ТОП 10:

Деятельность первых киевских князей



После смерти новгородского князя Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу (ум. 912 г.), с деятельностью которого связано формирование ядра будущего государства. (Сын Рюрика – Игорь был в малолетнем возрасте).

Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882 г. подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира захватил Киев. Так произошло объединение под одной властью двух крупнейших государственных образований Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату - 882 г. г. принято считать (условно) датой образования Древнерусского государства. Олег провозгласил Киев столицей, «матерью городов русских» (находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом). Именно поэтому древнерусское государство принять называть Киевская Русь.

Древнерусское государство прошло в своем развитии три этапа

– Становление (начальный период)

– Расцвет

– Упадок и распад

Происхождение слова «Русь» загадочно. Согласно летописи, русь название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Одни историки принимают это сообщение как достоверное, другие же считают его поздней легендой и предполагают, что так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в районе реки Рось, южнее Киева.

Главным содержанием деятельности первых киевских князей, основным предметом их забот и усилий были:

– объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью киевского князя: Олег подчинил себе племена древлян, северян, радимичей, Игорь – уличей, дреговичей, Святослав – вятичей, расширил границы Древнерусского государства до Крыма и Таманского полуострова.

– защита границ русской земли от нападений степных кочевников: Игорь, Святослав отражали набеги печенегов. 965 г. разгром Хазарского каганата.

– приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; Олег в 907 г. совершил успешный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911). Игорь в 944 г. заключил взаимовыгодный торговый договор с Византией, 971 г. Святослав воевал с Константинополем.

– В обмен за эту службу князья с дружиной получили право сбора дани с подвластного населения. Способами сбора дани были «полюдье» и «повоз».

– Князья во время «полюдья» разрешали конфликты между соплеменниками, вершили суд, регулировали пограничные споры, назначали наместников. Но это не означало, что князь мог самоуправствовать. Вспомните, чем закончилось полюдье в древлянской земле для князя Игоря (945 г). Самовластье древних князей ограничивалось волей дружины, особенно старшей, а также вечевыми собраниями свободных граждан.

 

2. Древнерусские реформаторы и их преобразования.
Крещение Руси

Одним из первых реформаторов Древнерусского государства являлась княгиня Ольга (945–964) – жена второго киевского князя Игоря (912–945).(правила в период малолетства сына Святослава)

Основным содержанием внутренней политики князей Киевской Руси был сбор дани с населения во время полюдья. Размеры дани определены не были. Такая «система налогообложения» таила в себе немало неприятностей для податного населения, поскольку все зависело от княжеского аппетита и жадности дружинников.

В 945 г. князь Игорь с дружиной собрал один раз дань с Древлянской земли, решил вернуться и добрать еще. Древляне, сказав, что если волк повадится ходить в стадо, то переведет его все, перебили княжеский отряд, жестоко казнили самого князя Игоря.

Княгиня Ольга организовала кровавую карательную экспедицию в землю древлян и отомстила за мужа. Но это было одной частью реакции Ольги на восстание древлян. Другую часть составили изменения системы сбора дани. Суть ее заключалась в том, что в 946 г. она определила размеры дани («уроки») и установила твердый порядок ее сбора. На местах сбора дани создавались «погосты», которые стали административными центрами. Таким образом, дань – полюдье превратилось в фиксированный налог. Теперь дань собиралась не путем объезда, а путем повоза в специальные места – «погосты».

Н.М.Карамзин отмечал, что если первые киевские князья были главным образом воинами-завоевателями, то первой управительницей на русской земле была княгиня Ольга. Помимо реформы сбора дани, Ольга предприняла длительную поездку в Византию (955-957гг.) и первая из великих киевских князей лично приняла христианство под именем Елена, в 968 г. руководила защитой Киева от печенегов во время военных походов Святослава в Дунайскую Болгарию.

