ТОП 10:

Победа русского войска на Куликовом поле в 1380 г.



- освободила Русь от ордынского ига

- стала первой крупной победой русских в борьбе с Ордой

- завершилась свержением хана Батыя

 

15. Первая победа русских войск над монголо-татарами:

- Куликовская битва

- Ледовое побоище

- Битва на реке Калке

- "Стояние" на реке Угре

 

16. Центром объединения русских земель в XIV-XV вв. стал город:

- Москва

- Санкт-Петербург

- Киев

- Новгород.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 4.
Эпоха Ивана Грозного: реформы
«Избранной рады» и опричнина
(вторая половина XVI века)

1. «Избранная рада» – курс правительственных реформ.

2. Опричнина и ее исторические последствия.

3. Личность и реформы Ивана Грозного в оценке отечественной историографии.

 

1. «Избранная рада» – курс правительственных реформ
50-е годы XVI века

Политическое развитее и международное положение единого Российского государства в XVI в. отмечено множеством противоречий. Благодаря ускоренной централизации и возросшему военно-политическому могуществу Россия сумела существенно расширить свои границы на восток вплоть до Иртыша и Каспийского моря. Начался длительный и судьбоносный процесс складывания единого евразийского пространства,

Вплоть до середины XVI века шел интенсивный экономический подъем. При благоприятных политических условиях такой подъем мог стать началом серьезных сдвигов предбуржуазного развития. Однако будущее России по-прежнему определялось характером политической централизации.

Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодальной раздробленности. Сложившиеся в предыдущий период истории сословное устроение общества и дворцово-вотчинская система управления, особенно ее институты местничества и кормлений, изживали себя. Потребности дальнейшей политической централизации диктовали необходимость преобразований отживших институтов, создания такой единой системы управления, которая отражала бы интересы не только великокняжеской власти, но и всех сословий общества. Видимо, не случайно в середине XVI века, в политических судьбах России происходили резкие повороты, которые неизменно поражают историков.

Иван IV родился в 1530 г. Уже на четвертом году жизни он пережил смерть отца, а на восьмом – матери. Наделенный от природы умом и впечатлительностью, молодой царевич с раннего детства наблюдал жестокие сцены борьбы за власть между боярами, вынужден был терпеть пренебрежительное отношение к себе. В 1547 г. он стал свидетелем страшного пожара и народного восстания в Москве. Все это наложило отпечаток на характер Ивана IV, развив подозрительность, скрытность и жестокость. Уже в 1543 г. будучи еще подростком, он вынес свой первый смертный приговор. Однако в первое десятилетие его царствования отрицательные черты Грозного не стали еще доминирующими.

В 1547 г. Иван 1У первый из русских князей венчался царским венцом. Великий князь - титул, символизировавший связь с исторической традицией Древней Руси, уступил место восточному - «царь». Откуда появился этот титул и почему именно он был выбран Грозным?

С одной стороны, из Золотой Орды, т.к. царями на Руси на протяжении двух с половиной столетий называли золотоордынских ханов, в отличие от общемонгольского хана. Превращение в царство как бы символизировало окончательное утверждение государства в полном его статусе. С другой стороны, из Византии, близость к которой Московское государство демонстрировало с момента своего рождения. Православное учение о царстве лежало в основе русской национальной концепции власти. Считалось, что царские регалии имеют византийское происхождение, оттуда же был заимствован и ритуал.

Венчание на царство укрепляло международный статус российского государства. Иван IУ именовался самодержцем (синоним греческого слова «автократор»), верховным властелином («ныне землей русскою владеет государь наш один»).

Царский титул закреплял превращение князей и бояр из вассалов в подданных, холопов. Если великий князь был первым среди равных, то царь был господином, помазанником божьим, а князья и бояре - его подданными. Утверждение самодержавия подрывало основу для притязаний удельных князей и боярства на соучастие в управлении государством.

Официальное принятие царского титула Иваном IV явилось только подготовкой базы, фундаментом будущих реформ, которые были невозможны без сильной власти монарха. Сам же период реформаторства начинается с 1549 г., когда в ближайшем окружении царя появились люди, образовавшие своего рода правительственный кружок, так называемую «Избранную раду» или «Ближнюю думу» (1549-1560 гг.). В нее входили А. Адашев, А. Курбский, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, М. Воротынский, И. Висковатый, родственники царицы Анастасии бояре Захарьины-Юрьевы.

