ТОП 10:

Великое Владимирское княжество



Владимиро-Суздальское княжество занимало территорию в междуречье Оки и Волги. Этот район был богат плодородными почвами, пригодными для земледелия. Занимал удобное географическое положение: крупные лесные массивы служили естественной преградой кочевникам, а множество рек - торговыми путями купцам. Расположенные в безопасности от набегов южных кочевников, эти земли привлекали переселенцев, уходящих из разоренных южных городов. Постоянный приток населения способствовал экономическому подъему княжества, укреплялись старые города Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. По торговым путям основывались новые - Нижний Новгород у впадения Оки в Волгу, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва, Галич.

После смерти Владимира Мономаха Северо-Восточная земля отделяется от Киева. В 1132 г. она становится самостоятельным княжеством с центром в Суздале. Там княжил шестой сын Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий (1125-1157). Политическая независимость княжества сопровождалась укреплением его границ и возведением многих крепостей -им были построены крепости-города Дмитров на Яхроме, Звенигород на Москве реке, Кидекша на Нерли, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Городец на Волге. За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище «Долгорукий».

Юрий Долгорукий покорил Волжскую Болгарию, под влиянием ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром. Он активно влиял на политику Новгорода, посадил на княжение своего сына Ростислава.

В 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, построенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. В Москве состоялась встреча Ю. Долгорукова с союзным черниговским князем Святославом, который в качестве подарка привез Юрию шкуру барса.

Юрий Долгорукий совершил несколько походов на Киев, но только в 1155 г. ему удалось стать еще и Великим князем киевским. В 1157 г. Юрий умирает, похоронен на территории Киевско-Печерского монастыря.

Киевляне его не любили, после его смерти устроили праздник, разгромили его княжеские хоромы. После взятия Киева Юрий Долгорукий посадил своих младших сыновей Всеволода и Михаила в Ростов и Суздаль, а старшего оставил в Вышгороде близ Киева. В 1155 г. еще при жизни отца Андрей бежит из Киева в Залесский край, куда был приглашен местным боярством и становится князем северо-восточных земель. После смерти Юрия Долгорукого вновь разгорелась междоусобица между князьями -претендентами за киевский стол. После долгой борьбы в 1169 г. Андрей захватил Киев и подверг его жестокому разорению. Посадил там своего брата Глеба, а сам не поехал на юг, остался на севере в своей прежней волости и оттуда распоряжался всеми делами юга. Значение этого шага было велико -Андрей впервые оторвал старшинство среди князей от места (Киева как старшего города), и центр Руси окончательно переместился с юга на северо-восток. Владимиро-Суздальское княжество становится крупнейшим государством, правители его носят титул великих князей.

Андрей (1157-1174 гг.) переносит столицу из богатого боярского Ростова во Владимир на Клязьме, а резиденцию свою основал в селе Боголюбове в 11 км от Владимира. Андрей решил превратить Владимир во все русскую столицу, которая бы затмила Киев. В подражании Киеву он построил Золотые и Серебряные ворота, кафедральный Успенский собор. В Боголюбове был построен роскошный замок и церковь Рождества Богородицы. При впадении р. Нерли в Клязьму вырос храм Покрова-на Нерли - знаменитый памятник ХП века.

Андрей решил править на русских землях единолично. Изгнал младших братьев и племянников с северо-восточных земель. Отбирал земли у бояр, увеличивал княжескую вотчину, не советовался с боярским советом и дружиной. Раздавал земли младшей дружине за службу (так появились дворяне - слуги князя. Временные держатели земли получали поместье за службу).