При Святославе произошло дальнейшее расширение территорий Киевской Руси, изменилось ее международное положение. Однако первые киевские князья чувствовали себя больше завоевателями, чем государями русских земель, которые были объединены лишь механически, лишь военной силой. Можно сказать, что первые киевские князья создали лишь тело древнерусского государства, но только Владимир Святославич с принятием христианства вдохнул душу в тело.

Крупнейшим преобразователем Киевской Руси был внук княгини Ольги – князь Владимир I (980–1015). В годы княжения Владимира Святославича окончательно сложилась территория Древнерусского государства, он создал систему обороны страны от печенегов; покончил с остатками старого племенного сепаратизма, рассадив своих многочисленных сыновей (их было 12) по основным центрам Руси в качестве наместников киевского князя. Именно со времен Владимира I Русь стала управляться всем кланом князей-рюриковичей.

Введение Владимиром христианства в качестве официальной религии Древнерусского государства – одно из наиболее масштабных деяний всей русской истории, которое определило на века путь дальнейшего развития страны и общества.

Восточные славяне до образования государства и в первое столетие существования Киевской Руси были язычниками. Они верили в леших, домовых, русалок. Наиболее значительную фигуру в языческих верованиях славян представлял культ Рода, который олицетворял начало жизни, продолжение рода. Поэтому не случайно, корень «род» является основой многих понятий (народ, природа, родина, родник, родной, урожай, родить и т. п.).

Кроме того, в языческих символах отражены три сферы:

– небесная – поклонение явлениям природы;

– земная - земледельческие культы (урожай, рог изобилия)

– подземная - культ предков

Главное предназначение богов – покровительствовать человеку, создавая в пространстве вокруг него (под землей, на земле, над землей) своеобразный систематизированный мир, синтезирующий отдельные сферы бытия.

Таким образом, верования древних славян представляли собой достаточно стройную систему воззрений, обобщающих накопленные знания социального, духовного, нравственного содержания.

Однако верования славян носили первобытный, доклассовый характер. Появление у восточных славян классов и государства потребовало новой идеологии и, следовательно, новой религии. К тому же языческие религиозные представления постепенно входили в противоречие с политическими тенденциями развития Руси и ее взаимоотношениями с крупнейшим и могущественным соседом – Византийской империей, для которой языческая Русь оставалась не более чем младшим партнером, отсталым варварским государством.

Сначала Владимир попытался усовершенствовать старую религию, приспособить язычество к новым условиям, а для этого – создать единый общерусский религиозный культ и единый пантеон богов. Это была первая реформа Владимира (983 г.). Ее символом явилось размещение на холме в Киеве вблизи княжеского двора пантеона с деревянными идолами («кумирами»), всех – теперь уже общерусских – богов: Перуна (который стал главным божеством, и поэтому идол имел серебряную голову и «ус злат»), Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Всем этим божествам приносились жертвы.

Но вскоре стало ясно, что реформированное язычество не годится. Киевская Русь нуждалась в новой, монотеистической религии способной укрепить государство.

Ближние и дальние соседи древнерусского государства уже исповедовали такие монорелигии. Например, Волжская Болгария и часть хазар исповедовали ислам, другая часть Хазарского каганата – иудаизм, страны центральной Европы – христианство в католическом варианте, Византийская империя и южные славяне – православие. Поэтому Владимир приступил к проведению второй религиозной реформы.

Причины принятия христианства

– Необходимость объединения племен на новой духовной основе и укрепление власти киевского князя

– Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, повышение международного авторитета Руси

– Приобщение к европейским (византийским) духовным и культурным ценностям

– Оправдание социального неравенства

В 988 г. Русь приняла христианство (в византийском варианте, православие) в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Конечно, в таком процессе как христианизация огромной страны, всякая дата будет достаточно условна. Дело в том, что христианство появилось в восточнославянских землях задолго до официального крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного (брата апостола Петра) на Русь еще в I веке н.э. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-е гг. IX в. Немало христиан было и среди купцов и дружинников Игоря, христианкой была и княгиня Ольга.

Почему же Владимир остановился именно на христианстве «восточного образца» - православии?