Основная задача реформ, стоящих перед Россией в середине XVI века состояла в укреплении центральной власти государя, преодолении остатков феодальной раздробленности и объединения боярства и верхов служивого дворянства с целью расширения социальной базы самодержавной власти (опора на дворянство).

«Избранная рада» начала реализовывать программу реформ сословной организации и управления обществом. Она предусматривала:

– перестройку центральных и местных органов государственного управления;

– проведение военной, правовой и церковной реформ.

Программа реформ была объявлена Иваном 1У после так называемого «Собора примирения» царя с боярами в 1549 г., который положил начало периодическому созыву царем (до 1566 г.) сословных совещаний (или «Соборов»), для обсуждения вопросов государственной важности (термин «Земские соборы» появился только в XVII веке). В Соборы входила Боярская Дума и Освященный собор (верхи духовенства) в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижнюю палату представляли выборные от дворянства, верхов посадских людей (крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

Обсуждение вопросов проходило по отдельности у бояр, духовенства, служилых людей, купцов. Каждая из этих групп высказывала свое суждение по делу.

Роль Земских соборов в разные времена была неодинаковой. Иногда они были единственным учреждением, имевшим достаточно власти, чтобы решать важнейшие вопросы. Но в большинстве случаев московские государи использовали соборы как совещания, на которых они могли ознакомиться с мнением своих подданных.

В течение своего полуторавекового существования Земские соборы в России, конечно, не являлись органами народовластия. Не существовало даже четких правил созыва и распорядка их работы. Тем не менее, решения Земского собора не были формальными, и правительство с ними считалось. Все это свидетельствует о том, что Россия двигалась в сторону сословно-представительной монархии.

Наиболее успешной оказалась реформа центрального государственного управления, смысл которой сводился к переходу от сугубо территориального к отраслевому управлению через приказы. Постепенно московские приказы обособляются в ведомства с определенными властными полномочиями и структурой, достаточно высоким уровнем специализации. Важнейшие отрасли государственного управления перешли в ведение приказов: внешняя политика проводилась Посольским приказом, военная - Разрядным, земельная - Поместным, армейскими вопросами – Пушкарский и Стрелецкий (всего более 20 приказов). С присоединением новых территорий появляются приказы, имеющие территориальный характер Казанский, Сибирский и др. Деятельность приказов направляла и контролировала Боярская Дума, все делопроизводство в приказах вели дьяки и подьячие которые, как правило, были дворянами и относились к самой образованной части общества. Приказы как ведомства в XVI в. не отменяли дворцово-вотчинную систему управления, а лишь дополняли ее.

Самой радикальной из реформ «Избранной рады» стала земская реформа (реформа местных органов власти). Если раньше наместники и волостели на неопределенный срок назначались великим князем, то теперь их судебные права в отношении дворян были ограничены, и на значительной территории власть наместников полностью заменялась властью земских органов. С 50-х годов население само стало выбирать из наиболее уважаемых и авторитетных жителей губных старост (в местах с преобладанием феодального дворянского землевладения), земских старост (в городах и черносошенных волостях), целовальников и голов (сборщиков различных налогов и сборов), дьяков, подьячих и других должностных лиц в губных и земских избах. Они были обязаны участвовать в суде наместников в качестве присяжных заседателей. Органы местного управления действовали под контролем приказов.

Реформа фактически отменила систему кормлений. Ранее наместники и волостели, направляемые из Москвы, за выполнение административных и судебных функций должны были получать корм с подвластного населения. Теперь наместники должны были получать жалование от царя за счет введения специального налога с земств «кормленого откупа».

Правовая реформа. В 1550 г. был подготовлен новый свод законов - «Судебник». В его основе находился «Судебник» Ивана Ш, однако многое было сделано заново. В нем впервые появляется квалификация и разграничение целого ряда преступлений: подлог документов, разбой, грабеж, мошенничество. В Судебнике сурово преследуется взяточничество; вводится новая мера наказания - тюремное заключение; фиксируется положение, что закон обратной силы не имеет и др. По отношению к крестьянам Судебник повторил статью Судебника 1497 г. о Юрьевом дне с некоторым увеличением «пожилого» и распространением ее действия на вновь присоединенные земли.