Однако А. Боголюбскому пришлось вести упорную борьбу с местной боярской знатью. Бояре были недовольны чрезмерной строгостью и самовластием князя. В 1174 г. он был убит в селе Боголюбове в результате боярского заговора. После смерти Боголюбского бояре Ростова и Суздаля пригласили на княжение племянников А. Боголюбского - Ростиславичей, а владимирцы - брата А.Боголюбского - Всеволода. Началась междоусобная война. Победу одержал Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Всеволод окончательно справился с заговорщиками и установил в княжестве монархическую форму правления. При нем Владимирское княжество стало крупнейшим феодальным государством в Европе. Славился богатством, многочисленной дружиной, Был достойным продолжателем политики Андрея Боголюбского: ссорил удельных князей между собой, ослаблял их раздорами, потом властвовал над ними. Добился влияния на Киев, Новгород, Чернигов, Рязань, Галич. Совершал походы на Камскую Болгарию. После смерти князя Всеволода усобицы между князьями продолжались и огромная Владимиро-Суздальская держава распадалась на более мелкие отдельные княжества.

Владимирско-Суздальское княжество со временем стало центром кристаллизации будущего государства Московского. Сравнительно малая подвижность суздальских князей прочно привязала их к определенной территории и внедряла в их сознание новые понятия не только стражи, судьи, но и владельца подвластной ему земли. Опираясь именно на владельческий принцип, князья владимиро-суздальские, а потом московские сумели создать новый тип государственности и вторую форму российской цивилизации – Московскую Русь.

3. Влияние Золотой Орды
на развитие средневековой Руси

В первой половине XIII века на Русь обрушиваются одновременно как сверкающие татарские сабли, так и тяжелые германские мечи. Русь оказывается зажатой между двумя фронтами - между Востоком и Западом, русский народ разорван по уделам. В нем царствует удельный патриотизм (к примеру, в битве на реке Липице новгородцы убили свыше 9 тыс. суздальцев). В этих условиях Русь не в состоянии спасти ни поражение на реке Сити, ни победа на Чудском озере – слишком организован и целеустремлен враг как на Западе, так и на Востоке.

Однако между Востоком и Западом, между монголо - татарами и крестоносцами есть различие не только в вооружении, тактике и внешнем обличии.

– крестоносцы искореняют православную веру, считая ее еретической, а монголы не трогают ни церквей, ни монастырей, ни священнослужителей;

– крестоносцы отбирают завоёванную землю, превращая её жителей в крепостных, а монголам нечего делать в залесских княжествах Северо-Восточной Руси;

Таким образом, откровенная цель крестоносцев - полная ликвидация православия как ереси и аннексия княжеств, исповедующих византийскую веру, монголы не ставили своей целью захват русских княжеств, их задача была – уничтожение половцев и захват земли Половецкой.

В создавшихся условиях оставался единственный выход, найденный князем Ярославом Всеволодовичем и гениально претворенный в жизнь сыном Александром Невским - избрание проордынской политики, военно-политического вассалитета от монголо-татар против Запада («Политика от беды на Востоке, за веру от Запади», - Соловьев С.М.)

А что этот выход означал для народа? Ломку вековых традиций и стереотипов, переориентация всего исторического наследия, отказ от европейских связей и изменение вектора культурного развития России на 180 градусов - с Запада на Восток. Поля сражений трансформировались в димломатические переговоры, на русскую землю приходит мир, но этот мир требовал принципиального изменения, обретенного народом смысла существования. Произошло крушение европейской ориентации русской культуры, и Александр Невский, блестящий полководец той эпохи, выступил реформатором векового, привычного общенародного смысла существования. Это был затяжной и мучительный процесс. Невскому пришлось стать побратимом старшего сына Батыя - хана Сартака, поддерживать самого Бату в его борьбе за ханский престол, выдать антитатарский заговор своего брата Андрея, обеспечить татарскую перепись населения на Руси, включая новгородские земли, не разоренные монголами, организовать вербовку добровольцев в монгольскую армию и т.п. Всё это размывало вековые традиции и привычки народа, готовило его к выработке новых культурных принципов и как результат - к обретению иного общенационального смысла существования.

За спасение русского народа Невский заплатил огромную цену: он заложил «железный занавес» между нами и нашим естественным, историческим и этнически обусловленным родительским гнездом, развернув наше культурное и экономическое развитие с Запада на Восток. Потом мы веками будем искать пути через русский Север, прорубать окна в Европу, вновь восстанавливать его, как в виде Берлинской стены, так и в себе самих, раскалываясь от двойственности и утопая в мутных глубинах национализма.