Греческая (византийская) православная религия в значительной мере устраивала Владимира более всего по соображениям политического характера:

– У Руси с Византией были налажены долгосрочные экономические и торговые связи (путь из «варяг в греки»)

– Русь нуждалась в сильном и мощном союзнике для защиты своих границ от кочевников, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала для борьбы со своим северным соседом

– Византия находилась на пике своего культурного и духовного развития, и Русь могла многое позаимствовать от греческой культуры (письменность, архитектура, новые ремесла - более 60)

– Болгария приняла христианство в IX веке и византийские проповедники Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели всю церковную литературу на славянский язык, так что можно было распространять религию на живом, понятном языке, а не на книжном - латинском

– христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечающее становлению единой государственной власти в лице киевского князя (хотя и язычестве тоже присутствовало верховенство одного бога Рода, однако христианство выражало эту идею более осмысленно).

– православие во многом совпадало с духовно-нравст-венными устремлениями русского народа, отражавшимися в проповедях добра, милосердия, сострадания и сочувствия чужому горю. Красота и великолепие церковной службы!

Однако перед этим важным шагом Владимир совершил поход в Крым на Корсунь, принадлежавший Византии, захватил его и потребовал себе в жены сестру византийских императоров, братьев-соправителей. В качестве условия этого брака греческая сторона выдвинула переход Владимира в православие. Поскольку сам уже князь до похода на Корсунь оценил христианскую веру, он согласился. В 988 г. в Корсуне Владимир стал христианином и мужем принцессы («царицы») из могущественной Византийской империи. Вернувшись после свадьбы в Киев, Владимир приказал сбросить с холма деревянных идолов языческих богов, одного изрубить, а других сжечь. И только после этого было объявлено всеобщее крещение киевлян в Днепре. Итак, в 988 г. в Киевской Руси была введена государственная религия – христианство в его православном варианте. Общество получило новую идеологию.

Принятие христианства - важнейший рубеж европеизации Руси. Замена традиционных верований на религию, предпочитавшую родству по крови родство по «духу» (единоверие), придала Древней Руси действительное единство. Это не только вера в бога, это проблема выбора духовных и нравственных приоритетов. Это колоссальная духовная революция.

Крещение Руси во многом носило насильственный характер. Насилие действительно применялось довольно широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов - это трудный процесс в любой стране. Не был он простым и на Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистическому язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни - от семейных до общественных отношений. Это была революция во всех сферах жизни.

В то же время важно заметить, что введение христианства на Руси принципиально отличалось от крещения, например, языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки - испанцами. В двух последних случаях смена веры происходила с помощью иностранного вмешательства. Распространение христианства в Киевской Руси было внутренним делом государства. Внешнего насильственного напора страна не испытывала.

Русь была крещена примерно за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома (для сравнения - Норвегии для этого понадобилось 150 лет, Швеции-250). Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского государства, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезала граница между русами и славянами, между различными племенами славян. Всех, постепенно объединила общая духовная основа.

С принятием христианства на Руси появился новый институт -церковь. Первое время она формально подчинялась византийской церкви, митрополит на Руси назначался константинопольским патриархом. Русская митрополия состояла первоначально из 9 епархий. Появилось белое с (семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри. В пользу церкви население платило налог - десятину (1/10 часть налога).

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Усилился авторитет великокняжеской власти, т.к. на киевского князя духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не только для внешней защиты, но и для установления и поддержания внутреннего порядка: владычествовать по закону, пресекать зло, наказывать разбойников, сочувствовать обиженным. Народ же призывался к повиновению властям.

С самого принятия христианства устанавливается тесная взаимосвязь светской и церковной, власти в Русском государстве, которую Русь заимствовала у Византии. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела, внутрицерковные вопросы. К концу XП в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. На определенных этапах светская и церковная власти сотрудничали в области разработки норм уголовного права, церковного права и др.

