения, а также - "психология карьеры", где основной акцент сделан на построении "жизненного успеха"). При этом сама профориентация предполагает следующие направления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента и т.п. 5) Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности. Дополнительные разделы психологии труда: психофизиология труда; психогигиена труда; психологические (и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации; профориентация инвалидов; космическая психология; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинга и т.п.
Методы ПТруда Существует несколько классификаций методов психологии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов: группу неэкспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях:, и группу экспериментальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности. В первую группу входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств. Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов. К неэкспериментальным методам относят: опросники, анкеты, интервью, беседа, наблюдение, анализ раб. док-тов, фотография раб. дня (временная регистрация последовательности вып. действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе), хронометраж (измерение врмен труд. операций), анализ продуктов труд. деят., самоотчет. Экспериментальные методы: естественный и лаб. Э., м. тестирования, проективные методики (напр. нарисуй свою профессию). Отдельно выд. м, профессиограммы (описание соц-эк., производственно-технич, психологич и др. особенностей профессии + психограмма (х-ка требований, предъявляемых к профессии).
Методологические принципы ПТруда - пр-п объективности (методы ПТруда должны соответствовать породившей их теории, задаче и условиям, в кот. эта задача решается) - пр-п единства Л. и деят. (Л. формир. и проявл. в деят.) - пр-п целенаправленности (конкретность и ясность целей, кот. работнику предстоит решить)
Задачи ПТруда: 1) з., связ. с раб. кадрами: - подбор и расстановка кадров - подготовка кадров - регулир. взаимоотнош. кадров в пр-се труд. деят. 2) з., связ. с условиями труда: - повыш. работоспособности - обеспеч. Безопасности 3) задачи, связ. с оборудованием: - рационализация и проектирование новой техники и новой труд. деят.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.182 (0.006 с.) |