История - беспощадный кредитор: она требует плату за содеянное с далеких потомков и с большими процентами.

Ордынское иго без малого два с половиной столетия терзало Русскую землю. «Нет в истории средневековой Руси эпохи страшнее, чем трагическое ХIII столетие», – писал академик В. Янин.

Основными причинами поражения Руси от монголо-татар явились:

1. Гибельные последствия удельной раздробленности и разобщенности русских князей и земель. Страна, разделенная на многие самостоятельные, часто враждовавшие между собой княжества, не могла подготовиться к обороне.

2. Укрепления городов возводились для обороны от соседних русских княжеств, а не от степных кочевников. Основную массу русского войска составляло ополчение - городские и сельские ратники, уступавшие монголо-татарам в вооружении и боевых навыках. Отсюда оборонительная тактика, рассчитанная на истощение сил противника. Каждое княжество оказывало отчаянное сопротивление завоевателям самостоятельно и погибало по одиночке.

3. А также монголо-татарская армия обладала численным превосходством. Батый выставил от 140-150 тыс. воинов, а вся Русь в то время могла собрать не более 100 тысяч. Отсутствовало единое командование. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам превосходили монголо-татарскую конницу, но по сравнению с ней были немногочисленными.

Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская Земля стала «улусом» татарского хана. Власть татарского хана не отменяла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой власти: оставшиеся в живых после татарского погрома русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него подтверждение своих владельческих прав. Власть русских князей над населением их земель не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на внешнюю огромную силу татарского хана. Князю, столкнувшемуся с народным недовольством, чтобы добиться повиновения, стоило только пригрозить позвать монголов, и такой подход с легкостью перешел в привычку.

Монгольский хан сделался первым бесспорным личным сувереном страны. В русских документах после 1240 г. он обычно именуется «царем» или «цезарем», ранее эти титулы предназначались императору Византии.

Монголо-татары не устранили русских князей, не создали своей династии на Руси, как это было в завоеванной ими Персии. Не имели они и постоянного наместника или наместников с определенными функциями. Баскаки назначались спорадически, в отдельные места, не имели функций управления, а главным образом наблюдали за сбором дани. Управление осталось в руках русских князей, но право наследования власти было утрачено. Ни один князь не мог вступить во власть, не заручившись предварительно его грамотой - «ярлыком». Чтобы получить ярлык, удельным князьям приходилось ездить в Сарай, а иногда даже в Каракорум-столицу Монголии. Там нужно было совершить особый ритуал - пройти в монгольских одеждах меж двух костров и коленопреклонно просить о грамоте на свой удел. Иногда они подвергались чудовищным издевательствам, и иные князья расставались в Сарае с жизнью. «Ярлыки» распределялись буквально с аукциона, где выигрывал тот, кто обещал больше денег и людей и лучше других гарантировал, что сможет удержать население в повиновении. Князья, под влиянием момента, выступавшие на стороне народа против сборщиков дани, немедленно навлекали на себя ханскую кару. В этих обстоятельствах начинал действовать некий процесс естественного отбора, при котором выживали самые беспринципные и безжалостные, прочие шли ко дну.

В отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья монголо-татары отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и создания на них своей постоянно действующей администрации. Зависимость Руси от монгольских ханов выражалась главным образом в тяжелой дани, которой было обложено все население покоренных русских земель (за исключением духовенства).

Сбор дани с русского населения был поручен татарским чиновникам – баскакам и данникам. Они приезжали на Русь в сопровождении вооруженной охраны. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения для раскладки дани. В города посылались бессемерские купцы, которые, уплатив хану требуемую с известной области сумму, потом с лихвой взыскивали ее с населения. Размер дани был очень велик, только одна «царева дань» в пользу хана составляла 1.300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась запросами единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налог" на содержание ханских чиновников. Всего было 14 видов дани в пользу татар.

От платежей тяжелой татарской дани и «выхода» было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Должно отметить, что татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, а, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые льготные «тарханные грамоты», которыми обеспечивались права и привилегий духовенства и неприкосновенность церковного имущества.