Высокий уровень материальной и духовной культуры Киевской Руси являлся основанием и предпосылкой развития православной церкви, которая в свою очередь создала благоприятные условия для развития русской культуры.

Крещение имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расши-рились.

Оно способствовало гуманизации древнерусского общества, осуждало рабство, человеческое жертвоприношение. Призывало «возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной храмовой архитектуры и живописи, развитию ремесел, чеканки монет, культурному просвещению, созданию школ, библиотек при монастырях и т.п.

Христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, т.е. истинная вера. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а затем и Россия считала себя частью христианского мира, всегда сравнивала себя с ним. Однако то, что христианство было принято в восточном варианте имело и несколько иные последствия, хотя сказались они не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе.

1054 г. – распад единой христианской церкви на православную и римско-католическую. Приняв восточный вариант христианства, Русь отгородилась от столбовой дороги христианской цивилизации, которая вела на Запад. После крещения Руси Византия медленно пришла в упадок, а Рим пошел в гору.

С ослаблением и падением Византии (1453 г.) русская православная церковь и русское государство оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда – отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами, например, с татаро-монгольскими, а в последствии и с другими завоевателями.

Образование древнерусской и европейской государственности: общее и особенное

Киевская Русь в XI-ХII вв. стала державой, ни в чем не уступающей другим. Следует подчеркнуть особую черту Древнерусского государства – это его открытость, его связи с Европой и Византией. Русские дружины как наемные войска бывали в Пиренеях и Арабском халифате. Киев стал одним из самых богатых и красивых городов Европы «соперником Константинополя», по выражению одного из западных путешественников. Киевская Русь находилась в это время в оживленных экономических, торговых, политических, дипломатических и культурных отношениях не только с Византией, но и с европейскими странами, а члены русского княжеского дома вступали в родственные отношения с представителями многих королевских домов в Европе. Особенно это было заметно при Ярославе Мудром. Размах и уровень династических связей княжеского дома производит сильное впечатление. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа, сыновья - на дочерях польского короля Мешко П, византийского императора, немецкого графа. Дочери Ярослава стали королевами: Анастасия - венгерской; Елизавета - норвежской; Анна - французской. Не менее поразительны брачные связи Владимира Мономаха и его детей. Сын византийской царевны, он был женат на дочери англосакского короля Гарольда, его сын - на дочери шведского короля, а дочь была замужем за венгерским королем. Так великокняжеский род Рюриковичей стал составной частью европейской династической системы, а Древняя Русь частью европейского мира.

До нас дошла значительная часть духовной и светской литературы («Слово о полку Игореве» - конец XII в., «Слово о законе и благодати» - 30-40-е гг. XI в. и др.), общегосударственные и правовые документы (уставы о церковных судах, договоры с греками, первый правовой кодекс «Русская правда» - XI-ХII вв. и т.п.). При княжеских дворах и крупных монастырях возникли обширные библиотеки. Появилась азбука - «кириллица», которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром 1 в 1708-10 гг. затем в 1918 г.). Строились школы, переводились книги, широкое распространение получила грамотность, о чем убедительно свидетельствуют берестяные грамоты. Известно, что при Ярославе Мудром в Киеве была открыта школа, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого – Анна, одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. Анна собственноручно подписывала государственные документы, т.к. её супруг Генрих I был неграмотным. Многие русские князья были не только грамотными, но и владели иностранными и древними языкам (латынь). Известно, что сын Ярослава Всеволод знал пять языков.

Как мы уже отмечали Киевская Русь не была отгорожена стеной от своих соседей и ее культура стояла в одном ряду с культурой Западной Европы и активно в ней взаимодействовала. Но она не только органически впитывала в себя прогрессивные элементы культуры европейского типа, но и сама оказывала большое влияние на культуру народов Прибалтики, Польши, Болгарии.