Важное значение имели и военный реформы. К 1550 г. относится создание дворянской конницы, так называемой «избранной тысячи» -1070 дворян, которым предстояло составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти. В соответствии с «Уложением о службе» (1556 г.) как вотчинник, так и помещик могли начинать воинскую службу с 15 лет и передавать ее по наследству. И тот и другой должны были со 150 десятин (1 десятина равнялась 1 га) земли поставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно». Оба составляли группу «служилых людей по отечеству». Но главное - были заложены основы постоянного войска (стрелецкого). Стрельцы набирались из посадских людей, получали денежное и продуктовое довольствие, обмундирование из государственной казны. Стрелецкое войско стало основой «служилых людей по прибору». В 1550 г. Иван Грозный выделил из стрелецкого войска отряд личной охраны в 3 тысячи человек. К концу XVI в. стрельцов насчитывалось более 25 тысяч. Они несли постоянную службу во всех городах России.

Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались преимущественно для несения пограничной службы в городах (городовые казаки), получали жалование, как правило, в виде земельных наделов.

По прибору (по набору) служили помимо стрельцов казаки, пушкари, казенные кузнецы и даже иностранцы. В московском войске появились служилые инородцы – татары, калмыки, башкиры. В армии стало широко использоваться огнестрельное оружие (пищали), пушки (более 200) появились шесть пехотных полков, конница, артиллерийские отряды и даже военно-инженерное дело. При штурме Казани в 1552 г. применялись минные работы (под стены крепости делались подкопы и в них закладывался пороховой заряд) – работы вели голландские инженеры. У казанского хана не было мусульман пушкарей, а армянские пушкари, находившиеся за крепостными стенами, не хотели стрелять в русских. Пушкари давали залпы, но так, что все ядра уходили в землю или небо, в сторону от войска. Иван отблагодарил армян – всех посадил на кол. Устроил резню, а потом попойку. В 1556 г. было захвачено Астраханское ханство – тоже резня и попойка. В результате активных военных действий на востоке был открыт путь русским переселенцам в Башкирию, Приуралье, Урал и Сибирь.

В 1550 году было ограничено местничество. Местничество – это порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должности, занимаемой предками. Молодые бояре должны были теперь начинать службу на незначительных должностях, но без записи в фамильные местнические книги. Во время военных походов местничество отменялось.

В 1551 г. был проведен церковный Собор, получивший название «Стоглавого», так как его постановления состояли из ста глав.

Собор унифицировал церковные обряды, которые до этого имели некоторые местные различия, и принял меры по улучшению «нравственного облика» церковнослужителей и монахов. По вопросу о церковном землевладении дело кончилось компромиссом: было решено отдать прежним владельцам земли, приобретенные церковью до Собора, а впредь приобретать и продавать земли только с царского разрешения. «Стоглав» запретил церковникам заниматься ростовщичеством, как в денежной, так и натуральной форме.

Кроме того, были унифицированы денежная система (рубль стал основной общегосударственной денежной единицей), система мер и весов. Была проведена реформа податного обложения, в результате которой общее налоговое бремя возросло. Был упорядочен сбор налогов – он полностью перешел в руки правительства. В ведение государства перешло и взимание торговых пошлин. Упорядочены были тягла (повинности) населения в пользу государства, установлена единая мера обложения – большая соха.

Итак, реформаторская политика, проводимая в 50-е г. XVI века «Избранной радой», выражала общенациональные интересы, отвечала потребностям перехода к сословно-представительному типу организации и управлению обществом. Она была не только возможной, но и реальной альтернативой все более утверждавшемуся в жизни общества режиму деспотической власти. Были успешно проведены важные государственные реформы. Однако в условиях опережающей политической организации в обществе еще не сложились социально-политические предпосылки для компромисса между властью и основными сословиями. Реформы не нашли массовой социальной базы, поскольку, во-первых, княжеско-боярская знать крайне неохотно уступала позиции дворянству, а, во-вторых, формирование системы крепостного права закономерно вело к обострению социальных конфликтов. Крупные неудачи в Ливонской войне, истощение ресурсов, голод, новые феодальные междоусобицы - все это, видимо, толкнуло Ивана Грозного к введению так называемой политики опричнины.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.006 с.)