Ордынцы не без основания считали церковь своим союзником. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а Папа был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, ведущих проордынскую политику. Позже церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость.

Следует отметить, что воздействие ига на самые различные стороны русской жизни оказались куда продолжительнее самого факта юридической зависимости от монголов. Накопленный к настоящему времени объем знаний о русско-ордынских отношениях в XIII-XV вв. позволяет дать следующую оценку влияния завоевателей на различные стороны древнерусской цивилизации.

Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ремесло и сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Значительное число городов оказалось уничтожено, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов Руси в XII-XIII вв. около 50 были разорены монголами, в 14 из них жизнь так и не возобновилась, а 15 городов превратились в села. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство.

Из сельскохозяйственного оборота были выведены колоссальные площади пахотных черноземных земель, превратившиеся в безлюдное «дикое поле». Население, избежавшее истребления, пленения и рабства, устремились к северу, в более безопасные края. Произошло массовое перемещение земледельческой культуры из регионов с относительно благоприятным климатом и плодородной почвой на нечерноземные, менее удобные территории.

– Монгольское иго привело к фактическому разделению Северо-Восточной и Юго-Западной Руси. В XIV -начале XV вв. южные и западные русские земли были включены в состав Великого Литовского княжества и частично Польского королевства. Русская государственность сохранилась во Владимиро-Суздальской и Новгородской земле (под вассалитетом Орды). В результате прекратила существование единая древнерусская народность. На территории Северо-Восточной и Северо-Западной Руси начинает складываться русская народность, а на землях, вошедших в состав Литвы и Польши - украинская и белорусская народности.

– Иго способствовало резкому упадку объективной роли и политического авторитета Руси на международной арене. Географическое и политическое отделение Восточной Руси от Европы создало между ними стену взаимного отчуждения и непонимания, своего рода «железный занавес». Находившаяся под властью татар Восточная Русь сама превратилась в сознании неосведомленных европейцев в «Татарию». Был нанесен удар по торговым связям Руси с Западом: торговля с зарубежными странами сохранилась лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска. Внешние связи русских земель в значительной степени были переориентированы на Восток.

– Серьезнейшим последствием нашествия, наряду с утерей русскими землями суверенитета, стало, по оценке В.О. Ключевского, их «нравственное разорение» (осознание людьми собственного бессилия перед лицом военной мощи завоевателей).

– В результате нашествия замедляется развитие феодализма, и в том числе процесс формирования вотчинной земельной собственности. Происходит консервация государственных форм эксплуатации, во многом связанная с необходимостью изыскания средств для выплаты дани в Орду. Важнейшей обязанностью князей было обеспечение поступления дани и налогов. Первоначально дань была назначена натурой (шкуры медведя, лисицы, соболя), а затем серебром, в среднем 15 тысяч рублей в год. Что стоит за этой цифрой? В те времена на рубль серебра можно было купить 20 овец. Крупное село с крестьянами и налаженным барским хозяйством стоило всего несколько десятков рублей.

– Влияние татар на внутренние политические отношения в русских княжествах сказалось в усилении княжеской власти над населением и дальнейшем ослаблении вечевого или демократического элемента в Северо-Восточной Руси, в росте деспотизма. Иго превратило князей в вассалов монгольских ханов. Нашествие татар впервые познакомило русских князей с властью, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться, безусловно. Монгольские ханы не имели надобности входить в соглашение с народом. Они достаточно сильны, чтобы приказывать ему. Могли ли свободно развиваться дружинные отношения, если князья сами были «служебниками» монгольских ханов? В науке отмечено, что степень демократичности всего феодального общества зависела от характера отношений внутри господствующего класса, Эта закономерность помогает понять, почему русские князья- вассалы, обязанные в новых условиях беспрекословно исполнять волю хана, не могли уже примириться с независимостью старшей дружины, с ее былыми правами. Монгольское общество было пронизано отношениями жесткого подчинения. Власть верховного правителя была никем и ничем не ограниченной. Становясь служебниками хана, русские князья впитывали этот дух империи, беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей.