Западная цивилизация - это городская цивилизация. Древняя Русь развивалась в том же русле. Ее столица - Киев - представляла собой большой культурный город с прекрасными деревянными и каменным храмами (400 церквей), палатами, книгохранилищами, с развитой торговлей (8 рынков) и ремеслами. Кроме Киева, существовал еще ряд культурных центров, где городская жизнь была даже оживленнее, чем на Западе. Скандинавские саги называли Русь «страной городов».

Уровень духовного развития Древней Руси для своего времени был высоким. Еще недавно за рубежом было распространено мнение, что философия заимствована Россией у Запада в XVIII или даже XIX вв. Однако сейчас мнение меняется. Так известный анг. философ Ф. Коплстон относит зарождение здесь философской мысли к первой половине XI в. Причем справедливо утверждается, что Киевскую Русь нельзя отделить от Западной Европы, истоки философской культуры связывают с выдающимся религиозным философским произведением «Слово о законе и благодати», автором которого является киевский митрополит Илларион (первый митрополит из русских).

Таким образом, образование и развитие древнерусского государства органично вписывалось в европейский исторический процесс. Но, подчиняясь общей закономерности, Киевская Русь имела свои особенности. Прежде всего, они проявились в социально-политическом устройстве древнерусского государства.

По сравнению с Европой в основе социально-экономи-ческой жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а коллективное землевладение свободных крестьян общинников. Феодальные вотчины не играли существенной роли в экономике древней Руси, и феодальные элементы напоминали собой островки в мире свободных земледельческих общин.

Такое социально-экономическое состояние отражалось в политическом строе. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князя окружала дружина: старшая и младшая. Но, несмотря на значительный общественный вес, князь в Киевской Руси не стал подлинным государем. Дело в том, что, приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключать «ряд» - договор - с народным вечем. А это значит, что он превращался в известном смысле в обладателя общинной власти, призванной блюсти интересы местного общества.

Народное вече сохраняло значительную роль. Оно ведало вопросами войны и мира, санкционировало денежные сборы, входило в обсуждение законодательства, смещало администрацию. Состав веча был демократический (женщины и рабы исключались). Демократия Киевского периода носила коллективистский характер, т.к. все решалось в пользу общества, а не личности, автономии личности от общества не существовало.

Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для подчинения веча. Саботировать ее решения она тоже не могла. С помощью веча народ влиял на ход политической жизни в желательном для себя направлении.

Важное значение народа в управлении государством объясняется и особенностями военной организации Киевской Руси. Дело в том, что на Руси были вооружены не только князь и дружина, но и рядовое население. Вооруженный народ был организован по десятичной системе (десятки, сотни). Именно народные ополчения решали исход сражений. Влияние княжеской дружины было существенным, но не определяющим. Дружина представляла собой отборное ядро княжеских воинов-телохра-нителей, постоянных спутников и советников князя, своеобразный «штаб», который во время войны давал народному ополчению командиров, но подчинялось ополчение не князю и его мужам, а вечу. Эта традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности. Высокая мобилизационная готовность населения Руси объясняется, прежде всего, постоянной угрозой со стороны кочевников.

Коллективистская структура древнерусского общества, общинность сказалась и на характере власти, определяла принципы ее наследования. В западном понимании частной собственности не существовало, имелись только права владения. Носителем верховной власти являлся не великий князь, а княжеский род. Каждый князь был лишь временным владельцем власти, которая передавалась по принципу «старший в роду». После смерти князя на престол садился не обязательно его сын, а старший в роду, чаще всего брат. По мере разрастания рода Рюриковичей определение старшего в роду становилось все более проблематичным и разрешалось с помощью военной силы (междоусобицы). В отличие от «вертикального» принципа наследования власти от отца к сыну, характерного для стран Западной Европы, «горизонтальный» принцип или «очередной порядок княжения» (так называли его Соловьев С.М. и Ключевский В.О.) создавал удивительную картину постоянного перемещения княжеской династии по всем городам Руси.