– Монгольское нашествие повлияло и на состав дружинников. Они гибли первыми. В ходе нашествия была физически истреблена основная масса феодалов-землевладельцев. Гибель господствующего класса сыграла колоссальную роль в выборе политического пути развития Руси. В рязанской земле погибло 9 из 12 князе, из трех ростовских князей - двое, из 9 суздальских было убито 5. Процент погибших дружинников не меньше. Об уничтожении большей части господствующего класса свидетельствует и наступивший в результате нашествия социальный регресс. После ордынского нашествия было расчищено место для расцвета новой знати, формировавшейся уже на почве отношений подданства. Новая знать возникает на княжеском дворе. Дворяне (дворовые, слуги князя) становятся феодальными собственниками, получая от князя земельные пожалования (поместья). Это люди двора и советоваться с ними нет нужды, им достаточно приказа.

– В домонгольский период древнерусские города обладали своими особыми правами и вольностями и в перспективе, должны были завоевать еще большую свободу. Вече в городах было обычное дело. Оно приглашало князей на княжение, а бывало и изгоняло, Вечевой институт опирался на традиции общины. Для его развития было нужно бороться с князьями, которым не нравилось такое ограничение их власти. Ордынцы практически периодически разрушали русские города. Вся последняя четверть ХIII века полна карательными экспедициями. По подсчетам В.Каргалова за последние 25 лет ХIII в. Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие города разрушались снова и снова. Переяславль-Залесский - 4 раза, Муром, Суздаль, Рязань - 3 раза, Владимир - 2 раза. В этих условиях естественной оказывалась консолидация князей и горожан, а не противоборство с ними. Роль я значение князя в условиях постоянной внешней опасности неимоверно возросло, что повлекло за собой подавление городских вольностей. Горожане сами были заинтересованы в сильном князе, способном их защитить. Таким образом, ордынское иго в противоборстве вассально-дружинных и княжески - подданнических отношений способствовало победе последних.

– После золотоордынского нашествия на Руси установилось «монгольское право» на землю, по которому вся земля принадлежала хану, т.е. носителю высшей военно-государственной власти. Частных земельных собственников Золотая Орда не знала. Покоренные русские князья, не владели больше своими княжествами, которые перестали быть их собственностью, а каждый раз получали из Орды, привозя дань, «ярлыки» - право на княжение и управление. Именно этот принцип владения землей переняла у татар Московская Русь. Лишь с конца XVIII в, в России ненадолго установилась земельная частная собственность. Но большевики, по сути, восстановили «монгольское право» на землю: она снова стала собственностью государства, а не частных владельцев.

– Известные в историографии попытки проследить положительное влияние ордынского нашествия на Русь (в частности, денежный счет - само слово деньги - татарское, пошлины с товаров - тамга, организация таможенной и почтовой службы) в контексте его тяжелейших последствий для Руси, на наш взгляд не достойны пристального внимания.

– Влияние татар на русскую культуру вообще было не велико, поскольку покоренное русское население не входило в близкое общение со своими завоевателями.

– Татары привнесли и более жестокую, чем в Древней Руси, систему наказаний: смертную казнь, телесные увечья, клеймение людей, битье кнутом и т.п.

– Опасность, угрожавшая женщинам со стороны властных пришельцев заставила высшие классы русского общества спрятать своих женщин в теремах, а уход женщин с арены общественной жизни способствовал дальнейшему огрублению нравов.

Одно единственное полезное следствие ига - сплочение всей Русской земли в борьбе с угнетателями, ускорившее образование Российского централизованного государства.

Методические рекомендации к лекции № 2
«Русь между Западом и Востоком. Золотая Орда
и Северо-Восточная Русь (XII-XV вв.)»

Контрольные вопросы к лекции

– Назовите основные политические центры и княжества Древней Руси XII-XIII вв., которые оказали значительное влияние на социально-политические аспекты жизни соседних сними земель.

– Расскажите об особом месте Новгородской республики в отечественной истории, о ее социально-политическом устройстве.