В Киевской Руси несколько иной была и роль городов. Если в Европе города - это центры торговли, ремесла и культуры, то на Руси - общинные и волостные центры, обладавшие правительственными функциями, к которым тяготела сельская округа. Города становились основными, порой единственными центрами феодальной государственности (в Западной Европе эту роль в большей мере выполняли поместья королевского домена, ленные земли крупных сюзеренов, феодальные владения церкви и монастырей). Давление феодальной государственности на город вело к монополии церковной культуры, а, следовательно, к подавлению зачатков городского свободомыслия, ересей, светских знаний.

На Западе город возникает как сообщество свободных людей, как гарант их возможности заниматься свободным трудом, и как инструмент защиты их прав. Там возникают университеты как одна из форм человеческой деятельности - научное творчество.

Ничего этого не было на Руси. Города, кроме Новгорода и Пскова, рождались как центры княжеской власти, как форпосты колониальной экспансии, как базы фискально-полицейской деятельности, литургические центры. Ремесла и торговля поощрялись постольку, поскольку это выгодно князю, «работает на оборону». Университеты, занятия наукой не поощрялись никак, сплошное вольнодумство!

Одной из особенностей Древнерусского государства является отсутствие рыцарства. В Западной Европе в середине XI в. завершился процесс внутренней колонизации. Ресурсы свободных земель и свободных общинников в Западной Европе практически иссяк к тому времени. В результате этого в Европе чрезвычайно быстро образовался слой молодых людей, младших детей землевладельцев, все состояние которых часто состояло из щита, копья и коня. Поддержание стабильности в обществе требовало дать какое-то занятие этой публике и общество массами отправляет их в крестовые походы, запирает их в казармы - общежития рыцарско-монашеских орденов, заставляет заниматься самоистреблением в бесчисленных войнах. Видимо именно в крестовых походах, эти люди, собранные в огромные массы, осененные великой духовной идеей, осознали себя как особый слой общества - слой рыцарей, для которого на первый план выступают не отношения собственности на землю, а иные признаки: личная независимость, благородство происхождения, преданность идее, служение семи искусствам и т.п. Это был самый обширный привилегированный слой того времени, и мы можем говорить об эпохе рыцарства в Западной Европе.

На Руси внутренняя колонизация не была завершена ни в XI, ни в ХIII в. На востоке лежали колоссальные земли вплоть до неведомого тогда Тихого океана. Рыцарство на Руси так и не возникло: младшие дети русских феодалов постоянно могли отъезжать на Восток и находить себе нетронутые земли и не пуганых общинников. Но именно в этот период начинает формироваться особая роль Российского государства.

С окончание внутренней колонизации в Западной Европе государство, которое ранее организовывало этот процесс, утрачивает смысл и наступает феодализм в чистой форме. На всей территории от Вислы до Эльбы устанавливается приблизительно однородное пространство, разбитое на множество однотипных ячеек-доменов.

Совершенно иная картина на Востоке. Здесь с каждым новым десятилетием колонизация приобретает все новые и новые масштабы, происходит захват земель, ассимиляция племен. Мощное государство нужно обществу как проводник колониальной политики, и в этом смысле великий князь выступает не как первый среди равных в среде феодалов, а как организатор походов на Восток, через который в страну вливаются потоки пушнины, целинные земли. Великий князь становится самым богатым и авторитетным человеком в стране. Центр политической власти следует за фронтом колонизации из Новгорода в Киев, из Киева во Владимир. Так формируется исключительный характер русского государства, тоталитарный характер центральной власти.

Те же факторы обусловили экстенсивный, грабительский характер экономики Древнерусского государства. На Западе факт исчерпывания ресурсов для внутренней колонизации означал необходимость перехода к интенсивному ведению хозяйства и значит наделения все большими правами производителей, скачала феодалов, как организаторов производства, предоставляя им все больше юридических прав. Необходимость интенсивного хозяйства заставляла изменить трехчленную структуру: земледелец, община, феодал. На двухчленную: зависимый земледелец, феодал. Это был жестокий процесс, но он подготовил последующее освобождение европейской нации.