– Почему вече является символом государственной самостоятельности Новгорода? Каковы его основные функции и порядок работы?

– Как бы вы охарактеризовали политику русских князей по отношению к Золотой Орде?

– Назовите общие и отличительные черты развития русских земель в XIII-XV вв.

– Какие точки зрения существуют по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия для Руси?

– В чем конкретно заключалось монголо-татарское иго?

– Каковы непосредственные последствия нашествия и долговременные структурные сдвиги?

Рекомендуемая литература

Александр Невский: Сб. / Сост. Т.А. Соколова. – М., 1998.

Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. – М., 1992.

Борисов И. Иван Калита. – М., 1997.

Буганов В. Куликовская битва. – М., 1984.

Великий Новгород в истории средневековой Европы. – М., 1999.

Вернадский Г.В. Русская история. – М., 1997.

Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV веках: пути политического развития. – М., 1996.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1992.

Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. – М., 1990.

Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. – М., 1991.

Пашуто В. Александр Невский. – М., 1975.

Финнел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304 гг. – М., 1989.

Основные исторические даты
и имена для запоминания

XII в. – начало формирования раннефеодального монгольского государства.

1204-1206 гг. – провозглашение Темучина Чингисханом.

1223 г. – поражение русских дружин от монголов на реке Калке.

1237 г. – вторжение войск хана Батыя в пределы Руси.

1240 г. – завоевание армиями Батыя русских земель.

1237 г. – объединение Ливонского (Меченосцев) и Тевтонского орденов.

1240 г. – разгром войсками Александра Ярославича шведских войск в устье Невы.

1242 г. – Ледовое побоище. Разгром немецких войск.

Исторические деятели:Даниил Галицкий; Ярослав Всеволодович; Александр Невский; Евпатий Коловрат; Чингисхан; Батый.

Документы и материалы
для самостоятельной работы

 

Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

1. Договорная грамота Новгорода с Великим князем Тверским Ярославом Ярославичем (1270). Целуй, князь, крест ко всему Новгороду на том, на чем целовали деды и отец твой Ярослав. Новгород тебе держать по старине, потому, как пошло искони. Все волости новгородские не держать тебе, князь, своими мужами, а держать мужами новгородскими, а дар тебе, князь, получать с тех волостей. Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать... Во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоей княгине, ни твоим боярам, ни твоим слугам сел не держать, не покупать и в подарок не брать. ... Какие покосы, князь, повелись исстари твои и твоих мужей, то твое и твоих мужей. ... Дворянам твоиму купцов подвод не брать, за исключением военных вестей. ... Гнев твой, князь, на посадников и всех новгородцев отложить и никому от мала до велика не мстить ни судом, ни как-либо иначе; если кто начнет жаловаться тебе, тому не верить... В Немецком дворе торговать тебе через нашу братию, а двора тебе не затворять и приставов не приставливать...

2. Лаврентьевская летопись о нашествии Батыя. В тот же год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары и начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска, и взяли все Рязанское княжество, и сожгли город, и князя их убили. А пленников одних распинали, других расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и села, и взяли отовсюду немалую добычу, потом татары пошли к Коломне... И встретились они у Коломны, и была битва велика. И убили воеводу Всеволода Еремея Глебовича, и многих других мужей Всеволода убили, а Всеволод прибежал во Владимир с малой дружиной. А татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли татары Москву, воеводу убили Филиппа Няньку за правоверную христианскую веру, а князя Владимира, сына Юрия, взяли в плен. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и села сожгли, и, захватив много добра, ушли.