Дальнейшая интенсификация производства требовала усложнения орудий труда, иных методов обработки земли, наделение все большей самостоятельностью самих крестьян-земледельцев. Барщина сменяется оброком, натуральный оброк - денежным, оброк - арендой.

Ни одно производство не может существовать в условиях перманентной войны между классом собственников и классом производителей. Необходимы были юридические гарантии для обеих сторон. Так на Западе в недрах домена формируется будущее правовое государство.

И все же, несмотря на эти особенности, Киевская Русь развивалась в общеевропейском русле. Ситуация изменится на рубеже XI-ХII вв., когда на просторах русской равнины началась раздробленность, близился упадок и распад Древнерусского государства. Предпосылками дробления Киевской Руси послужили, во-первых, усложнение системы государственного феодализма - формирование устойчивых региональных корпораций военно-служивой знати, кормившейся за счет части доходов от государственных податей, а во-вторых, рост вотчинной собственности, прежде всего княжеских доменов. На Западе решающую роль в распаде раннесредневековых государств сыграло развитие вотчинной собственности.

Обособление княжеств, наметившееся после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. завершилось в середине XII века по окончании правления Мстислава Владимировича.

Единое раннефеодальное древнерусское государство, состоящее из волостей, распадается на несколько княжеств, внутри которых формируются более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества.


Методические рекомендации к лекции № 1
«Древняя Русь как часть европейского мира»

Контрольные вопросы к лекции

– Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом сыграли варяги?

– Причины принятия христианства на Руси. Как крещение Руси повлияло на ее историю?

– В чем смысл византийского варианта православия? Какое влияние оказала византийская православная церковь на утверждение христианской культуры у славян?

– Как можно охарактеризовать политический строй Древней Руси IX-X вв?

– Определите основные цели и итоги внешней политики киевских князей в IX-XI вв.

– Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси.

Рекомендуемая литература

Введение христианства на Руси. М., 1987.

Горский АЛ. Древнерусская дружина. М., 1999.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XVII вв.). – М., 1998.

Карпов А. Владимир Святой. (Серия «Жизнь замечательных людей»). – М., 1997.

Путилов Б. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. – СПб., 1999.

Рапов О.М. Русская церковь в IX-первой трети XII вв. Принятие христианства. – М., 1988.

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. – М., 1990.

Русь и варяги: Новый взгляд на историю Европы и Руси. Сб. статей. /Сост. Д.А. Андреев. – М., 1999.

Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. – М., 1987.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

Скрынников Р.Г. История Российская IX–XVII вв. – М., 1997.

Творогов О.В. Древняя Русь: События и люди. – СПб., 1994.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1990.

Основные документы эпохи

«Повесть временных лет»; «Русская правда»; «Изборник»; «Поучение Владимира Мономаха»; «Правда Ярославичей».

Основные исторические даты
и имена для запоминания

862 г. – начало княжения Рюрика в Новгороде

882 г. – объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.

907, 911 и 944 гг.- первые договоры Руси с Византией.

945 г. – восстание в древлянских землях.

964-972 гг. – княжение и походы Святослава.

980-1015 гг. – княжение Владимира Святославича

988 г. – принятие христианства на Руси.

1019-1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого. Составление «Русской правды».

1068 г., 1113 г. – восстания в Киеве.

1113-1125 гг. – княжение Владимира Мономаха.

Исторические деятели:Рюрик; Олег; Игорь; Ольга; Святослав; Владимир; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; митрополит Илларион.

Документы и материалы для самостоятельной работы

Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

1. «Повесть временных лет» о призвании варягов в земли славян. В год 6367 (859. Сост.). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и с всех кривичей, а хозары брали с полян и с северян, и с вятичей, брали по серебряной монете и по белке от дыма....

В год 6370 (862. Сост.). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы. Сост.), а иные норманы и англы, а еще готландцы, вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. ... Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах находники, а коренное население в Новгороде славяне, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Белоозере весь, в Муроме мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.026 с.)