3. Историк С.М. Соловьев о монголо-татарском иге. Условия, на которых татары принимают к себе в подданство какой-нибудь народ, суть следующие: жители подчиненной страны обязаны ходить с ними на войну по первому востребованию, потом давать десятину от всего, от людей и от вещей, берут они десятого отрока и девицу, которых отводят в свои кочевья и держат в рабстве, остальных жителей перечисляют для сбора подати. Требуют также, чтоб князья подчиненных стран являлись без замедления в Орду и привозили богатые подарки хану, его женам, тысячникам, сотникам одним словом, всем, имеющим какое-нибудь значение; некоторые из этих князей лишаются жизни в Орде; некоторые возвращаются, но оставляют в заложниках сыновей или братьев и принимают в свои земли баскаков, которым как сами князья, так и все жители обязаны повиноваться, в противном случае по донесению баскаков является толпа татар, которая истребляет ослушников, опустошает их город или страну; не только сам хан или наместник его, но всякий татарин, если случится ему приехать в подчиненную страну, ведет себя в ней как господин, требует все, чего только захочет, и получает. Во время пребывания в Орде у великого хана Плано Карпини (итальянский монах, находившийся в 1240-х гг. в Орде с дипломатической миссией. Сост.) заметил необыкновенную терпимость последнего относительно чуждых вероисповеданий; терпимость эта была предписана законом: в самом семействе хана были христиане; на собственном иждивении содержал он христианских духовных греческого исповедания, которые открыто отправляли свое богослужение в церкви, помещавшейся перед большою его палаткою. По уставу Чингисхана(великий хан монголов в 1206-1227 гг. Сост.) и Октая (великий хан монголов в 1229-1241 гг. Сост.), подтвержденному впоследствии, служители всех религий были освобождены от платежа дани.

4. Л.Н. Гумилев о проблеме т.н. «монголо-татарского ига».В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в XIII веке, а столетие спустя, тогда, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы. ... После похода Батыя в 1237-1240 годах, когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан-несториан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312-1356) использовали Москву как источник доходов, но при этом защищали ее от Литвы.... Войны между государствами не всегда влекут за собой ненависть народов друг к другу. К счастью, между русскими и тюрками такой ненависти не возникло. Многие татары, путем смешанных браков, вошли в состав русского народа, а те, которые остались мусульманами, живут в Казани с русскими дружно. Вряд ли такое объединение народов следует называть «игом».

... Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем Ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы у себя под боком. Пока существовала сильная Византия, ни «Христианский (католический)», ни Мусульманский мир не были страшны русской земле. Но в 1204 году этот естественный союзник исчез, так как Константинополь был взят и разрушен крестоносцами (следующей на очереди стала Русь. Сост.). Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полухристианской Орды и христианской Руси, эффективный до перехода хана Узбека в ислам в 1312 году.

В Древней Руси слово «иго» означало то, чем скрепляют что-либо, узду или хомут. Существовало оно и в значении бремя, то есть то, что несут. Слово «иго» в значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре I. Союз Москвы и Орды держался до тех пор, пока он был взаимовыгоден. Но ... Россия в XV веке росла и крепла так неудержимо, что смогла противопоставить себя и западноевропейскому, романо-германскому суперэтносу, к которому примкнула Польша, и ближневосточному, возглавляемому Турцией. А Орда распалась. Часть татар ... влилась в состав России. Таким образом, Россия в XV веке унаследовала высокую культуру Византии и татарскую доблесть, что поставило ее в ранг великих держав.

Вопросы и задания к документам

1. О каких особенностях управления Новгородской республикой говорится в документе 1? Подумайте, каковы были причины особого положения Новгорода в сравнении с другими русскими землями?

2. Прочитайте документ 3. Охарактеризуйте формы зависимости русских земель от монголо-татар в период ордынского владычества.

3. На основе документов 2, 3 и 4 попытайтесь определить собственную позицию по вопросу о последствиях монголо-татарского нашествия в русской истории?

СЕМИНАР № 2.
Феодальная раздробленность на Руси.
Русские земли в XII-XIII вв.

Основные вопросы

1. Русские земли в середине XII – первой половине XIII вв. Экономика и социально-политическое устройство Северо-Восточной земли.

2. Особое место Новгородской республики в отечественной истории и ее экономическое и социально-политическое устройство.

3. Монголо-татарское иго и его роль в истории нашего государства.

Литература

1. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.

2. Юрганов А. У истоков деспотизма. – История отечества: Люди, идеи, решения. М., 1991.

3. «А было ли иго?» – Родина, 1997, № 3-4.

4. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М. 1995.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.023 с.)